Файл: Лабораторная работа ms excel Ввод и форматирование данных Цель работы отработка базовых навыков работы в ms.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа № 1. MS Excel: Ввод и форматирование данных

Задание 1.

Задание № 2. Создание формул

Задание для самостоятельной работы

Лабораторная работа № 2. Работа с функциями

Задание для самостоятельной работы

12. В ячейке Е19 самостоятельно вычислите количество человек старше 25 лет.

Задание для самостоятельной работы

Вложенные функции (компания КИТ)

Лабораторная работа № 3. Адресация ячеек в электронной таблице. Решение задачи табулирования функции

Задание 2. Построение графика функции

10. В последнем диалоговом окне РАЗМЕЩЕНИЕ ДИАГРАММЫ выберите пункт ИМЕЮЩЕМСЯ и нажмите ГОТОВО.

Задание для самостоятельного выполнения

Задание 3. Построения двух графиков в одной системе координат

Задание для самостоятельного выполнения

Задание 4. Построение поверхности

Задания для самостоятельного выполнения 1) Построить поверхность при х, у -1; 1.2) Построить поверхность при х -2; 2, у -1; 1.3) Построить поверхность при х, у -1; 1. Лабораторная работа № 5. Работа с электронной таблицей Excel как с базой данных Цель работы: Изучить основные понятия списков и базы данных в Excel. Освоить технологию создания списков в Excel, поиска записей, сортировки и фильтрации. Научиться анализировать списки, использую многокритериальные условия. В Microsoft Excel в качестве базы данных можно использовать список.Список – это набор строк таблицы, содержащий связанные данные, например база данных счетов или набор адресов и телефонов клиентов. Список может использоваться как база данных, в которой строки выступают в качестве записей, а столбцы являются полями. Первая строка списка при этом содержит названия столбцов.При выполнении обычных операций с данными, например, при поиске, сортировке или обработке данных, списки автоматически распознаются как базы данных. Перечисленные ниже элементы списков учитываются при организации данных. Столбцы списков становятся полями базы данных. Заголовки столбцов становятся именами полей базы данных. Каждая строка списка преобразуется в запись данных. Рекомендации по созданию списка на листе книги В Microsoft Excel имеется набор функций, облегчающих обработку и анализ данных в списке. Чтобы использовать эти функции, введите данные в список в соответствии с приведенными ниже рекомендациями.Размер и расположение списка На листе не следует помещать более одного списка. Некоторые функции обработки списков, например, фильтры, не позволяют обрабатывать несколько списков одновременно. Между списком и другими данными листа необходимо оставить, по меньшей мере, одну пустую строку и один пустой столбец. Это позволяет Microsoft Excel быстрее обнаружить и выделить список при выполнении сортировки, наложении фильтра или вставке вычисляемых автоматически итоговых значений. В самом списке не должно быть пустых строк и столбцов. Это упрощает идентификацию и выделение списка. Важные данные не следует помещать у левого или правого края списка; после применения фильтра они могут оказаться скрытыми. Заголовки столбцов Заголовки столбцов должны находиться в первом столбце списка. Они используются Microsoft Excel при составлении отчетов, поиске и организации данных. Шрифт, выравнивание, формат, шаблон, граница и формат прописных и строчных букв, присвоенные заголовкам столбцов списка, должны отличаться от формата, присвоенного строкам данных. Для отделения заголовков от расположенных ниже данных следует использовать границы ячеек, а не пустые строки или прерывистые линии. Содержание строк и столбцов Список должен быть организован так, чтобы во всех строках в одинаковых столбцах находились однотипные данные. Перед данными в ячейке не следует вводить лишние пробелы, так как они влияют на сортировку. Не следует помещать пустую строку между заголовками и первой строкой данных. Ввод спискаПри вводе данные можно добавлять непосредственно в ячейки списка, а можно воспользоваться специальной формой ввода.Чтобы заполнять данные в список при помощи формы ввода, поместите курсор в любое место списка и выберите команду Данные→Форма. На экране появится диалоговое окно, в котором будет отображено каждое поле списка. При этом поля, содержащие формулы, хотя и отображаются в форме ввода, их значения изменить нельзя. Индикатор в правом верхнем углу формы показывает номер выбранной записи и общее число записей в форме.Чтобы ввести новую запись, щелкните по кнопке Добавить. Форма очистится, и Вы сможете ввести нужную информацию в соответствующие поля. После этого снова щелкните по кнопке Добавить, а если не хотите больше добавлять записи – по кнопке Закрыть.Вновь введенные данные появятся в конце списка. Формулы, содержавшиеся в ячейках списка, автоматически будут распространены и на новую записьФорму ввода можно использовать не только для ввода данных. Она позволяет просматривать существующие записи, редактировать их, удалять и выборочно отображать данные по определенному критерию. Порядок сортировки, используемый по умолчанию Для упорядочения ячеек по значениям (без учета формата) предусмотрен определенный порядок сортировки.При сортировке текста, значения сравниваются посимвольно слева направо. Например, если в ячейке содержится текста “А100”, то после сортировки она будет находиться после ячейки, содержащей “A1” и перед ячейкой, содержащей “A11”.При сортировке по возрастанию в Microsoft Excel используется следующий порядок (при сортировке по убыванию этот порядок заменяется на обратный за исключением пустых ячеек, которые всегда помещаются в конце списка): Числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного числа. Текст, в том числе содержащий числа, сортируется в следующем порядке: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ‘ – (пробел) ! “ # $ % & () * , . / : ; ? @ [ \ ] ^ _ ` { | }

