Файл: Содержание курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




73-74

Орфография как система правил правописания слов и

их форм.

2




75-76

Пунктуация как система правил правописания

предложений.

2




77-79

Сочинение-рассуждение по художественному тексту.

3




80

Принципы русской пунктуации.

1




81-82

Абзац как пунктуационный знак.

2




81

Сочинение







82









83-84

Знаки препинания и их функции.

2




85-86

Одиночные и парные знаки препинания.

2




87-88

Сочетание знаков препинания.

2




89

Контрольный диктант

1




90

Анализ диктанта

1







Повторение изученного

12




91

Повторение и обобщение изученного.

1




92

Повторение и обобщение изученного.

1




93

Повторение и обобщение изученного.

1




94

Повторение и обобщение изученного.

1




95

Повторение и обобщение изученного.

1




96

Повторение и обобщение изученного.

1




97

Повторение и обобщение изученного.

1




98

Повторение и обобщение изученного.

1




99

Повторение и обобщение изученного.

1




100

Повторение и обобщение изученного.

1




101

Повторение и обобщение изученного.

1




102

Повторение и обобщение изученного.

1






Планируемые результаты изучения учебного курса, предмета
Требования к уровню подготовки учеников

В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

    • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


Содержание программы учебного курса

Содержание, обеспечивающее формирование

языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Введение в науку о языке

Русистика и ее разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

Основные направления развития русистики в наши дни.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Основные этапы исторического развития русского языка. Сведения об истории русской письменности.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, диалект, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Этимология как раздел лингвистики.

Языковая норма, ее функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.


Языковая система

Синонимия в системе языка.

Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы.

Разговорная речь, её особенности.

Литературный язык и язык художественной литературы, его особенности.

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Исторический комментарий языковых явлений различных уровней.

Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Синтаксис.

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о квалификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Абзац как композиционно-синтаксическая единица текста.

Изобразительные средства синтаксиса.: синтаксический параллелизм,; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т.д.

Правописание: орфография и пунктуация

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передачи чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Основные пунктуационные нормы русского языка.

Трудные случаи орфографии и пунктуации.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической и диалогической речи в различных сферах и ситуациях общения.

Закономерности построения текста.


Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Редактирование собственного текста.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, статьи, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения.