ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Специфика добрачного периода: функции и факторы.
Психологические проблемы современной семьи
10. Понятие ненормативного кризиса семьи
17. РОДИТЕЛСКИЕ УСТАНОВКИИ И ПОЗИЦИИ.
18. СТИЛИ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
19. Типы внутренней позиции ребенка.
20. Типология неблагополучной семьи
21. Роль родителей в формировании личности ребенка
22. Особенности взаимодействия отца и матери с детьми разного пола
23. Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка
24.Особенности отношения сиблингов в семье
25.НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЯ АБЬЮЗА
26.ПСИХОЛОГИЯ РАЗВОДА: МОТИВЫ, СТАДИИ РАСПАДА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
28. Концепции распада эмоциональных отношений
29. Стратегии поведения в ситуации развода
30.ПЕРЕЖИВАНИЕ ДЕТЬМИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ
31.МОТИВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВНЕБРАЧНЫХ СВЯЗЕЙ
32.ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ВСТУПАЮЩИЕ ВО ВНЕБРАЧНОЙ СВЯЗИ
Психологические особенности повторного брака
Тяжелая болезнь члена семьи как ненормативный семейный кризис
-
Среди многочисленных психотравмирующих переживаний особую роль играют четыре вида состояний:
-
Полная семейная неудовлетворённость. Данное состояние возникает из-за фрустрации, несовместимости ожиданий и реальности семейной жизни. Отличительной чертой такого психотравмирующего переживания является ностальгия по временам до брака. -
«Семейная тревога». Проявляется после конфликтов, которые «ударили» по эмоциональной, психической составляющей личности. Признаками является: страхи, сомнения, опасения (качающие членов семьи). -
«Нервно-психическое напряжение». Ведущее психотравмирующее переживание. Состояние постоянного психологического давления, которое приводит к ситуации внутреннего конфликта супругов. -
Состояние вины, в котором находятся члены семьи. Нахождение в состоянии вины напрямую зависит от индивидуально-личностных особенностей супругов. Личность чувствует себя «помехой», такой тип личности склонен воспринимать отношения других челнов семьи, как обвиняющее, не смотря на то, что в действительности это не так.
Трудно переоценить влияние семейных отношений на психическое состояние супругов и каждого члена семьи по отдельности. Не сложившиеся взаимоотношения в семье оказывает отрицательное влияние на настроение одного из супругов, что влечет за собой цепочку явлений, отражающихся на других аспектах деятельности: профессиональной, происходит деформация установок и ценностей личности, негативные мотивы начинают преобладать и т. д.
Психологами было установлено, что конфликты в семье значительно ослабляют иммунную систему женщины. Женщины, которые находятся в сложных, конфликтных отношениях склонны быть подверженным инфекциям, а на мужчин семейные конфликты оказывает еще более негативное влияние. Болезни сердца проявляются в 3.5 раза чаще в конфликтных семьях, а дорожные катастрофы случаются в 5 раз чаще, что показывает деструктивное влияние конфликтов в семье. Супружеские конфликты эмоционально захватывают не только оппонентов, но и детей. Гнетущая эмоциональная атмосфера оказывает огромное давление, влияние на формирующуюся психику ребёнка и накладывает «отпечаток» в виде детских, чаще неосознанных, травмах, которые формируют личность.
-
Как основные психотравмирующие последствия конфликтов родителей, влияют на ребёнка?
-
Сопровождаются заниженной самооценкой личности. На стрессовые ситуации реагируют с неуверенностью, апатией из-за этого часто развиваются неврозы. -
У ребёнка формируются специфические черты характера, которые создают преграды в дальнейшей социализации. Особенно, проявляются в коммуникации с противоположным полом, так как ребёнок считал и скопировал модель поведения родителей. -
Оказывает влияние на микроклимат в будущей семье уже взрослого ребёнка. -
В целом, у ребёнка формируется негативная картина мира, так как семья является местом первичной социализации. -
В дальнейшей жизни формируется: тревожность, демонстративность, возбудимость. Личность становится дистимической.
Конфликт в семьях, а тем более молодых, не может пройти бесследно. Он влечет за собой значительные психотравмирующие последствия. Семейные конфликты напрямую влияют не только на психическое, но и на физическое здоровье членов семьи, включая тех, которые вступают в конфликт опосредованно. Конфликт имеет две стадии разрешения, частичное и полное.
Семейные конфликты крайне важно разрешать полностью. Это поможет не возвращаться к старым обидам и накапливать конфликтогены.
15. Механизмы воспитания в семье.
В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, индентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания.
1. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствуют их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение - отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие их них допустимы, а каких следует избегать.
2. Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д.Необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых.
3. Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.
Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание.
-
Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.
Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность.
-
Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.
16. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ.
Принципы воспитания – практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
- личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие:
-
целенаправленности, -
научности, -
гуманизма, -
уважения к личности ребенка, -
планомерности,
-
последовательности, -
непрерывности, -
комплексности и систематичности, -
согласованности в воспитании
Принцип целенаправленности. Воспитание характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции страны. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.
Принцип научности. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.
Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.
Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день. К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя.
Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.