Задание для самостоятельного выполнения

b + (a + bh) → min, а т.к. V=a·b·h, то a·b·h = 2000

И, наконец, нужно добавить ограничения (граничные условия) на параметры бака: а > 0, b > 0, h > 0.

Составим таблицу для решения задачи и решим ее средствами Excel.

Будьте внимательны: имена столбцов набираются латинскими буквами!

Ввод данных

Введите текст:

в ячейку А1 – Целевая функция F;




в ячейку А3 – Расчетные показатели;




в ячейки А4:А7 – a=, b=, h=, V=.



Ячейки D1, D2, D3 будем использовать для ввода начальных значений переменных a, b и h, для дальнейшего поиска оптимального решения. Пока будем считать их равными нулю.

В ячейку B1 введем для целевой функции F формулу, которая будет иметь следующий вид =2*(D1*D2+(D1+D2)*D3)

В ячейки B4, B5 и B6 последовательно введем формулу со ссылкой на ячейки D1, D2, D3 (в B4 =D1, в B5 =D2 и в B6 =D3), для дальнейшего ввода ограничений на параметры бака.

В ячейку B7 введите формулу =D1*D2*D3 для расчета объема бака, т.е. ограничения по объему, который должен быть равен 2000.

Приступим к поиску решения задачи.

Выберите команду СервисПоиск решения. Появится окно диалога «Поиск решения» – рис. 1.



Рис. 1 Окно диалога «Поиск решения». Указатель находится в ячейке В1.

Так как формула для целевой функции находится в ячейке B1, то нужно щелкнуть мышью на этой ячейке. В поле окна диалога «Установить целевую ячейку» появится автоматически абсолютная ссылка $B$1. (Примечание: можно набрать значение абсолютной ссылки с клавиатуры, но щелкнуть мышью проще!).

В поле «Изменяя ячейки» укажите ссылку на диапазон ячеек D1:D3.

Установите переключатель «Минимальное значение».

Теперь необходимо ввести ограничение для поиска решения. Нажмите кнопку Добавить, чтобы ввести информацию в поле Ограничения – рис. 2.



Рис. 2 Окно диалога «Добавить ограничения»

В поле Ссылка на ячейку введите B4. В списке неравенств выберите >= – больше или равно. В поле Ограничение введите число 0.

Нажмите кнопку Добавить.

Введите аналогичные ограничения для ячеек B5 и B6. Введите ограничение для ячейки B7: =2000. После ввода последнего ограничения нажмите клавишу Enter или кнопку OK.

Окно диалога «Поиск решения» примет следующий вид – рис. 3.





Рис. 3 Окно диалога «Поиск решения» после ввода ограничений

Решение задачи

Теперь все параметры для поиска решения введены и, можно дать команду к выполнению поиска решения. Нажмите кнопку Выполнить. В окне Результаты поиска решения выведено сообщение «Поиск не может найти подходящего решения», т.к. в ячейках D1, D2, D3 были заданы нулевые начальные значения (рис. 4).



