Файл: Литература Основная Сапольски Р. Психология стресса. М., 2020.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА № 1: «Профессионально–психологическая подготовка пожарного».
ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Сапольски Р. Психология стресса. - М., 2020.

2.Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами. - М., 2020.

Дополнительная:

1.Сандомирский М.Е. Защита от стресса. - М., 2022.

2.Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для пожарных и спасателей. - М., 2019.
Учебные вопросы:

Вопрос 1. Профессионально-психологическая подготовка пожарного.
Большое значение имеет психологическая подготовка, цель которой - воспитать у личного состава высокие морально-волевые качества, дисциплинированность и товарищескую взаимопомощь.
Психологическая подготовка включает в себя:

  • обучение действиям в чрезвычайных ситуациях;

  • тренировки в экстремальных погодных и климатических условиях с комбинированным воздействием факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ;

  • упражнения по спасению пострадавших (манекенов) в трудных ситуациях: из-под завалов при наличии загораний, тушении огня на манекенах;

  • тренировки по решению задач с применением видео- и компьютерных имитаторов, на химических и радиационно опасных объектах;

  • обучение принятию решений в условиях неопределённости, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.


Виды профессионально-психологической подготовки пожарных
Специалисты выделяют три вида профессионально-психологической подготовки:

1. Собственно профессионально-психологическая подготовка - научно организованный и эффективный процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической готовности специалистов к решению профессиональных задач.
2. Специально-психологическая подготовка - подготовка, содержание которой обусловлены специфическими, профессиональными и психологическими особенностями осуществления определенных профессиональных действий.
3. Целевая психологическая подготовка - осуществляется непосредственно самым специалистом с целью мобилизации всех своих качеств и способностей для решения конкретной профессиональной задачи.
Задачи общей и непосредственной психологической подготовки пожарных

Цель профессионально-психологической подготовки - практическая подготовка специалистов к преодолению психологических трудностей профессиональной деятельности, формирование в них профессионально-психологической готовности и обеспечение успешного решения ими профессиональных задач.

Таким образом, в каждом специалисте необходимо развить профессионально-психологические качества, профессионально-психологические умения, профессионально-психологическую стойкость, психологическую ориентированность личности работника (анализ и учет психологических аспектов деятельности), необходимые для рода его занятий. Выше перечисленные компоненты являются основными составляющими профессионально-психологической подготовки.

К профессионально-важным качествам пожарного относят: высокое чувство долга, коллективизм, исполнительность, энергичность, инициативность, склонность к разумному риску, смелость, способность одновременного выполнения нескольких видов деятельности или нескольких действий в процессе одной деятельности, умение предвидеть возможные изменения обстановки и ожидаемые результаты деятельности, умение принять решение в очень короткие сроки, выносливость к длительным физическим нагрузкам, умение сохранить работоспособность в условиях аварийной ситуации, дефицита времени, при действии сильных раздражителей и в напряженных ситуациях, высокой эмоциональной устойчивостью.
Что касается методики, то ее основа - психологическое моделирование задач, условий и трудностей профессиональной деятельности специалиста: приближение внешних и внутренних (психологических состояний, переживаний и т.п.) условий занятий к реальным условиям профессиональной деятельности. Здесь следует отметить, что основным видом занятий являются тренинги.

Вопрос 2. Стресс –факторы. Влияние стресс-факторов на психику пожарного.
Всемирная организация здравоохранения относит профессию пожарного к числу десяти сложнейших профессий. Экстремальные условия деятельности, с которыми сталкивается личный состав пожарных подразделений, с психологической точки зрения, характеризуется сильными психотравмирующими факторами. Источники психической травматизации и непосредственные стрессоры

, влияющие на психику личного состава и здоровье, могут быть самые разнообразные.

Стресс-факторы – это чрезвычайный или патологический раздражитель, вызывающий стресс.

Наиболее характерные и часто встречающиеся стресс-факторы при выполнении пожарными своего профессионального долга следующие:

1. Высокая температура окружающей среды. Это специфический стресс-фактор, который после кратковременного усиления возбудительного процесса вызывает угнетение коры головного мозга, нарушение равновесия между возбуждением и торможением, ослабление самого тормозного процесса, нарушение точности двигательных актов, дискоординацию и т. д.

В период работы в этих условиях ухудшается самочувствие; появляются головная боль, головокружение, «круги» перед главами, стук в висках, ощущение жара и духоты, слабости, нежелание двигаться, повышается температура тела и т. д.

2. Высокая плотность дыма является вторым наиболее распространенным стресс-фактором в боевой деятельности пожарных, отрицательное воздействие которого в первую очередь осуществляется на органы чувств. Высокая плотность дыма ограничивает видимость и действия пожарных. Средняя концентрация аэрозольных частиц в ограниченных пространствах составляет 22 мг/м3, а в 15% случаев - более 100 мг/м3, что в пять раз превышает допустимый уровень содержания нетоксичной пыли для рабочей зоны промышленных предприятий. Дым вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки, вызывает кашель, одышку, приводит к нарушению у пожарных функции дыхания и потере работоспособности. Вдыхание на пожаре дыма с оксидом углерода ухудшает здоровье пожарных, особенно лиц, предрасположенных к сердечным заболеваниям. При работе в задымленной зоне пожарные чаще всего теряют ориентировку. Имеются случаи, когда пожарные, потеряв ориентировку, погибают.
3. Новизна раздражителей. Новизна обстановки пожара вызывает у пожарных оборонительный и ориентировочный рефлексы и тем самым усиливает двигательные реакции. Некоторые из них не вполне целесообразны и приводят к излишней беготне на пожаре, уточнению отдельных участков зданий, согласованию с администрацией объектов возможных последствий в ходе тушения пожара и т. д. Все эти факторы существенно влияют на исход тушения пожара и приводят к нежелательным последствиям. Незнание характера и действительных размеров пожара, подлинного значения различного рода звуков, запахов и других явлений, которые могут быть на пожаре, вызывает у пожарных беспокойство, чувство тревожного ожидания, сковывает инициативу и активность.


