Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 730

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также сокрытие, несвоевременное предоставление либо предоставление должностными лицами умышленно искаженной или ложной информации в области проведения работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия влекут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия" от 2 мая 1997 г. № 76-ФЗ (ст. 20).
Нарушение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности, эксплуатирующих организаций, организаций, выполняющих работы и предоставляющих услуги для эксплуатирующих организаций, работниками (в том числе командированными) ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, работниками
(в том числе командированными) организаций, осуществляющих иную деятельность в области использования атомной энергии, а также гражданами законодательства Российской
Федерации в области использования атомной энергии влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации. К числу таких нарушений закон относит: сокрытие факта аварии или нарушение установленного порядка информирования об аварии на ядерной установке, радиационном источнике или в пункте хранения, сокрытие информации о состоянии радиационного загрязнения окружающей среды, а также выдача преднамеренно ложной информации о состоянии радиационной обстановки указанных объектов; отказ в предоставлении информации, умышленное искажение или сокрытие информации по вопросам безопасности при использовании атомной энергии (ст. 61 ФЗ "Об использовании атомной энергии" в ред. Федерального закона от 10.02.97 № 28-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" (ст. 9) при обнаружении нештатных режимов функционирования средств международного информационного обмена, либо ложной информации собственник или владелец этих средств должен своевременно сообщить об этом в органы контроля за осуществлением международного информационного обмена и собственнику или владельцу взаимодействующих средств международного информационного обмена, в противном случае он несет ответственность за причиненный ущерб.
Особенности правового регулирования имеют отношения, связанные с распространением электронной рекламы.
Чтобы сократить расходы пользователей, вызванные распространением спама, в настоящее время в европейских странах существует два подхода к решению этой проблемы. Первый из них заключается в том, что в большинстве стран ЕС интернет-пользователь, делая определенную пометку, заранее уведомляет службу, предоставляющую ему электронный ящик, о том, что не хочет получать рекламную информацию в таких странах, как Австрия,
Дания, Финляндия, Италия и Германия, пользователю предоставляется возможность самому сделать запрос о том, хочет ли он получать такую информацию. Именно второй подход использует Европейская Комиссия при разработке новых директив, направленных на регулирование данной проблемы.


Техническое регулирование предусматривает фильтрацию (пользователем, провайдером пользователя или через прокси-сервер сторонней организации), блокирование (запрещение приема всех писем с определенного сервера на уровне почтового сервера), сокрытие адреса от спамеров, отказ от рассылки ответов, вычисление адреса спамера с целью последующего принятия организационных мер через провайдера.
Общественное регулирование предусматривает введение ряда сетевых запретов и ограничений. Так, в Положении о нормах пользования сетью (в ред. 1.0, одобренном 1 марта 1999 г. Открытым Форумом Интернет-Сервис-Провайдеров) говорится, что одной из основных проблем пользователей Сети стал избыток информации. Поэтому сетевое сообщество выработало специальные правила, направленные на ограждение пользователя от ненужной/незапрошенной информации (спама). В частности, являются недопустимыми:
1. Массовая рассылка не согласованных предварительно электронных писем. Под массовой рассылкой подразумевается как рассылка множеству получателей, так и множественная рассылка одному получателю (здесь и далее под электронными письмами понимаются сообщения электронной почты, ICQ и других подобных средств личного обмена информацией).
2. Несогласованная отправка электронных писем объемом более одной страницы или содержащих вложенные файлы.
3. Несогласованная рассылка электронных писем рекламного, коммерческого или агитационного характера, а также писем, содержащих грубые и оскорбительные выражения и предложения.
4. Размещение в любой конференции Usenet или другой конференции, форуме или электронном списке рассылки статей (далее -конференции), которые не соответствуют тематике данной конференции или списка рассылки (off-topic).
5. Размещение в любой конференции сообщений рекламного, коммерческого или агитационного характера, кроме случаев, когда такие сообщения явно разрешены правилами такой конференции либо их размещение было согласовано с владельцами или администраторами такой конференции предварительно.
6. Размещение в любой конференции статьи, содержащей приложенные файлы, кроме случаев, когда вложения явно разрешены правилами такой конференции либо такое размещение было согласовано с владельцами или администраторами такой конференции предварительно.
7. Рассылка информации получателям, высказавшим ранее явное нежелание получать эту информацию.
8. Использование собственных или предоставленных информационных ресурсов (почтовых ящиков, адресов электронной почты, страниц WWW и т. д.) в качестве контактных координат при совершении любого из вышеописанных действий, вне зависимости от того, из какой точки Сети были совершены эти действия.
Законодательное регулирование. В России, к сожалению, не только не приняты конкретные законы, относящиеся к проблеме борьбы со спамом, но и нет законопроектов на эту тему.


В США действует ряд законов как федерального уровня, так и в более чем 20 штатах, что предполагает необходимость унификации данного законодательства. Примером выступает принуждение помечать письма, имеющие информацию сексуального характера специальной аббревиатурой в заголовке. Но закон Пенсильвании приписывает вставлять аббревиатуру "ADV-ADULT", а законы Калифорнии и Теннесси требуют указания "
ADV:ADULT", что порождает как технические, так и юридические трудности в отнесении того или иного письма к спаму.
Законопроект о несанкционированной коммерческой почте (Unsolicited Commercial
Electronic Mail Act) был разработан в 1999 г. по образцу аналогичного закона, касающегося факсимильных средств связи и принят в 2000 г. в
США.
Согласно закону за каждое письмо, попадающее под категорию несанкционированной почты, судом может быть наложен штраф от 500 до 50 тыс. долл.
США. Чтобы коммерческая рассылка не попадала под данную категорию, в письме должен быть четко указан отправитель, а получателю предоставлена возможность легко удалять себя из списков рассылки. При этом важно, чтобы отписаться можно было на самом деле.
Если спаммер выполняет эти условия, его действия будут расценены как реклама, а не как рассылка спама. Федеральная комиссия связи (РСС) тоже сможет предпринимать карательные меры к спаммерам, на которых поступают жалобы от пользователей и интернет-провайдеров.
