ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.11.2021
Просмотров: 375
Скачиваний: 1
49
он
относится
безразлично
или
с
пустым
почтением
.
Ему
нужны
теоретические
аргументы
.
Консерватизм
не
должен
быть
"
тупым
",
опирающимся
единственно
на
догмы
практического
разума
.
Теперь
табу
нуждаются
в
обосновании
,
по
крайней
мере
в
знании
последствий
их
разрушения
.
То
есть
в
"
метафизике
",
в
философско
-
культурологической
интерпретации
.
Они
должны
развертываться
в
идеологию
.
Почему
надо
осуждать
проституцию
,
искренне
недоумевают
духовные
рыночники
:
обыкновенная
коммерческая
сделка
взрослых
самостоятельных
людей
,
для
которой
по
гигиеническим
соображениям
надо
бы
предоставлять
особые
помещения
,
да
и
налоги
собирать
.
Но
в
том
-
то
и
дело
,
что
необыкновенная
.
Уже
В
.
В
.
Розанов
пытался
объяснить
таким
людям
"
на
их
языке
" (
без
морали
),
что
на
продажную
любовь
"
нужно
смотреть
как
на
выделку
"
фальшивой
монеты
",
подрывающей
"
кредит
государства
".
Ибо
она
,
все
эти
"
лупанары
"
и
переполняющие
улицы
ночью
шляющиеся
проститутки
-
"
подрывают
кредит
семьи
", "
опровергают
семью
",
делают
"
ненужным
(
осязательно
и
прямо
)
брак
".
Ну
,
а
уж
"
брак
"
и
"
семья
"
не
менее
важны
для
нации
,
чем
фиск
и
казна
"
1
.
Бессмысленно
одновременно
ратовать
за
укрепление
семьи
,
повышение
рождаемости
,
воспевать
высокие
чувства
и
поощрять
,
пропагандировать
"
коммерческий
секс
".
Плюрализмом
здесь
может
обманываться
тот
,
кто
мыслит
не
дальше
хода
Е
2-
Е
4.
Аналогично
с
остальными
пунктами
сексуального
прейскуранта
.
Второй
ход
мысли
заставляет
признать
,
что
не
дающая
потомства
любовь
в
пределах
одного
пола
есть
несомненное
проявление
кризиса
человеческого
рода
,
его
распада
,
ибо
если
потреблять
означает
разделять
и
истреблять
,
то
продолжение
бытия
любого
феномена
предполагает
необходимость
воспроизводства
его
единства
и
целостности
.
Третий
ход
мысли
показывает
,
что
мастурбация
и
виртуальный
секс
,
замыкая
индивида
в
его
собственной
скорлупе
,
служат
разложению
остальных
живых
связей
между
людьми
,
в
том
числе
даже
внутри
одного
пола
.
Считать
это
способом
преодоления
одиночества
то
же
самое
как
верить
,
что
принесенная
алкоголику
утренняя
бутылка
водки
решает
проблему
его
выздоровления
.
И
т
.
д
.
и
т
.
п
.
Не
надо
быть
большим
философом
для
понимания
,
что
это
процессы
потери
людьми
собственной
идентичности
,
в
конечном
счете
,
этапы
их
самоотрицания
.
Достаточно
быть
просто
самостоятельным
,
а
не
зашоренно
мыслящим
человеком
.
Что
,
впрочем
,
самое
сложное
.
Все
неприятности
традиционалистов
и
консерваторов
проистекают
из
-
за
того
,
что
они
видят
дальше
своего
носа
и
мыслят
масштабами
человечества
, "
в
принципе
",
в
то
время
как
либералы
и
прогрессисты
счастливо
избавились
от
того
и
другого
.
Категорический
императив
Канта
: "
Поступай
так
,
чтобы
максима
твоей
воли
могла
стать
правилом
всеобщего
законодательства
"
часто
отождествляют
с
так
называемым
золотым
правилом
морали
: "
Поступай
так
,
как
ты
хочешь
,
чтобы
поступали
по
отношению
к
тебе
".
Между
тем
они
различны
до
противоположности
.
Категорический
императив
предполагает
оценку
1
Розанов
В
.
В
.
Опавшие
листья
.//
Уединенное
. 1990.
С
.342.
50
собственного
поведения
не
в
свете
выгоды
и
эквивалентного
обмена
,
а
в
свете
судьбы
целого
,
к
которому
ты
принадлежишь
.
Это
тоталицизм
.
Его
логика
:
я
отвечаю
за
всех
.
Такова
логика
традиционализма
.
В
сексуальном
плане
она
запрещает
все
,
что
не
ведет
и
не
служит
,
тем
более
вредит
сохранению
идентичности
человека
,
его
бытия
.
Когда
же
говорят
: «
да
,
я
живу
так
,
что
если
все
остальные
последуют
за
мной
,
то
людской
род
прекратится
,
но
я
знаю
,
что
они
этого
не
сделают
",
то
аборты
,
онанизм
,
гомосексуализм
и
т
.
п
.
могут
практиковаться
без
всякого
чувства
вины
.
Это
утилитаризм
,
ориентация
на
индивидуальную
самореализацию
.