Таким образом, новая обстановка и неожиданность, даже тогда, когда нет прямой угрозы для жизни, нередко изменяет проявление воли, течение восприятия, мышления и памяти у личного состава пожарных подразделений.

4. Воздействие шума. Из практики тушения пожаров на промышленных объектах замечено, что всевозможные шумы - довольно распространенное явление. Установлено, что шум на одних пожарных мало влияет, у других же приводит к возникновению неприятных ощущений: страха, тревоги, беспокойства, удрученности, недомогания. Это, безусловно, приводит к снижению боевой деятельности, а иногда и к отказу выполнения боевой задачи некоторыми пожарными.

Шум затрудняет речевой обмен, приводит к искажению приказов, распоряжений и поступающей информации. В условиях шума уменьшается сосредоточение внимания, снижается мыслительная способность пожарных. Под влиянием шума увеличивается время реакции пожарных на различные сигналы.

Таким образом, шум действует на психику пожарных негативно, как стресс-фактор, что сказывается не только на успешности боевой деятельности, но и на здоровье.

Обычно уровни шума на пожаре колеблются от 76 до 130 дБ. В салоне пожарного автомобиля при включении сирены звуковое давление достигает 115 дБ. При звуковом давлении 100 дБ и более для пожарных требуются индивидуальные защитные средства (ушные вкладыши или наушники).

Существует прямая связь между степенью потери слуха и стажем работы в пожарной охране: после 20 лет службы теряется до 30% слуха, а после 25 лет -до 60%. При высоком уровне шума действия пожарного приобретают характер автоматических, появляется ощущение вибрации внутренних органов, диафрагмы; при шуме свыше 140 дБ человек может погибнуть.

5. Действие ограниченного пространства. Известно, что выполнять боевые задачи личному составу пожарных подразделений приходится в ограниченном пространстве (тоннелях, подземных галереях, кабельных коммуникациях и т. д.).

Ограниченное пространство вызывает у пожарных трудности не только физического порядка, такие как изменение привычного способа действий, рабочей позы (продвижение ползком, работа лежа и т. д.), но и психического. В период боевой работы в этих условиях у пожарных наблюдается личностная ориентация на свое собственное состояние, что приводит к значительному снижению работоспособности, а иногда и к отказу от выполнения боевой задачи.


Из зарубежной литературы известно, что детренированность сердечно-сосудистой системы в условиях резко ограниченного пространства отчетливо проявлялась в снижении ортостатической толерантности и снижении толерантности к физической нагрузке. При выходе пожарного из ограниченного пространства отмечается повышение артериального давления и частоты сокращений сердца, жалобы на головокружение, слабость и утомляемость при ходьбе.
6. Стрессогенным фактором в работе пожарных является сигнал тревоги. Более 70% пожарных при получении сигнала тревоги испытывают нервно-эмоциональный дискомфорт, а более 50% сдвигов частоты сердечных сокращений связаны с эмоциональным компонентом кардиальной реакции.
7. Опасность отравления ядовитыми химическими веществами. Отравление пожарных парами и газами, выделяющимися в период тушения пожара, имеет реальную основу, о чем они предупреждаются как на занятиях, так и в боевой обстановке. С бурным развитием химической промышленности, и особенно производства пластмасс, возрастает опасность воздействия токсичных продуктов на организм пожарных.
Нужно отметить, что реакция личного состава пожарных подразделений на различные концентрации в воздухе токсичных веществ является сугубо субъективной. При боевой работе опасность отравления токсическими веществами усиливается, что отмечают польские и шотландские исследователи.
Наиболее постоянным компонентом всех примесей является окись углерода (СО), которая образуется при неполном горении. Содержание окиси углерода в продуктах горения, выходящих, например, из подвала жилых домов, иногда может достигать до 1-2%, в то время как вдыхание воздуха с концентрацией СО в количестве 0,4-0,5% в течение нескольких минут может вызвать смертельное отравление. При отравлении окисью углерода, прежде всего, страдает высшая нервная деятельность, что выражается в нарушении процессов торможения: наступает общая слабость, сердцебиение, спутанность сознания и психическое возбуждение, нарушение ритма и глубины дыхания, потеря сознания.
При острых отравлениях: мышечная дискоординация, психическая дезориентация, глубокая потеря сознания; после потери сознания появляются судороги, пенистое выделение слюны, расширение зрачков, прикусывание языка, отмечается учащенный слабый пульс, частое дыхание. После отравления угарным газом средней и тяжелой степеней наблюдается поражение нервной системы: расстройство памяти, внимания, галлюцинаторное возбуждение, функциональные неврозы, параличи, тремор, потливость, миокардиопатия.