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   59

Правовая охрана от распространения непристойной информации. В Постановлении
Государственной Думы РФ от 23 ноября 1994 г. № 354-1 ГД "Об экстренных мерах по усилению борьбы с преступностью и обеспечению личной безопасности граждан в
Российской Федерации" работа органов исполнительной власти и прокуратуры по борьбе с преступностью и обеспечению личной безопасности граждан была признана крайне неудовлетворительной. Правительству Российской Федерации было предложено принять меры по недопущению в программах радио и телевидения, а также в киноматериалах, связанных с насилием, культом наживы, посягательствами на жизнь человека, пропагандой сексуальной распущенности и порнографией.
Через три года Государственная Дума РФ в своем Постановлении от 19 декабря 1997 г. № 2028-П ГД вновь подтвердила актуальность этой проблемы. По оценке палаты российского парламента, "вопреки традициям и обычаям народов Российской Федерации телекомпания
НТВ продолжает бесконтрольные производство и оборот продукции эротического и порнографического характера. Открыто игнорируются религиозные чувства верующих, делаются попытки поссорить Россию с ее ближайшими соседями". Правительству
Российской
Федерации было предложено усилить контроль за соблюдением телекомпанией НТВ и иными негосударственными теле- и радиокомпаниями условий лицензий на вещание и применять жесткие санкции к нарушителям указанных условий; разработать нормативные правовые акты, обязывающие соответствующие федеральные органы исполнительной власти при выдаче лицензий на вещание заключать с теле- и радиокомпаниями договоры, обязывающие их в своей деятельности учитывать национальные традиции; при составлении сетки вещания соблюдать пропорции отечественных и зарубежных произведений искусства и культуры
(песен, музыкальных произведений, кинофильмов), отдавая приоритет российской культуре; проявлять заботу о целостности и безопасности России.
В Постановлении от 18 марта 1998 г. № 2294-И ГД Государственная Дума РФ в очередной раз констатировала, что "некоторые российские телекомпании, прежде всего НТВ,
пользуясь несовершенством законодательства, своей деятельностью наносят ущерб общественной нравственности, демонстрируя продукцию откровенно циничного, непристойного и оскорбительного характера, фактически пропагандируют порнографию, культ насилия и жестокости, способные побуждать к совершению преступлений". В целях защиты общественной нравственности и права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации обратила внимание руководства российских телекомпаний независимо от форм собственности на недопустимость злоупотребления свободной информации путем распространения продукции, пропагандирующей порнографию, культ насилия и жестокости, а также оскорбляющей чувства граждан в связи с их отношением к религии и поручила своим Комитетам организовать подготовку законопроектов, предусматривающих более строгие меры ответственности за пропаганду порнографии, культа насилия и жестокости, а также за умышленное - публичное или в средствах массовой информации - оскорбление чувств граждан в связи с их отношением к религии. Однако и сегодня проблема остается достаточно актуальной.
В этой связи интересен опыт деятельности Высшего Совета по аудиовизуальным средствам
(ВСА) Франции, распространенный в Государственной Думе РФ в материалах к проекту
Федерального закона "О Высшем Совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации". В этой стране ныне действует уже третья инстанция, которая осуществляет регламентацию и регулирование деятельности электронных СМИ: Высший Совет по аудиовизуальным средствам (ВСА) (в
1982-1986 гг. - Главное управление аудиовизуальной коммуникации, в 1986-1989 гг. - национальная Комиссия коммуникации и свобод, с января
1989 г. - Высший Совет по аудиовизуальным средствам).
ВСА является независимым административным органом, в компетенцию которого входит регулирование и контроль всей совокупности радио- и электронных СМИ как государственных, так и частных. 9 членов ВСА назначаются декретом Президента
Республики по представлению самого Президента и председателей обеих палат парламента
- Сената и Национального собрания (по 3 кандидатуры от каждой инстанции) сроком на 6 лет. Состав его обновляется раз в 2 года по 3 члена одновременно.
Одна из важнейших заслуг ВСА, высоко ценимая французской общественностью - защита национального культурного достояния и современного художественного производства в стране. Совет помогает противостоять культурному иностранному засилью и вторжению третьесортного масскульта.
Французское законодательство установило обязанности вещателей по распространению и производству аудиовизуальной и кинематографической продукции. В демонстрации аудиовизуальных произведений доля оригинальных французских творений должна быть не ниже 40% времени показа, а общая пропорция европейских произведений - не ниже 60%.
При этом данные квоты должны соблюдаться и во время наибольшей зрительской аудитории между 18 и 23 час. (Нормы применяются гибко, с учетом особенностей вещателей.) Те же показатели 40% и 60% применяются и к показу кинофильмов.
Квоты существуют и для производственной деятельности электронных СМИ. Так, все программы обязаны отводить не менее 15% чистого годичного оборота прошлого бюджета на заказ аудиовизуальных творений французского происхождения и демонстрировать в год не менее 120 час. произведений французского или европейского происхождения, причем с первым показом по открытому вещанию во Франции, с началом трансляции между 20 и 21
час. (По специальным решениям ВСА могут быть внесены некоторые частичные изменения в эти жесткие правила). ВСА также контролирует, чтобы телевещатели отводили не менее 10% чистого годового оборота предыдущего бюджета на финансирование производства независимых авторов (т. е. не работающих на данной программе). Кроме того, все программы обязаны ежегодно отводить 3% чистого оборота на производство европейской кинематографической продукции, в том числе не менее 2,5% - оригинальной французской.
С 1994 г. закон установил, что радиостанции Франции должны отводить 40% их программ легкой музыки трансляции песен французского происхождения, причем половину их должны составлять произведения новых авторов (поощрение молодых талантов!) или новинки известных мастеров. Эти нормы должны соблюдаться опять-таки в лучшее время
(6.30-22.30) с возможностью гибких изменений. Установленные квоты не применяются только к двум категориям радиостанций: вещанию национальных общин и классической музыки.
Все указанные нормы бдительно контролируются (иногда выборочно), а нарушение их чувствительно наказывается. Так, приватизированная первая программа французского телевидения ТФ1 в 1992 г. была оштрафована ВСА на 30 млн франков ( 6 млн долл.) за несоблюдение минимума
120 часов демонстрации оригинальных французских телефильмов первым экраном (она показала только 106 ч. 43 мин.). После того как та же
ТФ1 нарушила в 1993 г. квоту трансляции произведений европейского происхождения,
ВСА потребовал, а вещатель вынужден был обязаться затратить в 1996 г. 45 млн франков
(дополнительно к текущим расходам) на заказы оригинальных французских или европейских произведений, причем 3/4 их должны были создать независимые авторы.
