Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Специальная дошкольная педагогика Студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе 2


При составлении нашей программы для наибольшей её результативности мы учитывали психологические особенности мальчиков и девочек. Таким образом, в программе деятельности педагога-психолога по профилактике агрессивного поведения с учётом гендерного подхода «Давайте жить дружно!» занятия дифференцированы и рассчитаны на формирование и развитие тех психологических качеств, которые в наименьшей степени развиты у мальчиков и у девочек, но при этом являются значимыми в профилактике агрессивного поведения.

Глава 3. Анализ результатов исследования

3.1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента


Таблица №1

Опросник А. Басса и А. Дарки

Пол

Физ. агрессия

Косв. агрессия

Раздраж.

Негатив.

Обида

Подозрит.

Верб. агрессия

Вина

Д

3(16%)

1(5%)

3(16%)

1(5%)

2(10%)

4(21%)

5(26%)

5(26%)

М

6(32%)

0(0%)

6(32%)

2(10%)

2(10%)

6(32%)

10(53%)

9(47%)

Таблица №2

Результаты учащихся в процентном содержании с повышенной агрессивностью и враждебностью

Выше нормы

Показатели в %

Агрессивность

37%

Враждебность

32%

Таблица № 3

«Рисунок несуществующего животного»

Признаки агрессивности

Процентные показатели

Агрессивная защита

35

Спонтанная агрессия

55

Вербальная

10


Таблица № 4

Критерии агрессивного поведения у ребёнка

Уровень агрессивности

Процентные показатели

Высокий

20

Средний

65

Низкий

15


Выводы по главе 3


Исследование показало, что в классе наблюдаются дети как с низким уровнем агрессии, так и с повышенным, а значит необходима профилактика агрессивного поведения.

Актуальность данного исследования подтверждает важность более глубокого изучения темы и проведения профилактических мероприятий на начальных этапах решения проблемы. Это основа для дальнейшего изучения этой темы в следующем исследовании.

Заключение


Целью нашей работы являлось теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность программы деятельности педагога-психолога, направленной на профилактику агрессивного поведения младших с учётом их гендерных особенностей.

Для достижения нашей цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

1.Изучить понятие «агрессия».

В нашем исследовании под агрессией мы будем понимать преднамеренное нанесение вреда другому человеку.

Психологами выделяются следующие виды агрессии: физическую и вербальную, прямую и косвенную, враждебную и инструментальную, реактивную и порактивную агрессию, ауто- и гетероагрессию.

2. Изучить виды агрессии

Э.Фромм разделял агрессию на злокачественную и доброкачественную. В норме агрессия носит оборонительный характер и способствует самореализации индивида. Г.Аммон в своих исследованиях пишет еще о трёх видах агрессии: конструктивной, деструктивной, дефицитарной. Установлено, что агрессия может переходить в устойчивое качество личности – агрессивность. В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление отклоняющегося агрессивного поведения, можно выделить следующие:

1. индивидуальный фактор;

2. психолого-педагогический фактор;

3. социально-психологический фактор;

4. личностный фактор;

5. социальный фактор.



В норме агрессия носит защитный характер, она выступает источником активности личности, реализации его творческого потенциала и стремления к достижениям. Человек может и должен уметь выражать агрессию в социально приемлемых формах поведения, агрессивное поведение - это индивидуальный выбор каждого человека, задача овладения своей агрессией - одна из самых сложных психологических задач.

3.Рассмотреть гендерный аспект в проявлении агрессивного поведения у младших школьников.

Впервые термин «гендер» ввел американский психолог Джон Уильям Мани. Мани заимствовал термин из английской грамматики и ввел в науки о поведении. С середины 70-х годов двадцатого века публикаций, посвященных половым различиям, ежегодно появлялось до полутора тысяч. Гендер представляет собой психологическое явление, относящиеся к усвоенным формам поведения и установкам, сопряженным с биологическим полом. В психологии под термином «гендер» понимаются психологические и поведенческие характеристики, связанные с маскулинностью и феминностью и отличающие мужчин от женщин.

Мужественность понимается как совокупность телесных, психических и поведенческих характеристик, которые считаются мужскими. Женственность - это совокупность телесных, умственных и поведенческих характеристик, рассматриваемых как женские. Наблюдения за поведением в разных культурах показывают, что отношение к детям разного пола разное. Это связано с влиянием гендерных стереотипов, то есть широко распространенных в обществе представлений об особенностях обоих полов. Гендерные стереотипы тесно связаны с гендерными ролями. Начиная с дошкольного возраста, у детей есть 4 типа сексуального поведения: маскулинное, феминное, андрогинное, недифференцированное.

В настоящее время общепринято, что избирательность по отношению к детям мужского и женского пола является биосоциальным феноменом: культурные стереотипы сформировались не на пустом месте, а, скорее, с учетом изначальных биологических различий между новорожденными мальчиками и девочками. Восприятие мальчиков и девочек очень отличается по своим физиологическим свойствам.

Проявления агрессии и агрессивного поведения также имеют свои гендерные особенности:
мужчины больше подвержены физическому насилию, а женщины прибегают к психологическому насилию. На основании анализа экспериментальных данных сделан вывод, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности эмоциональной реакции, в дальнейшем агрессивные проявления уменьшаются у девочек и увеличиваются у мальчиков.

4.Определить характеристики агрессии в младшем школьном возрасте.

Особенности течения агрессивного поведения у детей:

1) близкие люди - родственники, друзья и т. Д. - они становятся жертвами агрессии, своеобразного явления «самоотверженности», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных уз - жизненной основы человеческого существования;

2) не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях; бывают случаи, когда ребенок растет в обеспеченной и заботливой семье;

3) агрессия обычно возникает без реальной причины.

5. Разработали программы, направленные на профилактику агрессивного поведения младших школьников с учетом гендерных особенностей.

Под профилактикой понимается комплекс государственных, общественных, медицинских, образовательных и иных мер, направленных на устранение или предотвращение причин и условий, приводящих к разным типам социальных отклонений. В психологической и просветительской литературе выделяются два типа профилактики - общая и индивидуальная, а также следующие виды профилактических мероприятий: первичная, вторичная, третичная. В своей работе мы сосредоточимся на первичном виде профилактики.

Профилактика должна включать в себя 3 основных направления: просвещение родителей, непосредственная работа с детьми, работа по обеспечению соответствующей психологической атмосферы.

Далее мы провели исследование, на основании которого сделали вывод о необходимости профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

По результатам исследования необходимо проводить упражнения на занятиях для повышения самооценки, снятия тревожности. Родителям важно обращать внимание на всплески эмоций, агрессии и вести беседы на эти темы.

Практических учителей и психологов больше интересует мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.