Его
логика
: "
каждый
отвечает
за
себя
".
Такова
логика
либерализма
.
Парасексуализм
паразитирует
на
сексуальности
традиционалистов
или
не
всегда
последователен
(
позволяет
себе
консервативные
отступления
).
Консерваторы
также
могут
быть
непоследовательными
,
особенно
в
мыслях
,
но
они
хотя
бы
понимают
значение
своего
поведения
и
чувствуют
ответственность
за
него
.
Вопреки
пропагандистской
схеме
они
,
а
не
защитники
"
свобод
"
воплощают
общечеловеческие
ценности
.
Очевидно
,
что
с
точки
зрения
перспектив
человечества
,
парасексуализм
не
может
претендовать
на
норму
.
Он
всегда
должен
оставаться
нарушением
.
Да
и
с
точки
зрения
собственной
судьбы
:
паразит
,
погубивший
хозяина
,
погибает
вслед
за
ним
.
Критикуя
эмпирическую
сексологию
за
эгоизм
и
беззаботность
в
отношении
антропосоциальных
последствий
сексуальной
революции
,
мы
должны
признать
,
что
И
.
С
.
Кон
,
наряду
с
безусловным
одобрением
ее
достижений
проявляет
и
некоторую
обеспокоенность
.
На
ясном
небе
парасексуализма
есть
два
облака
: 1)
Огорчает
как
всегда
Россия
,
где
"
идея
систематического
сексуального
просвещения
молодежи
заблокирована
совместными
усилиями
коммунистов
,
церковников
и
коррумпированных
СМИ
при
активной
финансовой
поддержке
американских
фундаменталистов
из
так
называемого
движения
Pro Life"
1
.
И
почему
-
то
: 2) "
Снятие
и
ослабление
многих
культурных
запретов
делает
сексуальную
жизнь
более
будничной
и
прозаической
,
подверженной
манипулированию
со
стороны
масс
-
медиа
.
Массовой
сексуальной
проблемой
в
конце
ХХ
в
.
стали
скука
и
отсутствие
сексуального
желания
-
люди
имеют
все
социальные
и
физиологические
предпосылки
для
занятия
сексом
,
но
их
просто
не
тянет
к
нему
"
2
.
В
самом
деле
,
почему
?
Тем
более
,
что
в
подтверждение
последнего
,
рокового
для
всех
предыдущих
рассуждений
вывода
,
дается
ссылка
на
результаты
конкретных
социологических
исследований
:
по
национальному
опросу
1992
г
.
в
Финляндии
не
испытывают
сексуального
желания
до
20%
мужчин
и
до
55%
женщин
.
В
Петербурге
в
1996
г
.
отсутствие
или
редкость
сексуального
удовольствия
признали
5%
мужчин
и
36%
женщин
(
опять
эта
российская
отсталость
!).
Больше
того
.
Хотя
наш
автор
работает
на
передовых
рубежах
сексологии
,
он
упускает
,
что
среди
нового
поколения
его
коллег
и
интеллектуально
-
культурной
элиты
мира
распространяется
идея
отказа
от
секса
1
Кон
И
.
С
.
Человеческие
сексуальности
на
рубеже
ХХ
1
века
. //
Вопросы
философии
. 2000.
№
8.
С
. 41.
2
Там
же
,
С
. 37.
51
вообще
. "
Если
Ницше
говорил
,
что
Бог
умер
,
то
,
наконец
,
можно
сказать
,
что
умер
дедушка
Фрейд
.
Сексуальные
муки
,
так
свойственные
ХХ
веку
заканчиваются
.
Мы
вступаем
в
постсексуальное
время
.
Если
раньше
было
:
ресторан
,
дискотека
,
секс
,
то
теперь
:
секс
,
дискотека
,
ресторан
.
Из
фирменного
блюда
секс
превращается
в
прелюдию
.
Когда
говорят
слово
"
наслаждение
",
это
уже
не
так
непосредственно
связано
с
сексом
.
Нас
ждут
новые
танцы
и
моды
,
соответствующие
этой
ментальности
.
А
секс
из
доминирующего
фактора
,
который
определял
наши
сны
и
желания
,
станет
просто
одной
из
многих
потребностей
организма
"
1
.
Это
не
собственное
открытие
модного
писателя
.
В
западной
постмодернистской
литературе
после
объявления
о
конце
всего
,
в
том
числе
себя
,
более
десяти
лет
говорят
о
"
нулевом
уровне
сексуальности
", "
сексе
без
секреции
и
тела
"
и
все
громче
звучит
"
реквием
по
сексуальности
",
что
частично
объяснимо
пресыщенностью
определенного
слоя
лиц
,
их
суетным
желанием
эпатировать
публику
,
но
с
другой
стороны
,
именно
к
такому
результату
ведет
практика
парасексуализма
.
Вслед
за
смертью
традиционного
секса
умирает
и
лишенный
природного
смысла
интерес
к
другому
человеку
.
В
любых
ситуациях
.
Двигаются
рядом
как
размагнитившиеся
куски
железа
.
Это
называется
"
бесконтактная
цивилизация
".
Самым
главным
препятствием
для
любви
является
отсутствие
препятствий
,
говорили
когда
-
то
французы
.