Одной из центральных задач, возложенных на ВСА французскими законодателями, является забота о нравственном здоровье народа и, прежде всего, обеспечение охраны детей и юношества. Французское законодательство поручило ВСА ограждать несовершеннолетних от воздействия передач насильственного или порнографического содержания. Совместно с вещателями им разработаны предложения, касающиеся этики программ ТВ. Саморегулирование со стороны руководителей телевизионных программ дополнено прямыми обязательствами вещателей и зафиксировано в документах о возобновлении разрешений на вещание. Эти обязательства на общественных телеканалах
ФРАНС-2 и ФРАНС-3 предусматривают, в частности, воздерживаться "передавать программы, способные повредить физическому, умственному и моральному расцвету несовершеннолетних..., демонстрировать порнографические сцены", показывать "зрелища насилия ради насилия" и т. п. Эта линия проводится в отношении художественных передач, рекламы и даже телевизионных новостей. ВСА издал рекомендацию вещателям, которая требует от передач, несущих "телеправду" или воспроизведение реальных фактов, избегать широкого показа действий, "способных нанести материальный или физический ущерб", чтобы не поощрять подражания опасному поведению. В 1996 г. выработан Кодекс защиты детей и юношества. Он предусматривает организацию на каждой программе ТВ просмотровой комиссии, классификацию ею на 5 категорий всех художественных и документальных передач, установление общей для всех программ системы символов разных категорий доступности, соблюдение расписания передач в соответствии с указанной классификацией (от общедоступных до полностью запрещенных для показа). Эта система классификации и предупреждения зрителя введена на национальном ТВ с 18 ноября 1996 г. В 1995 г. ВСА создал "обсерваторию телевидения
для молодежи", организацию для обсуждения проблем молодежных передач и защиты детства. В "обсерватории" участвуют различные ассоциации и учреждения, связанные с проблематикой детства и юношества, объединения телезрителей, эксперты, работники
СМИ, представители программ ТВ. Год спустя после введения обозначений, направленных против воздействия насилия на юных зрителей ТВ, ВСА провело слушания, посвященные этой теме.
В России неоднократные попытки законодателей правового регулирования отношений в этой области пока не имеют большого успеха.
Проект Федерального закона "О Высшем Совете по этике и нравственности в области кинематографии и телерадиовещания в Российской Федерации" так и не был принят.
Федеральный закон "О государственной защите нравственности и здоровья граждан и об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера" отклонен Президентом
РФ (письмо Президента РФ от 10.05.1999 № Пр-603). Закон запрещал оборот порнографической продукции на территории Российской Федерации и вводил ряд ограничений на распространение продукции сексуального характера, в том числе предусматривал, что:
 распространение печатной продукции специализированных средств массовой информации сексуального характера

 посредством почтовой связи допускается только в запечатанной непрозрачной упаковке, иное распространение - только в специально отведенных местах в запечатанной прозрачной упаковке. На обложке не допускается детальное изображение половых органов;
 распространение аудиовизуальной продукции сексуального характера, а также фильмов и программ эротического характера по телевизионным каналам допускается с 1 часа до 4 часов по местному времени;
 распространение аудиовизуальной продукции сексуального характера, содержащей изображение половых органов в момент осуществления сексуальных действий, допускается с 1 часа до 4 часов по местному времени только при условии кодирования сигнала - защите аудиовизуальной продукции сексуального характера при помощи специальной обработки сигнала, исключающей возможность ее приема без специальных технических средств (декодирующих устройств), предоставленных правообладателем аудиовизуальной продукции сексуального характера;
 организация, осуществляющая распространение продукции специализированных и иных средств массовой информации сексуального характера при условии кодирования сигнала, должна блокировать передачу кодированного сигнала таким образом, чтобы лицо, не обладающее декодирующим устройством, не могло осуществить прием такого сигнала;
 распространение аудиовизуальной продукции специализированных и иных средств массовой информации сексуального характера должно предваряться сообщением
(заставкой) о ее характере и нежелательности ее просмотра или прослушивания несовершеннолетними;
 должна проводиться экспертиза продукции сексуального характера и зрелищных мероприятий сексуального характера.
Проект Федерального закона "О перечне оснований, наличие которых препятствует занятию педагогической деятельностью в образовательных учреждениях", внесенный
Правительством
Российской
Федерации предусматривал, что к педагогической
деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, в том числе имеющие судимость за совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: развратные действия, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
Концепция
правовой
охраны
от
воздействия
информации,
оказывающей
деструктивное воздействие. Разработка концепции законодательства в области информационно-психологической безопасности была начата в 1990 г. в парламентской комиссии Верховного Совета СССР по проблемам национальной безопасности под руководством академика Ю. А. Рыжова, где автор отвечал в числе других и за эти вопросы.
19 3 декабря 1999 г. законопроект был внесен автором в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу РФ, а в 2000 г. его поддержали и выступили в составе субъектов законодательной инициативы 16 депутатов, в том числе С. В. Степашин,
А. И. Гуров, Н. Д. Ковалев, А. И. Александров, В. П. Воротников.
Концепция правовой охраны от воздействия вредной информации, изложенная в законопроекте, базируется на следующих основных положениях:
1. Любой человек, находящийся на территории Российской Федерации должен быть защищен от негативных информационно-психологических воздействий на его психику.
2. Обеспечение информационно-психологической безопасности является одной из важнейших задач государства.
3. Для реализации этой задачи должна быть разработана государственная политика и создана государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности. Законопроектом определены основные направления государственной политики, а также структура государственной системы обеспечения информационно- психологической безопасности, ее основные задачи и функции.
4. Средства, используемые государственной системой, должны обеспечить достаточный уровень защиты от негативных информационно-психологических воздействий.
Законопроект предусматривает использование таких инструментов государственного регулирования, как обязательное лицензирование деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности, обязательная сертификация средств и методов обеспечения безопасности, экспертиза в целях выявления негативных информационно-психологических воздействий, контроль за обеспечением информационно- психологической безопасности.
5. Важнейшей обязанностью государства в сфере обеспечения информационно- психологической безопасности является информирование граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного управления о наличии угроз информационно- психологической безопасности и мерах, принимаемых для их нейтрализации, а также организация обучения людей методам защиты от негативных информационно- психологических воздействий на ихпсихику.
