Файл: Литература Основная Сапольски Р. Психология стресса. М., 2020.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Случайная толпа - это неорганизованная общность людей, которая возникает в связи с неожиданным событием (ДТП, пожар, драка). Обычно случайную толпу образуют зеваки и очевидцы, основной эмоцией которых является любопытство.
Конвенциональная толпа - это такая разновидность толпы, поведение которой основано на определенных нормах и правилах поведения. Например, это толпа на митинге, политической демонстрации, концерте, спортивном состязании и т. д.
Экспрессивная толпа - это общность людей, для которой характерно сильное массовое проявление чувств и эмоций (радости, печали, любви, горя, негодования и пр.). Примерами такой толпы могут быть скандирующие футбольные или хоккейные болельщики.
Агрессивная толпа - это скопление людей, которые стремятся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, часто направляют свой гнев на случайные объекты.
Паническая толпа - это скопление людей, охваченных неконтролируемым чувством страха, стремлением любым путем избежать воображаемой или реальной опасности. Людьми, охваченными паникой, движет стремление к спасению своей жизни.
Стяжательская толпа - это скопление людей, которые находятся в конфликте между собой из-за обладания определенными ценностями. При этом ценностей недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников конфликта.
Экстатическая толпа - толпа, в которой люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Частыми примерами являются: скопление молодежи во время концертов, представители некоторых религиозных направлений и сект.
Механизмы образования толпы
1.Слухи.

2.Эмоциональное кружение.
Превращение пассивной толпы в действующую
Активизируется перемещение людей от периферии толпы к ее ядру. В результате эмоционального заражения и движения людей ядро толпы расширяется и уплотняется, его границы становятся более четкими.
Психологические аспекты работы
при большом скоплении людей

Если толпа трансформировалась в активную, то работают с ней сотрудники правоохранительных органов. Задача специалистов экстремального профиля в таком случае – обеспечить безопасность себе и максимальному количеству людей, но никак не воздействовать на активную толпу.
Безопасное поведение в толпе


  1. Застегните наглухо всю одежду, снимите шарфы – уберите все, за что можно зацепиться. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях.

  2. Старайтесь выбраться из ядра толпы к периферии. Это необходимо, поскольку именно в ядре толпы наблюдается более мощный эффект эмоционального заражения.

  3. Двигайтесь только по ходу толпы. Не влезайте на ограды, будьте дальше от витрин, не хватайтесь за деревья, столбы. Старайтесь избегать тех мест, где вас может зажать толпа.

  4. Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.





  1. Если Вы выходите из толпы с ребенком – возьмите его на руки.

  2. Помните об эмоциональном кружении в толпе и о том, как это влияет на человека – если у людей, пытающихся выйти вместе с Вами, негативно изменяется состояние, то можно использовать директивные указания или юмор.

  3. Вы, как человек находящийся в толпе, тоже подвержены эмоциональному кружению. Лучшее средство этому противостоять – четко следовать Вашей цели: выйти из толпы и по возможности вывести с собой других людей.


Профилактика образования толпы
Предотвратить образование толпы можно за счет:

  1. Оперативной передачи медицинским работникам пострадавших с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения (истерика, агрессия, психомоторное возбуждение).

  2. Четкого управления, постоянного контакта руководителей со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС. Организованность в действиях специалистов минимизирует риски возникновения скоплений людей.

  3. Отслеживания специалистами собственного эмоционального состояния. Пострадавшие с особым вниманием наблюдают за поведением специалистов. Поэтому любые сильные, а тем более негативно окрашенные эмоции могут быть интерпретированы искаженно.

  4. Грамотного построения информационно-разъяснительной работы.


Паника – это результат личного или массового приступа страха, который приводит к многочисленным проблемам, многие из которых заканчиваются совершенно нелепой смертью.

Па́ника  — отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью. Может охватывать как одного, так и многих людей, и трудно поддаётся сознательному контролю.
По степени зараженности паника подразделяется на легкую, среднюю и полную.
По количеству человек индивидуальная, групповая и массовая.

Вопрос 2. Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими.
Информационно-разъяснительная работа является одним из основных способов снижения риска возникновения негативных массовых явлений. Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо знание и понимание ЧС и ее обстоятельств, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных особенностей.
Слух — неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой. Классически слухи передаются устным путём в виде сплетен.



С удешевлением почты и появлением телеграфа, телефона и средств массовой информации темп и масштабы распространения слухов значительно увеличились. С появлением интернета для распространения слухов используют также электронную почту и блоги.

Скандальная или скрываемая по тем или иным причинам информация часто распространяется в виде слухов, так как её сложно (или невозможно) подтвердить, а автор желает остаться неизвестным.
Слухи подразделяются на слухи-пугало, слух-желание, агрессивные слухи.
Факторы, способствующие возникновению слухов


  1. тревожная, напряженная обстановка, в которой пострадавшие ищут пути обезопасить себя и своих близких;

  2. стремление пострадавших предупредить наступление неприятных событий или уменьшить возможный урон;

  3. наличие эмоционального заражения, подражания;

  4. уверенность в достоверности сообщения;

  5. психологические особенности пострадавших: высокая внушаемость, неспособность оценить правдоподобность и обоснованность слуха;

  6. социально-психологические особенности групп и совместной деятельности.


Профилактика и опровержение слухов

Приемы профилактики и опровержения слухов могут значительно повысить эффективность информационно-разъяснительной работы.

При их использовании необходимо учитывать:

1.какие чувства отражают слухи;

2.какая категория населения наиболее подвержена влиянию данных слухов;

3.каковы виды и содержания слухов.
Приемы профилактики и опровержения слухов


  1. Обеспечение доступности информации. Это доступность не только устного информирования. Сюда включается и использование информационных стендов с наиболее важной информацией.

  2. При выявлении тем, по которым может поступить дезинформация, информирование необходимо проводить оперативно.

  3. Повышение авторитета руководителей и доверия к ним пострадавших.



Информационно-разъяснительная работа
Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:

  1. Оповещение должно быть своевременным;

  2. Подача информации должна идти централизованно от официальных источников;

  3. Должен осуществляться оперативный обмен информацией между специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;

  4. Подача информации должна осуществляться дифференцированно.



Информация, которая доводится до пострадавших, должна быть:

1.дозированной;

2.достоверной;

3.своевременной;

4.краткой и точной;

5.периодичной.
Правила ведения информационно-разъяснительной работы

  1. использовать четкие, короткие фразы, с элементами внушения;

  2. темп, ритм и громкость речи должны быть удобны для восприятия пострадавшими;

  3. интонация речи должна быть утвердительной;

  4. исключить из речи слова и фразы «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может» и т. п.;

  5. поза говорящего должна быть открытой;

  6. свести к минимуму использование жестов;

  7. не давать невыполнимых обещаний.


Принципы общения с представителями СМИ
Давая комментарии, необходимо помнить о том, что эта информация может получить широкое распространение. Если специалисты отказываются давать информацию в СМИ, журналисты ее все равно добудут, но вряд ли она будет достоверной. Важно помнить, что отказ от комментариев также может быть истолкован неверно.

  1. Комментарии средствам массовой информации даются по

согласованию с пресс-службой соответствующего уровня;

  1. Комментарии могут касаться только зоны профессиональной деятельности специалиста;

  2. Принципы построения информации, которая дается средствам массовой информации, должны соответствовать общим принципам общения с пострадавшими.

Контрольные вопросы по теме:

1.Особенности психического состояния людей в толпе.

2.Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими и СМИ.

Итоговый зачет.

1.Дать определение понятия «стресс»

-неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование

-стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека

-состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта

2.Дать определение понятия «профессиональный стресс»

-многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека

-стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека

-состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта

3.Определить правила безопасного поведения в толпе.
-Застегните наглухо всю одежду, снимите шарфы – уберите все, за что можно зацепиться. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях.


-Старайтесь выбраться из ядра толпы к периферии. Это необходимо, поскольку именно в ядре толпы наблюдается более мощный эффект эмоционального заражения.

-Двигайтесь только по ходу толпы. Не влезайте на ограды, будьте дальше от витрин, не хватайтесь за деревья, столбы. Старайтесь избегать тех мест, где вас может зажать толпа.

-Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.

- Все вышеперечисленное.


  1. Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:


-Оповещение должно быть своевременным;

-Подача информации должна идти централизованно от официальных источников;

-Должен осуществляться оперативный обмен информацией между специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;

-Подача информации должна осуществляться дифференцированно.

-Все вышеперечисленное.
5.Дать определение понятия «социально-психологический климат в коллективе»

-групповое настроение и мысли в коллективе, его общий психологический настрой, который проявляется в различных формах

-интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе

-особенности взаимодействия в коллективе
6.Дать определение понятия «конфликт»

-столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями

-столкновение мнений, сторон и сил в коллективе

-столкновение межличностных взаимодействий в коллективе

7.Дать определение понятия «общения»

-процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества

-процесс передачи информации, необходимой для совместной деятельности

-процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией
8.Перечислите виды общения

-вербальное, невербальное, паравербальное

-вербальное, конструктивное, паравербальное

-вербальное, невербальное, конструктивное
9.Относятся ли к группе пострадавшим телезрители

-да, обязательно

-иногда, в исключительных случаях

-нет, никогда
10.Дать определение понятия «толпа»

- бесструктурное скопление людей, которые не имеют ясной и осознанной общей цели, но которые имеют сходное эмоциональное состояние и общий объект внимания