Свобода
реализации
всех
половых
желаний
ведет
к
измельчению
и
опошлению
чувств
,
к
их
инфляции
.
Дело
дошло
до
"fast love" (
быстрой
любви
)
как
"fast food"
(
быстрого
питания
),
установки
бракоразводных
автоматов
(
в
течение
10
мин
)
и
"
медицинского
секса
".
Пропагандируются
особые
позы
для
лечения
простатита
,
почек
,
желудка
и
других
внутренних
органов
.
С
целью
укрепления
иммунитета
рекомендуется
,
например
,
выделять
"
дни
мастурбации
" (
больше
его
нечем
укрепить
).
Куда
смотрит
Тот
,
Кто
"
есть
Любовь
":
хотя
бы
их
громом
убило
.
Подавляемые
культом
эгоизма
,
оттесняемые
на
задний
план
денежно
-
карьерными
целями
,
нагло
эксплуатируемые
рекламой
,
окруженные
все
более
искусственным
бытом
,
половые
отношения
теряют
привлекательность
,
перестают
быть
ценностью
.
Психика
притупляется
и
"
организм
не
требует
".
Наступает
своего
рода
сексуальная
энтропия
,
запрос
на
компенсацию
которой
принимают
незаконнные
и
узаконенные
биопсихостимуляторы
. (
Позывные
техногенного
потребительского
общества
:
Виагра
,
виагра
…
я
импаза
.
Как
слышите
?
Прием
).
Nowbody wanted to fuck
.
Любовь
как
духовное
состояние
в
подобной
среде
становится
анахронизмом
.
Вспоминать
о
ней
почти
неприлично
.
Ее
обесценивание
было
критериальным
признаком
победы
постмодернизма
,
точнее
,
посткультуры
.
"
Постмодернизм
, -
писал
один
из
его
первых
переносчиков
на
российскую
почву
, -
это
ирония
искушенного
человека
,
который
понимает
,
что
секс
важнее
сублимации
"
2
.
Как
видим
,
автор
удачно
избежал
парадокса
лжеца
,
не
произнеся
отрицаемого
слова
.
Сейчас
,
лишив
всякого
содержания
,
его
1
Ерофеев
Вик
.
Фрейд
и
валюта
. // Ex libris
НГ
. 2000.
№
37.
2
Парамонов
Б
.
Конец
стиля
.
М
-
СПб
. 1997.
С
. 19.
52
беспощадно
треплет
масскультура
,
а
в
элитарных
слоях
оно
жестко
табуировано
.
Как
сами
любовные
переживания
. "
Заниматься
любовью
"
иногда
все
-
таки
нужно
,
полезно
,
но
влюбиться
-
значит
попасть
в
"
эмоциональное
рабство
",
что
уже
глупо
.
Вот
отношение
к
еще
недавно
высшей
ценности
духа
.
В
тысячелетней
исторической
культуре
-
немыслимое
.
Если
в
начале
ХХ
века
кризис
любви
усматривали
в
ее
сведении
к
сексуальности
и
эротизму
,
то
особенность
начала
ХХ
I
века
в
том
,
что
сводить
становится
больше
не
к
чему
.
Нечего
сублимировать
-
таков
итог
парасексуальной
революции
,
среди
тех
,
кто
ею
захвачен
,
на
территориях
,
по
которым
она
прокатилась
.
Гендер
как
социальный
конструкт
одномерного
человека
Эрозия
фундамента
жизни
,
ведущая
к
возникновению
мира
без
любви
и
страстей
,
без
святых
и
героев
,
мира
озабоченных
автоматов
или
самодовольных
потребителей
,
не
результат
чьей
-
то
злой
воли
,
а
следствие
нарастания
абиотических
тенденций
в
развитии
цивилизации
,
подавления
природы
культурой
и
техникой
.
Природы
внешней
,
что
выражается
в
экологическом
кризисе
,
и
внутренней
,
человеческой
телесности
,
что
ведет
к
кризису
антропологическому
.
Сначала
культурой
как
совокупностью
норм
и
целей
,
которая
форм
/
ир
/
овала
естество
,
организуя
и
сублимируя
его
,
а
потом
культурой
как
технологией
,
которая
его
деформ
/
ир
/
ует
,
загоняет
"
в
подполье
",
превращая
в
материал
для
искусственного
.
Отказавшись
от
слова
любовь
,
постмодернистский
дискурс
избегает
и
слова
природа
,
используя
вместо
него
эвфемизмы
и
отрицательные
определения
,
например
, "unmade" (
готовое
,
не
сделанное
).
Наконец
,
очередь
"
лишения
имен
"
дошла
до
пола
.
В
литературе
по
социальной
проблематике
его
вытесняет
"
гендер
". (
В
последней
переписи
населения
наглядно
обнаружилось
отставание
практики
от
теории
:
спрашивали
пол
,
вместо
того
,
чтобы
интересоваться
сексуальными
ориентациями
или
гендером
;
извольте
ждать
теперь
следующей
переписи
).
Это
не
просто
замена
термина
.
