Файл: Контрольные вопросы по теме. Список рекомендованной литературы Глава Предмет и методы информационного права Объективные основания для формирования отрасли информационного права.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 733
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
было принято на Руси, но церковь полагала, что только она может лечить людей, и в основном духовно. Преследовались различные виды и разновидности колдовства. В
Соборном Уложении 1649 г. Алексея Михайловича впервые выделена самостоятельная глава, где объединены почти все религиозные преступления, которые разделены на три типа: а) богохуление; б) церковный мятеж; в) совращение и вероотступничество.
Государственно-церковный монизм (1715-1918), что означает безусловное верховенство государства над церковью - церковь терпима государством постольку, поскольку реализует государственную политику. В Артикулах воинских 1715 г. Петр I посвящает религиозным преступлениям две главы из 17 Артикулов, среди которых можно выделить четыре типа религиозных преступлений: чародейство (впервые устанавливался как материальный состав); богохульство; церковный мятеж, т. е. нарушение общественного порядка, урегулированного церковными правилами; преступная деятельность священнослужителей. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. целый раздел посвящен религиозным преступлениям и, как наиважнейший, следует сразу за общей частью и объясняется это тем, что Россия того времени была государством религиозным, преимущественно православным; многие нормы содержат указания на санкции не только уголовные и исправительные, но церковные, а также телесные и гражданско-правовые; в Уложении выделено пять типов религиозных преступлений, названных в разделе втором "О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений". В Уголовном уложении 1903 г. религиозные преступления отражены в главе второй "О нарушении ограждающих веру постановлений".
Воинствующий государственный атеизм (1918-1990), официально названный как этап провозглашенной свободы совести - церковь отделяется от государства, школа от церкви, государственной "религией" становится атеизм. В УК РСФСР 1922 г. (гл. III) и 1926 г. (гл.
IV) была выделена отдельная глава, посвященная религиозным преступлениям, с одинаковым названием: "Нарушение правил об отделении церкви от государства" и предусматривала следующие составы:
- преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах (ст. 121 УК 1922 г. и ст. 122
УК 1926 г.);
- совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, а также с целью извлечь таким путем какие-либо выгоды (ст. 120 УК 1922 г. и ст. 123 УК
1926 г.);
- всякое принуждение при взимании сборов в пользу церковных и религиозных организаций или групп (ст. 122 УК 1922 г. ист. 124 УК 1926 г.);
- присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц (ст. 123 УК 1922 г. и ст. 125 УК1926 г.). Эта норма лишала церковь любого вероисповедания не только возможности иметь свое церковное право, церковную и судебную юрисдикцию, административную власть, но и гражданско-правового статуса юридического лица;
Соборном Уложении 1649 г. Алексея Михайловича впервые выделена самостоятельная глава, где объединены почти все религиозные преступления, которые разделены на три типа: а) богохуление; б) церковный мятеж; в) совращение и вероотступничество.
Государственно-церковный монизм (1715-1918), что означает безусловное верховенство государства над церковью - церковь терпима государством постольку, поскольку реализует государственную политику. В Артикулах воинских 1715 г. Петр I посвящает религиозным преступлениям две главы из 17 Артикулов, среди которых можно выделить четыре типа религиозных преступлений: чародейство (впервые устанавливался как материальный состав); богохульство; церковный мятеж, т. е. нарушение общественного порядка, урегулированного церковными правилами; преступная деятельность священнослужителей. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. целый раздел посвящен религиозным преступлениям и, как наиважнейший, следует сразу за общей частью и объясняется это тем, что Россия того времени была государством религиозным, преимущественно православным; многие нормы содержат указания на санкции не только уголовные и исправительные, но церковные, а также телесные и гражданско-правовые; в Уложении выделено пять типов религиозных преступлений, названных в разделе втором "О преступлениях против веры и о нарушении ограждающих оную постановлений". В Уголовном уложении 1903 г. религиозные преступления отражены в главе второй "О нарушении ограждающих веру постановлений".
Воинствующий государственный атеизм (1918-1990), официально названный как этап провозглашенной свободы совести - церковь отделяется от государства, школа от церкви, государственной "религией" становится атеизм. В УК РСФСР 1922 г. (гл. III) и 1926 г. (гл.
