Файл: 1 Теоретические аспекты применения swotанализа в разработке и реализации стратегии организации 4.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты применения SWOT–анализа в разработке и реализации стратегии организации
1.1 Роль и значение SWOT–анализа в стратегическом управлении
1.2 Методика проведения SWOT–анализа, его преимущества и недостатки
1.3 Проблемы проведения SWOT–анализа на российских предприятиях
2 SWOT–анализ в стратегическом управлении ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
2.2 Оценка сильных и слабых сторон ЗАО «Птицефабрика Оренбургская»
3.1 Мероприятия по внедрению SWOT–анализа на предприятии
3.2 Предложения по разработке стратегии предприятия на основе SWOT–анализа
1.2 Методика проведения SWOT–анализа, его преимущества и недостатки
Прежде чем приступать к разработке стратегии организации в первую очередь необходимо сформулировать миссию и стратегическое видение организации, а в дальнейшем на основе проведенного SWOT–анализа, составленного исходя из оценки внешней и внутренней среды функционирования организации, формируются основные цель и задачи организации на перспективу.
Таким образом, SWOT–анализ зачастую называют основным методом стратегического анализа и планирования, который используется для относительной оценки факторов и явлений, влияющих на организацию. Все факторы делятся на четыре категории и разделяются на внутренние и внешние: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Метод основан на определении цели организации и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих её [10, c. 14].
При этом стоит отметить, что попытка формулировать выводы только по представленной матрице SWOT–анализа является необоснованно рискованным шагом для менеджеров.
Не смотря на то, что известные специалисты в исследуемой области, такие например, как профессор Филип Котлер, который пишет: «Общая оценка сильных и слабых сторон компании, ее возможностей и угроз называется SWOT–анализом, окончание которого позволит приступить к определению специфических целей стратегической бизнес единицы на планируемый период» [16, c. 487] считать SWOT–анализ основой для формирования стратегии, на наш взгляд формировать стратегию организации только по результатам SWOT–анализа достаточно рискованно.
Однако многие менеджеры руководствуются тем, что правильно составленная матрица SWOT–анализа предоставляет им достаточно информации, позволяющей охарактеризовать общую привлекательности организации и сформировать стратегию на ближайшую перспективу (рисунок 3).
По нашему мнению, приравнивать составление только матрицы SWOT–анализа к проведению глубокого стратегического анализа, на основе которого будут определяться цели, и приниматься судьбоносные решения для организации не совсем корректно.
Помимо составления матрицы в ходе анализа необходимо на основе группировки исследованной информации представить все возможные парные комбинации, а также выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии (рисунок 4).
Рисунок 4 – Группировка информации [5, c. 127]
Выбор эффективных стратегий, соответствующих внутренним параметрам предприятия и его положению на рынке и, в целом, во внешней среде, производится посредством формирования корреляционной матрицы SWOT–анализа (рисунок 5).
Рисунок 5 – Матрица корреляционного SWOT – анализа
Стратегия компании определяется, исходя из сопоставления (корреляции) описанных ранее характеристик среды и предприятия для четырех зон матрицы. Для каждой зоны матрицы получаем свои базовые стратегии (рисунок 6).
Однако стоит отметить, что SWOT не является анализом в классическом понимании, это скорее подробное описание факторов, воздействующих на организацию, поэтому на основании только лишь проведенного SWOT–анализа очень легко сделать ошибочные выводы, что приведет к искажению разрабатываемой стратегии организации. Таким образом, слово анализ при акрониме SWOT не в полной мере соответствует реальности.
Также существует мнение, что SWOT–анализ позволяет не только давать оценку внутреннего и внешнего состояния организации, но и строить перспективные планы на его основе, что как правило не представляется возможным, по причине того, что даже «идеальное» описание ситуации, сложившейся на рынке в данный момент времени, не может дать гарантии менеджеру о точности принимаемых им управленческих решений. Такие решения, как правило, требуют помимо знаний и опыта, еще интуиции, творчества и изобретательности в ходе принятия управленческих решений, направленных на дальнейшее стратегическое развитие компании.
Итак, цель SWOT–анализа: SWOT–анализ показывает конкурентные преимущества компании, анализирует перспективы продаж, прибыльности и развития продукта, готовит компанию к проблемам и позволяет разрабатывать планы действий в чрезвычайных ситуациях.
Шаги для проведения SWOT–анализа.
Главная цель стратегического планирования – обеспечить баланс с внешней средой и поддерживать этот баланс во времени. Организации достигают этого баланса путем оценки новых программ и услуг с целью максимизации эффективности организации.
SWOT–анализ — это прежде всего инструмент принятия решений, который закладывает основу для этой работы.
Шаг 1. SWOT–анализа: на этом этапе компания должна участвовать в сборе и оценке достоверных данных. В зависимости от организации эти данные могут включать демографические данные, статус, источники финансирования и или текущее состояние технологии. После сбора и анализа данных оцениваются возможности организации в этих областях.
На шаге 2 SWOT–анализа: данные об организации собираются и сортируются по четырем категориям: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Сильные и слабые стороны обычно проистекают из факторов внутри организации, в то время как возможности и угрозы обычно исходят от внешних факторов. Организационные опросы являются эффективным способом сбора этой информации, такой как данные о финансах, операциях и процессах организации.
Шаг 3. SWOT–анализа: на этом этапе разрабатывается SWOT– матрица для каждой рассматриваемой бизнес–альтернативы.
Шаг 4. SWOT–анализа включает включение SWOT–анализа в процесс принятия решений, чтобы определить, какая бизнес–альтернатива лучше всего соответствует общему стратегическому плану организации [4, c. 68].
Нами были выделены следующие достоинства SWOT–анализа:
– Универсальность. Алгоритм — многофункциональный инструмент подойдет для любого рода бизнеса или формата производства. Кроме того, с помощью аналитического исследования можно оценить эффективность конкретных отделов, подразделений или даже сотрудников.
– Простота. Ключевое преимущество SWOT–анализа заключается в простоте его проведения. Директор, менеджер или даже обычный работник может самостоятельно составить маркетинговый анализ, основываясь на реальном положении дел в компании и общей обстановке в мире.
– Целостный подход. Для проведения аналитики учитываются не только сильные, но и слабые стороны бизнеса. Таким образом, полученные результаты помогут лучше узнать актуальную обстановку на предприятии.
Однако маркетинговое исследование неидеальное и имеет несколько важных минусов:
– Субъективность. Стоит понимать, что СВОТ–анализ составляется исходя из личного мнения и опыта аналитика, поэтому анализ является исключительно субъективным исследованием без четко прописанной структуры.
– Размытые результаты. SWOT–анализ не предоставляет количественные показатели, а лишь формирует общее представление о компании.
– Отсутствует временная динамика. При важных изменениях на рынке или внутри компании необходимо заново проводить аналитическое исследование.
SWOT–анализ является единой процедурой категоризации и имеет свои недостатки. Человек может непреднамеренно использовать неверные предположения или может обобщать данные, используемые для SWOT–анализа, и это может оказать негативное влияние на процесс принятия решений. Это занимает очень много времени, когда выполняется, чтобы справиться с многогранными ситуациями, связанными с огромным объемом данных [9, c. 14].
Для успеха SWOT–анализа необходимо учитывать следующие моменты
– Это должно быть реалистично.
– Это должно быть точно.
– Это должно быть коротким и простым.
– Пользователь должен воздерживаться от включения слишком много или слишком мало информации.
– Пользователь не должен чрезмерно анализировать данные, так как это может привести к искажению информации.
– Это должно привести к выработке ценных стратегий, которые при реализации должны привести к достижению цели.
Разделяют 3 стандартных вида СВОТ–анализа:
– Экспресс. Применяется для получения объективных данных и выявления сильных сторон бизнеса. Наглядность и прозрачность являются основными характеристиками экспресс–анализа.
– Сводный. Использует ключевые показатели работы компании для получения максимально точных значений, применяемых в стратегическом анализе. Главный плюс сводного анализа – быстрый переход от исследования к разработке бизнес–стратегии. Недостаток – сложность проведения.
– Смешанный. Это комплекс сводного и экспресс анализов. Также добавляются статистические сведения и результаты большого множества маркетинговых исследований.
Подводя итог, SWOT–анализ является полезным инструментом для принятия решений и понимания зависимостей между компанией и ее средой. SWOT–анализ рассматривает сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, которые имеют отношение к организации в новом начинании. SWOT–анализ – это устройство, которое позволяет пользователям обдумать направление, в котором компания может пожелать двигаться в будущем.
1.3 Проблемы проведения SWOT–анализа на российских предприятиях
SWOT–анализ применяется во всех сферах деятельности: от ресторанного бизнеса вплоть до образовательных учреждений. Нередко алгоритм практикуется для самоанализа личности и профессионально роста. Его также внедряют для конкурентной разведки ниши.
SWOT–анализ является практичным для коммерческих организаций, а также может использоваться в любой ситуации принятия решений некоммерческими организациями, правительственными организациями и даже частными лицами. SWOT–анализ может быть использован для предотвращения кризисных ситуаций, а также для разрешения кризисов. Его можно использовать для планирования, решения проблем, оценки продукции, анализа конкурентов, саморазвития и принятия решений [2, c. 87].
Любой бизнес должен постоянно задавать себе вопрос: «Как бороться с утратой понимания и значения компании для целевой аудитории?» Если продукт устарел, то оптимизация бизнес–процессов может оказаться совершенно бесполезной. Важно регулярно проводить маркетинговое исследование, чтобы узнать реальную ситуацию в компании и успеть подготовиться к самым неблагоприятным условиям.
SWOT –анализ нужен всем: от малых предприятия вплоть до гигантских концернов. Также алгоритм отлично подходит не только действующим компаниям, но и новым предприятиям.
Для компаний, которые уже давно находятся на рынке, важно периодически проводить SWOT–анализ для корректировки курса развития. В свою очередь, стартаперы с помощью маркетингового исследования просчитывают возможные риски и составляют пошаговый план действий для борьбы с конкурентами.
Отметим, что на данный момент проводит SWOT–анализ российских предприятий весьма сложно ввиду острой политической обстановки, военной операции на Украине, санкций со стороны Запада, список которых пополняется ежедневно. Многие поставщики находятся за рубежом и в современной ситуации большинство производств находятся в поиске импортозамещения.
Таким образом, аналитический метод поможет выбрать самый эффективный путь развития компании с учетом внешних факторов.