Файл: Методичка Петровой А.А. технологи новая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

ФГБОУ ВПО «Тверская государственная сельскохозяйственная академия»







«Производство продукции растениеводства»




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


Для студентов заочного обучения по специальности

311200 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»









Тверь - 2012


Автор: Петрова А.А., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент




Производство продукции растениеводства: Методические указания по изучению дисциплины / Тверская ГСХА, - Автор – Петрова А.А., Тверь, 2012









Предназначена для студентов заочной формы с 4-х и 6-ти летним сроком обучения










Утверждены методической комиссией технологического факультета

Тверской ГСХА протокол № __от ___________ 2012 г.


Рецензент: Румянцева Т.С., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент



Раздел 1. Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

    1. Цель и задачи дисциплины


Цель – формирование теоретических знаний, практического умения и навыков по разработке и освоению технологий производства продукции растениеводства.

Задачами дисциплины являются изучение:

- значения, распространения и биологических особенностей полевых культур;

- основных звеньев технологий возделывания важнейших культур (размещения в севообороте, обработки почвы, системы удобрений, подготовки семян к посеву и посев, ухода за посевами и уборки урожая);

В результате изучения дисциплины студенты-заочники должны:

- знать предмет и задачи современного растениеводства;

- всесторонне изучить растения полевых культур, их ботаническое разнообразие и сортовой состав;

- овладеть теоретическими основами растениеводства - достижениями современной биологии (биологические особенности изучаемых культурных растений и их потребности в основных факторах среды);

- изучить особенности технологий изучаемых культур и уметь разрабатывать их применительно к конкретным агроэкологическим условиям;

- уметь рассчитывать нормы высева (посадки) с учетом качества посевного (посадочного) материала и почвенно-климатических особенностей зоны;

- уметь проводить определение норм удобрений и химических средств защиты растений;

- знать особенности производства экологически чистой продукции в растениеводстве и уметь разрабатывать низкозатратные технологии производства продукции растениеводства;

- иметь навыки по разработке сетевых графиков возделывания сельскохозяйственных культур.



Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Растениеводство / Учебник. Под ред. П. С. Посыпанова.- М.: КолосС, 2007.- 612 с.

2. Растениеводство с основами селекции и семеноводства / Учебник. Г. В. Коренев , П. И. , С, Н.Щербак .3-е изд.- СПб: ООО ИТК ГРАНИТ.,2009.-576 с.


3 .Личко Н М.Технология переработки растениеводческой продукции.Учебник. М :Издателбство Колос , 2008.-552 с.

4.Посыпанов Г.С. Практикум по растениеводству. – М: Мир, 2004. – 256 с.

5.Сутягина Т. И., Сутягин В. П.. Практикум по растениеводству. -Тверь. :ООО Мастер С, 2005.-182 с.

б) дополнительная литература:

  1. Гатаулина Г.Г. Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. – М: КолосС, 2005. – 304 с. – 2 экз.

  2. Васько В.Т. Кормовые культуры России: Справочник – СПб: ПРОФИКС, 2006. - 325 с.

  3. Теория и практика создания высокопродуктивных посевов полевых культур / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И. – Тверь: ТГСХА. – 1999. – 330 с.

  4. Биологические особенности и технологии возделывания картофеля и земляной груши / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И., Осербаев А.К.-Тверь: «Триада», 2004.- 75 с..

  5. Методика выполнения научных исследований и курсовой работы по растениеводству / Учебное пособие. Авт. Усанова З.И. – Тверь: ООО РПК « Комплекс», 2002.- 65 с.- 400 .

  6. Зерновые культуры / Учебное пособие. Авт. Шпаар Д., Постников А.,

Эльмер Ф. и др. – Минск : Ф У Аинформ, 2000.

12. Возобновляемое растительное сырье (производство и использование) / Под редакцией Д. Шпаара – С.П.б: Пушкин, 2006. – 1 том - 416 с; 2 том - 382 с.

13. Семеноведение полевых культур / Учебник Авт. Гриценко В.В., Калошина З.М. – М.: Агропромиздат, 1989.

14. Сельскохозяйственная техника и технологии / Спицын И.А., Орлов А.Н., Ляшенко В.В. и др.- КолосС, 2006.

15. Перспективная ресурсосберегающая технология производства сои: Методические рекомендации. – М: ФГНУ « Росинформагротех», 2008.

16.Дулов М.И..,Журавлев А .П.. Журавлев Л, А.. Лабораторный практикум по технологии хранениния продукции рдстениеводства.-Самара,2007.

17.Трисвятсвятский Л. Лесик Б. В., Курдина В.Н. Хранение и технология сельскохозяйственных продуктов.4-е издание.-Агропромиздат,1991.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Поисковая система Agropoisk.ru,

2. Научная электронная библиотека e-library.ru

3. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm

4. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http://www.plantarium.ru/


Журналы: «Земледелие», «Зерновые культуры» или «Зерновое

хозяйство», «Аграрная наука», «Сельское хозяйство России»,

«Селекция и семеноводство», «Экономика» и др.