IV) была выделена отдельная глава, посвященная религиозным преступлениям, с одинаковым названием: "Нарушение правил об отделении церкви от государства" и предусматривала следующие составы:
- преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах (ст. 121 УК 1922 г. и ст. 122
УК 1926 г.);
- совершение обманных действий с целью возбуждения суеверия в массах населения, а также с целью извлечь таким путем какие-либо выгоды (ст. 120 УК 1922 г. и ст. 123 УК
1926 г.);
- всякое принуждение при взимании сборов в пользу церковных и религиозных организаций или групп (ст. 122 УК 1922 г. ист. 124 УК 1926 г.);
- присвоение себе религиозными или церковными организациями административных, судебных или иных публично-правовых функций и прав юридических лиц (ст. 123 УК 1922 г. и ст. 125 УК1926 г.). Эта норма лишала церковь любого вероисповедания не только возможности иметь свое церковное право, церковную и судебную юрисдикцию, административную власть, но и гражданско-правового статуса юридического лица;
совершение в государственных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов, а равно помещение в этих зданиях каких-либо религиозных изображений (ст. 124 УК 1922 г. и ст.
126 УК 1926 г.);
- воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан (ст. 125
УК 1922 г. ист. 127 УК 1926 г.).
Относительная религиозная свобода (1960-1990, 1997 - по настоящее время), что означает религиозную свободу для всех религиозных культов, не посягающих на права, свободы, интересы граждан. В УК РСФСР 1960 г. количество религиозных преступлений сократилось вдвое (три состава) и они размещены в двух разных главах.
Абсолютная религиозная свобода (1990-1997), когда в религиозной сфере не действовали практически никакие правовые запреты, в результате чего получили развитие самые различные секты, в том числе деструктивного характера.
В 1991 г. был принят новый Закон "О свободе совести и вероисповедания", который снимал все прежние препоны и ограничения в области религии. Но эта "свобода" обернулась другой стороной, когда в образовавшийся духовный вакуум на территорию
России и бывшего СССР хлынули зарубежные "учителя", "гуру", проповедники- миссионеры со всего мира, а также появились свои, отечественные организации экстремистского и деструктивного толка. Приезжие миссионеры обладали большими материальными средствами, жесткой организацией и отшлифованными методами работы.
Им удалось установить контакты с правительственными кругами, что позволило получить поддержку и на более низких уровнях власти, успешно внедриться в общество, в том числе воздействуя через СМИ.
8
По данным исследования Методического Совета по религиозной тематике в СМИ при
Минпечати РФ осенью 2000 г. в России ежемесячно в светских газетах публикуется
около 1 тыс. статей на религиозную тему, которые, с одной стороны, отражают общественные настроения в религиозной сфере (страх перед сектами, вакхабитами и т. п.), а с другой - формируют саму конфессиональную политику, воздействуя на органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом завершается окончательное размежевание конфессиональной прессы (цель - проповедь) и светской религиозной журналистики (цель - описание религиозного процесса), начинается процесс объединения
СМИ по конфессиональному признаку
(создание религиозных медиаимперий).
9
При этом активно используются возможности новых информационных технологий. Так, с февраля 1997 г. открыт официальный сайт Русской православной церкви в Интернете. В США по прогнозам социологических служб, к 2010 г. до 50 млн американцев будут выполнять все предписанные верой ритуалы исключительно через
Сеть, за исключением исповеди, так как в 2001 г. Ватикан установил запрет онлайн исповеди.
10
В начале 2001 г., по данным опросов общественного мнения, в России (проживает 145 млн человек) не считают себя верующими 32% россиян, исповедуют православие - 53%, ислам
- 5% (этнические мусульмане составляют 13 млн человек - 9% населения), буддизм - 2%, другие религии - 2%, затруднились с ответом - 6%.
11
Поэтому не случайно в Концепции национальной безопасности РФ (1997) подчеркивалась важнейшая роль Русской православной церкви и церквей других традиционных для России
126 УК 1926 г.);
- воспрепятствование исполнению религиозных обрядов, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан (ст. 125
УК 1922 г. ист. 127 УК 1926 г.).
Относительная религиозная свобода (1960-1990, 1997 - по настоящее время), что означает религиозную свободу для всех религиозных культов, не посягающих на права, свободы, интересы граждан. В УК РСФСР 1960 г. количество религиозных преступлений сократилось вдвое (три состава) и они размещены в двух разных главах.
Абсолютная религиозная свобода (1990-1997), когда в религиозной сфере не действовали практически никакие правовые запреты, в результате чего получили развитие самые различные секты, в том числе деструктивного характера.
В 1991 г. был принят новый Закон "О свободе совести и вероисповедания", который снимал все прежние препоны и ограничения в области религии. Но эта "свобода" обернулась другой стороной, когда в образовавшийся духовный вакуум на территорию
России и бывшего СССР хлынули зарубежные "учителя", "гуру", проповедники- миссионеры со всего мира, а также появились свои, отечественные организации экстремистского и деструктивного толка. Приезжие миссионеры обладали большими материальными средствами, жесткой организацией и отшлифованными методами работы.
Им удалось установить контакты с правительственными кругами, что позволило получить поддержку и на более низких уровнях власти, успешно внедриться в общество, в том числе воздействуя через СМИ.
