Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право на тему Многопартийность и избирательный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Поэтому, можно смело утверждать, события, происходившие в России в начале ХХ столетия, имели огромное значение для истории нашей страны, поскольку именно в этот период началось активное формирование и развитие политического плюрализма.


1.2. Политическое многообразие и избирательный процесс в современной России

Самыми яркими проявлениями политического и идеологического многообразия в современной России стали два события, свершившиеся 12 декабря 1993 года: принятие Конституции РФ и проведение выборов в обе палаты Федерального Собрания.

Впервые, по итогам выборов принцип политического многообразия, как незыблемая основа конституционного строя был закреплен в статье 1 главы 1 Конституции РФ.

В вышеуказанной статье содержание политического многообразия дается в следующей формулировке: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность», при этом само определение содержания такого нового для российской действительности явления не дано. До настоящего времени ни в одном нормативном документе нет установлено, какое же количество партий необходимо для соблюдения принципа политического многообразия. В юридической литературе часто можно встретить количественное определение политического плюрализма как разумное, которое исходит из принципа, что каждый имеет право выбирать ту партию, которая ему близка по взглядам и убеждениям, а каждая партия должна иметь своих избирателей. Именно поэтому, в учебной и научной литературе, в настоящее время нет единого, общепринятого понимания того, что же такое «политическое многообразие».

Так, например, О.В. Толстик считает, что "многопартийная система является одним из условий функционирования и взаимодействия политической системы, гражданского общества и правового государства".3

В свою очередь В.А. Кулиниченко считает, что: "политический плюрализм означает признание многообразия политических партий, общественных объединений, организаций с присущими им идейными позициями и политическими платформами, которые способствуют осуществлению их интересов и целей".4


Уместно привести и слова Старостенко К.В., по мнению которого, "политическое многообразие представляет собой честную политическую конкуренцию".5

Государство, не устанавливает каких-либо жестких требований при создании тех или иных политических партий, не устанавливает минимальное и максимальное количество партий, имеющих право на существование. Но при этом, оно вправе ограничивать их деятельность, например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95 «О политических партиях» (далее - Закон № 95 ФЗ) запрещено создание и функционирование политической партии, если целью ее создания и действия направлены на осуществление экстремисткой деятельности.

Суммируя вышесказанные мнения можно сделать вывод, что политический плюрализм - это многогранное явление, которое можно рассматривать с разных точек зрения.

Как социальная категория, многопартийность представляет собой реально существующие в социуме взаимоотношения, формирующиеся на основе представления каждому человеку политической свободы, конкуренции политических мнений в обществе и демократических основ политической системы.

Как правовая категория, многопартийность – это совокупность нескольких составляющих: принципа права, основ конституционного строя, конституционно-правовой института, конституционных отношений, гарантий реализации индивидуальных и коллективных прав и свобод, суверенное право и обязанности государства.

С 1995 по 1999 годы в нашем Отечестве был зафиксирован период «партийного взлета», когда Министерство юстиции зарегистрировало свыше ста организаций, получивших право участвовать в выборах.

Следует отметить, что в отечественном законодательстве в течение достаточно длительного времени не было специальных законов, которые бы регулировали юридическое положение и особый статус политических партий. Поскольку законодателем не были установлены какие - либо жесткие ограничения к разного рода политическим объединениям, это способствовало их многочисленности, которая, в свою очередь являлась препятствием к становлению устойчивой партийно - политической системы в Российской Федерации. 6



В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» участвовать в выборах могли любые общественные объединения. От них требовалось соблюдения лишь двух условий: наличии государственной регистрации и устава, в котором прописано положение о праве на его участие в избирательных компаниях. Кроме того, Федеральным законом от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» правом выдвигать кандидатов на выборные должности наделялись избирательные объединения, а также избирательные блоки, которые, по сути, выполняли функции политических партий.

Второе столетие можно определить, как, этап зарождения устойчивой российской многопартийной системы. В большей мере это связано с принятием Закона № 95 - ФЗ, поскольку законодательно были определены четкие требования, которым должно соответствовать общественное объединение для признания его в качестве политической партии.

Так, в соответствии со статьей 3 Закона № 95-ФЗ численность политической партии должна составлять - не менее пятисот членов политической партии, при этом региональные отделения партии должны были быть представлены не менее чем, в половине субъектов Российской Федерации.

К основным функциям многопартийности относятся:

  • представление социальных интересов общества во властных структурах;

  • выявление и согласование групповых интересов граждан – придание им характера политических требований и целей;

  • электоральная;

  • приобщение граждан к политической жизни общества;

  • отбор и воспитание новых политических лидеров.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что основной задачей многопартийности является сохранение и обеспечение единства многонационального народа России, осуществляемое путем выражения и формирования общей воли народа с учетом всего многообразия общественных взглядов и интересов граждан Российской Федерации, разрешения существующих противоречий и поиска компромиссных решений.


Глава 2. Изменение российской избирательной системы в условиях развития политического плюрализма

2.1. Политическое многообразие как основа избирательной системы в Российской Федерации

В юридической литературе к определению избирательной системы существует два подхода: узкий и широкий.

Узкий подход ограничивается в представлении о различиях избирательных систем в зависимости от способов определения результатов выборов. Учитывая это, под избирательной системой понимают совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты политической борьбы, то есть в узком смысле избирательная система - это способ определения результатов выборов и распределения выборных мест.

Широкий подход дает более глубокое представление об избирательной системе, как о порядке формирования выборных органов и системе распределения мест после определения результатов выборов, то есть в широком смысле, под избирательной системой понимают:

1. принципы и условия, при которых осуществляется активное и пассивное избирательное право;

2. организацию и поэтапный порядок проведения выборов, то есть электоральный процесс;

3. подведение итогов голосования и установление результатов выборов.7

Согласно статьи 94 Конституции РФ Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание хоть и состоит из двух палат Совет Федерации - это верхняя палата и нижняя палата - Государственная Дума, но является единым, постоянно действующим органом.
Конституция РФ закрепляет общую структуру и принципы организации обеих палат Федерального Собрания, однако порядок деятельности каждой из палат регламентируется соответствующими федеральными законами. Например, деятельность Совета Федерации регламентируется Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», а Государственной Думы - Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее- Закон № 20-ФЗ).


Так, в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ в верхнюю палату парламента входят:

а) по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации: 1 представитель от законодательного и 1 один, от исполнительного, органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, если он прекратил исполнение своих полномочий в связи с истечением срока своего пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, может быть пожизненно членом Совета Федерации (это не обязанность Президента, а право, от которого он может и отказаться);

в) не более 30 представителей Российской Федерации, которых назначает Президент Российской Федерации, из них не более 7-ми могут быть назначены пожизненно.

В соответствии с действующим законодательством палаты российского парламента равнозначны и выполняют две основные функции: законодательную и представительную, но имеют различия в компетенции, исходя из конституционных полномочий. Эти различия проявляются: во-первых, в рамках законотворческого процесса; во-вторых, в вопросах, связанных с реализацией полномочий по формированию различных органов государственной власти и назначением высших должностных лиц.
Если бы все эти полномочия были скооперированы в компетенции однопалатного парламента, это создало бы ряд рисков для демократического устройства государства. Функционирование однопалатного парламента могло бы привести к нарушению принципа разделения властей, или к ограничению принципов политического плюрализма и идеологического многообразия, например, в случае доминирования на свободных выборах одной политической партии, Исходя из таких соображений верхняя палата Федерального Собрания структурируется по непартийному принципу. Сенаторы не вправе создавать фракции и партийные объединения, для них установлен запрет на членство в какой либо политической партии, что позволяет обеспечивать гарантированное выражение Федеральным Собранием надпартийной общей воли народа.8

В противовес Федеральному Собранию, Государственная Дума формируется в результате свободных выборов, именно по партийному принципу.

Неоднократная смена условий формирования отечественной партийной системы неизменно влекла изменения в процедуре избрания депутатов нижней палаты российского парламента, и порядке формирования Государственной Думы.