6. Особенность негативных информационных воздействий состоит в том, что они могут быть выявлены только в результате специальной экспертизы. Для выявления опасности должны разрабатываться и использоваться специальные стандарты безопасности,
утвержденные в установленном порядке параметры информационно-психологического воздействия, не вызывающие негативных последствий для психики человека. Экспертиза должна быть доступна любому человеку, поэтому законопроект устанавливает, что такая экспертиза может проводиться в заявительном порядке (по заявлению лица, подвергшегося воздействию, или лица, действующего в его интересах), а также по поручению органов государственной системы обеспечения информационно- психологической безопасности в порядке контроля.
7. Учитывая обеспокоенность общества по поводу возможного бесконтрольного применения специальных средств и методов негативного информационно- психологического воздействия и в целях более эффективного контроля за обеспечением информационно-психологической безопасности законопроект предусматривает наряду с государственным и гражданский контроль.
8. Законопроект устанавливает исчерпывающий перечень случаев, когда применение государством специальных средств и методов воздействия на психику людей может быть оправданным. Таким образом реализуется принцип государственной монополии на использование подобных средств.
9. Координацию деятельности органов, входящих в государственную систему обеспечения информационно-психологической безопасности, и реализацию отдельных направлений государственной политики в данной области осуществляет уполномоченный
Правительством РФ федеральный орган.
В дополнение к заявленным общим принципам обеспечения информационной безопасности деятельность в области информационно-психологической безопасности должна строиться на следующих принципах:
 приоритетность прав человека в информационной сфере и обеспечение государственных гарантий реализации этих прав;
 государственный и гражданский контроль за созданием и использованием специальных средств воздействия на психику человека;
 государственная монополия на разработку средств и методов неосознаваемого информационного воздействия;
 обязательность лицензирования деятельности, связанной с применением средств и методов неосознаваемого информационного воздействия на психику человека, а также их сертификации;
 доступность психоэкологической экспертизы.
При этом под психоэкологической экспертизой предлагается понимать установление соответствия неосознаваемого информационного воздействия стандартам информационно-психологической безопасности и допустимости его применения в определенных законом случаях.
Под стандартами информационно-психологической безопасности понимаются параметры информационной среды, не вызывающие деструктивного воздействия на психику человека.
Обеспечение информационно-психологической безопасности является важнейшей задачей государства, поэтому должны устанавливаться государственные гарантии защиты человека от неосознаваемых деструктивных информационных воздействий.

Государство должно гарантировать, что:
 неосознаваемое информационное воздействие на психику человека (в том числе гипнотическое воздействие) не может быть осуществлено без его ведома, кроме случаев, предусмотренных законом;
 в определенных законом случаях воздействие на психику человека осуществляется только при условии получения его письменного согласия на использование в отношении него средств воздействия и ознакомления его с сутью применяемого метода воздействия и возможными негативными последствиями;
 воздействие в отношении несовершеннолетних лиц не может быть осуществлено без письменного согласия родителей или лиц, их замещающих;
 средства массовой информации не могут использоваться кем-либо для осуществления с их помощью деструктивного информационного воздействия на психику людей;
20
Правительство Российской Федерации обеспечит информирование граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о возможности применения в отношении людей деструктивного информационного воздействия, онаходящихся на территории государства геопатогенных и антропогенных зонах, а также о мерах, принимаемых для нейтрализации угроз в области информационно-психологической безопасности; полномочные органы и организации организуют обучение методам защиты людей от деструктивного информационного воздействия.
Перечень случаев, разрешающих исключительное применение неосознаваемого деструктивного информационного воздействия, должен быть исчерпывающим и закреплен только в законе.
Для реализации государственной политики в соответствии с заявленными принципами и гарантиями обеспечения информационно-психологической безопасности должна быть создана государственная система, включающая в свою структуру органы, силы и средства.
К органам государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности относятся федеральные органы государственной власти, перечень и полномочия которых устанавливаются законом. Для координации их деятельности может быть создан специализированный уполномоченный федеральный орган. К органам государственной системы также могут быть отнесены органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, делегированными им по закону.
К силам обеспечения информационно-психологической безопасности можно отнести: головные и ведущие научно-исследовательские, научно-технические, проектные, конструкторские и другие государственные организации, осуществляющие исследования и разработки в области создания средств и методов защиты от неосознаваемого информационного воздействия на психику человека; учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров в области обеспечения информационно-психологической безопасности;
уполномоченные органами государственной системы лица и организации, осуществляющие отдельные функции по обеспечению информационно-психологической безопасности.
К основным средствам, используемым органами государственной системы как механизмы государственного регулирования правоотношений, возникающих в связи с обеспечением информационно-психологической безопасности, можно отнести следующие:
 регистрация с целью обеспечения учета потенциальных источников угроз и проведения постоянного мониторинга их активности и степени опасности;
 лицензирование деятельности организаций и лиц, связанной с разработкой, реализацией и применением средств и методов информационно-психологического воздействия;
 сертификация средств и методов информационно-психологического воздействия;
 контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности
(государственный - парламентский, ведомственный, судебный, прокурорский надзор - и гражданский);
 экспертиза в целях обеспечения информационно-психологической безопасности
(далее - экспертиза).
Экспертиза должна быть государственной и осуществляться только органами государственной системы, уполномоченными на это Правительством Российской
Федерации.
Экспертиза может проводиться как по поручению органов государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности, так и в заявительном порядке по обращениям граждан и лиц без гражданства.
Если в результате экспертизы будет выявлено деструктивное информационное воздействие на психику человека, приведшее к неадекватному восприятию им действительности, лицу, подвергшемуся такому воздействию, должна оказываться медицинская помощь в соответствии с действующим законодательством. Возмещение вреда и затрат, связанных с социальной реабилитацией лиц, пострадавших от деструктивного информационного воздействия, должно осуществляться в судебном порядке. Если под влиянием такого воздействия на психику человек совершает противоправное действие, то в законодательстве должны быть предусмотрены возможность освобождения его от ответственности по признакам невменяемости (при отсутствии у него ранее хронического или временного психического заболевания) и наступление ответственности для лица, под чьим воздействием было совершено противоправное деяние (за причинение вреда или пособничество).
Особого порядка охраны прав и законных интересов личности, общества и государства требует угроза применения информационного оружия, в том числе деструктивного информационного воздействия при международном информационном обмене.