8
По данным исследования Методического Совета по религиозной тематике в СМИ при
Минпечати РФ осенью 2000 г. в России ежемесячно в светских газетах публикуется
около 1 тыс. статей на религиозную тему, которые, с одной стороны, отражают общественные настроения в религиозной сфере (страх перед сектами, вакхабитами и т. п.), а с другой - формируют саму конфессиональную политику, воздействуя на органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом завершается окончательное размежевание конфессиональной прессы (цель - проповедь) и светской религиозной журналистики (цель - описание религиозного процесса), начинается процесс объединения
СМИ по конфессиональному признаку
(создание религиозных медиаимперий).
9
При этом активно используются возможности новых информационных технологий. Так, с февраля 1997 г. открыт официальный сайт Русской православной церкви в Интернете. В США по прогнозам социологических служб, к 2010 г. до 50 млн американцев будут выполнять все предписанные верой ритуалы исключительно через
Сеть, за исключением исповеди, так как в 2001 г. Ватикан установил запрет онлайн исповеди.
10
В начале 2001 г., по данным опросов общественного мнения, в России (проживает 145 млн человек) не считают себя верующими 32% россиян, исповедуют православие - 53%, ислам
- 5% (этнические мусульмане составляют 13 млн человек - 9% населения), буддизм - 2%, другие религии - 2%, затруднились с ответом - 6%.
11
Поэтому не случайно в Концепции национальной безопасности РФ (1997) подчеркивалась важнейшая роль Русской православной церкви и церквей других традиционных для России
конфессий в сохранении духовных ценностей. В ряде европейских стран подобное положение в отношении традиционных религий закреплено в конституциях этих государств. Так, например, в § 4 Конституции Королевства Дания (от 5 июля 1953 г.) установлено, что "евангелически-лютеранская церковь является государственной датской церковью и содержится государством". В ст. 62 Конституции
Республики Исландия (от 17 июня 1944 г.) также признается, что "евангелически- лютеранская церковь является государственной церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства". При этом провозглашается право народа образовывать религиозные общества согласно личным убеждениям, но "не допускаются проповеди и действия, противные публичному порядку и нравственности". Лица, не принадлежащие к государственной церкви Исландии или к какой-либо другой признанной церкви, уплачивают Исландскому университету сборы, причитающиеся к уплате церкви. В
Конституции Ирландии (от 29 декабря 1937 г.) в ст. 44 признается "особое положение
Католической апостолической церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством его граждан". Там же государство "признает Ирландскую церковь, пресвитерианскую церковь в Ирландии, Ирландскую церковь методистов,
Ирландское религиозное общество квакеров, а также европейские общины и другие религиозные вероисповедания, существующие в Ирландии на день вступления в силу настоящей Конституции". В Конституции Греческой Республики (от июня 1975 г.) в соответствии со ст. 3 признается, что "господствующей Церковью является Восточно-
Православная автокефальная Церковь Христова".
В отношении сект в Концепции национальной безопасности РФ (1997) подчеркивалось, что "необходимо учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности".
В новой редакции Концепции национальной безопасности РФ (2000) главным субъектом обеспечения безопасности в этой области становится государство, а задачей -
"противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров". По оценке специалистов, если по прибыльности торговля "религией- опиумом для народа" может конкурировать с торговлей наркотиками, то по обеспечению законности, государственного контроля и возможности привлечения к ответственности за правонарушения в этой области
- вне конкуренции.
12
В этой связи интересен зарубежный опыт установления запретов и ограничений применительно к деятельности подобных организаций - сект, особенно Франции, где, по оценкам специалистов, в различных сектах числится около 300 тыс. человек, в том числе
40 тыс. в Церкви сайентологии.
13
Под наблюдением Правительства Франции находятся 173 группы (движения квазирелигиозного свойства), представляющих опасность для граждан и общества. Понятие "секта" введено в юридический оборот, а в Уголовном кодексе предусмотрено наказание за "манипулирование сознанием". В Национальной Ассамблее
Парламента Франции в 2001 г. одобрен закон, который устанавливает ряд новых запретов и ограничений в отношении сект:
- сектам будет запрещено открывать миссии или вербовать новых членов возле школ, больниц, домов престарелых;
Республики Исландия (от 17 июня 1944 г.) также признается, что "евангелически- лютеранская церковь является государственной церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства". При этом провозглашается право народа образовывать религиозные общества согласно личным убеждениям, но "не допускаются проповеди и действия, противные публичному порядку и нравственности". Лица, не принадлежащие к государственной церкви Исландии или к какой-либо другой признанной церкви, уплачивают Исландскому университету сборы, причитающиеся к уплате церкви. В
Конституции Ирландии (от 29 декабря 1937 г.) в ст. 44 признается "особое положение
Католической апостолической церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством его граждан". Там же государство "признает Ирландскую церковь, пресвитерианскую церковь в Ирландии, Ирландскую церковь методистов,
Ирландское религиозное общество квакеров, а также европейские общины и другие религиозные вероисповедания, существующие в Ирландии на день вступления в силу настоящей Конституции". В Конституции Греческой Республики (от июня 1975 г.) в соответствии со ст. 3 признается, что "господствующей Церковью является Восточно-
Православная автокефальная Церковь Христова".
В отношении сект в Концепции национальной безопасности РФ (1997) подчеркивалось, что "необходимо учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих ущерб духовной жизни российского общества, представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России и зачастую используемых для прикрытия противоправной деятельности".
В новой редакции Концепции национальной безопасности РФ (2000) главным субъектом обеспечения безопасности в этой области становится государство, а задачей -
"противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров". По оценке специалистов, если по прибыльности торговля "религией- опиумом для народа" может конкурировать с торговлей наркотиками, то по обеспечению законности, государственного контроля и возможности привлечения к ответственности за правонарушения в этой области
- вне конкуренции.
12
В этой связи интересен зарубежный опыт установления запретов и ограничений применительно к деятельности подобных организаций - сект, особенно Франции, где, по оценкам специалистов, в различных сектах числится около 300 тыс. человек, в том числе
40 тыс. в Церкви сайентологии.
13
Под наблюдением Правительства Франции находятся 173 группы (движения квазирелигиозного свойства), представляющих опасность для граждан и общества. Понятие "секта" введено в юридический оборот, а в Уголовном кодексе предусмотрено наказание за "манипулирование сознанием". В Национальной Ассамблее
Парламента Франции в 2001 г. одобрен закон, который устанавливает ряд новых запретов и ограничений в отношении сект:
- сектам будет запрещено открывать миссии или вербовать новых членов возле школ, больниц, домов престарелых;
- в случае признания участников секты виновными в мошенничестве, злоупотреблении доверием, нелегальном врачевании, распространении вводящей в заблуждение рекламы, сексуальном насилии такое движение может быть немедленно по суду распущено;
- в случае запрета секты запрещено регистрировать ее под новым названием;
- признается преступлением "оказание серьезного давления на уязвимого человека или использование приемов, способствующих изменить его мнение, или склонение его к поведению, которое пагубно скажется на его интересах".
При этом за "использование путем мошенничества, путем неведения или слабости" может быть наложен штраф до 350 тыс. долл. США или лишение свободы на 3 года. Лидерам сект грозит лишение свободы на 5 лет и 700 тыс. долл. США за повторное нарушение закона.
Под сектой деструктивного толка предлагается понимать любую авторитарную организацию, практикующую обманную вербовку и контроль сознания своих последователей с целью их подчинения лидеру или группе руководителей этой организации.
1 ... 39 40 41 42 43 44 45 46 ... 59
Контроль сознания представляет собой совокупность методов, с помощью которых осуществляется психологическая дестабилизация личности с целью подавить свободную волю, ликвидировать критическое мышление, навязать систему ценностей данной секты, которая противоречит общечеловеческим, общепринятым в обществе этике и морали, человеческим ценностям и, в конечном счете, добиться полного и безоговорочного подчинения через физическое и психическое ослабление личности, введение человека в измененное состояние сознание. Контроль сознания складывается из таких составляющих: контроль поведения, контроль информации, контроль мышления и контроль эмоций.
Контроль поведения реализуется через систему жестких правил и предписаний (человеку предписывается, где и с кем он должен жить, какую носить одежду, прическу, какую и в каком объеме принимать пищу, сколько времени он должен спать - крайне короткий сон, когда для принятия сколь-либо важных решений в личной жизни необходимо спрашивать разрешение у лидера), утверждаемых посредством поощрения покорности и зависимости и наказания за индивидуализм; систему взаимной слежки, доносительства (объединение идет по парам для взаимного контроля и наблюдения).
Контроль информации реализуется через доступ к односторонней информации (запрет на все внешние источники информации: нельзя смотреть ТВ, читать газеты и журналы, критические статьи о данной секте, общаться с теми, кто из нее вышел и одновременное навязывание внутрикультовой литературы, видео- и аудиозаписей, умышленное утаивание информации); искажение информации, чтобы сделать ее приемлемой с использованием откровенного обмана; манипуляцию с использованием информации, полученной на публичных и в письменных исповедях, с целью дальнейшего шантажа и подавления личности.
Контроль мышления предполагает использование техник изменения языка и мышления
(монотонное скандирование, гудение, многократное повторение молитв, медитация, навязывание крайне загруженного сложными терминами языка); полное отрицание всех других религий и учений ("истина только здесь, у нас"); навязывание стереотипов мышления (поощрение только "правильных", "хороших" мыслей с точки зрения секты и запрет на сомнения, критические вопросы о лидере, об их учении, - "все сомнения от