Файл: Ов. В первом разделе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от степени централизации государственного управления методы реализации функций государства подразделяются на методы централизованного государственного управления и методы самоуправления (саморегулирования).

46. Традиции российской государственности.

Традиции – это исторически сложившиеся, укоренившиеся в обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т.д.

В России наиболее важные отечественные традиции – общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, приоритетная ценность труда, духовность.

  • Державность включает в себя ратную службу государству, готовность защитить его суверенитет.

  • Монархия и самодержавие породили патернализм (насаждение в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии).

Менталитет – исторически сложившийся устойчивый умственный и духовный образ народа.

Традиционный идеал (менталитет) народов России – сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных нашествий.

  • Российскому менталитету не присуще противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали противоречия.

Особенности российской государственности:

  1. православие как форма коллективного сознания;

  2. сильное государство и централизация государственной власти;

  3. общинность. В России дольше чем в других странах сохранялась община как удобная форма жизнедеятельности крестьян.

  4. колонизация, т. е. перенос традиционных форм организации на новые территории.

5) Право содержит специальные юридические понятия и конструкции, например, истец, ответчик, собственность. Пути происхождения права:

Восточный путь правогенеза: право вытекает из норм религии (Древняя Индия) и морали (древний Китай), закрепляет их с помощью государства как общеобязательные.

Основной способ правообразования: санкционирование государством религиозных, моральных, обычных норм, придание им общеобязательной силы.

Западный путь
правогенеза: право явилось результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в праве ценность отдельно взятой личности. Право определяло меру свободы.

Способы правообразования:

а) санкционирование обычаев в форме правового обычая;

б) санкционирование обычаев в форме судебного прецедента;

в) правотворчество, т.е. разработка, принятие и издание государством и его органами нормативно-правовых актов.

18. Соотношение (связь) государства и права.

Государство – это суверенная организация политической власти в рамках определенной территории, охватывающая и официально представляющая все население на данной территории, обладающая аппаратом публичной власти, придающая своим велениям общеобязательную силу в форме позитивного права с целью управления обществом.

Право – общая мера свободы и справедливости, выраженная в системе норм, закрепленных в формальных официальных источниках права и обеспеченная обществом и государством.

Различают два типа связей между государством и правом: генетическую и функциональную.

  1. Генетическая связь государства и права означает, что одно явление порождает другое. В этом типе связи есть две модели:

1. Этатическая модель.Представляет право как явление вторичное, производное от государства. Право в этом случае есть инструмент государства, которым государство может распорядиться по своему усмотрению

2. Либеральная модель. Право первично и является более важным социальным институтом, чем государство. Право само порождает государство как социальную организацию, приводящую поведение людей в соответствие с правовыми нормами.

  1. Функциональная связь означает, что государство и право есть относительно самостоятельные, независимые явления, имеющие собственные социальные причины происхождения и развития и собственную судьбу.

19. Легитимность государственной власти: понятие, признаки, виды. Легитимность и легальность государственной власти.

Легальность юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам. Легальность устанавливается и гарантируется государственной властью и носит рациональный характер.

Любая власть, даже не пользующаяся поддержкой населения, но издающая законы и обеспечивающая их выполнение, является легальной.



Легализация – это признание правомерности возникновения организации и деятельности власти. Противовесом легализации является узурпация власти.

Легитимность законность содержательная, которая характеризует степень поддержки власти населением. Данное явление морально-ценностное, психологическое и выражается в следующем:

1. Добровольное признание ценности государственной власти в ее праве управлять. Признание есть следствие того, что власть соответствует представлениям и ожиданиям населения, выражает его коренные интересы.

2. Готовность подчиняться велениям государственной власти.

3. Как правило, опирается на легальность. В норме легитимная власть легальна, а легальная легитимная.

4. Источником легитимности является моральное, ценностное сознание, психология людей.

5. О легитимности власти свидетельствуют участие населения в выборах, референдумах.

Легитимность в отличие от легальности бывает иррациональной, т.к. коренится в глубинах человеческого сознания и психики

Вебер различал виды легитимности власти: традиционную, харизматическую, рациональную.

  1. Традиционная легитимность. Опирается на сложившийся веками порядок, традиции, обычаи, привычки, имеющие религиозно-духовную природу. Традиционные нормы являются основой отношений властвования. Неподчинение традициям ведет к установленным обществом санкциям. Такой вид легитимности характерен для монархий, для мусульманских государств.

  2. Харизматическая легитимность.Обеспечивается выдающимися личностями, одаренными экстраординарными способностями. Решающее значение имеет не столько реальный дар лидера, сколько эмоциональная вера населения в его наличие и непогрешимость. Характерна для государств в периоды социальных потрясений, сопровождается проявлениями культа личности.

  3. Легально-рациональная легитимность (рационально-бюрократическая). Основана на подчинении общим разумным (рациональным) правилам, содержащихся в позитивном праве (законах и подзаконных актах). Причем правилам подчиняются не только подвластные, но и властвующие. Такой тип власти обеспечивает подчинение не личности, а безличным нормам. Воплощать право в жизнь должны специально обученные компетентные чиновники-профессионалы – бюрократия. Бюрократия, согласно М. Веберу является самым чистым типом легального господства и характерен для демократических государств.


20. Государственный аппарат: понятие и признаки. Соотношение терминов «аппарат» и «механизм» государства.

Государственный аппарат – система органов государственной власти, непосредственно осуществляющих управление государством.

Признаки государственного аппарата:

  1. Системность (каждый элемент, входящий в государственный аппарат занимает чётко определённое место, обусловленное его компетенцией и уровнем).

  2. обладает монопольным правом выступать от имени всего общества и государства.

  3. обладает внутренней иерархичной организацией, обеспечивающей его единство

  4. призван реализовывать функции государства, что определяет характер его внутренней организации, формы и методы деятельности.

  5. Деятельность государственного аппарата обеспечивается наличием специально подготовленных государственных служащих.

Структура государственного аппарата.

1-подход:

  1. Органы верховной власти (президент, федеральное собрание, высшие суды).

  2. Территориальные органы (органы в субъектах власти)


2-й подход:

  1. Система органов исполнительной власти (государственная дума).

  2. Законодательной власти.

  3. Судебной (суды).

  4. Контрольно-надзорный орган (прокуратура)


3 подход:

  1. Органы федерального уровня.

  2. Органы Регионального уровня (администрация субъектов)

  3. Меж регионального уровня (органы власти округов).

Трактовки понятия «механизм государства» предлагаются разные.

Во-первых, механизм государства определяется как процессуальная сторона функционирования государственного аппарата (то, как организован сам процесс государственного управления);

Во-вторых, механизм государства объясняется как весь государственный сектор общественной жизни, включая государственные предприятия и учреждения;

В-третьих, понятие «механизм государства» характеризуется как синоним понятия «государственный аппарат».

Государственный аппарат обладает своей структурой, под которой понимается его внутреннее строение, порядок связи между его частями, соотношение их компетенций.

Государственный аппарат состоит из государственных органов и государственных служащих.

21. Государственный органы и служащие :понятие признаки и виды Государственный орган и орган местного самоуправления.

Гос.орган - организация или лицо, выступающее от имени государства, осуществляющее его функции и наделенное для этого властными полномочиями.


Гос. органы делятся на законодательные исполнительные, судебные и надзорные органы.

Признаки государственного органа:

  1. Состоит из людей (государственных служащих).

  2. Выступает от имени государства. Когда государственный орган осуществляет свою деятельность, он представляет государство.

  3. Обладает собственной компетенцией (круг вопросов, по которому вправе принимать властные решения).

  4. Занимает определённое место в иерархии других органов власти (есть как вышестоящий, так и нижестоящий орган).

  5. Имеет собственную структуру (наличие чёткого внутреннего строения).

  6. Обеспечиваются финансово-материальными ресурсами государства (орган не должен быть на самоокупаемости).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.. 

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти
Государственные служащие

Гос.служащий — лицо, занимающее должность в гос. аппарате, и осуществляющее самостоятельно или совместно с другими лицами, функции его органов.
Признаки гос. служащего:

  • Занятие определенной гос. должности.

  • Доступ к службе осуществляется через специальную процедуру.

  • Гос. служба — основное место работы

  • Подчинение деятельности гос. служащих правовым нормам и процедурам.


Виды гос. служащих:

  1. По характеру труда:

  • руководители

  • специалисты

  • технические исполнители




  1. В зависимости от порядка замещения:

  • Назначаемые

  • Выборные

  • Замещаемые по конкурсу

  • Наследуемые.

Государственный служащий не имеет права быть членом какой-либо политической партии.

Виды государственных органов.

  1. По сфере действия:

Центральные (решения распространяются на всю территорию и жителей страны)

Межрегиональные (упорядочивают взаимодействие между центром и регионами)

Региональные (решают задачи локального характера)