ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.1 Техника безопасности при проведении ремонтных работ на участке диагностики
Одна из важных задач предпринимателя – обеспечить безопасные условия для работы сотрудников СТО. За безопасность персонала на предприятии отвечает охрана труда – комплекс правил и мероприятий, формирующих систему сохранения здоровья сотрудников в момент трудовой деятельности.
Несоблюдение правил по охране труда повышает риск травматизма на станции технического обслуживания, а также влечет за собой штрафы или уголовную ответственность для предприятия.
Определим, какие инструкции по технике безопасности должны быть в автомастерской и как организовать работу предприятия, чтобы предупредить травматизм и сократить риск негативных социально-экономических последствий.
Правила по охране труда на СТО регламентируются Роспотребнадзором, СЭС, МЧС и Пожарной инспекцией. Дополнительно мероприятия по охране труда могут требовать согласования архитекторов города, ГИБДД и экологов — обычно если затрагивается перепланировка зданий СТО или прилегающей территории к автосервису.
Охрана труда на станциях технического обслуживания начинается с проработки правовой системы, регламентирующей стандарты по организации безопасных и здоровых условий труда для персонала. Система разрабатывается на основе законов Конституции РФ, с учетом требований СЭС и МЧС, а также внутренних актов предприятия.
В правовой системе прописываются мероприятия по охране труда в автомастерских, формирующих безопасные условия для работы сотрудников. Дополнительно составляется перечень должностных инструкций, регламентирующих работу с инструментами и оборудованием, а также система допусков в зависимости от квалификации персонала.
Сформированная правовая система регулярно проверяется надзорными органами — отклонение от стандартов СНиП, ГОСТ и законов РФ наказуемо административной или уголовной ответственностью для предпринимателя.
Особое внимание охрана труда уделяет санитарно-гигиеническим требованиям на предприятии. Автомастерские относятся к отраслям с повышенной опасностью для экологии и здоровья человека — основная задача по охране труда заключается в минимизации ущерба окружающей среды и сотрудникам СТО в момент трудовой деятельности.
Охрана труда предъявляет повышенные требования к инженерным системам и коммуникациям:
Вентиляция — для помещений от 50 м2 регламентирована установка приточно-вытяжной системы вентиляции с дополнительным забором воздуха из смотровых ям. Для крупных цехов в автомастерских также требуется установка системы индивидуального забора выхлопных газов от автомобилей и стружко отсосов рабочего оборудования. В среднем для классического СТО с площадью ремонтной зоны в 100 м2 требуется установка приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей 20–40-кратный обмен воздуха. Температура атмосферного воздуха,
подаваемого к вентиляции, должна составлять от 16 до 24 °C, в противном случае проводится его нагрев или охлаждение системой кондиционирования.
Система очистки воздуха — для крупных СТО дополнительно накладываются требования, контролирующие чистоту атмосферного воздуха на предприятии. При работах с токсичными материалами или при больших объемах металлообработки регламентирована установка систем очистки воздуха от тяжелых частиц и отравляющих газов.
Освещение — требования к освещению жестко регламентированы в СНиП. В рабочей зоне автосервиса обязательно наличие локального и общего освещения, рассчитанного с учетом коэффициента рассеивания света от облицовочных покрытий. Для установки в ремонтной зоне допускаются только светодиодные или галогенные светильники с мощностью 75 Лк в смотровых камерах и 300 Лк — на поверхности верстаков и станков.
Водоснабжение — правила охраны труда в автомастерской требуют наличие душевых кабин и моечных камер с технической водой, у которой химический и биологический составы не превышают нормы ПДК. Также регламентированы поставки свежей питьевой воды для сотрудников СТО в зону отдыха — для этого здание подключается к скважине, устанавливается система очистки водопроводной воды или кулеры.
Отопление — здание автосервиса должно иметь центральное отопление или собственную котельную. Надзорными органами регламентирована поддержка плюсовой температуры в здании СТО без строгих требований. Для комфортной работы рекомендован прогрев помещения до отметки в +18 °C.
Дополнительно Минприроды и СЭС предъявляют повышенные требования к хранению и утилизации твердых бытовых отходов и технических жидкостей на СТО. Все отходы должны храниться в закрытых тарах вдали от клиентской и ремонтной зоны автомастерской, а также утилизироваться согласно установленным правилам.
За формирование безопасных условий на предприятии также отвечает перечень требований, регламентирующий права сотрудников СТО. Охрана труда в автомастерских также учитывает:
Медицинский контроль — для всех работников автосервиса регламентирован ежегодный профосмотр. Также медицинский осмотр проводится при приеме сотрудника на работу — требования к состоянию здоровья работников автосервиса прописаны в СНиП и СанПиНу.
Наличие зоны для отдыха персонала — для территории СТО требуется размещение гардеробных и комнаты для приема пищи. Сотрудники автосервиса должны иметь возможность отдохнуть во время обеденного перерыва в комфортных условиях. Минимальная площадь гардеробных и зоны отдыха для СТО составляет 3 м2, место для хранения личных вещей сотрудников — не менее 0,03 м2.
Уровень шума на предприятии — допустимая громкость шума в ремонтной зоне СТО составляет 85 дБ. При работе с оборудованием, превышающим допустимый звуковой порог, сотрудникам автосервиса выдаются защитные наушники, а в помещениях клиентской зоны и комнаты отдыха дополнительно проводится звукоизоляция.
Сотрудникам автосервиса выдается полный комплект средств индивидуальной защиты с учетом их специфики работы. В перечень обязательного оснащения включаются дыхательные маски и респираторы для работы в окрасочных камерах или металлообработки, рабочие комбинезоны и защитные перчатки для всех сотрудников ремонтной зоны. Для сварщиков и при работе с электроинструментом выдаются средства для защиты глаз — ударопрочные щитки, сварочные маски или защитные очки.
