Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 732
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
сатаны", насаждение примитивных представлений о мире: черное - белое, добро - зло, мы против них, т. е. против всего внешнего мира и т. п.).
Контроль эмоций реализуется через формирование комплекса вины (чувство вины постоянно продуцируется и усиливается: живешь плохо, не так, как нужно, дурны твои мысли, чувства, привязанности, социальная и историческая вина) и постоянное нагнетание страха (боязнь независимо мыслить, боязнь внешнего мира, врагов, боязнь потерять свое "спасение", которое только здесь в данной секте - "Нет счастья в окружающем мире.
Страдание, беды, погибель ждет вас, если вы покинете секту" и т. п.)
14
При этом нарушаются, среди прочих, такие конституционные права граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу мысли и слова, право на свободное объединение, право на свободный труд, право частной собственности, право на отдых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на свободу творчества и на доступ к культурным ценностям, право и обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, право на возмещение вреда, право на получение достоверной информации, без которой нельзя сделать свободный выбор (человеку не сообщают цели, методы и задачи организации, методы воздействия на сознание, часто умалчивают о настоящем названии Организации, откуда она и имя ее лидера).
При вовлечении в секты используется общий прием: обман людей легкостью и быстротой достижения всех желаний (например, верующим обещается спасение души, райское блаженство на небесах или на земле, рост духовности, изучение Библии; больным обещают излечение от всех болезней; предпринимателям - успех в бизнесе и быстрое обогащение), так как конец света близок и терпеть осталось уже недолго.
15
Некоторые, - обещают все вместе: саентология предлагает тем, кто склонен к религии - Церковь Саентологии; кто желает изменить свою жизнь, повысить свой интеллектуальный потенциал, повысить коммуникабельность - Центр Дианетики; для бизнесменов - "Хаббард-Колледж"; желающим излечиться от наркомании - Центр "Нарконон" и т. п. Существует множество мунистских организаций, которые стремятся использовать в своих целях все актуальные общественные проблемы: борьбу за мир, экологию, борьбу против наркотиков, СПИДа и т. д. и по названиям которых никак нельзя догадаться, что они управляются Му-ном: в том числе "Международный религиозный фонд", "Ассамблея религий мира", "Совет религий мира", "Молодежный семинар по религиям мира", "Ассоциация новых экуменических исследований",
"Конференция для священнослужителей разных исповеданий",
"Международная федерация за мир во всем мире", "Академия профессоров за мир во всем мире", "Международный фонд образования", "Международная студенческая организация
CARP".
В связи с ужесточением Закона "О свободе совести и религиозных организаций" и с необходимостью перерегистрации ряд деструктивных культов приступили к смене вывесок. Так бывший Аум Синрике превращается в "Общество любителей японской культуры", а Церковь последнего завета Виссариона, - в экологическое движение.
Существует большая опасность дальнейшего перехода деструктивных культов из религиозной сферы в сферу медицинскую, педагогическую, культурно-просветительскую и в область оказания психологических услуг. Так, Церковь объединения Муна успешно внедрилась в систему российского образования. В 1991 г. в школах велось преподавание по мунистскому учебнику "Мой мир и я", что является нарушением Закона "Об образовании".
Церковь саентологии, она же Центр дианетики через Минздрав РФ занималась так называемой программой детоксикации, якобы для помощи детям чернобыльцам. "Лечение"
Контроль эмоций реализуется через формирование комплекса вины (чувство вины постоянно продуцируется и усиливается: живешь плохо, не так, как нужно, дурны твои мысли, чувства, привязанности, социальная и историческая вина) и постоянное нагнетание страха (боязнь независимо мыслить, боязнь внешнего мира, врагов, боязнь потерять свое "спасение", которое только здесь в данной секте - "Нет счастья в окружающем мире.
Страдание, беды, погибель ждет вас, если вы покинете секту" и т. п.)
14
При этом нарушаются, среди прочих, такие конституционные права граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу мысли и слова, право на свободное объединение, право на свободный труд, право частной собственности, право на отдых, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на свободу творчества и на доступ к культурным ценностям, право и обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях, право на возмещение вреда, право на получение достоверной информации, без которой нельзя сделать свободный выбор (человеку не сообщают цели, методы и задачи организации, методы воздействия на сознание, часто умалчивают о настоящем названии Организации, откуда она и имя ее лидера).
При вовлечении в секты используется общий прием: обман людей легкостью и быстротой достижения всех желаний (например, верующим обещается спасение души, райское блаженство на небесах или на земле, рост духовности, изучение Библии; больным обещают излечение от всех болезней; предпринимателям - успех в бизнесе и быстрое обогащение), так как конец света близок и терпеть осталось уже недолго.
15
Некоторые, - обещают все вместе: саентология предлагает тем, кто склонен к религии - Церковь Саентологии; кто желает изменить свою жизнь, повысить свой интеллектуальный потенциал, повысить коммуникабельность - Центр Дианетики; для бизнесменов - "Хаббард-Колледж"; желающим излечиться от наркомании - Центр "Нарконон" и т. п. Существует множество мунистских организаций, которые стремятся использовать в своих целях все актуальные общественные проблемы: борьбу за мир, экологию, борьбу против наркотиков, СПИДа и т. д. и по названиям которых никак нельзя догадаться, что они управляются Му-ном: в том числе "Международный религиозный фонд", "Ассамблея религий мира", "Совет религий мира", "Молодежный семинар по религиям мира", "Ассоциация новых экуменических исследований",
"Конференция для священнослужителей разных исповеданий",
"Международная федерация за мир во всем мире", "Академия профессоров за мир во всем мире", "Международный фонд образования", "Международная студенческая организация
CARP".
В связи с ужесточением Закона "О свободе совести и религиозных организаций" и с необходимостью перерегистрации ряд деструктивных культов приступили к смене вывесок. Так бывший Аум Синрике превращается в "Общество любителей японской культуры", а Церковь последнего завета Виссариона, - в экологическое движение.
Существует большая опасность дальнейшего перехода деструктивных культов из религиозной сферы в сферу медицинскую, педагогическую, культурно-просветительскую и в область оказания психологических услуг. Так, Церковь объединения Муна успешно внедрилась в систему российского образования. В 1991 г. в школах велось преподавание по мунистскому учебнику "Мой мир и я", что является нарушением Закона "Об образовании".
Церковь саентологии, она же Центр дианетики через Минздрав РФ занималась так называемой программой детоксикации, якобы для помощи детям чернобыльцам. "Лечение"
заключалось в том, что детей часами держали в сауне и давали огромные дозы витаминов, в результате чего здоровью многих был нанесен серьезный ущерб. Программа детоксикации была отменена Приказом Минздрава РФ № 254 от 19.06.96 г., в этом же документе налагался запрет на пропаганду и использование методов детоксикации и иных методов саентологии и дианетики в практике российского здравоохранения.
Такие крупнейшие организации, как Церковь саентологии, Церковь объединения Муна,
Международное общество сознания Кришны и Свидетели Иеговы не скрывают, что их целью является приход к власти. Для чего вербуются кадры способных чиновников- управленцев. Их продвигают на высокие должности либо вербуют уже работающих высокопоставленных чиновников. Секты покупают в России большие участки земли, на которых ведут строительство, приобретают недвижимость, арендуют большие залы для проведения своих проповедей с целью агитации.
Важную роль здесь играют средства массовой информации: ТВ, радио, газеты, через которые происходит агитация и вербовка, так как секты очень активно работают с журналистами. Например, Аум Синрике вещала на канале 2×2, радио "Маяк", кришнаиты - на ТВ, саентологи - на "Радио России" и т. д. Их вербовка носит агрессивный и назойливый характер. В сектах работают профессиональные психологи.
