Файл: Литература Основная Сапольски Р. Психология стресса. М., 2020.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Случайная толпа - это неорганизованная общность людей, которая возникает в связи с неожиданным событием (ДТП, пожар, драка). Обычно случайную толпу образуют зеваки и очевидцы, основной эмоцией которых является любопытство.
Конвенциональная толпа - это такая разновидность толпы, поведение которой основано на определенных нормах и правилах поведения. Например, это толпа на митинге, политической демонстрации, концерте, спортивном состязании и т. д.
Экспрессивная толпа - это общность людей, для которой характерно сильное массовое проявление чувств и эмоций (радости, печали, любви, горя, негодования и пр.). Примерами такой толпы могут быть скандирующие футбольные или хоккейные болельщики.
Агрессивная толпа - это скопление людей, которые стремятся к уничтожению, разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, часто направляют свой гнев на случайные объекты.
Паническая толпа - это скопление людей, охваченных неконтролируемым чувством страха, стремлением любым путем избежать воображаемой или реальной опасности. Людьми, охваченными паникой, движет стремление к спасению своей жизни.
Стяжательская толпа - это скопление людей, которые находятся в конфликте между собой из-за обладания определенными ценностями. При этом ценностей недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников конфликта.
Экстатическая толпа - толпа, в которой люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Частыми примерами являются: скопление молодежи во время концертов, представители некоторых религиозных направлений и сект.
Механизмы образования толпы
1.Слухи.
2.Эмоциональное кружение.
Превращение пассивной толпы в действующую
Активизируется перемещение людей от периферии толпы к ее ядру. В результате эмоционального заражения и движения людей ядро толпы расширяется и уплотняется, его границы становятся более четкими.
Психологические аспекты работы
при большом скоплении людей
Если толпа трансформировалась в активную, то работают с ней сотрудники правоохранительных органов. Задача специалистов экстремального профиля в таком случае – обеспечить безопасность себе и максимальному количеству людей, но никак не воздействовать на активную толпу.
Безопасное поведение в толпе
-
Застегните наглухо всю одежду, снимите шарфы – уберите все, за что можно зацепиться. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях. -
Старайтесь выбраться из ядра толпы к периферии. Это необходимо, поскольку именно в ядре толпы наблюдается более мощный эффект эмоционального заражения. -
Двигайтесь только по ходу толпы. Не влезайте на ограды, будьте дальше от витрин, не хватайтесь за деревья, столбы. Старайтесь избегать тех мест, где вас может зажать толпа. -
Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.
-
Если Вы выходите из толпы с ребенком – возьмите его на руки. -
Помните об эмоциональном кружении в толпе и о том, как это влияет на человека – если у людей, пытающихся выйти вместе с Вами, негативно изменяется состояние, то можно использовать директивные указания или юмор. -
Вы, как человек находящийся в толпе, тоже подвержены эмоциональному кружению. Лучшее средство этому противостоять – четко следовать Вашей цели: выйти из толпы и по возможности вывести с собой других людей.
Профилактика образования толпы
Предотвратить образование толпы можно за счет:
-
Оперативной передачи медицинским работникам пострадавших с острыми стрессовыми реакциями, характеризующимися эффектом заражения (истерика, агрессия, психомоторное возбуждение). -
Четкого управления, постоянного контакта руководителей со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС. Организованность в действиях специалистов минимизирует риски возникновения скоплений людей. -
Отслеживания специалистами собственного эмоционального состояния. Пострадавшие с особым вниманием наблюдают за поведением специалистов. Поэтому любые сильные, а тем более негативно окрашенные эмоции могут быть интерпретированы искаженно. -
Грамотного построения информационно-разъяснительной работы.
Паника – это результат личного или массового приступа страха, который приводит к многочисленным проблемам, многие из которых заканчиваются совершенно нелепой смертью.
Па́ника — отрицательно окрашенный аффект, вызываемый действительной или мнимой опасностью. Может охватывать как одного, так и многих людей, и трудно поддаётся сознательному контролю.
По степени зараженности паника подразделяется на легкую, среднюю и полную.
По количеству человек индивидуальная, групповая и массовая.
Вопрос 2. Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими.
Информационно-разъяснительная работа является одним из основных способов снижения риска возникновения негативных массовых явлений. Для ведения информационно–разъяснительной работы необходимо знание и понимание ЧС и ее обстоятельств, понимание надежд и страхов пострадавших, учет культурных особенностей.
Слух — неподтверждённая информация, источник которой неизвестен, но при этом достаточно интересная, чтобы быть активно распространяемой. Классически слухи передаются устным путём в виде сплетен.
С удешевлением почты и появлением телеграфа, телефона и средств массовой информации темп и масштабы распространения слухов значительно увеличились. С появлением интернета для распространения слухов используют также электронную почту и блоги.
Скандальная или скрываемая по тем или иным причинам информация часто распространяется в виде слухов, так как её сложно (или невозможно) подтвердить, а автор желает остаться неизвестным.
Слухи подразделяются на слухи-пугало, слух-желание, агрессивные слухи.
Факторы, способствующие возникновению слухов
-
тревожная, напряженная обстановка, в которой пострадавшие ищут пути обезопасить себя и своих близких; -
стремление пострадавших предупредить наступление неприятных событий или уменьшить возможный урон; -
наличие эмоционального заражения, подражания; -
уверенность в достоверности сообщения; -
психологические особенности пострадавших: высокая внушаемость, неспособность оценить правдоподобность и обоснованность слуха; -
социально-психологические особенности групп и совместной деятельности.
Профилактика и опровержение слухов
Приемы профилактики и опровержения слухов могут значительно повысить эффективность информационно-разъяснительной работы.
При их использовании необходимо учитывать:
1.какие чувства отражают слухи;
2.какая категория населения наиболее подвержена влиянию данных слухов;
3.каковы виды и содержания слухов.
Приемы профилактики и опровержения слухов
-
Обеспечение доступности информации. Это доступность не только устного информирования. Сюда включается и использование информационных стендов с наиболее важной информацией. -
При выявлении тем, по которым может поступить дезинформация, информирование необходимо проводить оперативно. -
Повышение авторитета руководителей и доверия к ним пострадавших.
Информационно-разъяснительная работа
Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:
-
Оповещение должно быть своевременным; -
Подача информации должна идти централизованно от официальных источников; -
Должен осуществляться оперативный обмен информацией между специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС; -
Подача информации должна осуществляться дифференцированно.
Информация, которая доводится до пострадавших, должна быть:
1.дозированной;
2.достоверной;
3.своевременной;
4.краткой и точной;
5.периодичной.
Правила ведения информационно-разъяснительной работы
-
использовать четкие, короткие фразы, с элементами внушения; -
темп, ритм и громкость речи должны быть удобны для восприятия пострадавшими; -
интонация речи должна быть утвердительной; -
исключить из речи слова и фразы «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может» и т. п.; -
поза говорящего должна быть открытой; -
свести к минимуму использование жестов; -
не давать невыполнимых обещаний.
Принципы общения с представителями СМИ
Давая комментарии, необходимо помнить о том, что эта информация может получить широкое распространение. Если специалисты отказываются давать информацию в СМИ, журналисты ее все равно добудут, но вряд ли она будет достоверной. Важно помнить, что отказ от комментариев также может быть истолкован неверно.
-
Комментарии средствам массовой информации даются по
согласованию с пресс-службой соответствующего уровня;
-
Комментарии могут касаться только зоны профессиональной деятельности специалиста; -
Принципы построения информации, которая дается средствам массовой информации, должны соответствовать общим принципам общения с пострадавшими.
Контрольные вопросы по теме:
1.Особенности психического состояния людей в толпе.
2.Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими и СМИ.
Итоговый зачет.
1.Дать определение понятия «стресс»
-неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему требование
-стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека
-состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта
2.Дать определение понятия «профессиональный стресс»
-многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека
-стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека
-состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта
3.Определить правила безопасного поведения в толпе.
-Застегните наглухо всю одежду, снимите шарфы – уберите все, за что можно зацепиться. При давке надо освободить руки от всех предметов, согнуть их в локтях.
-Старайтесь выбраться из ядра толпы к периферии. Это необходимо, поскольку именно в ядре толпы наблюдается более мощный эффект эмоционального заражения.
-Двигайтесь только по ходу толпы. Не влезайте на ограды, будьте дальше от витрин, не хватайтесь за деревья, столбы. Старайтесь избегать тех мест, где вас может зажать толпа.
-Не приближайтесь к агрессивно настроенным лицам и группам лиц.
- Все вышеперечисленное.
-
Информирование пострадавших и специалистов в ЧС должно отвечать следующим условиям:
-Оповещение должно быть своевременным;
-Подача информации должна идти централизованно от официальных источников;
-Должен осуществляться оперативный обмен информацией между специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС;
-Подача информации должна осуществляться дифференцированно.
-Все вышеперечисленное.
5.Дать определение понятия «социально-психологический климат в коллективе»
-групповое настроение и мысли в коллективе, его общий психологический настрой, который проявляется в различных формах
-интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе
-особенности взаимодействия в коллективе
6.Дать определение понятия «конфликт»
-столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями
-столкновение мнений, сторон и сил в коллективе
-столкновение межличностных взаимодействий в коллективе
7.Дать определение понятия «общения»
-процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества
-процесс передачи информации, необходимой для совместной деятельности
-процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией
8.Перечислите виды общения
-вербальное, невербальное, паравербальное
-вербальное, конструктивное, паравербальное
-вербальное, невербальное, конструктивное
9.Относятся ли к группе пострадавшим телезрители
-да, обязательно
-иногда, в исключительных случаях
-нет, никогда
10.Дать определение понятия «толпа»
- бесструктурное скопление людей, которые не имеют ясной и осознанной общей цели, но которые имеют сходное эмоциональное состояние и общий объект внимания