Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие, виды аппликации из бумаги в старшем дошкольном возрасте
Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на использовании однородных или разнородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон, раскрывая сочетанием цвета и формы замысел художественного произведения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, гармоничное сочетание цвета. [32]
Полученная соответствующим способ поделка также носит название «аппликация». Данный вид продуктивной деятельности является доступным для всех возрастов. По мнению С.В. Погодиной, ее доступность «объясняется многообразием приемов, которые имеют разную степень сложности [24]. Раннее обучение необходимо для того, чтобы заложить основу для формирования конструктивных и изобразительных умений, необходимых для художественно-творческого развития детей на более поздних возрастных этапах». Занятия аппликацией несут для дошкольников большую пользу. Посредством ее можно развить усидчивость, самостоятельность, терпение, аккуратность, мелкую моторику. Кроме того, особое благотворное влияние аппликация оказывает на развитие творческих и познавательных способностей детей, т.к. на занятиях они знакомятся с цветом, формой, величиной, учатся различать детали. При создании поделки у детей активизируется и развивается воображение.
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Вот уже многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. В разные времена разные народы применяли аппликацию. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков-гербов. Гербы должны были быть хорошо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивке аппликацией. Но особенного процветания аппликация достигла в XVI веке в Италии и Испании в церковном облачении. Для него характерно повторение одного и того же мотива и контрастные сочетания тонов. Самым популярным сочетанием было сочетание красного, жёлтого, зелёного цветов.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. История её возникновения связана с началом производства бумаги. А наиболее молодым видом аппликации считаются чёрные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности. Чёрные профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же и появилось само название «силуэт». При дворе Людовика XV главным контролёром финансов был некий Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля. В результате чего Силуэт стал предметом насмешек высшего общества и вынужден был уйти в отставку. Любимым делом для него стало вырезание из чёрной бумаги различных картинок. Появились даже карикатуры в виде профиля самого Силуэта. Так родилось название «силуэт». Оно дошло и до наших дней.
В России XVII–XIX века силуэты также были важны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. Толстой. Его работы отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью [5].
Аппликации уделяли внимание и видные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. Художник окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, затем вырезал из нее силуэты. Главную роль в его работах играет цвет. Матисс утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо то этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвет и фоны, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ.
Аппликация (от лат. appllcatio – накладывать, прикладывать) – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т.д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм [29]. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике её исполнения. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения – рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщённая форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причём один цвет от другого резко отличается. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. Как средство художественного оформления аппликация создаёт своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления).
Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора [17].
Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей.
Наиболее распространёнными видами аппликации в детском саду являются: предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.); сюжетная, отображающая те или иные события; декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов. Изображаются предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
Декоративная аппликация связана с понятие декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме геометрические, растительные формы. Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым.
Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или два – три плана, их расположение относительно края листа, яркость, насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.
Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.). Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, выполняемые детьми, относятся к этому виду [6].
Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющих симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметрическую аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.
Ассиметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветовой аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов изготовления.
Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.
Другой вариант использования геометрических форм – конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур разной или одинаковой формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т.п. Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.
Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом – вырезанием, она так же является базовой.
Рваная аппликация выполняется из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.
Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой ее разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.
Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости на два – три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми из гофрированной или тисненной бумаги.
Аппликация целыми силуэтами представляет собой, наклеенные на фон нерасчлененные на отдельные детали изображения предметов.
Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов.
Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Можно сделать с просветами или без них.
Однослойная аппликация предполагает, что изображение предметов или их деталей наклеивается на фон без наложения друг на друга.
Многослойная аппликация (аппликация 3 D) выполняется путем наклеивания на фон изображений в два-три слоя.
Модульная аппликация – образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные круги, квадраты, треугольники либо просто рваная бумага.
Ленточная аппликация – позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Аппликация – один из видов изобразительной деятельности, основанный на использовании однородных или разнородных материалов, которые фиксируются в одной плоскости, на какой-либо поверхности, принятой за фон, раскрывая сочетанием цвета и формы замысел художественного произведения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщённая трактовка образа, гармоничное сочетание цвета. [32]
Полученная соответствующим способ поделка также носит название «аппликация». Данный вид продуктивной деятельности является доступным для всех возрастов. По мнению С.В. Погодиной, ее доступность «объясняется многообразием приемов, которые имеют разную степень сложности [24]. Раннее обучение необходимо для того, чтобы заложить основу для формирования конструктивных и изобразительных умений, необходимых для художественно-творческого развития детей на более поздних возрастных этапах». Занятия аппликацией несут для дошкольников большую пользу. Посредством ее можно развить усидчивость, самостоятельность, терпение, аккуратность, мелкую моторику. Кроме того, особое благотворное влияние аппликация оказывает на развитие творческих и познавательных способностей детей, т.к. на занятиях они знакомятся с цветом, формой, величиной, учатся различать детали. При создании поделки у детей активизируется и развивается воображение.