Примером может служить ситуация с кришнаитами, описанная Р. Чалдини. Кришны
является восточной религиозной культурой с уходящими в глубь веков корнями. Средний
американец считал кришнаитов по меньшей мере странными и не изъявлял желания
давать им деньги. Членам общества Кришны быстро стало ясно, что у них неправильно
организована реклама. Людям, у которых кришнаиты выпрашивали взносы, не нравилось,
как члены Общества выглядели и действовали. Если бы Общество Кришны было обычной
коммерческой организацией, решение было бы простым - изменить то, что не нравится
публике. Но кришнаиты - религиозная организация, и то, как ее члены одеваются и
действуют, отчасти связано с религиозными факторами. Поскольку в любой конфессии
религиозные факторы, как правило, не меняются по мирским соображениям, руководство
Общества кришнаитов оказалось перед лицом серьезной дилеммы. С одной стороны,
поведение, одежда и прически имели большое значение, с другой стороны, финансовому
благополучию организации угрожали отрицательные взгляды американской публики. В
этой ситуации секта нашла блестящее решение. Они разработали новую тактику сбора
средств. Человеку, на которого они нацеливались, теперь не обязательно было иметь по
отношению к сборщикам средств положительные чувства. Кришнаиты начали
применять процедуру выпрашивания взносов, основанную на правиле взаимного обмена,
которое, как продемонстрировало исследование Ригана, является достаточно "могучим",
чтобы преодолеть фактор неприязни к тому, кто обращается с просьбой. Новая
стратегия кришнаитов, как и прежняя, включает в себя выпрашивание подачек в
публичных местах с интенсивным пешеходным движением (аэропорты являются
излюбленными местами), но теперь, прежде чем попросить человека о пожертвовании,
кришнаиты вручают ему "подарок" - книгу (обычно "Бхагават Гита"), журнал Общества
"Назад к Богу" или, что наиболее просто и дешево, цветок. Ничего не подозревающему
прохожему, который внезапно обнаруживает, что ему в руки сунули цветок, ни в коем
случае нельзя разрешить вернуть этот цветок, даже если человек утверждает, что он
ему не нужен. "Нет, это наш подарок вам", - говорит сборщик пожертвований,
отказываясь принять цветок обратно. Только после того, как член Общества
кришнаитов таким образом задействует правило взаимного
обмена, прохожего просят сделать пожертвование в пользу Общества. Эта стратегия
оказалась
фантастически
эффективной
и
принесла
Обществу
Кришны
Такие крупнейшие организации, как Церковь саентологии, Церковь объединения Муна,
Международное общество сознания Кришны и Свидетели Иеговы не скрывают, что их целью является приход к власти. Для чего вербуются кадры способных чиновников- управленцев. Их продвигают на высокие должности либо вербуют уже работающих высокопоставленных чиновников. Секты покупают в России большие участки земли, на которых ведут строительство, приобретают недвижимость, арендуют большие залы для проведения своих проповедей с целью агитации.
Важную роль здесь играют средства массовой информации: ТВ, радио, газеты, через которые происходит агитация и вербовка, так как секты очень активно работают с журналистами. Например, Аум Синрике вещала на канале 2×2, радио "Маяк", кришнаиты - на ТВ, саентологи - на "Радио России" и т. д. Их вербовка носит агрессивный и назойливый характер. В сектах работают профессиональные психологи.
Примером может служить ситуация с кришнаитами, описанная Р. Чалдини. Кришны
является восточной религиозной культурой с уходящими в глубь веков корнями. Средний
американец считал кришнаитов по меньшей мере странными и не изъявлял желания
давать им деньги. Членам общества Кришны быстро стало ясно, что у них неправильно
организована реклама. Людям, у которых кришнаиты выпрашивали взносы, не нравилось,
как члены Общества выглядели и действовали. Если бы Общество Кришны было обычной
коммерческой организацией, решение было бы простым - изменить то, что не нравится
публике. Но кришнаиты - религиозная организация, и то, как ее члены одеваются и
действуют, отчасти связано с религиозными факторами. Поскольку в любой конфессии
религиозные факторы, как правило, не меняются по мирским соображениям, руководство
Общества кришнаитов оказалось перед лицом серьезной дилеммы. С одной стороны,
поведение, одежда и прически имели большое значение, с другой стороны, финансовому
благополучию организации угрожали отрицательные взгляды американской публики. В
этой ситуации секта нашла блестящее решение. Они разработали новую тактику сбора
средств. Человеку, на которого они нацеливались, теперь не обязательно было иметь по
отношению к сборщикам средств положительные чувства. Кришнаиты начали
применять процедуру выпрашивания взносов, основанную на правиле взаимного обмена,
которое, как продемонстрировало исследование Ригана, является достаточно "могучим",
чтобы преодолеть фактор неприязни к тому, кто обращается с просьбой. Новая
стратегия кришнаитов, как и прежняя, включает в себя выпрашивание подачек в
публичных местах с интенсивным пешеходным движением (аэропорты являются
излюбленными местами), но теперь, прежде чем попросить человека о пожертвовании,
кришнаиты вручают ему "подарок" - книгу (обычно "Бхагават Гита"), журнал Общества
"Назад к Богу" или, что наиболее просто и дешево, цветок. Ничего не подозревающему
прохожему, который внезапно обнаруживает, что ему в руки сунули цветок, ни в коем
случае нельзя разрешить вернуть этот цветок, даже если человек утверждает, что он
ему не нужен. "Нет, это наш подарок вам", - говорит сборщик пожертвований,
отказываясь принять цветок обратно. Только после того, как член Общества
кришнаитов таким образом задействует правило взаимного
обмена, прохожего просят сделать пожертвование в пользу Общества. Эта стратегия
оказалась
фантастически
эффективной
и
принесла
Обществу
Кришны
крупномасштабную
прибыль,
позволившую
профинансировать
деятельность
многочисленных храмов и предприятий, а также приобрести собственность в 321 городе
в США и других странах.
