Файл: Предмет философии. Место и роль философии в обществе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита»

в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире,

но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной

цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На

человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов):

властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира – «воля» -

неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет

никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда

пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за

развития науки и техники. Последние становятся большим злом.

Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В

религии человек пытается победить время через идею бессмертия души.

Но это – иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно

разделяет людей.

В целом, жизнь людей это безнадежное длительное угасание

и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь.

Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни»,

устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей

жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр

ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей

человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване.

Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека

и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и

общества. Ни о каком построении разумного и счастливого

государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи

нет.

Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими

заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов

– это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра

и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный

поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен

бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с

незначительными изменениями. Мир – это жизнь. Основой жизни, по

Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению

всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку

приспособиться к окружающему миру и реализовать себя –

самоутвердиться.

Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно


этим положением объясняется критика Ницше христианства -

идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство

проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие.

Однако этиморальные принципы непринимаются уже давнов качестве

руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то

хочет достичь в жизни – и достигает. Христианская мораль - «сумма

условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов

человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Бог умер!), оно

не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для

людей. Европейская культура – это культура изнеженных людей, и

виновато в этом христианство.

Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали

рабов на мораль господ – «сверхлюдей». Философ противопоставляет

«простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны,

слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать,

они рабы от природы и могут лишь подчиняться.

«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно

свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных

норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать,

широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и

малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в

преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не

герой и не великий человек. Это абсолютноновая порода людей, которой

еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то

отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и

мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых.

«Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения

«сверхлюдей».

Ницше выступает против европейского рационализма,

противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути

ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами,

противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не

более чем субъективное истолкование фактов. Человек

«истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир

иллюзий.

Анри Бергсон- основатель интуитивизма. Жизнь как становление

начинается в результате первоначального взрыва жизненного

порыва»)

и выступает как поток качественных изменений.

Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как

формы жизни и познания. ”Эволюция в дальнейшем привела к их

взаимному отчуждению, приобретению противоположных качеств.

Жизнь тоже распадается - на дух и материю. Жизньможет быть познана

только интуитивно, симпатически. При этом снимаются все

противоположности, в том числе и между познаваемым и познающим.

Жизнь как бы познает саму себя. Интуиция схватывает живое через

«длительности» - субъективно переживаемые состояния жизни.

Интеллект познает мертвыевещи, утратившие «длительность», в обмен

на пространственную фиксацию.

3.Основные философские направления ХХв.: позитивизм,

экзистенциализм, герменевтика.

Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия

существования – это одно из самых популярных течений философии

ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период

Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая

окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер,

Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект

исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования.

Основание всех построений экзистенциализма – это

индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя

не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности,

определяющей бытие человека, до его существования нет вообще.

Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование

предшествует сущности.Человек сначала появляется, и занимает

место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою

сущность, уже существуя. Он есть ничто иное как проект самого себя

и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не

только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он

тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу

- свободу выбора себя и мира. Быть свободным – значит быть самим

собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек это

свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма.

Третий – человек не только отвечает за себя, но и за весь мир.

Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая –

формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает.


Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей

ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда

основные определения человеческой экзистенции (существования) –

забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность,

смертьи т.д.

Человек, существуя в современном обезличенном, усредненном,

абсурдном (в терминологии А.Камю) мире man, где каждый изолирован

от другого и становится объектом воздействия, должен преодолевать

его своей свободой и протестом.

Герменевтика. Изначально герменевтикаявлялась наукой

истолкования текстов. Само слово образовано от имени Гермеса –

персонажа древнегреческой мифологии, в обязанности которого

входило истолкование посланий богов. Начиная с Х1Х в. из

филологической дисциплины она становится самостоятельным

философским учением. Немецкий философ Ф.Э.Шлейермахер

попытался сделать герменевтику общей наукой, занимающейся

проблемой понимания. Для него понимание текста заключалось в

наиболее точном и полном понимании психологии автора и его

характера. Основным методом в данном случае может быть только

«вживание» в текст, именно оно позволяет понять, что движет рукой

автора; изучение содержания, структуры текста не может привести к

тем же результатам.

Другой немецкий философ В.Дильтей рассматривал

герменевтику как основу любого гуманитарного знания. Он

противопоставил методы гуманитарных и естественных наук: понимание

для первых и объяснение для вторых. Для Дильтея, как и для

Шлейермахера, понимание может быть достигнуть только в результате

вживания в чувствования, в чужой субъективный мир. История

(основной предмет его исследования) рассматривалась им как прошлое,

которое посредством понимания – вживания, чувствование

становится настоящим в своей целостности. Текст с этой точки зрения

выполняет роль посредника между прошлыми событиями и

настоящим, т.е. временем интерпретатора.

Для понимания человека, текста, исторического события

необходимо, согласно Х.Г. Гадамеру, не только понять психологию

данного человека, писавшего или жившего, культурную среду, в рамках


которой он сформировался, но и языковую традицию, внутри которой

он находился. Гадамер вводит понятие «герменевтического круга»:

для того, чтобы понять целое, необходимо понимать части, из которых

это целое состоит, а понимание части, в свою очередь невозможно без

понимания целого и предполагает его. Таким образом, любое

понимание рассматривается как процесс, постоянно движущийся по

кругу: внимание интерпретатора переходит от части к целому и

обратно, от целого к части, и в результате такого движения формируется

понимание. Х.Г.Гадамер объясняет предвзятость в истолковании

текстов, поступков и времен. Мир, в котором живет человек, с самого

начала «предыстолкован». Человек направляет на реальность свой

интерес, а эта реальность уже освоена, т.е. понята,

проинтерпретирована. Это приводит к тому, что интерпретатор,

выросший в другой социо-культурной среде, подходит к предмету

понимания уже с предубеждением (предпониманием), из границ

которого выйти невозможно.

Позитивизм. Родоначальником позитивизма является

французскиймыслитель О.Конт. Основу его философской программы

раскрывает тезис: «Долой метафизику, да здравствует физика.

Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и

бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в

котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником

подлинного знания могут быть только частные науки, т.к. все явления

подчинены естественным законам. Наука не нуждается в какой-либо

стоящей над нейфилософии, а должна опираться на саму себя. «Наука

сама себе философия». Поэтому предназначение новой,

положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка

методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия

– это синтез, «совокупность общих научных положений» всего

положительного естественно-научного и социального материала.

Конт формулирует законтрех стадий развития умаи показывает,

что человечество пришло к позитивной философии в процессе

развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит

три стадии: на теологической он объясняет природу вещей

воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической

– сверхъестественные силы заменяет абстракциями (общими