Раздел 2. Методические указания по изучению содержания тем и разделов курса и вопросы для самостоятельной проверки знаний


При изучении курса «Производства продукции растениеводства» необходимо руководствоваться учебной программой.

Курс рекомендуется изучать в следующем порядке.

1. Теоретические основы растениеводства и основы технологии возделывания сельскохозяйственных культур.

2. Полевые культуры, особенности биологии и агротехники.

3. Семеноведение.

Учитывая обширность изучаемого материала и то, что для занятий в период лабораторно - экзаменационной сессии на курсе отводится мало времени, студент должен дома серьезно проработать учебник, изучить основной материал, а также выполнять на фактическом материале контрольную работу.


В контрольной работе обязательно приводят за последние годы урожайность описываемых культур.

Необходимо знать районированные сорта полевых культур, рекомендуемые для возделывания в зоне места работы (или жительства) студента.

Освещая технологию возделывания каждой культуры, следует указать мероприятия, обеспечивающие энергосбережение и охрану плодородия почв, а также окружающей среды.

Следует составить себе также краткий конспект по этим материалам для участия в семинарских занятиях по растениеводству. Кроме того, дома при изучении курса нужно усвоить латинские названия полевых культур (латинские названия полевых культур приведены в конце методических указаний).



2.1. Значение и теоретические основы растениеводства


Приступая к изучению курса, студенту необходимо хорошо изучить и уяснить задачи, стоящие перед сельским хозяйством страны в целом и одной из основных его отраслей – растениеводством.

Принципы классификации культурных растений. Производственная и ботанико-биологическая группировка полевых культур.

Роль биологических (площадь питания, структура посевов и посадок, фотосинтетическая деятельность посевов и посадок, структура урожая, сорта) и экологических (свет, тепло, влага, элементы питания, свойства почвы) факторов в формировании урожаев сельскохозяйственных культур. Современные тенденции в развитии отечественного и мирового растениеводства.

Литература: 1. С. 6-28;

2. С. 3-17.


Вопросы для самопроверки:

  1. Растениеводство как отрасль сельскохозяйственного производства и как научная дисциплина.

  2. Значение растениеводства в решении основных проблем и повышении эффективности сельскохозяйственного производства. Задачи растениеводства как научной дисциплины.

  3. Принципы классификации культурных растений. Производственная и ботанико-биологическая группировка полевых культур.

  4. В чем суть принципов программированных урожаев?

  5. Регулируемые, нерегулируемые, частично регулируемые факторы роста и развития растений.

  6. Основные показатели фотосинтетической деятельности растений в посевах.

  7. Основные элементы интенсивной технологии возделывания полевых культур.

  8. Понятия: экологически чистая технология, биологически чистая продукция, энергосберегающая технология.


2.2. Теоретические основы технологии возделывания

сельскохозяйственных культур


Определение (понятие) технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Принципы разработки технологий на основе системного подхода. Технологии, как сложные динамические системы, представленные взаимодействиями и взаимозависимости между растениями, почвой, климатом и космосом. Учет действия закономерностей (законов) растениеводства при разработке технологий. Составление звеньев технологий возделывания полевых культур: размещение посевов и посадок: основная, предпосевная или предпосадочная система обработки почвы; система удобрений; подготовка к посеву или посадке материала и посев (посадка); уход за посевами и посадками, в т.ч. защита растений от вредителей, болезней и сорняков; сроки и способы уборки урожая. Адаптивные, энергосберегающие и экологически безопасные технологии.


Технологические схемы возделывания полевых культур. Принципы планирования урожаев. Система технологических и организационных мероприятий по получению планируемого урожая с учетом лимитирующих факторов.

Литература: 1. С. 29-51; С. 53-92.

2. С. 15-29;

2.3. Зерновые культуры


Зерновые культуры – основа сельскохозяйственного производства. Общие морфологические признаки зерновых культур. Характеристика хлебов 1-й и 2-й группы. Рост и развитие зерновых культур. Фазы роста и развития, этапы органогенеза. Химический состав зерна.



2.3.1. Озимые хлеба (пшеница, рожь, тритикале)


Как более урожайные формы, озимые хлеба имеют особое значение в зерновом балансе страны, поэтому стоит задача - увеличить площади озимых культур, в первую очередь зимостойких высокоурожайных сортов озимой пшеницы, озимой ржи. Следует уяснить биологические и хозяйственные преимущества озимых хлебов, их относительно устойчивую урожайность. Подробно изучить биологию развития озимых хлебов, особо обратив внимание на сохранность озимых хлебов при перезимовке, знать, как осуществляют контроль за ходом перезимовки, знать причины гибели озимых хлебов. При рассмотрении биологических особенностей озимых культур надо обратить внимание на их разную зимостойкость и требования к влаге, плодородию почвы, знать физиологические основы зимостойкости озимых культур.