Возникло
новое
понятие
,
хотя
не
очень
понятное
,
потому
что
претендуя
на
теоретический
статус
,
оно
скорее
выражает
"
настроение
",
духовную
потребность
части
человеческого
сообщества
,
прежде
всего
женской
,
избавиться
от
социальных
последствий
принадлежности
к
своему
полу
.
А
он
с
трудом
отпускает
.
Отсюда
противоречивость
,
двусмысленность
данного
понятия
.
Сопротивляются
факты
,
история
,
методология
.
Как
радикальный
выход
в
феминизме
было
провозглашено
право
на
"
женскую
науку
",
на
гендерный
подход
ко
всему
.
Дело
дошло
до
предложений
выделять
как
отрасль
«
феминистскую
квантовую
физику
».
Это
значит
,
открывается
возможность
писать
,
что
хочется
,
на
полупустом
месте
проводить
«
гендерные
исследования
»
и
защищать
по
ним
диссертации
,
главное
,
а
иногда
единственное
назначение
которых
-
изживать
комплексы
.
Напускное
серьезное
отношение
к
ним
в
обществе
дискредитирует
всю
науку
как
таковую
,
однако
,
оно
разрешается
идеологией
постмодернизма
,
переквалифицирующей
теоретическую
деятельность
в
литературу
,
то
есть
придающей
ей
статус
самовыражения
.
Думается
,
что
рассмотрение
гендера
в
53
контексте
кризиса
сексуальности
,
не
отрицая
психологической
обусловленности
подобного
мировоззрения
,
позволяет
более
глубоко
понять
его
объективный
смысл
.
В
гендере
связанные
с
полом
особенности
поведения
и
сознания
людей
перестают
объясняться
их
анатомо
-
физиологическими
характеристиками
.
Они
считаются
социально
-
культурными
.
Получается
,
что
можно
быть
женщиной
по
полу
,
но
мужчиной
по
гендеру
и
наоборот
.
Гендер
как
бы
сканирует
ценностные
аспекты
полов
: "
мужское
"
и
"
женское
",
структурируя
социум
через
отнесенность
его
членов
к
идеальному
типу
того
или
иного
пола
,
а
не
по
эмпирической
телесности
.
Движущей
силой
гендерного
структурирования
стало
движение
женщин
за
равные
права
с
мужчинами
,
а
когда
они
были
достигнуты
,
за
равенство
фактического
положения
, "
одинаковость
"
с
ними
во
всех
сферах
жизни
.
Его
(
ее
)
до
сих
пор
нет
,
что
объясняется
сохранением
господствующих
в
обществе
"
стереотипов
".
Стереотип
-
универсальное
слово
,
causa sui (
причина
самого
себя
),
своеобразная
порождающая
субстанция
,
определяющая
социальные
роли
и
смысл
гендера
. "
Мужская
цивилизация
",
тысячи
лет
патриархата
,
семья
-
самые
упорные
стереотипы
человеческой
истории
,
не
позволившие
женщинам
проявить
себя
в
том
же
качестве
,
что
и
мужчинам
.
До
сих
пор
главные
сферы
деятельности
:
управление
,
финансы
,
высокие
технологии
,
фундаментальная
наука
заняты
преимущественно
мужчинами
.
Они
политики
,
банкиры
,
изобретатели
,
хирурги
,
летчики
,
хакеры
и
т
.
д
.
Откуда
возобладали
и
почему
продолжают
господствовать
эти
стереотипы
,
остается
загадкой
.
Традиционный
, "
догендерный
"
ответ
на
нее
состоит
в
том
,
что
характер
любой
деятельности
связан
со
средствами
и
материалом
,
применительно
к
людям
с
заложенными
в
них
наклонностями
и
способностями
,
с
"
генами
" -
возможностями
,
которые
культура
эксплуатирует
,
развивает
и
оформляет
.
Отсюда
следует
,
что
будучи
разными
по
анатомической
конституции
мужчина
и
женщина
занимают
разное
положение
в
силу
особенностей
своей
природы
,
физической
силы
,
типа
реакции
,
темперамента
и
интеллекта
.
Оно
будет
сохраняться
,
пока
эти
особенности
существуют
,
пока
есть
половой
диморфизм
и
реальная
,
не
виртуальная
история
.
Культурные
стереотипы
не
случайны
,
они
коренятся
в
биосоциальной
сущности
человека
.
Но
в
таком
случае
бороться
за
всеобщее
равенство
"
когда
мужчины
и
женщины
примерно
в
одном
количестве
будут
выполнять
одинаковую
работу
и
занимать
равные
должности
" -
значит
вступить
в
противоречие
с
естественными
различиями
людей
,
с
их
неравенством
.
Это
трудно
,
как
корчевать
дерево
.
Его
легче
пилить
,
особенно
если
ближе
к
вершине
.
Гендерная
идеология
опирается
на
утверждение
,
что
никакой
природы
у
человека
нет
.
Тело
и
его
органы
не
имеют
функционального
значения
.
Его
сущность
чисто
социальна
,
исторична
и
,
в
конечном
счете
,
может
конструироваться
.
При
этом
нередко
апеллируют
к
марксистскому
тезису
о
человеке
как
"
ансамбле
отношений
".
