Файл: Образовательное учреждение высшего образования мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация – это то, что надо устранить.

Следовательно, не годятся формулировки типа: «конфликтная ситуация – в этом человеке», «в социально-экономической ситуации», «в нехватке автобусов на линии» и т.п., ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще, социально-экономическую обстановку в одиночку ни один из нас не изменит и числа автобусов на линии не увеличит.

Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту, и инциденту.
Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит «КС», затем «И», а уже потом «К». (К= КС> И> К)

Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Например, в последнем случае конфликтные ситуации показали, что нужно впредь вести себя более воспитанно (не плеваться, в частности); не допускать падения своего имиджа, авторитета.

Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.
Если вспомнить аналогию с сорняком, то это означает: не вырывайте только часть корня, оставшаяся часть все равно воспроизведет сорняк.

Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Суть в том, что при рассмотрении конфликта обычно много говорится о его видимых сторонах, то есть о самом конфликте и об инциденте. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим после некоторых умозаключений и обобщения (объединения) разнородных составляющих. Так и появляются в ее формулировке слова, которых не было в первоначальном описании.

Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т.п. Вот уж как нигде уместен афоризм «краткость – сестра таланта».

Таким образом, ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация – это диагноз болезни под названием «конфликт».


Выводу по первому разделу.

Проведя теоретический анализ основных направлений исследования бесконфликтного поведения в психолого-педагогической науке, необходимо заметить, что данная тематика является актуальной Проблема конфликта в подростковой среде остается актуальной, требует дальнейшего изучения и исследования.

Любой конфликт представляет собой противоречие, столкновение, которое сопровождается негативными эмоциями и буквальными или мыслимыми действиями

Существуют определенные причины возникновения конфликта: объективные, социально-психологические и личностные.

В развитии конфликта выделяются три базовых периода: предконфликтная ситуация, собственно конфликт, послеконфликтная ситуация.

Конфликты могут иметь различную направленность: конструктивные и деструктивные.

Конфликты различаются по ряду признаков: по функциям, по средствам, по источнику, по длительности, по характеру и т.д.

Основными «звеньями» конфликта являются противоборствующие стороны со своими интересами и объект притязаний.

Решение конфликта может быть осуществлено посредством использования одной из стратегий – сотрудничество, компромисс, приспособление, конкуренция и уклонение.

Конфликтное поведение подростков обусловлено рядом объективных причин физиологического и психологического характера.

Кризис переходного возраста выражается либо как «кризис независимости», либо как «кризис зависимости», что в итоге и определяет стиль поведения подростка в конфликте: сотрудничество, компромисс, избегание, уступка или соперничество.

Среди конфликтных подростков на основе определенного типа их поведения психологи выделяют четыре группы, которые отличаются потребностями и духовными ценностями их обладателей.

Важную роль в предотвращении возникновения конфликта или в конструктивном выходе из него играют такие факторы, как: психолого-педагогическое сопровождение, здоровый микроклимат в семье, дружеские отношения со сверстниками и доверительные отношения с учителями и другое.

Одним из средств разрешения проблемы конфликта в подростковой среде может стать обращение к тренингу как технологии развития бесконфликтного поведения.



Тренинг формирует у подростков умения и навыки:

- самостоятельно находить выходы из сложных жизненных ситуаций,

- самостоятельно продумывать свои «шаги» по выходу из конфликта

и самостоятельно моделировать свое поведение,

- менее эмоционально реагировать на сложные жизненные ситуации.

Для развития бесконфликтного поведения подростков тренинги располагают множеством форм и методов, это, например,: разного рода упражнения, анкеты, опросники, экспресс-анализы, своды правил по предупреждению конфликта, по выходу из него и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 2014.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2017. – 362 с.

3.Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб : Питер, 2018. – 490 с.

4. Драгунова Т. В. // Вопросы психологии. – 2016. – № 2. – С. 21–26.

5.Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович. – М. : МОДЕК, 2015. – 352 с.

6. Гаврилова, И. М. Подросток и конфликты / И. М. Гаврилова, О. Ю. Егорычева // Молодой ученый. – 2018. – № 24(210). – С. 303–306.

7. Ганеева, А. А. Конфликтные ситуации подростков, зависящие от личностных особенностей / А. А. Ганеева, А. В. Гайнуллина // Известия самарского научного центра РАН. – 2013. – Т. 15. – № 2(4). – С. 961–963.

8. Гомелаури, М. Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания / М. Л. Гомелаури. – СПб : Феникс, 2016. – 269 с.