5.2 Экологическая безопасность при эксплуатации, ТО и ремонте автомобилей
Экологическая безопасность – это свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Основными загрязняющими веществами при эксплуатации автотранспорта являются:
– выхлопные газы;
– нефтепродукты при их испарении;
– пыль;
– продукты истирания шин, тормозных колодок и дисков сцепления, асфальтовых и бетонных покрытий.
Шумовое загрязнение является также серьезной проблемой. Фактически шум создают транспортные потоки, и уровень его может меняться от очень многих причин, основными из которых являются; техническое состояние, скорость движения и режимы движения автомобиля; тип и состояние дорожного покрытия; состав и характеристики транспортного потока, в котором движется автомобиль; градостроительные особенности магистрали. При исследовании влияния срока службы автомобиля на уровень создаваемого шума установлено, что он возрастает в среднем на 1,5– 2,5 дБ по шкале А в год. В отдельных городах под воздействием автомобильного транспорта и других источников загрязнения образовались предельные экологические состояния, что препятствует устойчивому их развитию и требует кардинальных решений по улучшению их коммуникационной инфраструктуры. Наибольшему загрязнению подвержены территории, непосредственно прилегающие к трассам. Полоса загрязнения достигает 300 м и более.
Основными мероприятиями по предотвращению и уменьшению вредного воздействия автомобилей на окружающую среду следует считать:
1) Разработку таких конструкций автомобилей, которые меньше загрязняли бы атмосферный воздух токсичными компонентами отработавших газов и создавали бы шум более низкого уровня.
2) Совершенствование методов ремонта, обслуживания и эксплуатации автомобилей с целью снижения концентрации токсичных компонентов в отработавших газах, уровня шума, производимого автомобилями, и загрязнения окружающей среды эксплуатационными материалами.
3) Использование средств и методов организации и регулирования движения, обеспечивающих оптимальные режимы движения и характеристики транспортных потоков, сокращение остановок у светофоров, числа переключения передач и времени работы двигателей на неустановившихся режимах.
5.3Меры пожарной безопасности
При проведении технического обслуживания и ремонта машин слесари обращаются с топливно-смазочными материалами, красками, газами и другими веществами, в которых заключена возможность возникновения и развития пожара. Во избежание возникновения пожара при обращении с указанными материалами и веществами требуется, чтобы рабочие места и помещение, в которых они размещены, были соответствующим образом оборудованы. Состояние рабочих мест и помещений, при котором исключается возможность возникновения и развития пожаров и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспеченность защитой материальных ценностей, называют пожарной безопасностью.
Рабочие места стационарной мастерской и передвижные средства, используемые для технического обслуживания и ремонта машин на месте их применения, должны быть оснащены огнетушителями и противопожарным инвентарем. Слесарь должен знать их назначение и уметь применять на практике.
Комплекс положений, устанавливающих порядок соблюдения требований и норм пожарной безопасности при производстве работ, составляет правила пожарной безопасности. Основные их положения для слесаря заключаются в следующем.
Необходимо постоянно следить за исправностью электропроводки оборудования, используемого на рабочих местах и передвижных мастерских, не допуская замыканий проводов на «массу» и между собой.
Ацетиленовые генераторы и баллоны с газом при проведении газосварочных работ следует размещать на открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении. Не допускается проводить сварочные работы, разводить костры, курить и зажигать спички на расстоянии менее 10 м от кислородных и ацетиленовых баллонов и генераторов. Места проведения сварочных работ и размещения сварочных аппаратов должны быть очищены от горючих материалов и строительного мусора в радиусе не менее 5 м.
Сварка, резка или пайка цистерн и баков из-под горючих жидкостей и газов могут производиться только после предварительной их промывки и последующей продувки паром или инертным газом.
Обтирочные материалы, использованные при техническом обслуживании и ремонте машин, должны собираться в металлический ящик, а после работы убираться с рабочего места.
В процессе обслуживания и ремонта машин запрещается открывать пробки бочек с бензином, ударяя по ним металлическим предметом; пользоваться открытым огнем и курить в месте заправки машин и при проверке уровня топлива в баках; разводить огонь вблизи мест заправки, обслуживания и ремонта машин; подогревать двигатели открытым огнем при пуске машины; подходить к открытому огню в одежде, пропитанной нефтепродуктами.
В случае воспламенения нефтепродуктов пламя следует гасить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать очаг брезентом. Категорически запрещается заливать огонь водой!
При проведении окрасочных работ запрещается разводить огонь, курить, пользоваться паяльниками и паяльными лампами на окрасочных участках и местах хранения красок и растворителей; хранить пустую тару из-под красок и растворителей в рабочих помещениях; содержать легковоспламеняющиеся жидкости в открытой таре. Разлитые на пол краски и растворители необходимо посыпать сухим песком или опилками и убрать с отделения окраски машин. Все краски и растворители должны храниться в посуде, плотно закрываемой крышками.
Заключение
В данном дипломном проектебыл рассмотрен проект модернизации участка диагностики в условиях СЦ «Автодом» с разработкой технологического процесса обслуживание и ремонта ходовой части автомобиля.
В первом разделе работы была рассмотрена характеристика предприятия, ее организационная структура, описан технологический процесс участка диагностики и предложены пути модернизацииучастка диагностики в условиях СЦ «Автодом».
Во втором разделе был произведен расчет производственной программы участка, расчет годового объема и численности производственных рабочих участка, расчет производственных площадей аккумуляторного цеха. Также в данном разделе представлен технологический процесс на объекте проектирования.
В третьем разделе произведен экономический расчет затрат на организацию участка диагностики