Файл: 1 Теоретические аспекты применения swotанализа в разработке и реализации стратегии организации 4.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты применения SWOT–анализа в разработке и реализации стратегии организации
1.1 Роль и значение SWOT–анализа в стратегическом управлении
1.2 Методика проведения SWOT–анализа, его преимущества и недостатки
1.3 Проблемы проведения SWOT–анализа на российских предприятиях
2 SWOT–анализ в стратегическом управлении ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
2.2 Оценка сильных и слабых сторон ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
3.1 Мероприятия по внедрению SWOT–анализа на предприятии
3.2 Предложения по разработке стратегии предприятия на основе SWOT–анализа
SWOT–анализ прочно входит в практику деятельности российских предприятий. Однако с каждым годом появляются новые разновидности и дополнения, которые надо изучать и использовать. SWOT–анализ относится к стратегическим методам маркетинга. Он используется на начальных стадиях стратегического управления и объединяет внешний и внутренний анализ. Качественно сделанный анализ позволяет предприятию четко реагировать на изменение ситуации во внешней среде и использовать собственные силы для достижения стратегических целей на рынке.
SWOT–анализ предназначен не столько для того, чтобы определить положение фирмы, а сколько для разработки наиболее подходящих стратегий с точки зрения вероятности осуществления, которые носят упреждающий характер.
Таким образом, качественный SWOT–анализ является простым и удобным инструментом работы с данными. Он позволяет менеджеру не только составить картину, максимально точно отражающую слабые и сильные сторон предприятия, но и учесть возможности и угрозы, с которыми компания может столкнуться в ходе своей деятельности, что позволяет в определенной степени сформировать достаточно объективную картину того, что в данный момент времени происходит с организацией на рынке. Однако стоит отметить, что SWOT–анализ все–таки не позволит получить максимально точных количественных критериев, которые могли бы в дальнейшем стать ключевыми в ходе принятия управленческих решений, а, следовательно, использование только результатов SWOT–анализа в ходе формирования стратегии организации является недостаточным.
Для предприятия на основе конкурентной оценки становится возможным выявить их слабые стороны и реализовать меры, направленные на их устранение и увеличение конкурентных преимуществ. Привлекательность компании в целом состоит из нескольких определяющих факторов. К таким факторам относятся степень конкуренции, емкость рынка отрасли, текущее состояние отрасли, использование современных и инновационных технологий и многие другие.
2 SWOT–анализ в стратегическом управлении ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
Первое яйцо на птицефабрике получено в декабре 1973 года и вот уже более 45 лет предприятие занимает лидирующее место на рынке Оренбургской области среди сельскохозяйственных производителей, поставляя в собственную торговую сеть «Рябушка» высококачественную, экологически чистую продукцию. Яйцо, производимое на ЗАО «Птицефабрика Оренбургская», знают и отдают ему предпочтение не только в нашем регионе, но и за его пределами - в Самаре, Тольятти, Москве, Екатеринбурге, Уфе, Казахстане.
Парк современных сельскохозяйственных машин и более 20 000 га посевных площадей позволяют снабдить предприятие необходимым запасом фуражного зерна. Собственный комбикормовый завод, оснащенный современным оборудованием, помогает получать до 10 наименований комбикормов для разных возрастов птицы.
Бригада «родительского» поголовья кур-несушек дает возможность не только самим комплектовать промышленное стадо, но и поставлять суточный молодняк птицеводческим хозяйствам Оренбургской области и населению. Все это делает хозяйство высокорентабельным и независимым предприятием замкнутого цикла.
Около тысячи человек занято на производственных участках, обеспечивая бесперебойную работу всего предприятия в целом. Свыше 800 000 штук яиц различного сорта производится на птицефабрике ежедневно.
Методы маркировки и сортировки делают их узнаваемыми для покупателей: «Купеческое», «Гулливер», «Малышок», «Крестьянка». Яйцо с фирменным логотипом «Птицефабрики Оренбургской» - гарантия свежести, натуральности и пользы.
Наряду с яичной в широком ассортименте представлена мясная продукция: от мяса кур до копченых деликатесов. Полученное путем выращивания птицы на натуральных природных кормах без добавления стимуляторов роста мясо «Птицефабрики Оренбургской» имеет естественный, природный вкус домашней курочки. С недавнего времени в розничной продаже появилось настоящее, полезное молоко с собственной животноводческой фермы.
Организационная структура деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» проиллюстрирована на рисунке 7.
Рисунок 7 - Организационная структура деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
Рассмотрим финансовые результаты деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» за 2019–2021 гг. – таблица 1.
Таблица 1 – Финансовые результаты деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» за 2019–2021 гг., тыс. руб.