9. Гришина, Н. В. Психология социального конфликта / Н. В. Гришина. – СПб : Питер, 2012. – 236 с.

10. Данилова, Е. А. Взаимосвязь конфликта самооценки и поведения младших подростков / Е. А. Данилова. – Ярославль : СКМ, 2013. – 355 с.

11. Дмитриев, А. В. Конфликтология : учебник / А. В. Дмитриев. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2012. – 335 с.

12. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта связь, 2014. – 288 с.

13 Дружинин, В. В. Введение в теорию конфликта / В. В. Дружинин, Д. С. Конторов, М. Д. Конторов. – М. : Радио и

14. Егидес, А. П. Психология конфликта : учеб. пособие / А. П. Егидес. – М. : МФПУ «Синергия», 2013. – 315 с.

15. Емельянов, С. М. Конфликтология: учебник и практикум / С. М. Емельянов. – М. : Юрайт, 2018. – 322 с.

16. 3олотова, Т. В. Формирование способности к конструктивному разрешению конфликтов у подростков / Т. В. 3олотова. – СПб : Сфера, 2015. – 156 с.

17. Зотова, Л. Э. Психологические факторы агрессивного поведения старшеклассников / Л. Э. Зотова. – М. : Владос, 2013. – 259 с.


18. Каширская, И. К. Представления подростков о конфликте и способах поведения в конфликтной ситуации / И. К. Каширская, Е. В. Слизкова // Вопросы науки. – 2014. – № 5. – С. 36–41.

19. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль : Академия разв-я, 2018. – 240 с.

20. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 2018. – 256 с.

21. Корчагина Ю.И. Агрессивные дети/ Журнал « Здоровье детей».

22. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Академический проект, 2015. – 420 с.

23. Леонов, Н. И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации / Н. И. Леонов. – М. : Академия, 2014. – 271 с.

24. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.Электронный ресурс: 3-издание/Пер. с англ. СПб.:Питер,2018.-252с.(Серия»Мастера психологии)
25. Михарский, С. Г. Особенности выбора подростками стратегий поведения в конфликтах / С. Г. Михарский // Наука и образование в жизни современного общества. – 2015. – № 1. – С. 83–85.

26. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2014. – 456 с.

27. Немов, Р. С. Психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. – М. : КНОРУС, 2016. – 1 электрон. опт. диск.

28. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. / Л. Ф. Обухова. – М. : Юрайт, 2014. – 460 с.

29. Петровский А. В., Ярошевский М. Г.; Краткий психологический словарь / ред. ред.-сост. Л. А. Карпенко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. – 512 с.

30. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб : Питер, 2010. – 815 с.

31. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М. : Фемита, 2014. – 295 с.

32. Рябых, М. И. Влияние личностных особенностей подростков на выбор стратегий поведения в конфликте / М. И. Рябых // Наука и перспективы. –2015. – № 2. – С. 14–18.

33. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие / Л. М. Семенюк. – М. : Москов. психол.-соц. ин-т; Флинта, 2016. – 96 с.

34. Социальная конфликтология : учеб. пособие / под ред. А. В. Морозова. – М. : Академия, 2012. – 336 с.

35. Столяренко, Л. Д. Психология личности : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 574 с.

36. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста)/ В.А.Сухомлинский.-Москва: Учпедгиз, 1961.-223с.

37. Фельдштейн, Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д. И. Фельдштейн. – М. : Педагогика, 2019. – 132 с.


38. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2012. – C. 148.

39. Философская энциклопедия под редакцией академика Ф.В.Константинова - Изд. «Советская энциклопедия» 2017.

40. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта[Текст] Б.И.Хасан – СПб.:Питер, 2013

41. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учеб. / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Бубнова. – М. : Юрайт, 2014. – 367 с.

42. Черняк, Т. В. Конфликтология : хрестоматия / Т. В. Черняк. – Новосибирск : СибАГС, 2015. – 171 с.

43. Чепурная, Д. Д. Особенности конфликтов между подростками / Д. Д. Чепурная // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 10 (2). – С. 88–90.

44. www.gurutestov...ru.test Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2012. C.210-211.

45. https://fireman.club/conspects/tema-3-2-beskonfliktnoe-obshhenie-konstruktivnoe-obshhenie] © fireman.club

47. worid-psychology.ru>oprosnik-k…stil-povedeniya-v… Опросник «Стиль поведения в конфликтной ситуации К.Томаса».

48. allrefrs.ru>2-13077html Методика Дж.Г. Скотта «Оценка стратегий поведения в конфликте».

Приложение А.

К. Томас. Опросник

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.