Оказавшись однажды жертвами подобной тактики, многие путешественники теперь
проявляют бдительность при виде соответствующим образом одетых сборщиков
пожертвований Общества Кришны в аэропортах и на вокзалах, изменяя свой путь так,
чтобы избежать встречи с ними и заранее готовясь отвергнуть "подарок". Но Общество
старается противостоять этой возросшей бдительности граждан, рекомендуя своим
членам одеваться и вести себя в современном стиле, чтобы избегать немедленного
распознавания при выпрашивании пожертвований (некоторые сборщики носят дорожные
сумки или чемоданчики)
16
Одна из самых важных причин распространения и существования деструктивных культов - слабая информированность граждан.
Массовость деструктивных культов создает прямую угрозу национальной безопасности.
Большие группы людей, отчужденных от общества и государства, людей с измененным сознанием находятся в беспрекословном подчинении своих вождей. Куда они их поведут и что от них можно ждать, не знает никто. У нас уже есть печальный опыт Белого Братства, когда тысячи молодых людей по приказу устроили массовые беспорядки и были готовы покончить с собой, чтобы вознестись со своим "богом". Значительная часть из них побывала в реанимации после двух-четырех недель сухой голодовки.
Государственная Дума РФ 15 декабря 1996 г. приняла Обращение к Президенту РФ "Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан" и предложила считать религиозную безопасность российского общества важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, политической, экономической, экологической и социальной.
Необходимость борьбы с экспансией деструктивных сект осознана на международном уровне. Вопрос о деятельности подобных сект неоднократно рассматривался в Европарламенте, а в феврале 1996 г. в своем постановлении
Европарламент отметил следующие
противоправные
действия
деструктивных
культов: жестокость в обращении с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, подстрекательство к насилию, торговля оружием и наркотиками, незаконная врачебная деятельность.
22 июня 1999 г. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) в своем решении заявила о чрезвычайной важности работы по предотвращению распространения опасных сект, о необходимости лучшей информированности людей о деятельности различных религиозных, эзотерических и спиритистских групп (с целью защиты от непрошенного вторжения в их жизнь, недобросовестного манипулирования ими, плохого обращения с ними, индоктринации и промывания мозгов), создания в каждой стране - члене СЕ государственных организаций для помощи жертвам деструктивных сект и членам их семей
(особенно в странах Восточной Европы. До начала дебатов американский Конгресс направил письма 41 депутату ПАСЕ с просьбой проголосовать против этого решения. В
Рекомендации СЕ, которая была принята после дискуссии единогласно, указывается, что серьезная законодательная инициатива в этой области может вступить в противоречие со свободой совести и религии, гарантированной в 9-и статье Европейской конвенции о правах человека.
17
Тем не менее серьезные инциденты, имевшие место в последние годы,
заставили настоятельно потребовать, чтобы деятельность групп, обычно называемых сектами (точное определение которых не было дано), должна проходить в согласии с принципами демократических обществ. Поэтому жизненно необходимо иметь доступ к надежной и объективной информации об этих группах, адресованной в первую очередь подросткам и преподаваемой в рамках школьной учебной программы, а также детям последователей различных групп религиозного, эзотерического или спиритистского типа. Исходя из этого, Ассамблея призвала правительства государств - членов СЕ:
- поддерживать создание независимых государственных или региональных информационных центров о сектах;
- включать информацию об истории и философии важных школ мысли и традиционных религиях в общую школьную программу;
- использовать нормальные процедуры уголовного и гражданского права против незаконной деятельности, осуществляемой этими группами;
- поддерживать создание неправительственных организаций для защиты жертв сектантства, но также:
- предпринять твердые шаги против любой дискриминации и маргинализации малочисленных групп и поощрять дух терпимостии понимания в отношении религиозных групп.
Ассамблея также заявила в Комитет министров Совета Европы о необходимости создания европейской организации для наблюдения за группами религиозного, эзотерического или спиритистского толка, что значительно облегчило бы обмен информацией между соответствующими центрами государств-членов.
В большинстве зарубежных стран (Австрия, Германия, Швейцария, Франция и др.) существует специальное законодательство, обеспечивающее безопасность населения от вовлечения в зависимость от религиозных сект и противоправного воздействия на подсознание человека.
