Файл: Содержание курса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тематическое планирование (учебно-тематический план)



Раздел

Кол-во часов

В том числе контроль

Характеристика деятельности учащихся

Практика

Контроль

1

Общие сведения о языке.

9

Сл.д. – 1

Р.Р. Сочинение




Осознает роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире;

имеет представления о роли старославянского языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики;

2

Фонетика.

10




Монитор. работа

К/р по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

П/п – 1

Контр.сл.дикт.-1

Осознает место фонетики в системе основных разделов лингвистики;

Овладевает основными понятиями фонетики;

Осознает/понимает смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка;

Распознает звуки;

Анализирует и характеризует звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью транскрипции;

Проводит фонетический анализ слова; наблюдает за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивает их;

Осознает важность нормативного произношения для культурного человека;

Анализирует и оценивает с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректирует собственную речь.

3

Лексика, лексикология и фразеология.

9

Сл.д. - 1

К/Д по теме «Лексика и фразеология»

Понимает роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширяет свой лексикон; знает общие принципы классификации словарного состава русского языка;

Объясняет различие лексического и грамматического значений слова;

Сопоставляет прямое и переносное значение слова; синонимы в синонимических цепочках;

Осуществляет выбор лексических средств и употребляет их в соответствии со значением и сферой общения. Оценивает собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекает необходимую информацию из словарей различных типов;

Различает свободные сочетания слов и фразеологизмы, уместно использует фразеологизмы в речи;

Наблюдает за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественном тексте.

4.

Морфемика и словообразование.

9

Р/Р – 1

Контр.сл.

дикт.-1

Слов.д. - 1

К/Р по теме «Морфемика и словообразова-ние».

Контр.сл.дикт. -1


Осознает роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознает морфемы и членит слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризует морфемный состав слова; уточняет лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.

Сопоставляет морфемную структуру слова и способ его образования;

Анализирует словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различает изученные способы словообразования слов различных частей речи; составляет словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; оценивает основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Применяет знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

5.

Морфология.

13


Р/Р -1(изл.)

П/П -1

К/Д по теме «Морфология».

Контр.сл.д. -1


Распознает знаменательные части речи и их формы; служебные части речи;

Анализирует и характеризует слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

Анализирует и характеризует общекатегориальное значение, морфологические признаки знаменательных частей речи, их синтаксическую роль.

Различает предлог, союз, частицу.

Производит морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи.

6.

Синтаксис и пунктуация.

18

Сл.дикт. -1

Р/Р – 1

К/Р по теме «Синтаксис и пунктуация»

Конт.сл.дикт. -1.

К.соч.-1

Осознает место синтаксиса в системе основных разделов лингвистики;

Имеет представление о взаимосвязи синтаксического уровня с другими уровнями языка, устанавливает и объясняет эту связь;

Анализирует явления синтаксической синонимии, отдельные примеры сходства и различия в синтаксических системах русского и изучаемого иностранного языка.

Опознает изобразительные средства синтаксиса русского языка.

Анализирует синтаксические явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

7.

Текст. Основные виды переработки текста.

25

Сл. д. – 1

Р/Р – 10


П/П – 2

Конт.сл.д.-1

К/Д -2

Контр. соч.-1

Определяет тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложе­ний в тексте; смысловые, лексические и грамматичес­кие средства связи предложений текста и частей текс­та; выделяет микротемы текста, делит его на абза­цы; знает композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).

Анализирует и характеризует текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, после­довательности изложения, уместности и целесообраз­ности использования лексических и грамматических средств связи.

Адекватно понимает и анализирует основную и дополнительную информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух.

Владеет приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представляет их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Редактирует собственные тексты.

Извлекает необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, СМИ, справочной литературы.

Создает устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых научных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

8.

Повторение изученного в 10 классе.

9


СЛ.д.-1










ИТОГО:

105

Сл.д.-6

Р/Р-14


П/П- 4

К.сл.д.- 4

К/р.- 3

К/д.- 4 К.соч.-2







Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения русского языка на профильном уровне обучающиеся должны

знать/понимать:

- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке;

- -системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

- понятие языковой нормы, её функции;

- основные аспекты культуры речи;

уметь:

- проводить различные виды анализа языковых единиц;

- проводить лингвистический анализ текста;

- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культур­ной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культур;

- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в об­ласти филологических наук и получения высшего филологическо­го образования;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

-увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального сло­варя; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через на­блюдение за собственной речью;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для саморе­ализации, самовыражения в различных областях человеческой де­ятельности

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,

воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения контрольных работ – 8 часов.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки освоения учащимися 10 класса планируемого содержания учебного предмета «Русский язык» предусмотрены контрольные работы, уроки-практикумы (тестирование) и контрольные диктанты.

Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:

  • речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);

  • умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы);

  • умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное / сжатое изложение);

  • умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров).


Сокращения, используемые в календарно-тематическом планировании

Формы контроля

  1. ФО - фронтальный опрос

  2. Диф. -дифференцированный

  3. Тест – тестовые задания

  4. Р/К - Работа по карточкам

  5. К/Д – контрольный диктант

  6. К/Р - контрольная работа

  7. Р/Р – урок развития речи

  8. ПР – проверочная работа

  1. Сл.д. – словарный диктант.

  2. П/П – письмо по памяти.

  3. УО – устные ответы











Календарно-тематическое планирование.

Русский язык. 10 класс.



Дата

Тема урока

Кол-во часов

Прак-тика



Элементы содержания

Вид, формы

контроля

Повторение, подготовка к ЕГЭ.

ЦОР, ИКТ

Д/З

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

1




Вводный урок о русском языке.

1




Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене.

Текущий

ФО










2




Язык как общественное явление. Функции языка.


1




Язык как общетвенное явление. Основные функции языка и их реализация в речи. Разнообразие форм русского национального языка. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении.

Текущий

ФО










3




Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

1




Текущий

ФО

Работа с текстом










4




Русский язык в современном мире. Экология

1




Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене. Формирование нравственной культуры через возрождение грамотного языка, пути выхода из языкового кризиса.

Текущий

ФО




Презентация




5




Индоевропейская семь языков. Русский язык как один из индоевропейских языков. Славянские языки.

1




Взаимоотношения русского языка СС языками народов мира. Генетическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Славянские языки.

Текущий

ФО

Тест

Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ







6




Краткие сведения из истории русского языка; старославянский, церковно-славянский и древнерусский языки. Письмо по памяти № 1.

1




Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Текущий

ФО

Инд.

Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ







7




Краткая история славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия: славянская азбука.

1




История славянской письменности, исторические условия её развития. Две системы письма: кириллица и глаголица.

Текущий

УО










8




Национальный русский язык и его разновидности. Современный русский литературный язык.








Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Современный русский литературный язык, пути его формирования.

Текущий

Тест










9




Функциональные тили. Свойства литературного языка. Языковая норма. Диалекты. Жаргоны. Просторечие.







Активные процессы в русском языке на современном тапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка.













10




Становление русского литературного языка.







Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. Становление русского литературного языка.













11




Контрольный диктант.







Определение уровня усвоения изученного материала.













Языковая система.

12




Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка.







Язык как система/механизм/устройство. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: предписывающие, разрешающие, конфликтно-разрешающие. Уровни языка. Модели языка. Основные языковые единицы: фонема, слово, словосочетание, предложение. Текст.













ФОНЕТИКА.

13




Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки русского языка и их классификация. Фонема.

1




Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики.

Текущий

ФО

Тест

Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ







14




Понятие о фонетической позиции. Позиционные чередования звуков речи. Фонетическая транскрипция.

1




Понятие фонемы, фонетической позиции (сильной и слабой). Позиционные чередования звуков речи, причины чередований. Особенности фонетической транскрипции.

Текущий

ФО


Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ







15




Ударение в русском языке. Интонация. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи.








Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Смыслоразличимые функции интонации. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи.



Текущий

П/П

Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ







16




Орфоэпия. Произносительные нормы современного литературного языка и культура речи. Ударение в орфоэпии.







Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Текущий

ФО










17




Художественные возможности русской фонетики.







Звуковая организация художественного текста. Звуковая гармония. Благозвучие. Звуковой повтор. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражание. Звуковой символизм.


Текущий

ФО











18




Р.р. Лингвистический анализ текста.

1




Определение уровня изученности материала. Аргументированный анализ текста.

Текущий

ФО

Тест

Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ







19






Русская графика.



1




Соотношение графики и единиц звуковой системы языка. Формула построения наиболее экономичного в отношении числа букв алфавита.

Текущий


Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ .







20




Краткие сведения из истории русской орфографии и графики.


1



История формирования орфографической системы и графики в русском языке. Выделение русской графики из восточно-славянской. Основные принципы и нормы современной русской орфографии.

Текущий

ФО











21




Реформы орфографии. Орфографический словарь.







Реформы орфографии 1918, 1956гг. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Споры вокруг современных идей реформирования орфографической системы русского языка.

Текущий

ФО











22




Контрольный диктант.







Определение уровня изученности материала.

Тематичес-кий

К/Р










ЛЕКСИКА, ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ.

23




Лексика. слово – основная единица языка. Значение слова. Системные отношения в лексике русского языка. Работа над ошибками.

1



Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова, основные виды словарей. Выражение системных отношений в лексике русского языка в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии.

Текущий

УО

Тест

Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ

Презентация