В случае принятия Федерального закона "Об информационно-психологической безопасности" должны быть: внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях по установлению
ответственности за незаконные разработку, создание и распространение, а также использование специальных средств и методов осуществления информационно- психологического воздействия; внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"; внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты о федеральных органах власти, органах власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, включенных в систему обеспечения информационно-психологической безопасности; приняты нормативные документы по лицензированию деятельности организаций и лиц, связанной с выявлением и нейтрализацией негативных информационно-психологических воздействий, обучением защите от таких воздействий, реабилитацией лиц, подвергшихся негативным информационно-психологическим воздействиям; по сертификации средств и методов обеспечения информационно-психологической безопасности; по экспертизе в целях обеспечения информационно-психологической безопасности.
Хотя в настоящее время в законодательстве наблюдаются отдельные ограничения на распространение такого рода информации (например, в Федеральном законе "О рекламе", ст. 5-10, 31), критерии выявления такой информации и проведения экспертизы, а также механизмы реализации ограничений (режим распространения) законодательно не установлены. Это существенно затрудняет установление фактов нарушений и привлечение к ответственности виновных лиц, хотя в некоторых законах такая ответственность декларируется, что подтверждает актуальность подготовки законопроектов по данным вопросам, включая запрещение пропаганды ненависти, вражды и превосходства (в том числе фашизма), а также установления ответственности за подобные правонарушения.
1
Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2000. С.
494.
2
Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека
(подписана в городе Минске 26 мая 1995 г. Не подписали Азербайджан, Казахстан,
Туркменистан, Узбекистан
, Украина. Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от
4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 45. Ст. 4239), вступила в силу для РФ 11 августа 1998г.).
3
Указы Президента РФ от 25 мая 1992 г. № 524, от 21 сентября 1993 г. № 1400 (вред. указов
Пр езидента РФ от 01.10.93 № 1557, от 11.10.93 № 1625, от 24.12.93№ 2288), от 29 октября 1993 г. № 1797.
4
См.: Федеральные законы от 26 ноября 1996 г. (в ред. Федерального закона от 22.06.98 № 85-ФЗ) № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуп равления" (ст. 28), от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ (в ред.
Федерального закона от 30.03.1999 № 55-ФЗ)"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (ст. 45), от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ (в ред. Федерального закона от 12.04.2001
№ 35-ФЗ) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
(ст. 60); от 31 декабря 1999 г. № 228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (ст. 53).
5
См. об этом: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 609 "Об утверждения Положения об ос новах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", постановление Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211 (в ред. постановления Правительства РФ от 08.06.93 № 542) "О регулировании издательской деятельности в
РСФСР", постановление Правительства РФ от 11 октября 1994 г. № 1158 "О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в РФ", Приказ ГУГТК СССР от 18 августа 1989 г. № 137 (в ред.
Приказов ГУГТК СССР от 12.12.1990 № 314, ГТК РФ от 28.07.1992 № 283,. от 14.02.1994 №60, от 25.04.1994
№ 162, от 21.11.1995 №698, от 10.11.1997 № 668, от 22.09.2000 № 863) "Об утверждении Положения о
порядке пропуска и декларирования товаров и имущества через государственную границу", Приказ ГТК РФ от 25 января 1999 г. № 38 (в ред. Приказа ГТК РФ от 26.07.2000 № 633) "Об утверждении Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности";
Правила таможенного контроля за международными почтовыми отправлениями.
6
Подобное ограничение установлено еще для одной категории граждан. В соответствии со ст. 95 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицам, осужденным к лишению свободы,
"запрещаются получение, приобретение, хранени е и распространение изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, изданий порнографического характера, а также подписка на них".
7
См. об этом: Башкатов Л. Д. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологические проблемы. Автореф. д исс. канд. юрид. наук. М., 2001. С. 5-6, 10-13; Башкатов Л.
Д., Старков О. В. Религиозные преступления: видовой состав, причины и условия, профилактика. М., 2000.
8
Среди них различают: отечественные: Белое Братство, Богородичный Центр или Церковь
Божьей Матери преображающей, Церковь последнего Завета Ви ссариона, Ревнители истинного благочестия или Церковь Петра; зарубежные: Церковь саентологии или Центр Дианетики или Гуманитарный
Центр Хаббарда, Церковь Объединения Муна, Свидетели Иеговы, Аум Синрикё, Церковь Христа или бостонское Движение, Общество сознания Кришны, Семья или дети Бога, корейские секты (типа Живой поток или Свидетели Ли), Психологические курсы "Пойми себя и других" под руководством Б. Кволлс-
Ридлера, так называемые "фиолетовые", Духовный Университет Брахма Кумарис, Духовный Центр Сатори
(Россия), Педагогическая секта "Юнивер", Психологический колледж и др. См. об этом: Материалы третьей конференции по психиатрии. Доклад Московского Комитета по спасению молодежи от псевдорелигий и тоталитарных сект
(27 июня
1998 г., г.Зеленоград
Московской области). http://info.sandy.ru/socio/public/youth/comitdoc/speach_1.html
9
Щипков А. В. Конфессии и СМИ / Независимая газета. 2001. 31 мая.
10
Российская газета. 2001. 29 июня.
11
Независимая газета. 2001.19 июня.
12
Российская газета. 2001. 10 июля.
13
Миклашевская А. Французам надоели сайентологи // Коммерсантъ. 2001. 5 июля.
14
В ряде сект используются психотехнологии, способные привести адепта к глубокому гипнозу или самогипнозу в сочетании с использованием психотропных и наркотических веществ, чувству эйфории и вере, что в этой секте есть неко е чудо, которое поможет им решить свои внутренние и внешние проблемы.
15
Если мы обратим свой взгляд в прошлое, то увидим, что история милленаристских религиозных движений стара как мир. Различные секты на протяжении тысячелетий проповедовали, что в тот или иной конкретный момент придет время великого сча стья и избавления от всех страданий для тех, кто верил в соответствующее учение. В каждом подобном случае сектанты предсказывали, что начало "времени спасения" будет отмечено знаменательным событием, обычно катастрофой, связанной с концом света. Конечно, эти предсказания неизменно оказывались ложными, к большому сожалению сектантов. Однако, как ни странно, после очевидного провала вместо того, чтобы разойтись, утратив иллюзии, сектанты часто укрепляются в своих убеждениях. Рискуя быть осмеянными толпой, они идут на улицы, публично отстаивая свои догматичные взгляды и выискивая сочувствующих с возросшим пылом. Так вели себя монтанисты в Турции во II в., анабаптисты в Голландии в XVI в., адвентисты седьмого дня в Измире в XVII в., миллериты в Америке в XIX в. И не всегда группы, чьи предсказания дня страшного суда не подтверждались, распадались. Когда такие группы оказываются способными выстроить систему социальных доказательств посредством активной вербовки, они сохраняются и даже процветают. Например, когда немецкие анабаптисты увидели, что 1533 г., на который была "запланирована" мировая катастрофа, прошел обычно, они стали вкладывать всю свою энергию в попытки обращения людей в свою веру. Сообщают, что один особенно красноречивый миссионер, Якоб ван Кэмпен, за один день совершил обряд крещения над сотней человек. Растущее, как снежный ком, социальное доказательство правильности позиции анабаптистов было настолько могущественным, что оно быстро заставило людей забыть об отсутствии физического свидетельства. В результате две трети жителей главных голландских городов стали сторонниками анабаптизма. Принцип социального доказательства гласит: "Чем большее число людей находит данную идею верной, тем более верной будет считаться эта идея". Если смотреть с этой точки зрения, задача, поставленная членами группы, становится понятной: коль скоро физическое свидетельство изменить нельзя, нужно использовать социальное доказательство. Убеждай, и ты будешь убежден! (Чалдини Р. Психология влияния. Изд. 3-е, междунар. С. 118-124). Ничего не изменилось и в наше время. С использованием новых информационных технологий возможности такого убеждения многократно возросли. Как заметил герой романа О. Хаксли "О дивный новый мир" - антиутопии,
предвосхищающей многие современные реалии, "по сотне повторений три раза в неделю в течение четырех лет, - готова истина".
16
Чалдини Р. Психология влияния. Изд. 3-е, междунар. С. 38-40.
17
Сложность борьбы со стороны государства с распространением сею- заключается в том, что государственные власти должны стараться избежать возможности делать различия между сектами и религиями. Типичная иллюстра ция этого потенциального риска, связанного с термином "секта", выражена в подходе определенных групп, которые заявляют о религиозной нетерпимости или даже расизме, как только государство начинает планировать принятие мер. Эти группы утверждают, держа наготове составленные специалистами экспертные заключения, что они не секты, а самые настоящие религии, и что соответственно государство не имеет права предпринимать какие-либо меры против них.
Если, столкнувшись с такими обвинениями, государство вступает в дискуссию, пытаясь доказать, что находящаяся под вопросом группа не является религией, оно нарушает свою обязанность сохранять нейтралитет и непосредственно ввязывается в духовные или религиозные споры.
18
Представляется важным в рамках этого Центра исследовать механизмы психонасилия, разработать методы диагностики психонасилия, методы раскодирования, а также подготовить специалистов, которые могли бы заниматься реабилитацией пострадавших.
19
В целях подготовки проекта закона были проведены конференции по информационно-психологической безопасности в г. Москве и Санкт-Петербурге (1996, 1997), Уфе (1999), конференция по информационно- психологической безопасности избирательных кампаний в Институте психологии РАН (Москва, 1999),
"круглые столы" в различных научных, общественных и государственных организациях, издано множество статей и монографий по проблеме. (См., например, монографии членов рабочей группы: Лопатин В. Н.
Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности. 1998; Тер-
Акопов А. А. Безопасность человека. М., 1998; Цыганков В. Д., Лопатин В. Н. Психотронное оружие и безопасность России. 1999; Смирнов И., Безносюк ., Журавлев А. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1995; Бухтояров А. А.
Психоэкология реальности. М., 1999; Лепский В. Е. и др. Проект Концепции информационно- психологической безопасности РФ. М., 1997). Проведен анализ законодательства 32 зарубежных стран с целью изучения опыта регулирования правоотношений в области информационной психологической безопасности. Чтобы оценить восприятие населением данного закона, проведены социологические исследования, выявившие высокую актуальность и возможные механизмы реализации закона общественностью
(Москва,
Санкт-Петербург,
Уфа,
Петропавловск-Камчатский,
Усинск).
Проект
Федерального закона дважды рассматривался на заседаниях Экспертного Совета Комитета Государственной
Думы по безопасности (1998, 1999), его положения обсуждались на парламентских слушаниях (1999) на научно-практической конференции в рамках V Международного Форума "Технологии безопасности" (2000, проект опубликован для обсуждения в бюллетене "Безопасность" (1999), журнале "Законодательство и практика средств массовой информации" (2000) и выставлен в Интернете.
20
В соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" (ч. 2 ст. 4) запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
14.3. Защита прав и законных интересов человека, общества и государства от воздействия вредной информации
В случае нарушения установленных в федеральном законодательстве запретов и ограничений на распространение (применение) вредной информации субъект нарушенных прав может использовать меры самозащиты (неюрисдикционная защита) либо защищать свои права в административном (в случаях, указанных в законе) или судебном порядке
(через суд, арбитражный суд, третейский суд) способами, установленными в законах.
Примерами защиты в административном порядке могут быть следующие случаи:
- при выявлении фактов представления Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению(ФСДН России), ее территориальным органам и иным участникам процедур несостоятельности и финансового оздоровления
недостоверной или ложной информации может быть прекращена аккредитация эксперта, представившего такую информацию;
- заказчик обязан отстранить поставщика от участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд в случае умышленного представления последним ложной информации о своей квалификации, неполной или неточной информации о своей квалификации в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд";
- страховщик в области страхования рисков при производстве строительных работ имеет право отказать в выплате страхового возмещения, если страхователь сообщил заведомо ложную информацию, имеющую существенное значение для определения степенириска;
- при распространении на оптовом рынке ложной информации, которая может привести к искусственному изменению конъюнктуры рынка реализуемых товаров, продавец может быть лишен права участия в оптовых торгах.
К основным способам гражданско-правовой защиты относится право требовать через иск в суд от нарушителя:
 признания права;
 признания его действий незаконными;
 пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
 признания недействительным акта государственного органа как органа местного самоуправления;
 возмещения убытков;
 компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий);
 опубликования ответа потерпевшего;
 опровержения по суду порочащих честь, достоинство или деловую репутацию потерпевшего сведений (в том числе в средствах массовой информации), если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Например, в обоснование своих требований акционерное общество указало, что ответчик в целях ограничения деятельности истца на рынке транспортных услуг сообщил фирме, с которой акционерное общество намеревалось создать совместное предприятие, ложную информацию, приведшую к замораживанию отношений между сторонами. В частности, ответчик направил фирме письмо, в котором посоветовал ей не поддерживать с акционерным обществом деловые отношения вследствие его "катастрофического" финансового состояния. При этом указал на "астрономические" долги акционерного общества по налогам, электроэнергии, на задолженность перед третьими лицами по вступившим в законную силу решениям судебных органов. Сообщил об аресте банковских счетов акционерного общества, описи принадлежащего ему имущества судебным исполнителем, а также о совершении обществом ряда действий, характеризующих его как недобросовестного партнера фирмы. На основании упомянутого письма фирма сообщила акционерному обществу о приостановлении процедуры регистрации совместного предприятия и отложении внесения своей доли в его уставный капитал.