Это корреспондируется с предложениями Московского Комитета по спасению молодежи на 3-й Всероссийской конференции по психиатрии (1998 г.):
запрет законом деятельности организаций, представляющих риск для жизни, психического и физического здоровья граждан, семьи и общества (основанием для ликвидации религиозной организации является нанесение ущерба здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств...п. 2 ст. 14 Федерального закона о свободе совести и религиозных организациях);
создание экспертной группы для проведения экспертизы факторов риска для жизни и здоровья в связи с деятельностью деструктивных религиозных организаций и культов (решение этой Комиссии будет служить основанием для рассмотрения в судебном порядке вопроса о запрещении деятельности организации или о недопущении ее регистрации в случае, если имеются неопровержимые данные органов государственной власти об опасности для жизни и здоровья человека деятельности той или иной организации, претендующей на регистрацию в РФ);
- поддерживать создание независимых государственных или региональных информационных центров о сектах;
- включать информацию об истории и философии важных школ мысли и традиционных религиях в общую школьную программу;
- использовать нормальные процедуры уголовного и гражданского права против незаконной деятельности, осуществляемой этими группами;
- поддерживать создание неправительственных организаций для защиты жертв сектантства, но также:
- предпринять твердые шаги против любой дискриминации и маргинализации малочисленных групп и поощрять дух терпимостии понимания в отношении религиозных групп.
Ассамблея также заявила в Комитет министров Совета Европы о необходимости создания европейской организации для наблюдения за группами религиозного, эзотерического или спиритистского толка, что значительно облегчило бы обмен информацией между соответствующими центрами государств-членов.
В большинстве зарубежных стран (Австрия, Германия, Швейцария, Франция и др.) существует специальное законодательство, обеспечивающее безопасность населения от вовлечения в зависимость от религиозных сект и противоправного воздействия на подсознание человека.
Это корреспондируется с предложениями Московского Комитета по спасению молодежи на 3-й Всероссийской конференции по психиатрии (1998 г.):
запрет законом деятельности организаций, представляющих риск для жизни, психического и физического здоровья граждан, семьи и общества (основанием для ликвидации религиозной организации является нанесение ущерба здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств...п. 2 ст. 14 Федерального закона о свободе совести и религиозных организациях);
создание экспертной группы для проведения экспертизы факторов риска для жизни и здоровья в связи с деятельностью деструктивных религиозных организаций и культов (решение этой Комиссии будет служить основанием для рассмотрения в судебном порядке вопроса о запрещении деятельности организации или о недопущении ее регистрации в случае, если имеются неопровержимые данные органов государственной власти об опасности для жизни и здоровья человека деятельности той или иной организации, претендующей на регистрацию в РФ);
создание Центра медико-психологической и социальной помощи гражданам, пострадавшим от деятельности деструктивных культов с целью реабилитации их здоровья, а также восстановления утраченных профессиональных навыков (или обучение новой профессии), трудоустройства и адаптацию в реальные жизненные условия. В Центре должны работать психологи, психиатры, психотерапевты, педагоги, религиоведы, священнослужители, юристы, а также могут помогать лица, вышедшие из деструктивных культов;
18
создание информационного Центра, в котором была бы сосредоточена исчерпывающая информация обо всех деструктивных культах, их история, учение, практика, отношение к семье, браку, образованию, медпомощи, военной службе, чтобы любой желающий мог ознакомиться с ней.
В России практика противодействия разнообразным деструктивным культам еще не получила должного законодательного развития. До судебного разбирательства доходят единичные дела. В сложившейся ситуации необходимо принятие специализированного закона, регулирующего средства и формы контроля за деятельностью религиозных образований со стороны государственных органов в целях обеспечения защиты населения, и в том числе участников данных сект, от противоправного неосознаваемого воздействия на их сознание. В законе должен быть определен порядок привлечения к ответственности религиозных образований деструктивного толка, предусмотрена возможность проведения экспертизы их деятельности.
Охрана прав от воздействия ложной информации. Наряду с предоставлением конституционных гарантий на реализацию прав на доступ к информации и получение достоверной информации федеральное законодательство устанавливает ряд запретов на распространение ложной информации и ответственность за это.
Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции РФ сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Сокрытие - это не только утаивание информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом состоянии и других событиях и обстоятельствах, угрожающих здоровью людей.
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 6) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность согласно законодательству Российской Федерации.