В
советской
философии
подобная
трактовка
человеческой
сущности
длилась
целую
эпоху
,
обслуживая
задачу
"
создания
нового
человека
",
путем
целенаправленного
воспитания
. "
У
нас
в
54
Советском
Союзе
люди
не
рождаются
.
Они
делаются
", -
говорил
Т
.
Д
.
Лысенко
.
Опираясь
на
представление
о
возможности
преобразования
природы
не
только
мертвой
,
но
и
живой
,
так
как
никакой
неизменной
наследственности
у
растительных
и
животных
видов
нет
,
лысенкоизм
считал
,
что
в
соответствии
с
потребностями
общества
можно
перевоспитывать
и
людей
.
Преодоление
социологического
редукционизма
потребовало
огромных
усилий
,
обращения
за
помощью
к
естествознанию
,
биологии
и
генетике
.
Положение
,
что
человек
существо
биосоциальное
стало
у
нас
общепризнанным
не
так
уж
давно
,
после
чего
все
начали
удивляться
,
как
можно
было
поддаться
идеологическому
наваждению
отрицания
очевидного
.
Уроки
и
память
о
перипетиях
становления
советской
философской
антропологии
являются
,
по
-
видимому
,
одной
из
причин
"
отставания
"
гендерных
исследований
в
нашей
стране
.
Принять
лозунг
"
Женщиной
не
рождаются
.
Женщиной
становятся
" (
Симона
де
Бовуар
)
значило
вновь
возвратиться
к
тому
,
от
чего
только
что
освободились
.
Распространению
гендерного
подхода
препятствует
все
еще
не
до
конца
разрушенная
довольно
высокая
методологическая
культура
классического
философствования
,
не
позволяющая
принимать
за
действительное
объяснение
социальных
процессов
ссылку
на
роли
и
стереотипы
.
Но
"
желание
-
отец
мысли
".
В
настоящее
время
обе
трактовки
половой
структуры
общества
: "
естественная
"
и
"
гендерная
"
существуют
параллельно
.
Первая
представляет
отношения
,
связанные
с
продолжением
жизни
людей
,
она
опирается
на
здравый
смысл
и
пока
еще
превалирующую
практику
,
вторая
является
выражением
тенденции
постмодернизма
и
парасексуализма
,
которые
стимулируются
нарастанием
искусственности
и
самоотрицания
человеческого
бытия
.
Ее
нельзя
объяснить
внешним
навязыванием
,
считая
неким
"
теоретическим
гербалайфом
".
Различие
социальных
ролей
мужчин
и
женщин
длится
эпохи
,
равно
всей
археологической
и
писаной
истории
,
но
именно
в
ХХ
веке
оно
стало
казаться
,
прежде
всего
женщинам
,
ненормальным
-
изначальной
абсолютной
ошибкой
.
Потому
что
в
техногенном
мире
создание
существ
резко
обесценилось
в
сравнении
с
созданием
вещей
и
веществ
.
Значение
рождения
,
воспитания
,
обеспечения
быта
этих
многочисленных
в
каждой
семье
работников
,
воинов
,
детей
и
стариков
,
да
и
все
,
что
связано
с
природой
,
телесностью
,
душой
человека
умаляется
,
предстает
чем
-
то
второстепенным
.
Жизнь
трансформируется
в
жизнедеятельность
,
а
потом
просто
в
деятельность
.
Овнешняется
.
Функционализируется
.
Раньше
в
центре
сознания
был
Дом
,
общее
бытие
семьи
,
откуда
уходили
на
время
,
чтобы
его
защищать
или
в
него
что
-
то
принести
,
добыть
.
Теперь
дом
нужен
для
подготовки
к
работе
и
отдыха
.
Это
"
тыл
"
человека
,
его
быт
,
остановка
для
ремонта
.
А
многие
обходятся
без
тыла
,
не
укореняясь
нигде
.
Городские
кочевники
,
номады
,
карьерно
-
психологические
бомжи
.
Их
родина
и
семья
-
чековая
книжка
.
Оглянувшись
с
новых
,
так
резко
изменившихся
позиций
,
женщины
оскорблены
"
малозначительностью
"
ролей
,
которые
сыграли
в
истории
.
Отсюда
попытки
ее
пересмотра
,
переписывания
,
вплоть
до
"
политкорректной
"
фальсификации
Библии
.
С
другой
стороны
,
продолжая
исполнять
прежние
роли
,
они
не
могут
самореализоваться
в
современных
условиях
.
Семей
больших
нет
,
55
необходимость
в
труде
по
воспитанию
детей
и
дому
резко
сократилась
.
Складывается
амбивалентная
ситуация
:
пол
хочется
сохранить
женский
,
даже
,
компенсируя
прежнее
,
видящееся
в
новом
свете
как
вопиющая
несправедливость
,
положение
,
возвысить
его
,
а
роли
исполнять
ценностно
-
мужские
.
По
полу
считаться
женщиной
,
по
гендеру
стать
мужчиной
, "
не
хуже
его
" -
руководителем
,
футболистом
,
математиком
,
капиталистом
.
Язык
теряет
слова
женского
рода
,
образующие
его
суффиксы
и
частицы
выходят
из
употребления
:
работница
становится
работником
,
продавцом
,
учителем
,
студентка
студентом
,
феминистки
хотят
,
чтобы
их
называли
феминистами
.
