Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной.

Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонема­тического недоразвития при наличии дефектов в области артику­ляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонемати­ческого восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

- узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду дру­гих (сходных по звуковому составу, различных по звуко­вому составу);

- различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сход­ных по звуковому составу);

- запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элемен­тов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических струк­тур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторе­нии изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при по­вторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.) Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свис­тящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звон­ких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустичес­кими признаками (звонкость — глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным ук­ладом.

Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспро­
извести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные труд­ности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, ког­да ребенок не может переключиться от одного звука к другому.

При исследовании фонематического восприятия следует ис­пользовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполне­ния. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуе­мый звук среди других речевых звуков, ему предлагается под­нять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артику­ляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Выявлению затруднения фонематического восприятия помога­ет подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, со­ответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и ВТ, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплек­ты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перета­сованном виде.

Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса — крыша, день — тень, булка белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического воспри­ятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи мо- гут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и син­теза и процесса письма.

Некоторые представления о степени развития фонематическо­го восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролиру­ет свое неправильное произношение и насколько он способен раз­личать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установле­но, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недо­статков произношения и в чужой речи.

В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сло­житься четкое представление о том, являются ли выявленные де­фекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого на­рушения или входят в структуру общего недоразвития речи в ка­

честве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

В течение всего коррекционного обучения необходимо прово­дить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по фор­мированию произношения, а также в динамике развития произ­носительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учиты­вать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на заняти­ях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

Литература

АкишинаАА., Барановская С А. Русская фонетика. — М., 1980.

Бондарко Л.В., Вербицкая Л.В., Гордина М.В. Основы общей фонетики. — СПб., 2000.

Боскис P.M., Левина Р.Е. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте// Советская педагогика, 1938. — № 6.

D. Le Gall et G.Aubin L' apraxie. — Marseille, 1994.

Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. — М.: Просвеще­ние, 1970.

Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 1998.

Фомичева АЛ. Воспитание у детей правильного произноше­ния. — М., 1989.

ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Понимание речи, или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием общения. Оно включает восприятие звуков речи (фонем), узнавание слов, понимание значения слов, отноше­ний между словами, фраз и смысла обращенной речи.

Дефекты понимания речи могут проявляться при нарушении различных лингвистических операций и имеют разную патопси­хологическую характеристику в зависимости от формы речевой аномалии.

Обследование понимания речи детьми с речевой патологией является очень важным в теоретическом и практическом плане.

Отклонения в понимании речи тормозят развитие активной речи у детей и влияют на весь процесс коррекционного обучения. Своевременное выявление особенностей импрессивной речи дает возможность найти наиболее адекватные методы формирования нормальной речи.

Прежде чем приступить к обследованию импрессивной сторо­ны речи, логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ре­бенка полностью сохранен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед при­ступает к исследованию фонематического слуха. Напомним, что грубое нарушение фонематического слуха, являясь одним из глав­ных признаков сенсорной афазии, не остается изолированным ее симптомом, а приводит к целому ряду вторичных расстройств, составляющих ее структуру. В этих случаях испытуемый не в со­стоянии выделить смыслоразличительные признаки речевых зву­ков, и они воспринимаются нечленораздельно. Этот первичный дефект приводит к непониманию смысла слов. Дети с первичны­ми сенсорными расстройствами — редкое явление в логопедичес­кой практике, и описание структуры их речевого дефекта требует особого рассмотрения.

У детей с частичным нарушением фонематической системы особенности импрессивной стороны речи во всех ее звеньях могут быть весьма различными. Кроме того, у детей с первичным дефек­том моторной стороны речи вторично страдает понимание слож­ных форм импрессивной речи.

Подчеркнем, что и в этих случаях исследование степени пони­мания речи является необходимым, т.к. до сих пор встречается определение нарушения речи по типу «моторной алалии» как
дефекта, при котором дети хорошо понимают обращенную речь, но испытывают большие трудности только в самостоятельном перчатка, шапка, кепка, шляпа, жук, муравей, комар, кузов, ка­бина и т.д.

Ребенку предъявляют ряд картинок (3-4-5) и предлагают по­казать, где клюв, где весло и т.п.

Для детей 5-6 лет можно условия обследования усложнить, расширив объем воспринятого на слух. Перед ребенком расклады­вают 6-8 картинок, и он должен показать последовательно 2-3 предмета: «Где стакан, книга, ручка, где перчатки, фартук, са­чок?». Можно использовать также следующий прием: логопед называет и просит показать предметы, которые не находятся не­посредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке: «Покажи глаз, ухо, нос. Покажи колено, локоть, подбородок, брови. Покажи окно, подоконник, форточку, замок».

А.Р. Лурия рекомендует использовать многократное повторе­ние слов или группы слов для проверки понимания в затруднен­ных условиях. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш. стакан, книгу». Необходимо обратить внимание, возникает ли «отчуждение» смысла слова. В этом случае у ребенка может стра­дать не дифференцированное восприятие звуков, а удержание их последовательности и объема. Нарушение смысловой стороны речи в этих случаях выступает более отчетливо при отсутствии соответ­ствующей картинки или предмета и менее отчетливо, когда предъявляемое на слух слово сопровождается показом названно­го предмета.

Для выявления понимания действия предъявляются пары кар­тинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читаю­щий книгу, на другой — книга. Логопед называет слово «чита­ет» — ребенок должен показать соответствующую картинку.

Известно, что дефекты фонематического восприятия не все­гда сопровождаются нарушением всех форм слухового анализа. В некоторых случаях может сохраниться дифференциация рит­мических отношений, составляющая основу овладения слоговой структурой слова. Поэтому большое значение для восприятия