Файл: Методичка Петровой А.А. технологи новая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.11.2021

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.3.4. Зерновые бобовые культуры


Приступая к изучению этой темы, следует уяснить, что в разрешении проблемы продовольственного и кормового белка исключительная роль принадлежит зернобобовым культурам (гороху, кормовым бобам, сое, люпину, чечевице, нуту). Семена всех зернобобовых культур богаты белком, а некоторые и маслом, имеют высокие пищевые и кормовые достоинства. Велика и агротехническая роль зернобобовых благодаря их способности, обогащать почву азотом, что ставит их в разряд первоклассных предшественников для других сельскохозяйственных культур.

Важное продовольственное и кормовое значение зернобобовых культур обуславливает необходимость расширения их производства, необходимо также сосредоточить усилия на расширении посевов и значительно увеличить производства гороха, люпина, сои и других высокобелковых культур.

Важнейшей зернобобовой культурой в нашей стране является горох, велика его продовольственная и кормовая ценность.

Горох ценен как предшественник под озимые культуры.

Следует изучить разнообразие форм и сортов гороха, его биологию и приемы возделывания, обратив внимание на способы посева, совместные и смешанные посевы (с ячменем, овсом), а также люпина на семена, кормовые цели, сидерат.

Литература: 1. С. 284-320;

2. С. 235-265.


Вопросы для самопроверки

  1. Роль зерновых бобовых культур в увеличении производства растительного белка и повышении плодородия почвы.

  2. Химический состав семян зернобобовых культур.

  3. Азотфиксирующая способность и роль инокуляции семян, обработки их микроэлементами в повышении урожайности зерновых бобовых культур.

  4. Смешанные посевы зерновых бобовых культур с другими культурами.

  5. Виды гороха, их биология и приемы возделывания.

  6. Виды люпина, их характеристика и особенности возделывания люпина на зеленую массу и сидерат.

  7. Особенности агротехники вики, чечевицы, кормовых бобов, сои и фасоли.

  8. Технология выращивания высоких урожаев бобовых культур применительно к району работы студента.


    1. Корнеплоды

2.4.1. Сахарная свекла


При изучении сахарной свеклы надо подчеркнуть большое значение ее как основного сахароносного растения в нашей стране и ознакомиться с данными о

состоянии свеклосеяния. Необходимо знать биологические особенности этой культуры и изучить интенсивную технологию ее возделывания, комплекс машин, обеспечивающий производство свеклы с минимальными затратами ручного труда. Она включает: размещение сахарной свеклы в севообороте по лучшим предшественникам; внесение научно обоснованных норм органических и минеральных удобрений; совершенную систему обработки почвы, улучшенную систему ранневесенней и предпосевной обработок почвы; посев одноростковыми, хорошо откалиброванными семенами со всхожестью не менее 85% ; применение комплексной системы борьбы с сорняками, вредителями и болезнями с использованием высокоэффективных пестицидов; сплошное рыхление почвы до всходов и при их появлении; механизированное формирование густоты насаждения и уход за посевами; уборку поточным или поточно-перевалочным способами без ручной доочистки корнеплодов с одновременным ботвы; рациональную организацию и оплату труда.


Рассматривая биологические особенности культуры, нужно обратить внимание на сравнительно невысокие требования ее к теплу и высокие к влаге, свету и почвам.

При рассмотрении вопросов уборки надо подчеркнуть большую эффективность двухфазной уборки урожая сахарной свеклы, при которой с высокой производительностью используются ботвоуборочные и корнеуборочные машины.

Студенты должны изучить особенности технологии получения семян сахарной свеклы безвысадочным и высадочным способами.

Литература: 1. С. 227-361;

2. С. 380-409.

Вопросы для самопроверки

1.Народнохозяйственное значение и районы распространения сахарной свеклы. Задачи, стоящие перед отраслью свекловодства.

2.Биологические особенности сахарной свеклы.

3. Интенсивная технология возделывания сахарной свеклы.

4.Экономическая эффективность культуры.

2.4.2. Кормовые корнеплоды


В группу кормовых корнеплодов входят: кормовая свекла, морковь, брюква и турнепс. Особое внимание следует обратить на кормовую свеклу, имеющую наибольшее распространение, и морковь как ценную кормовую культуру. Следует знать биологические особенности корнеплодов, химический состав и сравнительную кормовую ценность. При изучении индустриальной технологии возделывания корнеплодов надо учесть возделывание турнепса как пожнивной культуры, выращивание свеклы и брюквы рассадой, передовые приемы уборки урожая. Нужно знать возделывание корнеплодов по Астраханской технологии с использованием щелевателей и специального комплекса машин и орудий.

Литература: 1. С. 298-309;

2. С. 438-446.


Вопросы для самопроверки

1.Сравнительная ценность кормовой свеклы, моркови и турнепса,
урожайность.

2.Биологические особенности кормовых корнеплодов.

3.Интенсивная технология возделывания кормовых корнеплодов.

4.Экономическая эффективность культур.

    1. Клубнеплоды

В группе клубнеплодов имеются две полевые культуры: картофель и земляная груша (топинамбур).

Необходимо выяснить большое значение картофеля как продовольственной, технической и кормовой культуры, ознакомиться с развитием картофелеводства в нашей стране. Знать характеристику лучших в регионе сортов картофеля и их роль в получении высоких и стабильных урожаев. Необходимо знать биологические особенности и интенсивную технологию возделывания картофеля. Обратить внимание на сроки, способы уборки урожая и послеуборочную обработку клубней, режимы хранения.

Определенного внимания заслуживает изучение земляной груши как ценного источника сырья для получения лечебных препаратов, пищевых добавок и кормов для животных.

Литература: 1. С. 362-394;

2. С. 409-437.


Вопросы для самопроверки

    1. Народнохозяйственное значение, биологические особенности


картофеля. Сортовой состав.

    1. Интенсивная (индустриальная) технология возделывания картофеля.

    2. Заворовская, Голландская технологии возделывания.

    3. Назовите районированные сорта картофеля.

    4. Меры борьбы с фитофторой и колорадским жуком.

    5. Значение земляной груши (топинамбура).

2.6. Масличные и эфиромасличные культуры


Группа масличных растений обширна по своему составу. Сюда входят подсолнечник, клещевина, горчица, рапс, мак, сафлор, арахис и др. Эти растения возделываются с целью получения семян, богатых маслом. Качество масла определяется, с одной стороны, природой растений, а с другой – условиями возделывания этих культур.

Особо следует выделить подсолнечник, как главную масличную культуру, занимающую наибольшие площади. При этом надо учесть приоритет России по выращиванию масличного подсолнечника, максимальное внедрение в производство высокомасличных сортов.

Изучая интенсивную технологию подсолнечника и рапса, необходимо обратить внимание на агротехническую и экономическую оценку различных способов посева, а также на применение комплексной механизации возделывания этих культур.

Из эфиромасличных культур большое внимание следует уделить кориандру, имеющему наиболее важное народнохозяйственное значение. Также следует ознакомиться с народнохозяйственным значением и биологическими особенностями других эфиромасличных культур.

Литература: 1. С. 470-496;

2. С. 281-330


Вопросы для самопроверки

  1. Значение и использование масличных культур в народном хозяйстве.

  2. Важнейшие показатели качества масла (йодное число, кислотное число, число омыления).

  3. Влияние условий и приемов возделывания на процесс накопления масла в семенах.

  4. Особенности биологии и интенсивная технология возделывания подсолнечника.

  5. Биологические особенности озимого и ярового рапса, технология получения семян при возделывании в условиях региона.

  6. Значение эфиромасличных культур. Основные представители.

  7. Районы возделывания, биологические особенности и технология возделывания кориандра.


2.7. Прядильные культуры


При изучении прядильных культур нужно знать народно-хозяйственное значение; районы распространения, биологию, сортовой состав, качество урожая, технологию возделывания.

При изучении обратить внимание на особенности строения растений и потребность их в основных факторах внешней среды. Обратить внимание на основные виды прядильных культур, сорта и показатели качества волокна.

Литература: 1. С. 497-521;

2. С. 351-377.


Вопросы для самопроверки


1.Значение прядильных культур. Основные представители.

2. Морфологические и биологические особенности прядильных культур.

3. Особенности технологии возделывания прядильных культур.

4. Качество волокна основных прядильных культур.



2.8. Многолетние и однолетние травы


При изучении кормовых трав следует хорошо уяснить биологические особенности каждой группы трав и каждой культуры, приемы возделывания с учетом биологических свойств. Большая роль принадлежит кормовым травам: как однолетним, так и многолетним. В каждой из этих групп выделяют бобовые и мятликовые травы, принадлежащие к разным ботаническим семействам, что определяет их различия.

Особо следует выделить клевер и люцерну, имеющие наибольшее распространение в стране, изучить их виды и специфику использования.

Необходимо обратить внимание на вику яровую, которая признана почти незаменимой бобовой культурой в зеленом конвейере Нечерноземной зоны РФ.

Из однолетних и многолетних трав надо выделить тимофеевку, овсяницу, ежу сборную, а также суданскую траву и могар для засушливых зон России.

При изучении кормовых трав очень важно обратить внимание на рациональное их использование в полевой культуре.

Литература: 1.С. 402-461;

2. С. 451-481;

Вопросы для самопроверки

  1. Районы распространения клевера и люцерны и их место в полевой культуре.

  2. Типы клевера, их биологические и морфологические особенности.

  3. Технология возделывания клевера и люцерны на кормовые цели.

  4. Биология развития вики озимой и яровой и агротехника высоких урожаев з/массы и сена.

  5. Травосмеси, их состав и значение в повышении урожайности трав.

  6. Районы распространения и технологии выращивания высоких урожаев суданской травы, могара и других однолетних трав на сено и зеленый корм.

    1. Семеноведение


В повышении урожайности полевых культур большая роль принадлежит семенам районированных сортов с высокими посевными и урожайными свойствами.

При изучении семеноведения следует знать характеристику семян и плодов основных полевых культур, формирование и созревание семян на растении. Действие внешних условий на налив и созревание семян, послеуборочное дозревание. Покой и прорастание семян. Влияние условий хранения и возраста семян на их всхожесть и другие качества.

Следует обратить внимание, как влияют экологические, агротехнические матрикальные условия и травмированность на качество семян. Ознакомиться с ГОСТом на семена, документацией, правилом отбора проб семян для определения посевных качеств и методикой определения качества посевного материала.

Необходимо обратить внимание на подготовку семян к хранению и посеву, а также на способы улучшения качества семян (очистка, сортирование, предпосевное прогревание, протравливание и др.)

Литература: 1. С. 125-147;

2. С. 29-59;


Вопросы для самопроверки

  1. Роль высококачественного семенного материала в повышении урожайности растений.

  2. Формирование и созревание семян.

  3. Влияние экологических, матрикальных условий и приемов агротехники на качество семян.

  4. Уборка семенных посевов, подготовка семян к хранению и условия хранения.

  5. Морфологические и физические свойства семян, используемые при очистке и сортировании семян.

  6. Жизнеспособность, энергия прорастания, всхожесть и сила роста семян.

  7. Полевая всхожесть и способы ее повышения.






Раздел 3. Задание для контрольной работы

и указания по ее выполнению


Студенты – заочники выполняют одну контрольную работу. В нее включено по 6 вопросов из разных разделов курса, которые помещены в прилагаемой ниже таблице. В таблице приводится 100 вариантов контрольных работ. Список вопросов для контрольных работ помещен после таблицы. Студент выбирает номера вопросов по двум последним цифрам своего учебного шифра. Так, например, при шифре 1625 нужно найти в первой горизонтальной строке таблицы последнюю цифру шрифта, т.е. 5, а в первой вертикальной графе таблицы – предпоследнюю цифру учебного шифра – 2. В клетке таблицы, находящейся на месте пересечения графы, идущей от цифры 5, со строкой, отходящей от цифры 2, указаны номера вопросов контрольной работы студента. Это следующие: 1, 7, 26, 44, 57, 90.

На все вопросы студент должен дать содержательные, достаточно полные и правильные ответы на основе изучения рекомендуемой литературы и использования местных материалов колхозов, совхозов или других сельскохозяйственных предприятий. Освещая возделывание отдельных культур, необходимо привести их урожайность, себестоимость 1 ц продукции, а также затраты труда и средств на 1 га возделываемой культуры.

Контрольная работа должна быть написана грамотно. С последовательным изложением материала и правильной редакцией текста, написана разборчивым почерком и хорошо оформлена (либо набрана на компьютере). Перед каждым разделом контрольной работы надо писать заголовок.

Использованная литература указывается в алфавитном порядке, приводится фамилия автора, название ее, место издания, название издательства и год издания.


Перечень вопросов контрольной работы


  1. Предмет и задачи растениеводства. Пути решения этих задач. Урожайность основных с/х культур.

  2. Народнохозяйственное значение и биологическая характеристика озимой пшеницы и ржи.

  3. Интенсивная технология возделывания озимой пшеницы (предшественники, система удобрений, система обработки почвы, сроки, способы и нормы посева, уход за посевами, уборка урожая).

  4. Интенсивная технология возделывания озимой ржи (предшественники, система обработки почвы, сроки, способы и нормы посева, уход за посевами, уборка урожая).

  5. Значение сорта и требования к нему в сельскохозяйственном производстве.

  6. Биологические особенности озимой ржи, система обработки почвы и система удобрений, сроки и нормы посева. Причина гибели озимой ржи.

  7. Биологические особенности озимой пшеницы. Причины гибели озимой пшеницы, меры предупреждения и борьба с ними.

  8. Система обработки почвы под озимую пшеницу по занятым парам в зависимости от парозанимающей культуры.

  9. Предшественники под пшеницу и агротехника ее возделывания по этим предшественникам. Возможность использования гороха, проса, гречихи в качестве предшественников в интенсивном земледелии.

  10. Подготовка семян к посеву, сроки, способы и нормы посева озимой пшеницы и озимой ржи и меры ухода за посевами.

  11. Причины гибели озимых культур в Нечерноземной зоне и борьба с ними. Характеристика сортов озимой пшеницы, высеваемых в районе.

  12. Причины ухудшения сортов при возделывании и необходимость сортообновления. Периодичность сортообновления у зерновых культур картофеля.