Даже
неустранимые
природные
различия
полов
воспринимаются
болезненно
,
как
результат
социально
-
культурной
дискриминации
, "
сексизма
",
чуть
ли
не
заговора
. "
Окружающая
социальная
реальность
конструирует
гендерное
неравенство
во
всех
,
казалось
бы
мелочах
жизни
.
Э
.
Гофман
провел
исследование
фотографий
,
он
рассматривал
физические
размеры
запечатленных
на
них
мужчин
и
женщин
,
отражения
их
позиций
в
ситуации
,
окружающую
обстановку
.
И
на
всех
фотографиях
почти
каждая
пара
демонстрирует
разницу
в
росте
именно
в
пользу
мужчин
.
Женщин
всегда
изображают
в
более
низких
позициях
,
либо
стоящих
сзади
мужчин
.
В
социальных
отношениях
между
полами
биологический
диморфизм
уже
предусматривает
возможность
изображения
привычного
превосходства
мужчин
над
женщинами
в
статусе
с
помощью
многозначительной
разницы
в
комплекции
и
росте
…"
1
.
Рост
и
многозначительные
детали
комплекции
,
помимо
языка
могут
компенсироваться
однополой
одеждой
-"unisex",
лозунгами
и
рекламой
,
которые
формировали
бы
"sex
сознание
наоборот
",
но
это
не
решает
задачу
гендерной
унификации
на
всю
глубину
.
Свою
часть
пути
должны
пройти
мужчины
.
С
неохотой
,
со
скрипом
,
но
они
тоже
расстаются
с
половой
акцентуацией
.
Конечно
,
не
столько
"
из
вежливости
"
или
под
влиянием
патогенных
массмедиа
,
сколько
потому
,
что
как
когда
-
то
женские
,
так
теперь
мужские
качества
для
успешного
функционирования
общественного
производства
перестают
иметь
принципиальное
значение
.
Ибо
в
общественном
производстве
и
отношениях
телесность
и
субъектность
индивида
умаляются
вплоть
до
его
"
смерти
" –
вопрос
,
обсуждаемый
в
постмодернизме
как
основной
.
Человек
превращается
в
человеческий
фактор
.
Различия
людей
в
силе
и
росте
перед
лицом
башенного
крана
,
в
ширине
шага
перед
автомобилем
,
расчете
на
2
хода
дальше
в
сравнении
с
компьютером
теряют
значение
.
Техника
-
вот
великий
уравнитель
всех
природных
неравенств
.
Если
традиционная
культура
подчеркивала
,
закрепляла
и
использовала
половой
диморфизм
,
то
становясь
технологией
,
она
его
размывает
,
обесценивает
.
Движение
человечества
по
пути
стандартизации
требует
выравнивания
, "
обрезания
лишнего
"
прежде
всего
у
его
мужской
части
.
У
женщин
еще
есть
надэмпирическая
цель
для
усилий
-
догнать
,
наконец
-
то
,
мужчину
.
Перед
мужчиной
ее
нет
:
зачем
бежать
,
если
ни
за
1
Чернова
И
.
И
.
Гендерные
отношения
в
социальной
стратификации
современного
общества
:
состояние
,
перспективы
развития
.
Н
.
Новгород
, 2001.
С
.113.
По
авторской
установке
книга
"
не
феминистская
",
этот
абсурдистский
пассаж
связан
с
ее
эклектичностью
.
56
чем
не
угнаться
.
Эта
тупиковая
для
человека
как
родового
существа
ситуация
проникает
в
его
подсознание
.
Нет
целей
,
нет
и
мотивации
,
которая
составляет
половину
способностей
.
Антропологический
кризис
, "
разброд
и
шатания
"
по
закону
полового
отбора
переживают
прежде
всего
мужчины
,
по
крайней
мере
те
,
кто
не
поменял
"
гендер
"
или
не
переселился
в
иной
,
виртуальный
мир
.
Вследствие
распада
«
природы
вещей
»
и
становления
общества
спектакля
(
Ги
Дебор
),
когда
на
первый
план
выходят
экраны
и
поверхности
,
как
последние
косые
лучи
заходящего
солнца
жизни
,
актуализируются
женские
социальные
и
парасексуальные
характеристики
современного
человеческого
существования
.
Они
легче
вписываются
в
формальные
регламентации
и
всё
более
детальные
,
отрицающие
«
естественную
самость
»
человека
стандарты
деятельности
.
На
смену
интересу
к
высоким
целям
и
метафизическим
утопиям
пришла
идеология
приспособления
к
высоким
саморазвивающимся
технологиям
.
Человеческому
фактору
в
них
половое
измерение
мешает
,
как
мешают
национальные
,
возрастные
,
семейные
да
и
другие
профессионально
не
нормализованные
личностные
особенности
.
Ослабление
телесно
-
духовных
различий
между
полами
,
дошедшее
до
конструирования
социальной
парасексуальности
является
фундаментальным
признаком
становления
"
одномерного
человека
".