Рассматривая вопрос о предшественниках озимых культур, необходимо учесть эффективность, размещение их по занятым парам, особенно в районах достаточного увлажнения, к каким относится Тверская область, подробно изучить применительно к разным почвенно-климатическим зонам страны, размещение их по лучшим предшественникам, применение системы удобрений под запланированную урожайность, проведение тщательной и своевременной обработки почвы. Необходимо узнать особенности применения разных способов посева и нормы высева. В сопоставлении следует рассмотреть однофазную и двухфазную уборку.

Необходимо изучить причины зимнее - весенней гибели озимых и знать агротехнические приемы, направленные на полную сохранность посевов озимых, применительно к условиям Тверской области.

Литература: 1. С. 148-169;

2. С. 72-145;

2.3.2. Яровые зерновые хлеба I группы (пшеница, ячмень, овес)


При изучении этой группы хлебов следует, прежде всего, знать их народно-хозяйственное значение, посевные площади и перспективы развития в общем, плане зернового производства на ближайшие годы. Наибольшее продовольственное значение имеет яровая пшеница (мягкая и твердая). Ячмень и овес имеют большое значение в производстве зерна, используемого на фуражные цели, овес – как фитосанитарная культура.

Изучая технологию возделывания яровых зерновых хлебов, необходимо обратить внимание на обработку почвы, подготовку семян к посеву и применение удобрений. Уметь различать биологические особенности отдельных яровых зерновых и разные требования их к агротехнике. Рассмотрите значение узкорядного, перекрестного, разбросного и обычного рядового способов посева зерновых культур применяемых к разным условиям возделывания.


Литература: 1. С. 213-228;

2. С. 145-177.


2.3.3. Яровые зерновые хлеба II-ой группы

(кукуруза, просо, сорго, рис) и гречиха


Эта группа носит общее название «крупяных». Все они отличаются теплолюбивостью, что определяют районы их распространения.

Характеризуя отдельные культуры этой группы, необходимо охарактеризовать, прежде всего, значение кукурузы и проса. Просо успешно возделывается в некоторых районах Нечерноземной зоны РФ, в основном же эта культура юга и особенно юго-востока. Она отличается высокой засухоустойчивостью.

На кукурузе надо остановиться более подробно как наиболее ценной кормовой культуре, обеспечивающей высокие урожаи зерна и силосной массы для кормовых целей.

При рассмотрении биологических особенностей следует подчеркнуть высокие требование кукурузы к теплу и свету, а также большую требовательность ее к влаге и питательным веществам. Необходимо знать ботанические и биологические признаки высокой продуктивности этой культуры.

Интенсивная технология возделывания кукурузы на зерно и новая технология возделывания ее на силос с початками молочно-восковой спелости должна быть разнообразна к разным районам ее распространения.

Большое значение как кормовая культура приобретает сорго. Сорго обладает высокой засухоустойчивостью и представляет интерес для районов с периодически повторяющимися засухами.

При изучении риса необходимо уяснить особенности его биологии, специфику технологии его возделывания и орошения.

Гречиха – ценная крупяная культура. Необходимо уяснить особенности ее биологии и технологии выращивания высоких урожаев применительно к условиям региона.

Литература: 1. С. 209-268;

2. С. 145-235;

Вопросы для самопроверки

  1. Достижения и задачи зернового хозяйства нашей страны.

  2. Особенности строения растений и зерна хлебных злаков.

  3. Фазы роста озимых и яровых хлебов.

  4. Созревание хлебов и фазы спелости.

  5. Значение озимых хлебов в увеличении производства зерна.

  6. Основные причины гибели озимых в течении перезимовки и меры по их устранению.

  7. Интенсивная технология возделывания озимых культур.

  8. Значение яровой пшеницы как одной из ведущих продовольственных культур. Основные районы ее возделывания в России.

  9. Важнейшие особенности биологии и технологии возделывания твердой и мягкой пшениц.

  10. Значение сильных сортов мягкой пшеницы.

  11. Биологические особенности и наиболее совершенные технологии возделывания овса и ячменя.

  12. Требования, предъявляемые к пивоваренному ячменю.

  13. Кукуруза как зерновая, кормовая и техническая культура. Особенности биологии кукурузы. Значение гибридных семян кукурузы в повышении урожайности.

  14. Интенсивная технология возделывания кукурузы на зерно, технология возделывания в Нечерноземной зоне РФ, обеспечивающая получение початков в молочно-восковой спелости.

  15. Особенности биологии и агротехники проса и сорго.

  16. Перспективы развития рисосеяния в России.

  17. Особенности биологии и технологии возделывания гречихи применительно к условиям Центрального района России.

  18. Какие сорта зерновых культур районированы в хозяйстве и в районе, где работает студент, какова их урожайность, себестоимость одного центнера зерна и затраты труда и средств на один гектар возделываемой зерновой культуры?