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Вот уже многие столетия аппликация находит самое широкое распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. В разные времена разные народы применяли аппликацию. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков-гербов. Гербы должны были быть хорошо видны с двух сторон, что и привело к развитию вышивке аппликацией. Но особенного процветания аппликация достигла в XVI веке в Италии и Испании в церковном облачении. Для него характерно повторение одного и того же мотива и контрастные сочетания тонов. Самым популярным сочетанием было сочетание красного, жёлтого, зелёного цветов.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. История её возникновения связана с началом производства бумаги. А наиболее молодым видом аппликации считаются чёрные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности. Чёрные профильные фигуры украшали греческие вазы. Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же и появилось само название «силуэт». При дворе Людовика XV главным контролёром финансов был некий Этьен Силуэт. Он провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля. В результате чего Силуэт стал предметом насмешек высшего общества и вынужден был уйти в отставку. Любимым делом для него стало вырезание из чёрной бумаги различных картинок. Появились даже карикатуры в виде профиля самого Силуэта. Так родилось название «силуэт». Оно дошло и до наших дней.
В России XVII–XIX века силуэты также были важны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. Крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. Толстой. Его работы отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью [5].
Аппликации уделяли внимание и видные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. Художник окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, затем вырезал из нее силуэты. Главную роль в его работах играет цвет. Матисс утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо то этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей. Вырезая отдельные фигуры и формы, меняя цвет и фоны, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ.
Аппликация (от лат. appllcatio – накладывать, прикладывать) – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т.д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм [29]. Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике её исполнения. Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения – рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщённая форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причём один цвет от другого резко отличается. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону. Как средство художественного оформления аппликация создаёт своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещения (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла окон в качестве праздничного оформления).
Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора [17].
Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей.
Наиболее распространёнными видами аппликации в детском саду являются: предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.); сюжетная, отображающая те или иные события; декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов. Изображаются предметы с отчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.
Декоративная аппликация связана с понятие декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме геометрические, растительные формы. Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым.
Сюжетно-тематическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или два – три плана, их расположение относительно края листа, яркость, насыщенность окраски фигур первого плана, их детальная разработка.
Силуэтная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.). Такая аппликация может стать элементом цветной аппликации, представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, выполняемые детьми, относятся к этому виду [6].
Симметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющих симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей. В соответствии с различными типами симметрии различают: зеркальную (боковую) симметрическую аппликацию, передающую изображения предметов, обладающих при некотором упрощении симметричным строением (листья, деревья, насекомые, человек и т.д.); центрально-лучевую симметричную аппликацию, при которой равномерность распределения частей достигается их вращением относительно центра, когда отдельный элемент повторяется многократно по окружности.
Ассиметричная аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветовой аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов изготовления.
Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование. Это очень эффективное упражнение для развития логического мышления, фантазии и творчества.
Другой вариант использования геометрических форм – конструирование из них различных фигур сложного строения (машин, домиков и т.д.). Такое «плоскостное моделирование» из фигур разной или одинаковой формы, несмотря на упрощение и стилизацию, дает возможность создавать интересные сюжетные композиции, но и анализировать форму предметов с точки зрения ее расчленения на геометрические фигуры, что служит подготовкой к объемному конструированию. Возможно и использование геометрических фигур с негеометрическими, когда нужно передать особенности формы таких предметов, как мяч, шар, дом и т.п. Негеометрическая аппликация не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.
Резаная аппликация выполняется из бумаги традиционным способом – вырезанием, она так же является базовой.
Рваная аппликация выполняется из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.
Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой ее разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.
Объемная аппликация предусматривает, что изображения предметов или деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости на два – три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми из гофрированной или тисненной бумаги.
Аппликация целыми силуэтами представляет собой, наклеенные на фон нерасчлененные на отдельные детали изображения предметов.
Раздробленная на части аппликация состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов.
Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Можно сделать с просветами или без них.
Однослойная аппликация предполагает, что изображение предметов или их деталей наклеивается на фон без наложения друг на друга.
Многослойная аппликация (аппликация 3 D) выполняется путем наклеивания на фон изображений в два-три слоя.
Модульная аппликация – образ получается путём наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные круги, квадраты, треугольники либо просто рваная бумага.
Ленточная аппликация – позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.