Файл: 1 Теоретические аспекты применения swotанализа в разработке и реализации стратегии организации 4.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты применения SWOT–анализа в разработке и реализации стратегии организации
1.1 Роль и значение SWOT–анализа в стратегическом управлении
1.2 Методика проведения SWOT–анализа, его преимущества и недостатки
1.3 Проблемы проведения SWOT–анализа на российских предприятиях
2 SWOT–анализ в стратегическом управлении ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
2.2 Оценка сильных и слабых сторон ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
3.1 Мероприятия по внедрению SWOT–анализа на предприятии
3.2 Предложения по разработке стратегии предприятия на основе SWOT–анализа
Содержание
Введение 2
1 Теоретические аспекты применения SWOT–анализа в разработке и реализации стратегии организации 4
1.1 Роль и значение SWOT–анализа в стратегическом управлении 4
1.2 Методика проведения SWOT–анализа, его преимущества и недостатки 8
1.3 Проблемы проведения SWOT–анализа на российских предприятиях 15
2 SWOT–анализ в стратегическом управлении ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» 18
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» 18
2.2 Оценка сильных и слабых сторон ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» 22
3 Направления по совершенствованию SWOT–анализа в стратегическом управлении ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» 29
3.1 Мероприятия по внедрению SWOT–анализа на предприятии 29
3.2 Предложения по разработке стратегии предприятия на основе SWOT–анализа 31
Заключение 43
Список использованных источников 45
Введение
В условиях мирового кризиса, пандемии коронавирусной инфекции, санкций, введенных странами Запада в отношении нашей страны, российским предприятиям следует уделять особое внимание проблеме повышения эффективности стратегического планирования для обеспечения должного уровня платежеспособности.
Грамотно разработанная и применяемая стратегия развития позволит организациям не только добиться финансовой устойчивости, но и достичь высокого уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, а также позволяет учесть большинство возможных финансовых рисков.
Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации, необходимых ресурсов для их достижения и политики, направленной на использование и приобретение этих ресурсов.
В настоящее время существует несколько подходов к стратегическому планированию, регламентирующих процедуры формирования и разработки стратегии: модель И. Ансоффа, модель К. Боумена, модель Стейнера, SWOT–анализ и другие. Так же широкое применение получило использование специально составленного матричного баланса в стратегическом планировании, позволяющего разработать ряд мероприятий, повышающих платежеспособность предприятия.
Непрерывно растущие потребности экономических субъектов определяют необходимость в разработке новых направлений анализа с четко и логично выстроенной методикой их проведения, позволяющих проводить проверки не только всех фактов хозяйственной деятельности, произошедших в прошлом, но и осуществить анализ будущих возможностей. В связи с этим актуальным в настоящий момент времени является проведение аналитических процедур, в рамках которых разумно будет провести SWOT–анализ.
Целью настоящей работы является исследование SWOT–анализа в стратегическом управлении организации.
1 Теоретические аспекты применения SWOT–анализа в разработке и реализации стратегии организации
1.1 Роль и значение SWOT–анализа в стратегическом управлении
Для составления стратегического плана развития организации следует учитывать множество факторов, которые оказывают прямое и опосредованное влияние на функционирование как отдельных составляющих, так и всей организации в целом. Необходимость анализа совокупности таких факторов обусловлена формированием стратегических целей организации на основе полученных данных.
В качестве инструмента анализа достаточно часто применяется SWOT–анализ. Это наиболее доступный и простой метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный реально помочь в выборе оптимальной маркетинговой стратегии. С помощью SWOT–анализа можно выявить: – сильные и слабые стороны организации, анализируя внутреннюю среду; – возможности и угрозы, анализируя внешнюю среду [17, c. 51].
Аббревиатура SWOT складывается из первых букв английских слов:
– Strengths (S) – сильные стороны;
– Weaknesses (W) – слабости;
– Opportunities (O) – возможности;
– Threats (T)– угрозы.
SWOT–анализ является важным методом сравнительного анализа, который позволяет разработать четыре типа стратегий деятельности предприятия:
– SO стратегия – направлена на использование сильных сторон организации, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде. Данная стратегия является самой привлекательной для организации.
– WO стратегия – предусматривает преодоление слабых сторон предприятия за счет использования возможностей во внешней среде.
– ST стратегия – ориентирована на преодоление угроз из внешней среды за счет сильных сторон в предприятия. – WT стратегия – должна показать, как избавиться от факторов слабостей на предприятии и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу [3, c. 685].
SWOT–анализ имеет ряд преимуществ перед другими видами анализа, в том числе:
– простота проведения;
– установление в процессе проведения анализа четких связей между организацией, ее проблемами и возможностями;
– возможность акцентировать внимание на слабых сторонах хозяйствующего субъекта;
– отсутствие необходимости прибегать к сбору обширного массива данных;
– возможность использования результатов анализа для предотвращения опасностей и угроз деятельности предприятия [12, c. 92].
Современная рыночная среда наполнена большим количеством предприятий и организаций, которые активно конкурируют друг с другом. Руководители организаций, под давлением нестабильности и высокой конкуренции, ежедневно сталкиваются с риском проиграть конкурентоспособную борьбу.
Стратегический анализ – системное исследование, оценка факторов внешней бизнес–среды и экономического потенциала предприятия в целях определения его текущей рыночной позиции и выявления перспективных путей развития в условиях высокой неопределенности рыночной среды. С его помощью руководитель может разработать стратегический план развития предприятия, что позволит контролировать и анализировать сильные и слабые стороны не только своей организации, но и конкурентов [22, c. 85].
Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации, анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально–экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем [25, c. 33].
Стратегический анализ содержит в себе информацию о двух сферах организации: анализ внешней среды и анализ внутренних возможностей предприятия. Стратегический анализ внешней окружающей среды делиться на анализ макроокружения и анализ микроокружения.
Факторами макроокружения являются:
– производственные факторы;
– микроэкономические факторы;
– научно–технические факторы;
– экологические факторы;
– социально–культурные факторы;
– демографические факторы;
– политические и правовые факторы.
Микроокружение включает в себя: СМИ, поставщиков, конкурентов, налоговые органы, органы власти, клиенты и партнеры. Анализ дальней окружающей среды предусматривает разработку экономических, социально–политических и технологических прогнозов, необходимых для обоснования долгосрочных возможностей развития предприятия в условиях прогнозируемых изменений внешней деловой среды.
Анализ ближней окружающей среды предполагает анализ рыночного окружения предприятия, т.е. производственный прогноз, прогноз структурных сдвигов и конкурентный прогноз. Существует большое количество различных методов стратегического анализа. Все они разнообразны и имеют свои плюсы и минусы.
SWOT–анализ, являясь одним из инструментов стратегического анализа деятельности предприятия, позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности предприятия, его возможности и угрозы. Его результаты необходимы для формирования стратегии развития, ориентированной на эффективное использование ресурсного потенциала и максимизацию прибыли предприятия.
Рисунок 1 – Методы стратегического анализа [26, c. 98]
В процессе стратегического анализа и планирования наиболее широкое применение получил так называемый SWOT анализ (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), терминология которого в 1963 году впервые прозвучала на конференции в University of Harvard и была предложена профессором K. Andrews. Появление такого инструмента в стратегическом анализе позволило аналитикам поднять уровень анализа и планирования в организации на совершенно новый уровень [14, c. 583]. Собираемую информацию о состоянии компании и её конкурентах SWOT анализ позволил из хаотичной превратить в систематизированную и логически обоснованную, а также представленную в виде стандартной схемы (рисунок 2).
Рисунок 2 – Матрица SWOT–анализа
Таким образом, SWOT–анализ позволяет обосновать приоритеты и ключевые направления изменений в производстве.
Он проводится в рамках аналитических процедур. SWOT–анализ дает возможность изучить компанию с разных сторон.
Данный маркетинговый инструмент используем в целях управленческого анализа, чтобы выявить рычаги, которыми можно управлять (внутренние ресурсы), а также понять факторы находящиеся вне зоны воздействия (внешние угрозы).