В ходе судебного разбирательства установлено, что изложенные в письме товарищества сведения не соответствуют действительности. Руководствуясь ст. 152 ГК РФ, арбитражный суд признал, что сведения, изложенные в письме, порочат деловую репутацию истца и обязал его автора направить фирме новое письмо с опровержением ранее изложенной информации.
Требование о применении мер по обеспечению иска путем запрещения ответчику подготавливать и распространять новые сведения, порочащие деловую репутацию истца, удовлетворению не подлежит. Примером этого может служить следующая ситуация.
В ходе судебного разбирательства дела по иску о защите деловой репутации истец в соответствии со ст. 76 АПК РФ обратился к суду с заявлением о запрещении ответчику производить дальнейшее распространение сведений, ставших предметом спора, а также подготовку и распространение новой информации, касающейся истца. Арбитражный суд удовлетворил ходатайство истца в полном объеме. Ответчик, руководствуясь ст. 179 АПК
РФ, обжаловал определение суда первой инстанции об обеспечении иска в кассационную инстанцию. Кассационная инстанция отменила определение суда первой инстанции в части запрета ответчику производить подготовку и распространение новой информации, касающейся истца, по следующим основаниям.
Запрещение ответчику подготавливать и распространять новую информацию, касающуюся истца, не может быть удовлетворено по той причине, что на момент рассмотрения судом дела не соответствующая действительности и порочащая деловую репутацию истца информация не существовала. Следовательно, отсутствует сам факт нарушения прав истца, к которому могут быть применены обеспечительные меры. При таких обстоятельствах арбитражный суд не вправе запретить ответчику осуществлять определенные действия относительно тех гражданских прав, которые, по мнению истца, могут возникнуть в будущем.
Исковые требования юридического лица в части, касающейся защиты чести, достоинства и деловой репутации его работников, арбитражному суду неподведомственны, равно, как дело о защите деловой репутации юридического лица, если оно возникло из отношений, не относящихся к экономической деятельности истца.
Средства массовой информации, злоупотребляющие свободой массовой информации для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, расовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, а также допускающих применение "скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье", могут по решению суда прекратить свое существование с запретом последующей их перерегистрации (ст. 4, ч. 3. ст. 11, ч. 3. ст. 16
Закона о СМИ). При этом освобождение средства массовой информации от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, не может служить основанием для отказа от опубликования опровержения таких сведений.
Более подробно эти вопросы рассмотрены в гл. 10 учебника.
Первым делом, связанным со спамом, между физическим лицом и компанией было дело
Robert Arkow против CompuServe в 1995 г. Роберт Арков посылал рекламные письма без запросов со стороны получателей через CompuServe. Он утверждал, что ограничения,
установленные федеральным законодательством США, касаются только подобных сообщений, рассылаемых с помощью факса, и не включают компьютер и электронную почту. К сожалению, стороны решили забрать дело из суда и проблема не была разрешена.
Большинство последующих дел были между провайдерами и другими операторами, которые посылали большое количество спама в адрес пользователей провайдера, или между третьей стороной, ресурсами или наименованием которой пользовались спамеры.
Интересным является дело AOL против Bluecard Pablishing. Истцу удалось доказать, что рассылаемые ответчиком клиентам истца рекламные письма без их явного согласия наносят ущерб истцу. Сам ущерб было предложено определять исходя из стоимости законной рекламы, которую получают клиенты истца. Стоимость такой рекламы колеблется от 0.004 до 0.007 американских доллара за письмо, суд взял для расчетов среднее значение 0.0055 долларов за спамерское письмо; при объеме в 45.1 млн писем в одном случае и 57.4 и 36.1 млн в двух других получилась весьма существенная сумма компенсации.
Первый крупный скандал между кампаниями на почве спам-минга разразился в США в сентябре 1996 г. Причиной послужили многочисленные жалобы клиентов одного из крупнейших Интернет-провайдеров США - America On-Line (AOL) на непрерывную почтовую "бомбежку" их адресов, проводящуюся со стороны другой американской компании Cyber Promotions (CP). AOL подала в суд, но проиграла его, поскольку суд затруднялся определить состав преступления в действиях СР из-за отсутствия закона, запрещающего подобную рекламу. Закон, запрещающий "факс- спамминг", сформулирован так, что электронная почта под его действие впрямую не подпадает, поскольку электронная почта не выводится автоматически на печатное устройство.
Следовательно, любую попытку остановить бомбометание стоит рассматривать как попытку ограничения Свободы Частного Предпринимательства. Именно на последний довод и уповал президент СР С. Уоллэйс. Его фирма, состоящая из 6 человек, рассылала ежедневно в общей сложности около 1,3 млн электронных реклам. Клиентура
СР насчитывала порядка 5000 клиентов-рекламодателей (по утверждению самого президента). Основными заказчиками были представители мелкого бизнеса. Стоимость рекламной компании колебалась от 60 до 1500 долл. 6 сентября 1996 г. гражданский суд
Филадельфии вынес вердикт, по которому AOL предписывалось прекратить попытки блокировать рекламу, рассылаемую СР, как противоречащие духу американской демократии. AOL теряла подписчиков, покидающих ее по причине ежедневных почтовых бомбежек. Но 18 октября 1996 г. СР была лишена Интернет-сервиса, который обеспечивала ей Sprint Communications, a 23 октября еще один крупный Интернет-провайдер CompuServe
(CS) выиграл судебный процесс в штате Огайо. Постановлением суда СР было запрещено использовать адреса клиентов CS, а также указывать имя CS в обратном адресе (характерно для спаммеров: правдоподобный обратный адрес не существовал в действительности).
Кроме этого, на СР подали иски еще два провайдера. AOL ввела новый сервис, не противоречащий первому решению суда, однако успешно обходящий его: клиент AOL получил возможность блокировать рекламный спам по своему желанию. В результате СР была поставлена на грань банкротства. Однако проблема спамминга этим решена не была.
В 1997 г. президент СР заключил новые договора с несколькими частными фирмами, имеющими доступ к Интернету, на право пользования их локальными сетями для рассылки своих рекламных объявлений (за 1000$ - цена одного такого подключения - 50 фирм согласились сотрудничать с СР на этих условиях). При этом подобная деятельность ведет, как правило, к удорожанию услуг для клиентов: дополнительный сервис "фильтрации"
рекламных сообщений (продается как антиспамминг-сервис, так и ПО (например, Spam
Hater). Множество же мелких спамеров при отсутствии специального закона превращало борьбу с ними в дело дорогостоящее и малоэффективное.
В России вследствие правовой неопределенности (не только в данном вопросе, но и в целом) российские провайдеры идут по пути неформального ограничения спама, т. е. когда спамером является их собственный клиент. Провайдер на основании своих правил, обычно закрепленных в договоре о предоставлении услуг, предупреждает спамера о несоответствии его действий подписанному договору, а затем просто отключает его от услуги, а спамер, в свою очередь, подает на провайдера в суд.
13 марта 2000 г. в Хамовническом межмуниципальном народном суде г. Москвы вынесено решение по первому делу "спамер против провайдера". Некий г-н О. (утверждающий, что он является выпускником юрфака МГУ), известный в Сети также под именами "Баухман" и "Ирина", в декабре 1998 г. возбудил два иска против московского интернет-провайдера
МТУ-Информ (ныне МТУ-Интел) "О защите чести и достоинства" (с требованиями (1) принести извинения и (2) опубликовать опровержение сведений, размещенных в одной из конференций сотрудником МТУ, в которых говорится об О. как "спамере", "сетевом хулигане" и "Баухмане/Ирине" , а также (3) выплатить компенсацию в размере 1 ЭКЮ) и "О защите прав потребителя и внесении изменений в договор-оферту" (с требованиями скорректировать текст договора-оферты МТУ, в частности, устранить в нем ссылку на нарушение абонентом правил пользования сетью как на основание для приостановления сервиса). Фактические обстоятельства дела таковы. В 1997-1998 гг. О., пользуясь услугами доступа в Интернет МТУ, неоднократно засорял конференции ФИДО и иные группы новостей предложениями об услугах по взлому чужих серверов и юридическому сопровождению соответствующих споров, просьбами о трудоустройстве, а также был замечен в неоднократной рассылке незапрошенных почтовых сообщений, в том числе рекламного и иного характера. Модераторами конференций и службами сетевой безопасности было выявлено, что источник активности действует с сети МТУ, о чем было сообщено МТУ. МТУ неоднократно предупреждало О. о недопустимости его несанкционированной активности, наносящей ущерб прочим пользователям
Сети. В ответ О. утверждал, что, поскольку законодательно вопрос о спаме не урегулирован, он вправе заниматься чем угодно, аналогично свободе ведения переговоров по телефону. В конце 1998 г. доступ в Сеть для О. был закрыт вследствие неоплаты им услуг (создался отрицательный баланс по счету, который он не погасил). Указанное отключение О. расценил как "месть" за его несанкционированную активность и, основываясь на сообщении одного из сотрудников МТУ и "недостатках" подписанного им договора с МТУ, подал на МТУ два иска. Первоначально они рассматривались в
Арбитражном суде г. Москвы, но истцу было отказано в требованиях, поскольку он не представил доказательств того, что он действовал как индивидуальный предприниматель.
Иски были перенаправлены в народный суд, где дело затянулось более чем на год.
В ходе заседания суд установил, что 1) термин "спамер" не является оскорбительным и представляет собой устоявшееся определение, а не оценочную характеристику, 2) применение слов "сетевой хулиган" не является оскорбительным и не относится к хулиганству в значении состава преступления - "основания для привлечения к уголовной ответственности", 3) применение множественных псевдонимов не противоречит правилам пользования Сетью, а при выявлении их очевидной принадлежности одному лицу не является неправомерным их перечисление через дефис, 4) размещение сообщений в конференции не может быть приравнено к опубликованию официальных документов или распространению материалов через СМИ
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   59


(Интернет не может рассматриваться как

средство массовой информации), 5) договорное ограничение ответственности провайдера в случах несанкционированной активности абонента правомерно (так как нормы об ответственности ГК диспозитивны) и т. д. Суд отказал истцу в удовлетворении всех заявленных им требований.
Административная
ответственность при правонарушениях в этой области предусмотрена только в случае, указанном в статье 1504 КоАП РСФСР - продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм. Если на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей, то налагается штраф на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из указанных нарушений, влекут наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, а на должностных лиц в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров произведений или фонограмм. В других случаях такая ответственность предусмотрена в соответствии с другими законами и принятыми на их основе нормативными актами. Так, например, за добывание животных, занесенных в Красную
Книгу, по разрешениям (лицензиям), выданным в результате предоставления искаженной, недостоверной, заведомо ложной информации, либо по разрешениям, выданным на другое лицо (за исключением случаев коллективной охоты), взыскивается за ущерб, исчисляемый в двукратном размере от таксы за каждую особь соответствующего вида (подвида) в соответствии с Приложением к Приказу Минприроды России от 04.05.94 № 126.
Возможности уголовно-правовой защиты прав и законных интересов личности, общества и государства от воздействия вредной информации возникают при совершении правонарушений, ответственность за которые предусмотрена в соответствующих статьях
УК РФ (см. табл.), исходя из критерия информационного воздействия в криминальной сфере.
Важнейшим условием обеспечения гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, расы и отношения к религии (ст. 19
Конституции РФ) является усиление уголовной ответственности за преступления, совершенные по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.
Преступные действия могут выражаться в оскорблении национальных или расовых чувств, традиций, убеждений, отношения к той или иной форме религии, совершении насильственных действий, действий подстрекательского характера. Уголовный кодекс РФ
(ст. 63) относит совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение к обстоятельствам, отягчающим наказание.
К основным составам преступлений в этой области относятся составы, предусмотренные
УК РФ в соответствующих статьях.
Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны - ст. 354; публичные призывы к
насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации - ст. 280;
возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды - ст. 282; убийство - ст. 105;
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - ст. 111; умышленное причинение
средней тяжести вреда здоровью - ст. 112; истязание - ст. 117; надругательство над