Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право на тему Многопартийность и избирательный процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принятый во исполнение Конституции РФ Закон № 20-ФЗ закрепил смешанную избирательную систему. Данная система предусматривает формирование представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть – по пропорциональной системе. 450 мандатов должно быть распределено между списками политических партий – набравших по итогу голосования избирателей более 5 % голосов и среди депутатов в одномандатных округа. Срок полномочий депутатов нижней палаты Государственной Думы составляет - 5 лет.

При такой системе создаются 2 вида избирательных округов-мажоритарные избирательные округа и единый избирательный округ для голосования по партийным спискам кандидатов. Избиратель в день голосования получает 2 бюллетеня. Первый бюллетень для выбора кандидата, который баллотируется в мажоритарном округе на персональной основе. Правом выдвижения таких списков наделены исключительно политические партии, которые вправе включать в указанные списки, как граждан, являющихся членами партии, так и беспартийных кандидатов. Второй бюллетень, для голосования - за список кандидатов от политической партии.

Так по данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 12 августа 2021 года в федеральные списки кандидатов на думские выборы в общей сложности вошли 3909 человек из 14 политических партий. (см. Табл. № 1) 9

Таблица 1. -Лидеры по количеству заявленных кандидатов.




Возврат к мажоритарно-пропорциональной (смешанной) избирательной системе получил свое отражение и во внутренней организации Государственной Думы. Смена порядка образования фракций, имеет крайне важное значение с точки зрения осуществления представительных и законодательных полномочий Государственной Думой. Фактическое численное представительство фракции отражает значение и влияние той или иной политической силы в обществе, позволяет ей с соответствующей степенью успеха осуществлять законодательные инициативы и участвовать в политической жизни государства и общества.

На основании вышеизложенного можно отметить, что политические партии, это важнейший институт гражданского общества и единственный вид общественных объединений, кому по новому избирательному закону предоставлена возможность участия в выборах.

2.2. Политические партии как субъект избирательного процесса

В избирательном процессе политическая партия выступает как субъект конституционного и избирательного права. Будучи добровольными объединениями, политические партии в рамках гражданского общества, выступают участниками электоральных правоотношений, обеспечивают участие граждан в политической жизни общества, способствуют росту правосознания, гражданской активности и социальной свободы населения, его информированности, взаимодействия гражданского общества и государства и тем самым способствуют сохранению целостности, стабильности и устойчивости политической системы. Политическая партия в соответствии с действующим законодательством должна отвечать определенным требованиям:

1. наличие регионального отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, из расчета 1 субъект 1 региональное представительство;

2. численность партии должна составлять не менее 50 000 человек, а регионального отделения не менее 500 человек;



3. руководящие органы и ее представительства должны находиться на территории Российской Федерации.

Партия и ее региональные отделения в обязательном порядке должны пройти государственную регистрацию.

В основе правовой конструкции политической партии заложены статусные функциональные характеристики, отличающие ее от иных форм общественных объединений, а именно:

цель деятельности имеет публично-правовой характер поскольку, выражается в обеспечении участия граждан в политической жизни государства и общества;

особые средства реализации этих целей (формирование и выражение политической воли граждан, участие в политических акциях, выборах и референдумах, представление их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления).

Большое значение, для выполнения партией своей избирательной функции, имеют стадии избирательного процесса. Избирательный процесс - это совокупность правил, установленная законом и определяющая порядок организации и проведения выборов. (См. Табл. № 2)

Таблица № 2. Стадии избирательного процесса.




Ни одна из вышеуказанных стадий избирательного процесса не обходиться без участия политических партий, но именно с помощью таких стадий, как: порядок выдвижения и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, наиболее полно достигается цель по заинтересованности государства в формировании многопартийности.

Основные нормы, регулирующие порядок выдвижения кандидатов, регулируются нормами статьей 25 Закона № 95-ФЗ, в которой указано, каким образом происходит выдвижение кандидатов на различных уровнях; и пунктом 25 статьи 2 Закона № 67 - ФЗ, в котором дается определение, что такое избирательное объединение.

В соответствии с пунктом 25 статьи 2 Закона № 67-ФЗ избирательное объединение, это политическая партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, которые наделены, в соответствии с федеральным законом правом участвовать в выборах соответствующего уровня.


В соответствии с действующим законодательством, политические партии, в своих уставах самостоятельно определяют порядок выдвижения кандидатов, но с учетом норм статьи 25 Закона № 95-ФЗ, которым установлено, например, что:

процедура выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления проводиться с обязательным участие представителей региональных отделений политической партии;

решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.

Стоит отметить очень важное положение, предусмотренное частью 31 статьи 36 Закона № 95-ФЗ, которое гласит о том, что политическая партия на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления не может выдвигать кандидатов в депутаты (в составе списков кандидатов), граждан России, которые являются членами других политических партий.

О выдвижении того или иного кандидата обязательно уведомляется избирательная комиссия, путем предоставления соответствующего заявления.

Необходимым условием для регистрации кандидата (списка кандидатов) является поддержка, которая подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения. Например, на выборах депутатов законодательного органа государственной власти Хабаровского края в 2019 году для регистрации по партийным спискам необходимо было набрать - 0,5 % подписей, а по одномандатным округам – 3 % подписей от числа избирателей соответствующего одномандатного округа. 10

Регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии всех необходимых для этого документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов).


В соответствии с законодательством, при выборах в федеральные органы государственной власти, дается не менее 40 дней, на весь период, включающий в себя выдвижение кандидатов (списков кандидатов), а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов (списков кандидатов) либо иные формы поддержки выдвижения. Для выборов в органы местного самоуправления и в органы власти субъектов РФ эти сроки меньше, так в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.

В целях осуществления финансирования своей избирательной компании партии обязаны создавать избирательные фонды. Указанные фонды создаются с момента представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для выдвижения кандидата (списка кандидатов) и до момента представления документов, необходимых для регистрации кандидата (списка кандидатов). Финансовые средства, за счет которых может формироваться избирательный фонд определен законодательно, это могут быть как собственные средства партии; добровольные пожертвования, граждан или юридических лиц; средства, которые выделены партии соответствующей избирательной комиссией и т.д., Во избежание нарушений при формировании фонда и расходовании его средств, все партии, после опубликования результатов выборов обязаны представить в избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о доходах и расходах фонда.

За счет средств избирательного фонда партия проводит предвыборную агитацию. Проводить она ее может путем выпуска и распространения агитационных материалов, на каналах теле- и- радиовещания, посредством проведения массовых мероприятий (шествия, демонстраций, встреч, бесед и т. д.) и иными не запрещенными законом действиями.

Течение агитационного периода начинается со дня выдвижения кандидата (списков кандидатов) и прекращается в 00 часов 00 минут по местному времени за сутки до дня голосования. На каналах организаций телерадиовещания и в печатных изданиях предвыборная агитация начинается за 28 дней до дня голосования. В день голосования, а также в день до выборов предвыборная агитация строго запрещена.