Файл: Рекомендовано к печати Ученым Советом Института коррекционной педагогики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Появление призвуков, особенно в слогах типа ССГ, также отмечается у детей с чрезмерной, утрированной артикуляцией, когда в качестве самостоятельных звуков выявляются кратковременные переходные фазы артикуляции, которые в обычной речи не вос­принимаются слушателем. Это происходит также из-за недоста­точно полной иннервации у детей с дизартрией. Наряду с вставка­ми звуков у тех лее детей обнаруживаются частые пропуски зву­ков или их редукция, упрощающая артикуляцию трудных стече­ний согласных.

Нередко в процессе возрастания объема речевой практики отсутствующие звуки заменяются искаженными. Искажение звука характеризуется его стабильностью в различных формах речи.

Произносительные ошибки могут быть по-разному оценены с точки зрения коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, неразличению их. Последние считаются более грубыми, т.к. они нарушают смысл высказыва­ния. Л.В. Щерба предлагал называть «ошибки первого типа ошиб­ками выговора, или фонетическими, а вторые — звукосмысловыми, или фонологическими».

Понятно, что фонологические ошибки не могут не быть фоне­тическими, и поиск наиболее точного разграничения произноси­тельных ошибок по их значимости для процесса коммуникации продолжается.

Например, в артикуляции губных звуков выявляются:

фонематические ошибки — неразличение и смешение п-ф, б-в. п-б, ф-в, п-п и т.п.;

Фонетические ошибки — произношение звуков в и ф как губно-губных.

При произношении сонантов часто имеют место фонематичес­кие ошибки: л-р; л-н, л-л',р-р' и т.п.; фонетические ошибки: р — одноударное, л — двугубное и т.п.

Такие категории дефектов, как смешения и замены звуков, составляют особую группу, т.к. в этих отклонениях от норматив­ного произношения проявляется нестабильность всей звуковой системы языка. Дети могут смешивать звуки в одних позициях в слове и произносить правильно в других. Один звук может иметь несколько разных субститутов. Замены звуков могут быть посто­янными, но часто и они носят изменчивый характер в различных формах речи. В этих группах дефектов, имеющих фонологический характер, проявляется нарушение звуковых противопоставлений,
затрагивающее часть или всю звуковую систему, в зависимости от количества смешиваемых звуков.

Обследование строения и функций артикуляционного аппарата

Оно имеет важное значение для определения возможных при­чин дефекта звуковой стороны речи ребенка и планирования кор-рекционных упражнений. При обследовании нужно оценить сте­пень и качество нарушений двигательных функций органов арти­куляции и выявить уровень доступных движений.

В первую очередь логопеду следует охарактеризовать особенно­сти и дефекты анатомического характера.

Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.

Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепле­ние неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностирует­ся, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизи­стый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларин­голог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпа­ции.

Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздво­енный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

12 В логопедической практике нередко встречаются дети с анома­лиями строения артикуляционного аппарата. К ним, в первую очередь, относятся дети-ринолалики со сквозной расщелиной твер­дого и мягкого неба, расщелиной мягкого небаили только языка, а также дети с укороченным мягким небом и субмукозной расще­линой. С небными расщелинами обычно сочетаются и деформации челюстей, неправильное развитие и расположение зубов, несрос­шаяся верхняя губа, деформированные ноздри и др. Движения мышц лица, языка и губ вялые, рудименты мягкого неба и языч­ка малоподвижны, пассивно свисают. Слабо развиты мышцы язы­ка и задней стенки глотки.

Обследование моторики артикуляционного аппарата начина­ется с наблюдений за состоянием мимической мускулатуры в по­кое: отмечается выраженность носогубных складок и их симмет­

ричность, характер линии губ и плотность их смыкания. Устанав­ливается, есть ли насильственные движения (гиперкинез) мими­ческой мускулатуры. Отмечается появление сопутствующих дви­жений (синкинезий), асимметричность носогубных складок при оскале.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппа­рата следует производить путем многократного повторения требу­емого движения для выявления малозаметных, негрубых наруше­ний. При этом отмечаются качественная сторона каждого движе­ния, время включения в движение, истошаемость движения, из­менение его темпа и плавности, объем, появление содружествен­ных движений. Таким образом, могут быть выявлены стертые формы пареза. В легких случаях дизартрии при такой нагрузке может появиться слюнотечение.

Логопед должен также выяснить, как ребенок жует и глотает твердую и жидкую пищу, часто ли поперхивается, не наблюдалось ли в раннем возрасте расстройства глотания.

Движения губ: смычка, оскал, вытягивание вперед.

Исследование функций мимической мускулатуры имеет осо­бенно важное значение для обследования детей с дизартрией и ис­пользования этих данных в коррекционной работе. При двусто­ронних параличах лицевого нерва звуки Б-П и М замещаются звуком Н. При увеличении функциональной нагрузки на мыш­цы рта {ребенок многократно произносит губные звуки Б-Б-Б. П-П-П) может выявиться менее активное участие правой или левой стороны губ.

Движения языка: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево; рас­пластывание языка, высовывание «жалом» и др.

Паретичность языка проявляется в малом объеме движений, отклонениях, истощаемости, неплавности движений. Движения языка должны быть достаточной силы, чтобы удержать его опре­деленное время, необходимое для произнесения той или иной фо­немы, в точке артикуляции. Точность и быстрота движений так­же являются необходимым условием внятности и четкости арти­куляции.

Важно отметить повышение тонуса языка, что выражается в его напряженности, в резком выдвижении кончика; подергива­ния при произвольных движениях указывают на тонические расстройства.

Паралич язычка (uvula) мягкого неба всегда отражается на функциональном состоянии языка и вторично нарушает артику­лирование язычных звуков, делает весь процесс артикуляции на­пряженным и замедленным.


Язычок (uvula), свисающий неподвижно по средней линии, указывает на двусторонний парез. В случаях одностороннего па­реза он отклоняется в «здоровую» сторону.

Состояние мягкого неба: поднимание небной занавески при энергичном произнесении звука А, наличие или отсутствие утеч­ки воздуха через нос при произнесении гласных звуков, равномер­ность утечки, наличие или отсутствие глоточного рефлекса (появ­ление рвотных движений при легком прикосновении шпателя к мягкому небу).

В очень тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии могут отсутствовать произвольные движения губ, языка и других орга­нов артикуляции, и тогда удается обнаружить некоторые рефлек­торные движения: например, раздвигание губ при улыбке, вытя­гивание губ на подносимую ко рту пищу, отдергивание языка при прикосновении шпателем, движения мягкого неба при покашли­вании, зевании.

Нужно учитывать, что артикуляционные трудности в спон­танной речи могут усугубляться различными факторами: воз­буждением, утомлением, усложнением содержания речи в ин­теллектуальном или лингвистическом отношении и др. Обсле­дование следует проводить в наиболее благоприятные для ребен­ка моменты, учитывая вместе с тем влияние факторов, изменяв­ших внятность речи. Перечисленные нарушения чаще всего обусловлены расстрой­ствами периферической иннервации артикуляционного аппарата. Недостатки артикуляции могут быть обусловлены и нарушением более сложных форм организации речевого акта и проявляться в элементах оральной апраксии. Специфичность апраксических нарушений в области артикуляционного аппарата проявляется в непостоянстве, нестабильности дефектов звукопроизношения, поиске правильной артикуляции звука. Речь детей в этих случа­ях неплавная, несколько напоминающая заикание.

Для выявления оральной апраксии ребенку предлагается вос­производить за логопедом определенные движения языка и губ: вытянуть губы, оскалить зубы; высунуть широкий, распластан­ный язык и сделать его трубочкой и другие подобные серии дви­жений. Отмечаемые при этом затруднения (трудности переклю­чения, застревание на одном типе движения, недостаточная диф­
ференциация движении) указывают на нарушение орального праксиса.

Встречаются случаи, когда ребенок не может воспроизвести движения губ, не воспользовавшись зеркалом. Он не может пока­зать, в какой точке логопед прикоснулся к языку, губам, лицу, не может соотнести различные точки на картинке (схеме), изобража­ющей лицо, с собственным лицом (т,е. не показывает «на себе»). У него проявляются нарушения тактильного и кинестетического гнозиса. Такие явления часто встречаются у детей с остаточными явлениями детского церебрального паралича.

Окончательное суждение о природе двигательных нарушений артикуляционного аппарата может быть сделано путем сопостав­ления данных раннего моторного развития ребенка, подробного неврологического обследования, а в некоторых неясных случа­ях — после анализа эффективности коррекционных занятий по усвоению правильного звукопроизношения.

Обследование фонематического восприятия

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух не­обходимо ознакомиться с результатами исследования физическо­го слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установле­но, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить.'" Наличие нормальной остроты слуха яв­ляется главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изо­лированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции арти­куляционного аппарата, указывают на первичную несформирован-ность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гно­стическая функция фонемообразования у детей с выраженными