Наименование показателя | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Абс. изм., тыс. руб. | Теп прироста/убыли, % | |||||
2020 г. к 2019 г. | 2021 г. к 2020 г. | 2021 г. к 2019 г. | 2020 г. к 2019 г. | 2021 г. к 2020 г. | 2021 г. к 2019 г. | |||||
1. Выручка тыс. руб. | 1255430 | 1539920 | 1752210 | 284490 | 212290 | 496780 | 22,66 | 13,79 | 39,57 | |
2. Полная себестоимость продаж (включая управленческие и коммерческие расходы), тыс. руб. | 1255763 | 1474327 | 1643611 | 218564 | 169284 | 387848 | 17,40 | 11,48 | 30,89 | |
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. | -326 | 65590 | 108601 | 65916 | 43011 | 108927 | -20219,63 | 65,58 | -33413,19 | |
4. Чистая прибыль, тыс. руб. | 10973 | 82172 | 91263 | 71199 | 9091 | 80290 | 648,86 | 11,06 | 731,71 | |
5. Среднесписочная численность ППП, чел. | 341 | 637 | 608 | 296 | -29 | 267 | 86,80 | -4,55 | 78,30 |
Продолжение таблицы 1
Наименование показателя | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | Абс. изм., тыс. руб. | Теп прироста/убыли, % | |||||
2020 г. к 2019 г. | 2021 г. к 2020 г. | 2021 г. к 2019 г. | 2020 г. к 2019 г. | 2021 г. к 2020 г. | 2021 г. к 2019 г. | |||||
6. Основные средства (среднегодовая стоимость), тыс. руб. | 373020 | 331545 | 530837 | -41475 | 199292 | 157817 | -11,12 | 60,11 | 42,31 | |
7 Оборотные средства (среднегодовая стоимость), тыс. руб. | 933511 | 798093 | 987099 | -135418 | 189006 | 53588 | -14,51 | 23,68 | 5,74 | |
8. Материальные затраты, тыс. руб. | 1194420 | 1402070 | 1560250 | 207650 | 158180 | 365830 | 17,39 | 11,28 | 30,63 | |
9. Затраты на рубль выручки, руб. | 0,95 | 0,91 | 0,89 | -0,04 | -0,02 | -0,06 | -4,30 | -2,20 | -6,41 | |
10 Фондоотдача, руб. | 3,37 | 1,78 | 1,96 | -1,59 | 0,18 | -1,40 | -47,15 | 10,37 | -41,67 | |
11. Материалоотдача, руб. | 1,05 | 1,10 | 1,12 | 0,05 | 0,02 | 0,07 | 4,49 | 2,25 | 6,85 | |
12. Рентабельность продукции, % | 0,87 | 5,34 | 5,21 | 4,46 | -0,13 | 4,33 | 510,51 | -2,39 | 495,90 | |
13. Рентабельность производства, % | 0,92 | 5,86 | 5,85 | 4,94 | -0,01 | 4,93 | 537,95 | -0,20 | 536,70 | |
14. Рентабельность оборотных активов, % | 0,01 | 0,10 | 0,09 | 0,09 | -0,01 | 0,08 | 775,92 | -10,20 | 686,55 | |
15. Производительность труда, тыс. руб./чел. | 3681,61 | 2417,46 | 2881,92 | -1264,16 | 464,47 | -799,69 | -34,34 | 19,21 | -21,72 |
Согласно данным таблицы 1 нами были получены следующие выводы:
– положительной тенденцией является рост выручки во всем исследуемом периоде так за 2020 г. выручка предприятия возросла на 22,6%, а за 2021 г. почти на 14%, рост за три года составил 39,6%;
– проводя анализ прибыльности предприятия нужно оценить темп роста себестоимости и выручки, согласно данным таблицы 1, нами получены такие выводы, себестоимость за 2020 г. выросла на 18%, а в 2021 г. на 11,3%, темпы роста не такие стремительные как у выручки, что следует отметить, как положительный фактор в финансовой деятельности компании;
– положительным аспектом также является рост прибыли от продаж так в 2019 году предприятие потерпело убытки, а в 2021 г. прибыль составила 108601 тыс. руб., что объясняется снижением уровня управленческих и коммерческих расходов предприятия. Можно даже отметить, что предприятие провело оптимизацию своих статей расходов;
– в исследуемом периоде произошло интенсивное внедрение автоматизированных систем в производственный цикл предприятия, об этом свидетельствует снижение численности персонала и рост основных средств, данная тенденция говорит о стратегии активного развития организации;
– о положительной динамике и активном развитии предприятия свидетельствует динамика роста показателей рентабельности компании в исследуем периоде.
Дипломы «100 лучших товаров России», «Наша марка» полученные предприятием, еще раз подтверждают высокое качество выпускаемого товара. На протяжении многих лет ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» является членом клуба «Агро», лауреатом конкурса «Лучшее предприятие» среди сельскохозяйственных производителей Оренбургской области, входит в рейтинг «300 лучших сельскохозяйственных предприятий России». Добиться таких результатов стало возможным благодаря высокой культуре производства и четкого исполнения технологической дисциплины.
Целями и приоритетными направлениями производственной деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» является:
– получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов работников ЗАО «Птицефабрика Оренбургская» и интересов ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»;