Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конспект №8

Конспект совместной деятельности

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие

Раздел: изобразительная деятельность (аппликация)

Вид аппликации: «симметричная»

Возрастная группа: старшая

Тема: «Бабочки летают»

Цель: совершенствование у детей приём симметричного вырезания из бумаги, сложенной пополам.

Задачи:

  1. Формировать у детей знания о внешнем виде и отличительных признаках насекомых; учить детей вырезать силуэты бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам и украшать аппликативными или декоративными средствами.

  2. Развивать внимание, память, речь, мышление

  3. Воспитывать бережное отношение к насекомым

Материалы и оборудование: цветная бумага, готовые бумажные формы-цветные квадраты и прямоугольники разной величины и расцветки; ножницы, простые карандаши, салфетки бумажные и тканевые, клей, клеевые кисточки, розетки для клея, клеёнки, фломастеры. Лепная панорама «Наш луг», незавершенная композиция «Бабочки-красавицы».

Методы и приемы: словесный (вопросы, беседа, объяснения, художественное слово); наглядный (показ действий); практический (самостоятельная деятельность детей, физкультминутка)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий, изображающих летний луг; рассматривание изображений насекомых и других обитателей луга, беседа на природоохранную тему (почему нельзя рвать цветы, уничтожать насекомых); подготовка композиционной основы наш луг.

Прогнозируемые результаты:

Знать о внешнем виде и отличительных признаках насекомых; алгоритм вырезания силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам и украшать аппликативными или декоративными средствами.

Уметь внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживать диалог, запоминать алгоритм вырезания силуэтов

Иметь бережное отношение к насекомым

Ход:

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный

Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вам предложить отправиться на луг, посмотреть какие насекомые там обитают, вы согласны?

(показ панорамы, чтение стихотворения про луг)
Что такое луг?

Ковёр травы вокруг.

Цветов нарядных венчики,

Звонкие кузнечики.

Мотыльки игривые,

Жуки неторопливые.

С мёдом сладким пчёлки,

Песня перепёлки.

Мяты аромат,

Лета нежный взгляд
А кто мне может сказать, кто живёт на лугу?

А как мы можем назвать одним словом жука, бабочку, муравья и пчелу?

Чем похожи насекомые и в чём их отличие друг от друга?
Затем Воспитатель показывает детям изображения красивых бабочек, и предлагает полюбоваться ими.
Вспомним стихотворение В. Лунина «Бабочка»?
Увидев на клумбе

Прекрасный цветок,

Сорвать я его захотел.

Но стоило тронуть рукой стебелёк,

И сразу цветок… улетел

Да

Бабочки, жуки, кузнечики, пчёлы, муравьи

Насекомые

Ответы детей

Основной

Давайте создадим с вами красивую композицию «Бабочки-красавицы».

Посмотрите изображения нескольких бабочек, вырезанных из однотонной бумаги, на которых виден силуэт. В чем сходство и отличие этих бабочек между собой?

Давайте Обратим внимание, что строение бабочек симметрично, то есть левая и правая части их тела одинаковы. Какие у вашей бабочки будут верхние крылышки

А нижние
Дети, обратите внимание, что верхние крылья у бабочек больше, чем нижние.
А теперь давайте прогуляемся по лугу (дети встают)
Физминутка.

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)
А теперь давайте приступим к работе.
Посмотрите на ваши цветные листочки, их надо согнуть пополам и нарисовать только одну половину бабочки, начиная от линии сгиба.
После этого надо взять ножницы и аккуратно вырезать силуэт бабочки по контуру, а лист развернуть.
Ребята, а что еще есть на крыльях бабочек?

Правильно. Узоры на крыльях бабочек считаются одним из чудес природы - так они интересны и необычны. Поэтому вы можете смело фантазировать и придумывать узоры для своих бабочек.
Какие красивые бабочки у вас получились. Давайте наклеим их так, чтобы было красиво, а крылышки свободно поднимались над поверхностью.

Ответы детей

Красные

Желтые, синие

Оранжевые

Розовая

Дети встают

Узоры

Дети приклеивают аппликативные элементы

Силуэты бабочек дети переносят на незавершенную композицию, рассматривают, любуются красивыми цветосочетаниями и формами

Заключительный

Дети, какие красивые у вас получились бабочки

Что мы с вами сегодня делали?

Как мы вырезали бабочек из бумаги?

Расскажите о получившейся композиции.


Вырезали бабочку

А потом мы ее украшали

Мы вырезали бабочку по контору

У меня получилась синяя бабочка, на ее крылышках круглые узоры. Она любит летать со своими подружками по лугу.



Приложение 3.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

Консультация для родителей

«Нетрадиционные техники аппликации»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам использования нетрадиционных техник аппликации в эстетическом развитии детей пятого года жизни.

 В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к данной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке. Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу. Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками.



При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.

Итак, аппликация:

- Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

- Развивает конструктивное мышление - зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

- Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, пейзажную и декоративную. По форме аппликация бывает объемной и плоской, сюжетную, по цвету, одноцветная и многоцветная.

Для ее изготовления используются самые различные материалы: бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и т. д.

Детям очень нравятся нетрадиционные техники аппликации!

Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые вы можете использовать в работе с детьми:


Обрывная аппликация. Учитывая своеобразную технику исполнения, обрывная аппликация имеет некоторые особенности. Картинка получается достаточно массивной, поэтому для основы рекомендуется взять картон. Клей лучше использовать в виде выдвижного карандаша, с жидким клеем малыш может переборщить и испортить работу. Важно заранее определиться со средним размером бумажных кусочков, иначе работа будет выглядеть неопрятно. Желательно, чтобы детали были одинакового размера. Малышам удобнее работать с кусочками по крупнее, дети постарше могут приготовить обрывки бумаги мелкого размера.

Аппликация из резанных шерстяных нитей. Для данной работы понадобятся старые шерстяные вещи, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.

Значение совместной деятельности педагога с детьми аппликацией, в том числе и с использованием нетрадиционных техник, для образования дошкольников исторически и научно доказано. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. Используя в своей работе нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребёнка к данной деятельности.

Аппликация из песка или соли. Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу? А, если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие! Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

Пушистая аппликация. Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей. Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски, клей ПВА, цветной картон-основа аппликации. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА. Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон - цветной картон. Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой.


Приложение 4

Конспект мастер-класса для родителей

Тему «Нетрадиционные техники аппликации»

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

-Формировать у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник аппликации.

-Развивать позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия

-Познакомить родителей с некоторыми нетрадиционными техниками

аппликации.

Материал:картон,  краски, кисть, клей ПВА, крупы, манка, пластилин, салфетки, макароны, соль, цветная бумага.

Форма организации: мастер-класс.

Продолжительность: 30 минут.

Участники: родители

Предварительная работа: консультация для родителей на тему «Не традиционные техники аппликации», оформление стенда образцами рисунков.

План:

1. Актуальность нетрадиционной техники.

2. Практические занятия.

3. Раздача буклетов – памяток для родителей.

4. Обмен мнениями, впечатлениями

Ход:

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека.. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, в том числе аппликация.

Актуальность данной темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Аппликация является одним из важнейших средств познания мира и развития знания эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка. Занятия аппликацией способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. У дошкольников формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, математические представления, развивается чувство цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях.