ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Речевое общение как социальное явление.
Основные условия эффективного общения.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТА
Чтение как вид речевой деятельности
Аудирование как вид речевой деятельности
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста
Говорение как вид речевой деятельности
Письмо как вид речевой деятельности
Тематическое планирование (учебно-тематический план)
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения русского языка на профильном уровне обучающиеся должны
знать/понимать:
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке;
- -системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, её функции;
- основные аспекты культуры речи;
уметь:
- проводить различные виды анализа языковых единиц;
- проводить лингвистический анализ текста;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культур;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения контрольных работ – 8 часов.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки освоения учащимися 10 класса планируемого содержания учебного предмета «Русский язык» предусмотрены контрольные работы, уроки-практикумы (тестирование) и контрольные диктанты.
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
Сокращения, используемые в календарно-тематическом планировании
Календарно-тематическое планирование.
Русский язык. 10 класс.
№ | Раздел | Кол-во часов | В том числе контроль | Характеристика деятельности учащихся | |
Практика | Контроль | ||||
1 | Общие сведения о языке. | 9 | Сл.д. – 1 Р.Р. Сочинение | | Осознает роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; имеет представления о роли старославянского языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики; |
2 | Фонетика. | 10 | | Монитор. работа К/р по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». П/п – 1 Контр.сл.дикт.-1 | Осознает место фонетики в системе основных разделов лингвистики; Овладевает основными понятиями фонетики; Осознает/понимает смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка; Распознает звуки; Анализирует и характеризует звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью транскрипции; Проводит фонетический анализ слова; наблюдает за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивает их; Осознает важность нормативного произношения для культурного человека; Анализирует и оценивает с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректирует собственную речь. |
3 | Лексика, лексикология и фразеология. | 9 | Сл.д. - 1 | К/Д по теме «Лексика и фразеология» | Понимает роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширяет свой лексикон; знает общие принципы классификации словарного состава русского языка; Объясняет различие лексического и грамматического значений слова; Сопоставляет прямое и переносное значение слова; синонимы в синонимических цепочках; Осуществляет выбор лексических средств и употребляет их в соответствии со значением и сферой общения. Оценивает собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекает необходимую информацию из словарей различных типов; Различает свободные сочетания слов и фразеологизмы, уместно использует фразеологизмы в речи; Наблюдает за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественном тексте. |
4. | Морфемика и словообразование. | 9 | Р/Р – 1 Контр.сл. дикт.-1 Слов.д. - 1 | К/Р по теме «Морфемика и словообразова-ние». Контр.сл.дикт. -1 | Осознает роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознает морфемы и членит слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризует морфемный состав слова; уточняет лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Сопоставляет морфемную структуру слова и способ его образования; Анализирует словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различает изученные способы словообразования слов различных частей речи; составляет словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; оценивает основные выразительные средства морфемики и словообразования. Применяет знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. |
5. | Морфология. | 13 | Р/Р -1(изл.) | П/П -1 К/Д по теме «Морфология». Контр.сл.д. -1 | Распознает знаменательные части речи и их формы; служебные части речи; Анализирует и характеризует слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; Анализирует и характеризует общекатегориальное значение, морфологические признаки знаменательных частей речи, их синтаксическую роль. Различает предлог, союз, частицу. Производит морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи. |
6. | Синтаксис и пунктуация. | 18 | Сл.дикт. -1 Р/Р – 1 | К/Р по теме «Синтаксис и пунктуация» Конт.сл.дикт. -1. К.соч.-1 | Осознает место синтаксиса в системе основных разделов лингвистики; Имеет представление о взаимосвязи синтаксического уровня с другими уровнями языка, устанавливает и объясняет эту связь; Анализирует явления синтаксической синонимии, отдельные примеры сходства и различия в синтаксических системах русского и изучаемого иностранного языка. Опознает изобразительные средства синтаксиса русского языка. Анализирует синтаксические явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию. |
7. | Текст. Основные виды переработки текста. | 25 | Сл. д. – 1 Р/Р – 10 | П/П – 2 Конт.сл.д.-1 К/Д -2 Контр. соч.-1 | Определяет тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделяет микротемы текста, делит его на абзацы; знает композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Анализирует и характеризует текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Адекватно понимает и анализирует основную и дополнительную информацию текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, воспринимаемых зрительно или на слух. Владеет приемами информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представляет их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Редактирует собственные тексты. Извлекает необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, СМИ, справочной литературы. Создает устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых научных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения. |
8. | Повторение изученного в 10 классе. | 9 | СЛ.д.-1 | | |
| ИТОГО: | 105 | Сл.д.-6 Р/Р-14 | П/П- 4 К.сл.д.- 4 К/р.- 3 К/д.- 4 К.соч.-2 | |
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения русского языка на профильном уровне обучающиеся должны
знать/понимать:
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке;
- -системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, её функции;
- основные аспекты культуры речи;
уметь:
- проводить различные виды анализа языковых единиц;
- проводить лингвистический анализ текста;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культур;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения контрольных работ – 8 часов.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки освоения учащимися 10 класса планируемого содержания учебного предмета «Русский язык» предусмотрены контрольные работы, уроки-практикумы (тестирование) и контрольные диктанты.
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
-
речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение); -
умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний (формы контроля: комплексный анализ текста, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический и пунктуационный разборы); -
умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (с элементами сочинения), подробное / сжатое изложение); -
умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра (формы контроля: сочинения разнообразных жанров).