Об
этой
угрозе
впервые
заговорил
идеолог
сексуальной
революции
и
кумир
молодежи
60-
х
годов
Г
.
Маркузе
.
Он
и
его
последователи
полагали
,
что
одномерное
общество
сексуальной
революцией
может
быть
"
взорвано
",
разомкнуто
.
Ирония
истории
привела
к
обратному
результату
.
Без
изменения
структуры
социальных
отношений
и
при
усилении
их
технологизации
одномерность
проникла
в
последние
интимные
пласты
человеческого
бытия
.
Если
перестают
иметь
значение
различия
по
полу
,
то
какие
свойства
личности
еще
значимы
?
Все
становятся
одинаковыми
и
взаимозаменимыми
как
гвозди
в
ящике
.
Отрыв
сознания
от
телесности
,
а
затем
и
утрата
сексуальной
идентичности
-
это
настоящее
торжество
One-Dimensional Man.
Его
завершением
будет
появление
"
человека
без
свойств
",
функциональная
модель
которого
проигрывается
в
Сети
,
где
от
личности
остается
"
разговор
",
чье
авторство
с
трудом
обнаруживается
в
стилистике
получаемых
и
отправляемых
текстов
.
Захотев
узнать
о
субъекте
разговора
что
-
то
больше
,
надо
предпринимать
специальные
усилия
,
выходящие
за
рамки
виртуальной
реальности
.
Отпадает
не
только
пол
,
но
и
ценностно
сконструированный
гендер
. "
Борьба
за
штаны
"
заканчивается
тем
,
что
неизвестно
на
кого
их
одевать
.
От
так
удручающего
феминисток
проявлявшегося
в
течение
всей
истории
человечества
господства
мужчин
(
по
числу
гениев
и
идиотов
,
святых
и
преступников
,
самозабвенных
любовников
и
бесчувственных
чурбанов
-
у
них
больше
амплитуда
колебаний
)
остается
лишь
характерный
для
программистов
и
хакеров
более
высокий
IQ.
По
другим
телесно
-
духовным
параметрам
они
заметно
уступают
обычным
людям
.
В
предметном
мире
до
такого
лишения
человека
его
свойств
дело
пока
не
дошло
.
Но
из
-
за
нежелания
смотреть
правде
в
глаза
может
дойти
быстрее
,
чем
заложено
в
самих
объективных
процессах
.
Или
медленнее
,
если
мы
будем
давать
им
адекватную
оценку
.
57
Биотехническое
конструирование
постчеловека
В
традиционных
обществах
история
сексуальности
состояла
в
изменении
отношений
между
полами
,
форм
их
разделения
и
соединения
.
Разные
культуры
по
-
разному
определяли
,
когда
,
как
и
с
кем
нужно
вступать
в
сексуальные
связи
,
но
само
зачатие
и
рождение
потомства
оставалось
естественным
.
Искусственное
вмешательство
в
основном
выражалось
в
том
,
чтобы
"
принять
роды
".
В
техническом
мире
появилась
возможность
влиять
на
субстрат
сексуальности
,
ее
анатомию
. "
Тело
не
судьба
" -
вот
девиз
,
свидетельствующий
о
принципиально
новом
уровне
достигнутой
людьми
свободы
.
Если
не
судьба
тело
,
то
не
судьба
и
пол
.
Адам
может
стать
Евой
,
Ева
превратиться
в
Адама
.
С
божественным
творением
творят
что
угодно
.
Смена
пола
есть
как
бы
предметная
реализация
гендерных
теорий
,
их
технологическое
обеспечение
.
Об
этом
можно
сказать
и
наоборот
:
биотехнические
возможности
смены
пола
стимулируют
гендерную
идеологию
.
Вкупе
с
более
ранней
практикой
предотвращения
зачатия
,
а
если
оно
не
удалось
,
уничтожения
ребенка
, "
внешним
"
осеменением
,
доращиванием
недоношенного
плода
,
выращиванием
его
in vitro (
в
пробирке
),
пренатальным
определением
пола
и
т
.
п
. -
все
это
означает
,
что
человек
взял
,
наконец
,
половые
органы
в
свои
руки
.
Он
больше
не
намерен
мириться
с
их
естественным
функционированием
.
Размножение
должно
быть
подвластно
сознанию
и
регулироваться
:
от
технологии
первой
любви
(
сексуальное
воспитание
)
до
технологий
получения
конечного
результата
.
И
все
-
таки
это
не
полная
технологизация
жизненного
цикла
рождения
человека
.
Действительная
перспектива
преодоления
его
анатомо
-
физиологической
природы
открывается
при
отказе
от
сексуальности
как
таковой
.
При
переходе
на
другой
способ
продолжения
себя
.
Достижения
биотехнологии
привели
к
тому
,
что
размножение
может
осуществляться
бесполо
,
путем
клонирования
.
Этот
способ
типичен
для
низших
форм
жизни
,
прежде
всего
растений
-
вегетативно
,
побегами
,
черенками
,
когда
наследственные
свойства
не
распределяются
по
потомкам
,
в
неизменном
виде
передаются
их
следующему
поколению
.
Биотехнологи
овладевают
таким
механизмом
применительно
к
животным
,
в
том
числе
млекопитающим
,
к
которым
принадлежит
человек
.
