Файл: Литература Основная Сапольски Р. Психология стресса. М., 2020.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 2. Оказание допсихологической помощи при чрезвычайных ситуациях
Пострадавшие могут находиться в особом психологическом состоянии. Часто реакция на ситуацию такова, что человек может причинить вред себе и окружающим. Такого рода реакции называются острые стрессовые реакции. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
Повторим еще раз симптомы острых стрессовых реакций:

- человек может находиться в состоянии оглушенности, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, двигательное возбуждение, апатия и т. д.;

- эти симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

- есть четкая временная связь (несколько минут): симптомы появляются вслед за стрессовым событием.
Виды острых стрессовых реакций

1.Истерика.

2.Агрессия.

3. Психомоторное возбуждение.

4. Ступор.

5. Страх.

6. Апатия.

7. Нервная дрожь.

8. Плач.
Человек, переживающий одно из этих состояний, нуждается в допсихологической помощи. Оказывать такую помощь часто приходится и спасателям, работающим при ликвидации последствий ЧС.
Правила оказания допсихологической помощи

1.Оказывать помощь нужно, если это необходимо для ведения работ, и если Вы чувствуете, что обладаете необходимыми ресурсами для ее оказания.

2.Необходимо сделать все возможное для обеспечения собственной безопасности. Ваша безопасность должна быть максимальной при имеющихся условиях.

3.Основной принцип оказания помощи – «Не навреди». Воздержитесь от каких-либо действий, если не уверены в их правильности.

4.Если Вы оценили состояние пострадавшего и понимаете, что у Вас недостаточно ресурсов для оказания помощи, или Вы не можете справиться один – обратитесь к коллегам за помощью.

5.Вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками. Они могут быстро сменять друг друга. Помните, что это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

6. Необходимо позаботиться о медицинской помощи пострадавшим.
Допсихологическая помощь не оказывается людям с бредом и галлюцинациями. Если вы увидели таких пострадавших, прежде чем вступать с ними в контакт, сделайте все возможное для обеспечения собственной безопасности. Необходимо общаться в рамках тех представлений, которые высказываются человеком. Помощь таким пострадавшим оказывают медики, поэтому их необходимо передать медицинским работникам как можно скорее.
Оказание допсихологической помощи.

1.Истерика.

Признаки:

  • сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;

  • чрезмерное возбуждение;

  • множество движений, театральные позы;

  • речь эмоционально насыщенная, быстрая;

  • крики, рыдания.

Помощь:

  • Проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций;

  • Не потакайте желаниям пострадавшего;

  • Говорите короткими фразами, уверенным тоном;

  • Если вы чувствуете готовность, и этого требует продолжение работ, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей;

  • При появлении возможности пострадавшего необходимо передать врачам.


2.Агрессивное поведение.

Признаки:

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому поводу);

  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

  • словесные оскорбления, брань;

  • мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Помощь:

  • Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций.

  • Не демонстрируйте эмоциональных реакций в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенную в вашу сторону.

  • Не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему.

  • Если вы чувствуете внутреннюю готовность, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться.

3.Психомоторное возбуждение.

Пострадавший перестает понимать, что происходит вокруг него.

Единственное, что он может делать – это двигаться.

Признаки:

  • движения резкие;

  • бесцельные и бессмысленные действия;

  • ненормально громкая речь;

  • часто отсутствует реакция на окружающих.

Помощь:

  • Необходимо привлечь внимание пострадавшего к себе.

  • Говорить необходимо спокойным голосом, избегать фраз с частицей «не».

  • Указания пострадавшему должны формулироваться четко и коротко. Если ему удается выполнить их – это необходимо поощрить.

  • Необходимо помнить, что психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.


4.Ступор.

Человек в таком состоянии неподвижен, сидит в одной позе

и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Признаки:

  • резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

  • отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль);

  • «застывание» в определенной позе;

  • оцепенение, состояние полной неподвижности;

  • возможно напряжение отдельных групп мышц;

  • часто ограниченные координированные движения глаз.


Помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Если по близости отсутствует бригада врачей, можно оказать доврачебную помощь:

Необходимо добиться любой реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения. Важно помнить о том, что данная реакция на выходе может переходить в другую.
5.Страх.

Признаки:

  • напряжением мышц (особенно лицевых);

  • сильным сердцебиением;

  • учащенным поверхностным дыханием;

  • сниженным контролем собственного поведения.

Помощь:

  • Необходимо использовать основные приемы общения с пострадавшими.

  • Нужно дать пострадавшему ощущение большей безопасности.

  • При необходимости информировать пострадавшего о ходе АСР.

6. Апатия.

– это непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом.

Признаки:

  • полное равнодушие и безразличие;

  • отсутствие каких бы то ни было эмоциональных проявлений;

  • медленная речь с большими паузами;

  • вялость и заторможенность в поведении.

Помощь:

  • Необходимо задавать вопросы открытого типа («Как ты себя чувствуешь?»).

  • Можно предложить какую-то умеренную физическую нагрузку (пройтись пешком, принести чай или воду).

  • Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь ему удобно устроиться (обязательно снять обувь).


7. Нервная дрожь.

За счет этой реакции тело «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и

может стать причиной мышечных болей и приводить к развитию заболеваний.

Признаки:

  • внезапное начало (сразу после инцидента или спустя небольшое время);

  • сильное дрожание всего тела или отдельных его частей.

Помощь:

  • Нервной дрожи необходимо дать состояться, поскольку в целом эта реакция адаптивная. При появлении возможности, необходимо передать пострадавшего медикам.

  • Нельзя препятствовать проявлению нервной дрожи, физически ее останавливать.

  • Неверным будет обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.


8. Плач.

Это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию.

Плач можно рассматривать как нормальную и даже желательную.

Поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.


Признаки:

  • человек уже плачет или готов разрыдаться;

  • подрагивают губы;

  • наблюдается ощущение подавленности;

  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помощь:

  • Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, близкий или знакомый человек.

  • Можно и желательно поддерживать физический контакт с пострадавшим.

  • Не давайте советов.

  • Желательно поддержать разговор о чувствах пострадавшего.


Контрольные вопросы по теме:

  1. Группы пострадавших.

  2. Виды острых стрессовых реакций.

  3. Оказание допсихологической помощи.



ТЕМА № 3.2.: «Особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях».
Семинар.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций. - М., 1997.

2. Решетников М.М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты. – М., 2013.

Дополнительная:

1.Елисеева И.Н. Методические рекомендации «Методические сценарии учебных занятий по психологической подготовке специалистов МЧС России». – М., 2011.

Учебные вопросы:

Необходимо рассмотреть самостоятельно следующие вопросы:

Вопрос № 1. Общение с пострадавшими в ЧС.
Вопрос № 2. Общение с «жертвой» в ЧС.


Контрольные вопросы по теме:

1. Общение с пострадавшими в ЧС.

2. Общение с «жертвой» в ЧС.
ТЕМА № 4.: «Психологические аспекты работы пожарных при большом скоплении людей».
ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.Сапольски Р. Психология стресса. - М., 2015.

2.Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами. - М., 2015.

Дополнительная:

1.Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для пожарных и спасателей. - М., 2007.

Учебные вопросы:

Вопрос № 1. Особенности психического состояния людей в ЧС.

Толпа – это бесструктурное скопление людей, которые не имеют ясной и осознанной общей цели, но которые имеют сходное эмоциональное состояние и общий объект внимания.
Особенности состояния и поведения человека в толп

1. снижение общения, подразумевающего речевую активность;

2. подражание движениям и поведению активных участников толпы, быстрое присоединение к ним;

3. высокая восприимчивость к импульсам изнутри толпы;

4. эмоциональное возбуждение или частая смена эмоций;

5. снижение способности критично оценивать окружающее и собственное поведение и его соответствие социальным нормам.
Виды толпы
Пассивная (выжидательная): случайная, конвенциональная, экспрессивная.
Активная (действующая): агрессивная, паническая, стяжательная, экстатическая.