Файл: Лабораторная работа ms excel Ввод и форматирование данных Цель работы отработка базовых навыков работы в ms.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 279

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа № 1. MS Excel: Ввод и форматирование данных

Задание 1.

Задание № 2. Создание формул

Задание для самостоятельной работы

Лабораторная работа № 2. Работа с функциями

Задание для самостоятельной работы

12. В ячейке Е19 самостоятельно вычислите количество человек старше 25 лет.

Задание для самостоятельной работы

Вложенные функции (компания КИТ)

Лабораторная работа № 3. Адресация ячеек в электронной таблице. Решение задачи табулирования функции

Задание 2. Построение графика функции

10. В последнем диалоговом окне РАЗМЕЩЕНИЕ ДИАГРАММЫ выберите пункт ИМЕЮЩЕМСЯ и нажмите ГОТОВО.

Задание для самостоятельного выполнения

Задание 3. Построения двух графиков в одной системе координат

Задание для самостоятельного выполнения

Задание 4. Построение поверхности

Задания для самостоятельного выполнения 1) Построить поверхность при х, у -1; 1.2) Построить поверхность при х -2; 2, у -1; 1.3) Построить поверхность при х, у -1; 1. Лабораторная работа № 5. Работа с электронной таблицей Excel как с базой данных Цель работы: Изучить основные понятия списков и базы данных в Excel. Освоить технологию создания списков в Excel, поиска записей, сортировки и фильтрации. Научиться анализировать списки, использую многокритериальные условия. В Microsoft Excel в качестве базы данных можно использовать список.Список – это набор строк таблицы, содержащий связанные данные, например база данных счетов или набор адресов и телефонов клиентов. Список может использоваться как база данных, в которой строки выступают в качестве записей, а столбцы являются полями. Первая строка списка при этом содержит названия столбцов.При выполнении обычных операций с данными, например, при поиске, сортировке или обработке данных, списки автоматически распознаются как базы данных. Перечисленные ниже элементы списков учитываются при организации данных. Столбцы списков становятся полями базы данных. Заголовки столбцов становятся именами полей базы данных. Каждая строка списка преобразуется в запись данных. Рекомендации по созданию списка на листе книги В Microsoft Excel имеется набор функций, облегчающих обработку и анализ данных в списке. Чтобы использовать эти функции, введите данные в список в соответствии с приведенными ниже рекомендациями.Размер и расположение списка На листе не следует помещать более одного списка. Некоторые функции обработки списков, например, фильтры, не позволяют обрабатывать несколько списков одновременно. Между списком и другими данными листа необходимо оставить, по меньшей мере, одну пустую строку и один пустой столбец. Это позволяет Microsoft Excel быстрее обнаружить и выделить список при выполнении сортировки, наложении фильтра или вставке вычисляемых автоматически итоговых значений. В самом списке не должно быть пустых строк и столбцов. Это упрощает идентификацию и выделение списка. Важные данные не следует помещать у левого или правого края списка; после применения фильтра они могут оказаться скрытыми. Заголовки столбцов Заголовки столбцов должны находиться в первом столбце списка. Они используются Microsoft Excel при составлении отчетов, поиске и организации данных. Шрифт, выравнивание, формат, шаблон, граница и формат прописных и строчных букв, присвоенные заголовкам столбцов списка, должны отличаться от формата, присвоенного строкам данных. Для отделения заголовков от расположенных ниже данных следует использовать границы ячеек, а не пустые строки или прерывистые линии. Содержание строк и столбцов Список должен быть организован так, чтобы во всех строках в одинаковых столбцах находились однотипные данные. Перед данными в ячейке не следует вводить лишние пробелы, так как они влияют на сортировку. Не следует помещать пустую строку между заголовками и первой строкой данных. Ввод спискаПри вводе данные можно добавлять непосредственно в ячейки списка, а можно воспользоваться специальной формой ввода.Чтобы заполнять данные в список при помощи формы ввода, поместите курсор в любое место списка и выберите команду Данные→Форма. На экране появится диалоговое окно, в котором будет отображено каждое поле списка. При этом поля, содержащие формулы, хотя и отображаются в форме ввода, их значения изменить нельзя. Индикатор в правом верхнем углу формы показывает номер выбранной записи и общее число записей в форме.Чтобы ввести новую запись, щелкните по кнопке Добавить. Форма очистится, и Вы сможете ввести нужную информацию в соответствующие поля. После этого снова щелкните по кнопке Добавить, а если не хотите больше добавлять записи – по кнопке Закрыть.Вновь введенные данные появятся в конце списка. Формулы, содержавшиеся в ячейках списка, автоматически будут распространены и на новую записьФорму ввода можно использовать не только для ввода данных. Она позволяет просматривать существующие записи, редактировать их, удалять и выборочно отображать данные по определенному критерию. Порядок сортировки, используемый по умолчанию Для упорядочения ячеек по значениям (без учета формата) предусмотрен определенный порядок сортировки.При сортировке текста, значения сравниваются посимвольно слева направо. Например, если в ячейке содержится текста “А100”, то после сортировки она будет находиться после ячейки, содержащей “A1” и перед ячейкой, содержащей “A11”.При сортировке по возрастанию в Microsoft Excel используется следующий порядок (при сортировке по убыванию этот порядок заменяется на обратный за исключением пустых ячеек, которые всегда помещаются в конце списка): Числа сортируются от наименьшего отрицательного до наибольшего положительного числа. Текст, в том числе содержащий числа, сортируется в следующем порядке: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ‘ – (пробел) ! “ # $ % & () * , . / : ; ? @ [ \ ] ^ _ ` { | }

Задание для самостоятельного выполнения

Вложенные функции (компания КИТ)


2
.
Рассчитайте, какую прибыль принесет заказ на 2500 штук.

Создайте отчетную ведомость компьютерного магазина «КИТ».

В ячейку Е5 введите формулу с функцией ЕСЛИ (Логическое выражение – пустое значение ячейки D5, Значение_истина – количество просроченных дней, Значение_ложь – сообщение «оплачено»). Обратите внимание, что в формуле используется абсолютная ссылка на ячейку В3.

Автозаполним формулой ячейки Е6:Е17.

С помощью функции СЧЕТЕСЛИ заполните ячейки В20, В21.

Заполним столбец F. Если просрочка заказа до 10 дней, то пени равны 5% от стоимости товара, если более 10 дней – то 10%. В ячейку F5 введем следующую формулу =ЕСЛИ(E5<>"оплачено";ЕСЛИ(E5<=10;B5*0,05;B5*0,1);""), которая читается следующим образом: если ячейка Е5 не равна тексту «оплачено», то проверим следующее условие: если ячейка Е5 меньше либо равна 10, то В5 умножаем на 5%, в противном случае, В5 умножаем на 10%.

С помощью Автозаполнения распространим эту формулу на ячейки F6:F17.

Подсчитаем общую сумму платежа, используя функцию ЕСЛИ.

3. С помощью электронной таблицы ФИЗКУЛЬТУРА определите, можно ли из них сформировать баскетбольную команду (в команде должно быть не менее пяти человек ростом больше 170 см для мальчиков, и не менее пяти человек ростом больше 165 см для девочек)? Для этого добавьте соответствующее количество человек в команду девочек и мальчиков. Решите задачу двумя способами:

- используя только функцию ЕСЛИ;

- используя функции СЧЕТЕСЛИ и ЕСЛИ.

Лабораторная работа № 3. Адресация ячеек в электронной таблице. Решение задачи табулирования функции


Цели работы:

- закрепить навыки по заполнению и редактированию таблицы;
- познакомиться со способами адресации;
- освоить некоторые приемы оформления таблиц.

Постановка задачи:


Вычислить значения функции y=k*(x^2-1)/(x^2+1) для всех х на интервале [-5,5] с шагом 0,2 при k=10.

Решение должно быть получено в виде таблицы:



Задание 1. Прежде чем перейти к выполнению задачи, познакомьтесь со способами адресации в Excel.

Абсолютная, относительная и смешанная адресация ячеек и блоков


При копировании формулы, содержащей относительные ссылки, и вставке ее в другое место ссылки будут меняться, настраиваясь на новое местоположение. Если необходимо, чтобы ссылки не изменялись при копировании формулы в другую ячейку, используются абсолютные ссылки.

Для создания абсолютной ссылки в адрес ячейки ставится знак доллара $ перед той частью ссылки, которая не должна изменяться. Если формула уже введена, то для установки знака доллара можно использовать клавишу F4, которую нужно нажимать до тех пор, пока на экране не появится нужный вид ссылки.

Если знак доллара стоит в таких вариантах А$4 или $А4, то адресация называется смешанной. То измерение, у которого стоит знак доллара, при копировании данного адреса не изменяется, а то измерение, где нет доллара — настраивается на новое местоположение.

Автозаполнение формулами при разных видах адресации

Эта операция выполняется так же как автозаполнение числами. Ее особенность заключается в необходимости копирования ссылок на другие ячейки. В ходе автозаполнения во внимание принимается характер ссылок в формуле.

Относительные ссылки изменяются в соответствии с относительным расположением копии Vi оригинала. При копировании формулы вниз номера строк увеличиваются на единицу, а номера столбцов остаются постоянными. При копировании формулы вправо увеличиваются номера столбцов.


Абсолютные ссылки при копировании остаются без изменения.




Название ссылок

Обозначения

Результат при копировании формул

относительная

А1

меняется и номер строки и номер столбца

смешанная

$А1

не меняется номер столбца

А$1

не меняется номер строки

абсолютная

$А$1

не меняется ни номер строки, ни номер столбца


Присваивание имени ячейкам

Для упрощения просмотра и запоминания формул одной или нескольким ячейкам можно присвоить имя.



Чтобы присвоить имя ячейке, выделите ячейку и выполните команду Вставка—» Имя-> Присвоить... . В нужное поле впишите имя и нажмите ОК. В поле имени будет отражаться новое имя ячейки. Теперь к ней можно обращаться по имени, которое не будет изменяться при копировании и автозаполнении, т.е. будет являться абсолютным адресом ячейки.

Ссылки на ячейки другого листа

Формулы могут ссылаться на ячейки других рабочих листов. Ссылка на ячейку другого листа выглядит так: <Имя листа>!<Адрес ячейки>. Например так: Лист1!А2
Задание 2. Заполните основную и вспомогательную таблицы.

1. Заполните шапку основной таблицы, начиная с ячейки А1. Шапка - это верхняя строка таблицы с названием столбцов (см. постановку задачи):

- в ячейку А1 занесите N (название первого столбца таблицы);

- в ячейку В1 занесите Х (название второго столбца таблицы);

-в ячейку С1 занесите К (название третьего столбца таблицы) и.т.д.

Установите ширину столбцов такой, чтобы надписи были видны полностью.

2. Заполните вспомогательную таблицу начальными исходными данными, начиная с ячейки H1:

xo

step

k

-5

0,2

10

где  х0 - начальное значение X;
step - шаг изменения X;
k - коэффициент (const)

Данный пункт при решении задачи табулирования функции является необязательным и введен искусственно для демонстрации способов адресации

3. Используя функцию Автозаполнения, заполните столбец А числами от 1 до 21, начиная с ячейки А2 и заканчивая ячейкой А22.

4. Заполните столбец В значениями X.

- ячейку В2 занесите формулу    =$H$2. Это означает, что в ячейку В2 заносится значение из ячейки Н2 (начальное значение X), знак $ в формуле указывает на абсолютную адресацию.

- в  ячейку ВЗ занесите формулу   =В2+$I$2. Это означает, что начальное значение Х из ячейки B2 будет увеличено на величину шага, которая берется из ячейки I2.

Используя режим Автозаполнения, заполните этой формулой ячейки В4:В22.   Столбец заполнится значениями Х от -5 до 5 с шагом 0,2.

5. Заполните столбец С значениями коэффициента К. Для этого:

- в ячейку С2 занесите формулу с абсолютной ссылкой на ячейку J2, в которой хранится значение коэффициента К      =$J$2


- в ячейку СЗ занесите формулу со относительной ссылкой на ячейку С2, расположенную одним рядом выше, чем С3=С2;

- заполните этой формулой ячейки С4:С22.

Весь столбец заполнился значением 10.

6. Заполните столбец D значениями функции у1=х^2-1

- в ячейку D2 занесите формулу  =В2*В2-1;

- заполните этой формулой ячейки D3:D22.

Столбец заполнился как положительными, так и отрицательными значениями функции у1. Начальное значение 3 и конечное значение 3.

7. Аналогичным образом заполните столбец Е значениями функции y2=x^2+1

8. Заполните столбец F значениями функции y=k*(x^2-1) / (х^2+1)

- в ячейку F2 занесите =C2*(D2/E2);

- заполните этой формулой ячейки F2:F22.

2.1. Понаблюдайте за изменениями в основной таблице при смене данных во вспомогательной.

1. Смените во вспомогательной таблице начальное значение X, в ячейку Н2 занесите число -2.

2. Смените значение шага, в ячейку I2 занесите 2.

3. Смените значение коэффициента, в ячейку J2 занесите 1.

4. Прежде чем продолжить работу, верните прежние начальные значения во вспомогательной таблице: x0 = -5    step=0,2    k=10

2.2. Оформите основную и вспомогательную таблицы.

1. Вставьте 2 пустые строки сверху для оформления заголовков для этого

- установите курсор на 1 строку;

- выполните команды меню ВСТАВКА, СТРОКИ (2 раза).

2. Занесите заголовки:

- в ячейку А1 – Таблицы;

- в ячейку А2 – основная;

- в ячейку Н2 - вспомогательная.

3. Объедините ячейки A1:J1 и центрируйте заголовок "Таблицы" для этого

- выделите блок A1:J1;

- используйте кнопку "ОБЪЕДИНИТЬ И ПОМЕСТИТЬ В ЦЕНТРЕ"  панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ



Кнопка "Объединить и поместить в центре"

4. Аналогичным образом центрируйте заголовки: "основная " и "вспомогательная".

Символы (шрифты)


Символы любой ячейки или блока можно оформить различными шрифтами, начертанием, высотой и т.д. Для выполнения этих действий необходимо выделить ячейку или блок, а затем воспользоваться кнопками из панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ:



- тип шрифта



- размер шрифта



- начертание шрифта (Стиль шрифта)


Можно воспользоваться командой меню ФОРМАТ, ЯЧЕЙКИ или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно ФОРМАТ ЯЧЕЕК. В нем необходимо раскрыть вкладку ШРИФТ.

5. Оформите заголовки определенными шрифтами:

- заголовку "Таблицы" установите шрифт Arial Cyr, высота шрифта 14, жирный.

Используйте кнопки панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ;

- заголовкам "Основная" и "Вспомогательная" установите шрифт Arial Cyr, высота шрифта 12, жирный.

Используйте команды меню ФОРМАТ, ЯЧЕЙКИ, ШРИФТ;

- для шапок таблиц установите шрифт Arial Cyr, высота шрифта 12, курсив.

Используйте контекстное меню.



Рис. 1



Выравнивание


Содержимое любой ячейки можно выровнять внутри по одному из краев или по центру, как по горизонтали, так и по вертикали, а также можно задать необходимую ориентацию текста (снизу вверх, сверху вниз и т.д.). Для задания необходимой ориентации используются кнопки на панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ:



По левому краю,   По центру,  По правому краю

Можно воспользоваться командой меню ФОРМАТ, ЯЧЕЙКИ или щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать эту команду из контекстного меню. На экране появится диалоговое окно ФОРМАТ ЯЧЕЕК. В нем необходимо раскрыть вкладку ВЫРАВНИВАНИЕ.

6. Подгоните ширину столбцов так, чтобы текст помещался полностью. Можно воспользоваться командой Формат Столбец Атоподбор ширины

7. Произведите выравнивание надписей шапок по центру.

Обрамление


Для задания обрамления используется кнопка на панели ФОРМАТИРОВАНИЕ



Инструмент  Границы на панели Форматирования

Можно использовать команду меню ФОРМАТ, ЯЧЕЙКИ, вкладка Границы или аналогичную команду контекстного меню.

8. Обрамите основную и вспомогательную таблицы.