Рис. 4 Окно Результаты поиска решения (при нулевых начальных данных!)

При решении задач линейного программирования достаточно часто не удается получить оптимального решения. Это происходит по следующим причинам:

Неправильная математическая модель или неправильные исходные данные.

Неограниченность целевой функции. При максимизации целевая функция должна быть

ограничена сверху, при минимизации – снизу.

Измените начальные условия в ячейках D1:D3 на 1. Снова выберите команду Сервис Поиск решения и нажмите кнопку Выполнить. Теперь в окне поиска решения появилось сообщение: «Решение найдено. Все ограничения и условия оптимальности выполнены». (Примечание: если в эти ячейки ввести отрицательные числа, то согласно заданным ограничениям, решение все равно будет найдено).



Рис. 5 Окно Результаты поиска решения (при ненулевых начальных данных!)

Чтобы получить отчет по найденному решению в окне Результаты поиска решения выберите Тип отчета: Результаты, нажав кнопку OK, получите лист с отчетом по результатам поиска решения. Перед тем листом, где записана постановка задачи автоматически будет вставлен лист Отчет по результатам 1. В этом отчете содержится ответ на поставленную задачу.


Искомый параллелепипед оказался кубом со сторонами ≈ 12,6.

Переименуйте рабочий лист и дайте ему название Бак.

Задача № 2. План выгодного производства

Условие задачи: Предположим, что мы решили производить несколько видов конфет. Назовем их условно "A", "B" и "C".

Конфеты можно производить в любых количествах (сбыт обеспечен), но запасы сырья ограничены.

Известно, что реализация 10-ти килограмм конфет "А" дает прибыль 9 р., "В" – 10 р. и "С" – 16 р.

Надо определить, каких конфет и сколько десятков килограмм необходимо произвести, чтобы общая прибыль от реализации была максимальной.

Решение задачи: Перейдем на другой лист рабочей книги, переименуйте его Конфеты, создайте таблицу с данными норм расхода сырья как показано на рис. 6. (ячейки B6, C6, D6 имеют формат Денежный).



Рис. 6. Таблица с данными норм расхода сырья.

Создайте и введите формулы в таблицы для нахождения решения поставленной задачи, как указано на рис 7.

Примечание: Количество конфет будет измеряться в десятках килограмм, т.к. нормы расхода сырья и получаемая от этого прибыль тоже приведены из расчета на 10 кг конфет.



Рис. 7. Таблицы с формулами для Поиска решения максимальной прибыли

Обратите внимание, что в ячейках А17, В17, С17 находится формула, отражающая сумму расхода сырья на производство каждого вида конфет, при этом каждая из них имеет ограничение по количеству имеющегося сырья. В меню Сервис активизируйте команду Поиск решения и опишите его ограничения, как показано на рис 8.



Рис. 8. Вид окна Поиск решения с заданными ограничениями.

Если Вы сделали все верно, то решение будет таким, как на рис 9.




Рис. 9. Вид рабочего листа "Конфеты" после нахождения решения

Вывод: Из решения видно, что оптимальный план выпуска предусматривает изготовление 80 кг конфет "В" и 200 кг конфет "С". Конфеты "А" производить не стоит. Полученная Вами прибыль составит 400 р. При этом сырье израсходуется полностью, кроме наполнителя, расход которого составит 84 кг из имевшихся 180 кг.

Задача № 3. Транспортная задача

В пунктах A и B находятся соответственно 150 и 190 т горючего. Пунктам 1, 2, 3 требуются соответственно 160, 70, 110 т. горючего. Стоимость перевозки 1 т горючего из пункта A в пункты 1, 2, 3 равна 60, 10, 40 тыс. руб. за 1 т соответственно, а из пункта B в пункты 1, 2, 3 – 120, 20, 80 тыс. руб. за 1 т соответственно. Составьте план перевозок горючего, минимизирующий общую сумму транспортных расходов.

Технология работы:

  1. Исходные данные задачи представлены в табл. 1.

Таблица 1

Исходные данные

Поставщики

Потребители

Запасы


1

2

3

A


60

10

40

150

B

120

20

80

190

Потребность

160

70

110