Файл: Соликамский социальнопедагогический колледж имени А. П. Раменского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с темой исследования целесообразно рассмотреть сущность понятия «художественно-эстетическое развитие». Стоит отметить, что художественно-эстетическое развитие – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [1].

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Художественно-эстетическое развитие – длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности, связанный с освоением личностью эстетической культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах.

В процессе исследования следует обратить внимание, что часто среди педагогов бытует мнение о разграничении эстетического и художественного развития. Так, например, В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим развитием следующую цель: "Художественно-эстетическое развитие служит формированию способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" [33].

Ю.П. Азаров, Н.К. Бакланова выделяют такие основные компоненты художественно-эстетического развития, как: овладение дошкольниками знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои мысли и чувства по отношению к ним [2].


В наше время проблема художественно-эстетического развития, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Запорожец И. Д., В. Г. Белинский, Н. Варкки, В. Н. Шацкая и другие.

Рассмотрим некоторые из них. В книге "Ребенок в мире творчества" под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: "Педагогика определяет художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [9].

Запорожец И. Д. определяет художественно-эстетическое развитие как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности [12].Художественное развитие есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое развитие должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

Ш. А. Амонашвили утверждал, что художественно–эстетическое развитие – это «целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее» [3, с.101].

Во – первых, это процесс целенаправленного развития чувства прекрасного. Во – вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В – третьих, задача художественно–эстетического развития заключается в формировании художественного вкуса. И, наконец, в – четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества. Своеобразное понимание сущности художественно–эстетического развития обусловливает и различные подходы к его целям.



Поэтому проблема целей и задач художественно–эстетического развития требует особого внимания. Главная цель художественно-эстетического развития заключается в том, что «взрастить в человеке эстетическую культуру», включающую в себя: восприятие – способность видеть прекрасное в любом его проявлении в природе, искусстве, межличностных отношениях; чувства – эмоциональная оценка прекрасного; потребности – желания и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного; вкус – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам; идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве [33, с.35].

Эта цель также отражает и особенность художественно–эстетического развития, как части всего педагогического процесса. Во всех вышесказанных определениях, художественно–эстетическое развитие, вырабатывает и совершенствует в ребенке дошкольного возраста способность эстетического сознания прекрасного в искусстве и жизни, давать правильную оценку и воспринимать его, формировать художественный вкус, и творческую активную личности ребенка.

Проанализировав содержание понятия художественно–эстетическое развития в научной литературе, исследователи выделяют как целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. У детей осуществляется развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, формирование художественно–эстетических вкусов и идеалов личности, умение воспринимать и видеть красоту в искусстве и в жизни, оценивать ее.

Художественно–эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Ребенок, так или иначе, художественно-эстетически развивается, общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства. У ребенка без вмешательства извне могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах, но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению.

Б. Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико–воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного личности [18, с.51].


Т. Н. Фокина, подчеркивает, что: «Художественно–эстетическое развитие – развитие целостной гармонически развитой личности, для которой характерно сформированность у детей эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве» [31, с. 36]. Эта цель также отражает и особенность художественно–эстетического развития, как части всего педагогического процесса.

По мнению Н. А. Ветлугиной, благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова, эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее [10]. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д .Б. Лихачев, Е. М. Торошилова и другие) выделяют три ведущие задачи по художественно–эстетическому развитию. Первая задача художественно–эстетического развития выражается в тяге и интересе к эстетически значимым предметам и явлениям, в создании определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, склонности без которого не может возникнуть.

Как отмечает О.К. Ожерельева, «разносторонность и богатство знаний– основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» [24,с.60].

Вторая задача художественно–эстетического развития состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного восприятия таких социально–психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать значимые предметы и явления, наслаждаться ими» [25, с.62]. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» [30, с.354]. Ребенок должен не только знать прекрасное, уметь любоваться им и оценивать, но и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, но и создавать продукты ручного творчества, в этом и заключается задача. Рассмотренные задачи частично отражают содержание понятия художественно–эстетического развития педагогические подходы к этой проблеме.


Важным признаком художественно–эстетического развития является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности [30 с.120].

У детей старшего дошкольного возраста закладываются начальные художественно–эстетические представления и понятия на основе чувственного освоения художественных образов и их восприятие, способность воспринимать и эмоционально откликаться на красоту в окружающем мире в природе, человеческих отношениях, мире вещей, а также многократных переживаний в процессе восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства, проявления самостоятельной художественно–творческой деятельности. Дети становятся организованными и с интересом всматриваются в окружающее, учатся замечать своеобразие, уникальность предметов и явлений, осознавать и выражать свои чувства, желание заниматься художественно–творческой деятельностью.

Рассматривая картины, отвечая на вопросы педагога, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся понимать, чувствовать «дух»искусства.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие направлено на развитие способностей детей дошкольного возраста воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, действовать творчески самостоятельно и участвовать в различных видах художественной деятельности. Цели художественно-эстетического развития преследует выполнение главных и основных общественных задач. К ним относится развитие положительных качеств людей, визуальное объяснение детям того, что красиво.

    1.   1   2   3   4   5   6   7