Файл: Теоретические основы совершенствования техники ударов боксеров в учебнотренировочных группах 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Очень характерно для его психики в этот период стремление к героике, к мужественным и романтичным поступкам, желание быть во всем самостоятельным и нередко заметное обострение самолюбия. Характерен также и несколько повышенный интерес к себе, что иногда превращается в чрезмерное выпячивание своих качеств и пренебрежение к окружающим.
Преподаватель должен уметь использовать эти, часто противоречивые, черты психики подростка для того, чтобы успешно обучать и воспитывать его.
Появившаяся у подростка потребность участвовать в общественной жизни поможет преподавателю в создании прочного коллектива секции бокса, объединяемого общими интересами и чувством дружбы. Стремление к героизму, известный романтизм и примеры героических поступков выдающихся боксеров будут еще больше стимулировать интерес к занятиям. Надо воздействовать на самолюбие подростка, ставя перед ним определенные задачи и указывая на то, что его поведение будет отрицательно оценено коллективом, если он не выполнит их. Однако нужно бороться с ложным самолюбием, которое часто проявляется в подростковом и юношеском возрастах: нежелание выполнить указание товарища, признать свою вину и извиниться, стремление сохранить о себе хорошее мнение товарищей, отличающихся дурным поведением.
Необходимо бороться и с чрезмерной эмоциональностью учеников, ведущей к ослаблению контроля над собой, грубости к товарищам и т. п.
Важная особенность подростков (и в значительной степени юношей) — их способность копировать действия, отдельные движения и поведение в целом взрослых товарищей, снискавших популярность и уважение. Преподавателю надо использовать эту способность к подражанию, обучая подростков технике, тактике, общеразвивающим упражнениям. Нужно воспитывать нравственность юных боксеров, показывая образцы правильного поведения. В то же время необходимо бороться с подражанием дурному, что также бывает распространено среди подростков.
1.4 Средства и методы совершенствования техники ударов в боксе
Подготовка боксера. Специфика боксерских поединков требует от спортсменов хорошей физической подготовки: прежде всего, силы и колоссальной выносливости. Огромное значение имеет постановка дыхания, а также специфические навыки: реакция, умение «взорваться», способность держать удар. Для постановки дыхания, выработки выносливости и «взрывных» качеств используют бег на различные дистанции в рваном ритме и челночный бег. Для развития силы и качества удара применяются мешки и «груши» различного веса и конструкции: тяжелые (до 100 кг) мешки с резиновой крошкой; заполненные жидкостью мешки средней тяжести; легкие мешки в форме мяча, на растяжках прикрепленные к полу и потолку и др. Точность удара, а также работа «сериями» отрабатывается на «лапах» – специальных круглых перчатках, которые надевает себе на руку тренер. Для укрепления мышц плечевого пояса, а также мышц спины и пресса используются упражнения, имитирующие колку дров: боксер кувалдой наносит удары по автомобильным колесам (обычно от грузовиков). Для выработки скорости ударов делают так называемое «раскидывание» рук: связки ударов или одиночные удары по воздуху с зажатыми в кулаках килограммовыми гантелями. Еще один обязательный пункт в тренировке боксеров – их фирменные упражнения со скакалкой и с набивным мячом.
Особое место в процессе подготовки боксера занимает так называемый спарринг – тренировочный бой. Профессионалы, готовясь к очередному поединку, специально подбирают себе в спарринг-партнеры боксера (или нескольких боксеров), максимально схожего с их будущим соперником по физическим кондициям, технике и пр. Во время спаррингов отрабатываются отдельные элементы будущего поединка и подбирается его оптимальный «тактический рисунок».
Настоящего боксера отличает не только хорошая физическая подготовка и техника. В первую очередь, это – думающий спортсмен, способный «читать» и предвидеть действия противника. Не случайно поединок мастеров ринга иногда сравнивают с шахматной партией.
Глава 2. Исследование совершенствования техники ударов боксеров в учебно-тренировочных группах МБУ ДО ДЮСШ г. Невельск
2.1 Характеристика МБУ ДО ДЮСШ г. Невельск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа»
г. Невельска Сахалинской области
Директор – Сарапкин Роман Владимирович (т.8-42436-6-52-45)
МБУ ДО ДЮСШ работает с 1964 года.
В 2017/2018 учебном году дополнительное образование в области физической культуры и спорта получают 585 воспитанников в возрасте 4 – 21 лет, из них 123 обучаются в с. Горнозаводск. В спортивной школе предлагается широкий выбор видов спорта: футбол, баскетбол, каратэ, тхэквондо, бокс, черлидинг, пулевая стрельба, вольная борьба, парусный спорт, лыжные гонки. Работает отделение адаптивной физической культуры по программе легкой атлетики. Для этой цели в оперативное управление учреждения переданы следующие спортивные объекты: спортивный зал «Северный», спортивный комплекс, стадион, тир в с. Горнозаводск, база парусного спорта.
Образовательный процесс осуществляют 17 тренеров-преподавателей, 47% имеют квалификационную категорию, 7 награждены Почетными грамотами министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области, один тренер имеет отраслевую награду – нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта». В настоящее время доля педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет 47%. Педагоги спортивной школы принимают участие в районных и областных конкурсах: «Женщина года» (в номинации «Королева спорта»), «Тренер года». Становятся победителями и призёрами.
С 2014/2015 учебного года в ДЮСШ реализовывается план внедрения федеральных стандартов по видам спорта и осуществления перехода на реализацию общеразвивающих, предпрофессиональных программ. Концептуальной идеей деятельности ДЮСШ признана ориентация на гражданские ценности: человек, семья, Отечество. В настоящее время педагогический коллектив ведет опытно-экспериментальную деятельность по внедрению долгосрочной программы учреждения «Развитие успешной личности в условиях ДЮСШ» на 2015-2020 гг.
Основные направления инновационной деятельности ДЮСШ: создание эффективной системы научно-методической поддержки педагогов, совершенствование системы управления спортшколой в режиме развития, обновление содержания через разработку долгосрочных комплексных программ и воспитательных проектов. Создание новых условий для развития личности ребенка осуществляется через внедрение инклюзивного образования, системы комплексной оценки достижений ребенка; технологии развития успешной личности спортсмена ДЮСШ; долгосрочных воспитательных проектов патриотической, региональной, здоровьесберегающей направленностей; системы комплексной профилактики социально-негативных явлений. Это определяет успешность и результативность обучения: воспитанники ДЮСШ становятся победителями и призерами региональных соревнований, Дальневосточного федерального округа и Всероссийских состязаний. В настоящее время в школе обучается 82 воспитанника, имеющих массовые спортивные разряды. За последние три года подготовлено 7 кандидатов в мастера спорта, 17 воспитанников ДЮСШ входят в состав сборных Сахалинской области.
Коллектив спортивной школы работает над выполнением государственного заказа, активно участвуя в федеральных программах «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.», «Развитие образования на 2016-2020 гг.», «Развитие физической культуры и спорта на 2016-2020 гг.» через реализацию собственных долгосрочных проектов с учетом образовательных возможностей.
Учреждением проводятся крупные разноформатные спортивно-массовые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и комплекс ГТО среди населения (фестивали здорового образа жизни, олимпийский марафон здоровья, спортивные праздники и т.п.). В спортивной школе действует волонтерский отряд «Формула жизни», в который вошли ребята, занимающиеся разными видами спорта, но объединенные одной идеей – пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта. В 2013 году учреждением проведено 62 спортивно-массовых мероприятия, в 2014 году – 69, в 2015 – 70, 2016 – 62.
2.2 Исследование состава и характеристик тренируемой группы боксеров 15-16 лет
Педагогические методы исследования использовались следующие:
1. Анализ научно-методической литературы и Интернет-источников.
2. Обобщение передового опыта специалистов-практиков в области единоборств.
3. Педагогические наблюдения за соревновательной и тренировочной деятельностью (видеозапись, ведение протоколов).
4. Педагогические контрольные испытания (хронометрия, динамометрия).
Содержание и целесообразность использования указанных методов заключается в сочетании теоретических положений для обобщения опыта и исследования уровня развития и совершенствования приоритетных физических качеств у спортсменов, специализирующихся в боксе.
Анализ научно-методической литературы выполнен с учетом выводов исследователей, отражающие важные проблемы тренировочного процесса единоборцев и боксеров в частности. Обобщение передового опыта проводилось по данным, которые определялись в соответствии с опытом тренеров, специалистов и спортсменов.
Педагогические наблюдения были направлены на изучение особенностей тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов 15-16 лет, специализирующихся в боксе. Наблюдения проводились в естественных условиях тренировочных занятий, тренировочных сборов.
Для определения уровня скоростно-силовых качеств боксеров в работе использовались следующие тесты:
1. Скоростно-силовые качества по данным контрольных упражнений – прыжки в длину и в высоту с места, метание набивного мяча, прыжки через скакалку.
2. Быстрота спортсменов оценивалась по результатам бега на 30 м с высокого старта.
3. Сила спортсменов по показателям динамометрии силы мышц сильнейшей кисти, сгибание рук в упоре лежа, подтягивание на перекладине, сгибание рук на брусьях, поднимание туловища из положения лежа в течение 30 с, вис на перекладине, поднимание прямых ног к перекладине.
Педагогические исследования по запланированным задачам выполнялись в период с октября 2017 года до апреля 2018 года в ДЮСШ г.Невельска.
Последовательность выполненной работы была следующая:
1. В октябре-декабре 2017 года осуществлялся анализ и обобщение материалов литературных и Интернет-источников по проблеме исследования.
2. В феврале 2018 года был определен имеющийся уровень скоростно-силовых качеств боксеров на этапе спортивного совершенствования. В тестировании приняли участие 24 подростка 15-16 лет.
Таблица 2.1 – Результаты первоначального тестирования
Показатели скоростно-силовой подготовленности боксеров на этапе спортивного совершенствования (n = 24) Контрольные испытания | х | m |
Прыжок в длину с места, см | 230,58 | 2,22 |
Прыжок в высоту с места, см | 49,33 | 1,16 |
Метание набивного мяча двумя руками снизу вперед, м | 12,89 | 0,24 |
Прыжки через скакалку за 1 мин, повторений | 162,33 | 3,91 |
Бег на 30 м с высокого старта, с | 4,53 | 0,05 |
Сила мышц сильнейшей кисти, кг | 45,01 | 1,32 |
Сгибание рук в упоре лежа, повторений | 57,67 | 2,70 |
Подтягивание на перекладине, повторений | 17,96 | 0,53 |
Сгибание рук на брусьях, повторений | 30,81 | 0,79 |
Поднимание туловища из положения лежа в течение 30 с, повторений | 35,25 | 0,95 |
Вис на перекладине, c | 45,71 | 1,48 |
Поднимание ног к перекладине, повторений | 26,71 | 0,63 |