Эксперименты
по
выращиванию
отдельных
органов
, "
стволовых
клеток
"
ведутся
открыто
,
в
отношении
целостного
человека
полуоткрыто
,
учитывая
,
что
в
большинстве
стран
приняты
приостанавливающие
их
законы
.
Общественное
мнение
расколото
на
сторонников
и
противников
беспол
(
ово
)
го
размножения
,
но
уровень
понимания
и
обсуждения
этих
проблем
ниже
всякой
критики
. (
Еще
недавно
были
противники
клонирования
любых
живых
существ
,
потом
они
сдались
и
противились
клонированию
млекопитающих
,
сейчас
они
сдались
и
защищают
последний
бастион
-
человека
).
Доводов
в
пользу
замены
сексуальности
клонированием
,
если
не
хотеть
замены
самого
Homo sapiens
чем
-
то
другим
,
фактически
нет
.
Разумеется
,
кроме
"
необходимости
дальнейшего
развития
биотехнологии
".
На
вопрос
,
обязательно
58
ли
человеку
развивать
то
,
что
его
"
снимает
",
ответа
не
дается
.
Уверяют
1
,
что
это
принесет
некие
блага
,
позволит
,
например
, "
сохранить
наследственность
выдающихся
людей
" (
идеал
евгеники
)
или
"
поможет
бесплодным
парам
".
Потом
,
правда
,
признается
,
что
из
-
за
изменения
среды
бытования
клон
все
равно
не
будет
воспроизведением
"
родителя
".
Взятый
от
гения
он
вполне
может
вырасти
наркоманом
или
бандитом
.
То
есть
возникнет
новое
существо
,
только
полученное
на
биотехническом
предприятии
.
Так
что
страхи
по
поводу
тиражирования
стандартных
индивидов
(
единственная
проблема
,
которую
обычно
видят
в
клонировании
журналисты
и
обыватели
)
преувеличены
,
хотя
генетическое
разнообразие
человечества
действительно
сужается
.
Его
,
однако
,
можно
искусственно
культивировать
с
помощью
той
же
биотехнологии
.
И
…
теряются
всякие
представления
об
идентичности
человека
.
Это
манипулирование
без
границ
.
Что
касается
"
помощи
семьям
",
то
клон
нельзя
считать
чьим
-
то
ребенком
,
который
по
определению
есть
следствие
(
р
-
ебенок
)
половых
отношений
.
Это
скорее
однояйцевый
близнец
одного
из
супругов
,
совершенно
чужой
другому
.
Да
и
зачем
клонированным
существам
-
в
следующем
поколении
-
создавать
семьи
и
быть
супругами
?
Умеренные
техницисты
готовы
признать
,
что
наука
не
должна
быть
неприкасаемым
идолом
,
которому
надо
приносить
любые
жертвы
.
С
людьми
следует
поступать
осторожнее
,
так
как
"
методически
или
технически
клонирование
взрослых
млекопитающих
разработано
еще
недостаточно
,
чтобы
можно
было
уже
сейчас
ставить
вопрос
о
клонировании
человека
.
Для
этого
необходимо
расширить
круг
исследований
…"
2
.
Как
видим
,
в
необходимости
(
закономерности
!)
работ
по
бесполому
размножению
людей
сомнений
нет
,
предполагается
основательность
подготовки
.
Признается
наличие
вненаучных
препятствий
,
с
которым
следует
считаться
: "
этические
проблемы
", "
нет
соответствующей
правовой
базы
", "
возражают
религии
".
В
заключение
осторожные
сторонники
клонирования
обычно
высказывают
умиротворяющие
всех
,
даже
противников
утешения
и
обещания
:
давайте
успокоимся
,
мораторий
соблюдается
,
эксперименты
не
затрагивают
целостного
человека
,
а
"
если
начнем
",
то
нескоро
,
с
учетом
нравственных
соображений
,
не
массово
и
т
.
п
.
Поражает
,
с
какой
легкостью
люди
,
считающие
себя
способными
к
ответственному
мышлению
,
политики
,
интеллектуалы
,
так
называемая
элита
соглашаются
с
аргументами
в
духе
"
еще
не
", "
только
попробуем
"
или
перекладывают
проблему
клонирования
на
плечи
приверженцев
религии
и
специалистов
по
этике
.
Как
будто
она
не
касается
каждого
.
Как
будто
надо
иметь
семь
пядей
во
лбу
для
понимания
,
что
в
любом
деле
важен
принцип
,
роковая
черта
,
начало
.
Когда
их
преступают
,
и
"
процесс
пошел
",
все
остальное
дело
времени
,
о
чем
мы
уже
вели
речь
при
оценке
последствий
введения
в
норму
парасексуализма
.
Относительно
клонирования
это
нагляднее
и
к
категорическому
императиву
Канта
можно
не
прибегать
.
Достаточно
1
См
.:
Декларация
в
защиту
клонирования
и
неприкосновенности
научных
исследований
.//
Человек
.1998.
№
3.
2
Конюхов
Б
.
В
.
Долли
-
случайность
или
закономерность
. //
Человек
. 1998.
№
3.
С
. 18.