Сокращения, используемые в календарно-тематическом планировании
Формы контроля
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование.
Русский язык. 10 класс.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Прак-тика | Элементы содержания | Вид, формы контроля | Повторение, подготовка к ЕГЭ. | ЦОР, ИКТ | Д/З | ||||||||||||||||
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | |||||||||||||||||||||||||
1 | | Вводный урок о русском языке. | 1 | | Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене. | Текущий ФО | | | | ||||||||||||||||
2 | | Язык как общественное явление. Функции языка. | 1 | | Язык как общетвенное явление. Основные функции языка и их реализация в речи. Разнообразие форм русского национального языка. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. | Текущий ФО | | | | ||||||||||||||||
3 | | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. | 1 | | Текущий ФО Работа с текстом | | | | |||||||||||||||||
4 | | Русский язык в современном мире. Экология | 1 | | Взаимоотношения русского языка с языками коренных народов России; роль языка на международной арене. Формирование нравственной культуры через возрождение грамотного языка, пути выхода из языкового кризиса. | Текущий ФО | | Презентация | | ||||||||||||||||
5 | | Индоевропейская семь языков. Русский язык как один из индоевропейских языков. Славянские языки. | 1 | | Взаимоотношения русского языка СС языками народов мира. Генетическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Славянские языки. | Текущий ФО Тест | Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ | | | ||||||||||||||||
6 | | Краткие сведения из истории русского языка; старославянский, церковно-славянский и древнерусский языки. Письмо по памяти № 1. | 1 | | Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. | Текущий ФО Инд. | Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ | | | ||||||||||||||||
7 | | Краткая история славянской письменности. Деятельность Кирилла и Мефодия: славянская азбука. | 1 | | История славянской письменности, исторические условия её развития. Две системы письма: кириллица и глаголица. | Текущий УО | | | | ||||||||||||||||
8 | | Национальный русский язык и его разновидности. Современный русский литературный язык. | | | Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Современный русский литературный язык, пути его формирования. | Текущий Тест | | | | ||||||||||||||||
9 | | Функциональные тили. Свойства литературного языка. Языковая норма. Диалекты. Жаргоны. Просторечие. | | | Активные процессы в русском языке на современном тапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка. | | | | | ||||||||||||||||
10 | | Становление русского литературного языка. | | | Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка. Становление русского литературного языка. | | | | | ||||||||||||||||
11 | | Контрольный диктант. | | | Определение уровня усвоения изученного материала. | | | | | ||||||||||||||||
Языковая система. | |||||||||||||||||||||||||
12 | | Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. | | | Язык как система/механизм/устройство. Грамматика и словарь как два компонента структуры языка. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Грамматические правила и их типы: предписывающие, разрешающие, конфликтно-разрешающие. Уровни языка. Модели языка. Основные языковые единицы: фонема, слово, словосочетание, предложение. Текст. | | | | | ||||||||||||||||
ФОНЕТИКА. | |||||||||||||||||||||||||
13 | | Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки русского языка и их классификация. Фонема. | 1 | | Понятие фонемы, открытого и закрытого слога. Звуки русского языка и их классификация. Выразительные средства русской фонетики. | Текущий ФО Тест | Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ | | | ||||||||||||||||
14 | | Понятие о фонетической позиции. Позиционные чередования звуков речи. Фонетическая транскрипция. | 1 | | Понятие фонемы, фонетической позиции (сильной и слабой). Позиционные чередования звуков речи, причины чередований. Особенности фонетической транскрипции. | Текущий ФО | Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ | | | ||||||||||||||||
15 | | Ударение в русском языке. Интонация. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи. | | | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Смыслоразличимые функции интонации. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи. | Текущий П/П | Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ | | | ||||||||||||||||
16 | | Орфоэпия. Произносительные нормы современного литературного языка и культура речи. Ударение в орфоэпии. | | | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | Текущий ФО | | | | ||||||||||||||||
17 | | Художественные возможности русской фонетики. | | | Звуковая организация художественного текста. Звуковая гармония. Благозвучие. Звуковой повтор. Аллитерация. Ассонанс. Звукоподражание. Звуковой символизм. | Текущий ФО | | | | ||||||||||||||||
18 | | Р.р. Лингвистический анализ текста. | 1 | | Определение уровня изученности материала. Аргументированный анализ текста. | Текущий ФО Тест | Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ | | | ||||||||||||||||
19 | | Русская графика. | 1 | | Соотношение графики и единиц звуковой системы языка. Формула построения наиболее экономичного в отношении числа букв алфавита. | Текущий | Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ . | | | ||||||||||||||||
20 | | Краткие сведения из истории русской орфографии и графики. | 1 | | История формирования орфографической системы и графики в русском языке. Выделение русской графики из восточно-славянской. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. | Текущий ФО | | | | ||||||||||||||||
21 | | Реформы орфографии. Орфографический словарь. | | | Реформы орфографии 1918, 1956гг. Основные принципы и нормы современной русской орфографии. Споры вокруг современных идей реформирования орфографической системы русского языка. | Текущий ФО | | | | ||||||||||||||||
22 | | Контрольный диктант. | | | Определение уровня изученности материала. | Тематичес-кий К/Р | | | | ||||||||||||||||
ЛЕКСИКА, ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ. | |||||||||||||||||||||||||
23 | | Лексика. слово – основная единица языка. Значение слова. Системные отношения в лексике русского языка. Работа над ошибками. | 1 | | Словарное богатство русского языка, лексическое значение слова, основные виды словарей. Выражение системных отношений в лексике русского языка в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. | Текущий УО Тест | Тестовые задания аналогичные заданиям ЕГЭ | Презентация | |