Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита»
в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире,
но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной
цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На
человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов):
властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» -
неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет
никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда
пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за
развития науки и техники. Последние становятся большим злом.
Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В
религии человек пытается победить время через идею бессмертия души.
Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно
разделяет людей.
В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание
и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь.
Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,
устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей
жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр
ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей
человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване.
Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека
и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и
общества. Ни о каком построении разумного и счастливого
государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи
нет.
Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими
заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов
– это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра
и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный
поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен
бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с
незначительными изменениями. Мир – это жизнь. Основой жизни, по
Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению
всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку
приспособиться к окружающему миру и реализовать себя –
самоутвердиться.
Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно
этим положением объясняется критика Ницше христианства -
идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство
проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие.
Однако этиморальные принципы непринимаются уже давнов качестве
руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то
хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма
условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов
человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер!), оно
не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для
людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и
виновато в этом христианство.
Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали
рабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет
«простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны,
слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать,
они рабы от природы и могут лишь подчиняться.
«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно
свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных
норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать,
широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и
малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в
преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не
герой и не великий человек. Это абсолютноновая порода людей, которой
еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то
отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и
мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых.
«Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения
«сверхлюдей».
Ницше выступает против европейского рационализма,
противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути
ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами,
противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не
более чем субъективное истолкование фактов. Человек
«истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир
иллюзий.
Анри Бергсон- основатель интуитивизма. Жизнь как становление
начинается в результате первоначального взрыва («жизненного
порыва»)
и выступает как поток качественных изменений.
Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как
формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их
взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств.
Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизньможет быть познана
только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все
противоположности, в том числе и между познаваемым и познающим.
Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через
«длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни.
Интеллект познает мертвыевещи, утратившие «длительность», в обмен
на пространственную фиксацию.
3.Основные философские направления ХХв.: позитивизм,
экзистенциализм, герменевтика.
Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия
существования – это одно из самых популярных течений философии
ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период
Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая
окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер,
Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект
исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования.
Основание всех построений экзистенциализма – это
индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя
не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности,
определяющей бытие человека, до его существования нет вообще.
Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование
предшествует сущности.Человек сначала появляется, и занимает
место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою
сущность, уже существуя. Он есть ничто иное как проект самого себя
и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не
только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он
тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу
- свободу выбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самим
собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек – это
свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма.
Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир.
Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая –
формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает.
Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей
ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда
основные определения человеческой экзистенции (существования) –
забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность,
смертьи т.д.
Человек, существуя в современном обезличенном, усредненном,
абсурдном (в терминологии А.Камю) мире man, где каждый изолирован
от другого и становится объектом воздействия, должен преодолевать
его своей свободой и протестом.
Герменевтика. Изначально герменевтикаявлялась наукой
истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса –
персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого
входило истолкование посланий богов. Начиная с Х1Х в. из
филологической дисциплины она становится самостоятельным
философским учением. Немецкий философ Ф.Э.Шлейермахер
попытался сделать герменевтику общей наукой, занимающейся
проблемой понимания. Для него понимание текста заключалось в
наиболее точном и полном понимании психологии автора и его
характера. Основным методом в данном случае может быть только
«вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой
автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к
тем же результатам.
Другой немецкий философ В.Дильтей рассматривал
герменевтику как основу любого гуманитарного знания. Он
противопоставил методы гуманитарных и естественных наук: понимание
для первых и объяснение для вторых. Для Дильтея, как и для
Шлейермахера, понимание может быть достигнуть только в результате
вживания в чувствования, в чужой субъективный мир. История
(основной предмет его исследования) рассматривалась им как прошлое,
которое посредством понимания – вживания, чувствование
становится настоящим в своей целостности. Текст с этой точки зрения
выполняет роль посредника между прошлыми событиями и
настоящим, т.е. временем интерпретатора.
Для понимания человека, текста, исторического события
необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру, не только понять психологию
данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках
которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой
он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»:
для того, чтобы понять целое, необходимо понимать части, из которых
это целое состоит, а понимание части, в свою очередь невозможно без
понимания целого и предполагает его. Таким образом, любое
понимание рассматривается как процесс, постоянно движущийся по
кругу: внимание интерпретатора переходит от части к целому и
обратно, от целого к части, и в результате такого движения формируется
понимание. Х.Г.Гадамер объясняет предвзятость в истолковании
текстов, поступков и времен. Мир, в котором живет человек, с самого
начала «предыстолкован». Человек направляет на реальность свой
интерес, а эта реальность уже освоена, т.е. понята,
проинтерпретирована. Это приводит к тому, что интерпретатор,
выросший в другой социо-культурной среде, подходит к предмету
понимания уже с предубеждением (предпониманием), из границ
которого выйти невозможно.
Позитивизм. Родоначальником позитивизма является
французскиймыслитель О.Конт. Основу его философской программы
раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика!».
Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и
бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в
котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником
подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления
подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо
стоящей над нейфилософии, а должна опираться на саму себя. «Наука
сама себе философия». Поэтому предназначение новой,
положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка
методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия
– это синтез, «совокупность общих научных положений» всего
положительного естественно-научного и социального материала.
Конт формулирует законтрех стадий развития умаи показывает,
что человечество пришло к позитивной философии в процессе
развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит
три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей
воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической
– сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими