Файл: Цель занятия закрепление знаний об изучении классным руководителем начальной школы результатов и эффективности воспитательной работы, формирование умения применять их. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 245
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5б. Полностью выполняет правила для учащихся. В отношении с людьми добр. Активно участвует в делах класса и школы.
4б. Правила для учащихся выполняет не всегда. В общении с людьми избирателен. Активность в делах класса и школы выражена в малой степени.
3б. Требования учителя выполняет частично. В отношениях с детьми не постоянен, переходит от одной группы детей к другой. В делах класса и школы участвует по настоянию учителя.
2б. Пассивен, часто нарушает правила для учащихся. С трудом устанавливает контакт с людьми, чаще избегает других. В делах класса и школы не участвует.
1б. Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, не меняет своего поведения, когда делают замечания. В общественных делах отказывается принимать участие.
5 шкала. Красивое в жизни школы
5б. Аккуратен в делах и опрятен в одежде. Ценит красивое вокруг себя. В отношениях с людьми вежлив.
4б. Чаще аккуратен в делах и опрятен в одежде. Может допустить небрежность вокруг себя. В отношениях с людьми бывает замкнут.
3б. Чаще небрежен в делах, небрежен в одежде. Красивое вокруг себя не замечает. В отношениях с людьми старается быть не заметным, но держится рядом.
2б. Нет стремления к аккуратности и опрятности. Нарушает чистоту и порядок вокруг себя, не поддерживает уют. Замкнут, не стремится к установлению контактов.
1б. Неряшлив в одежде, порядка на рабочем месте нет, работы грязные, небрежные, вокруг себя создает обстановку хауса. Проявляет негативизм по отношению к детям и взрослым.
6 шкала. Отношение к себе
5б. Хорошо управляет собой. Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой. Нет вредных привычек.
4б. Умеет управлять собой. Редко забывает о соблюдении правил ухода за собой (умыт, причесан). Нет вредных привычек.
3б. Часто не следит за собой, не контролирует свои действия. Бывает не умыт, не причесан. Возможно отсутствие привычки мыть руки.
2б. Редко управляет собой, не сдержан. Часто приходит в школу не умытый и не причесанный. Необходим постоянный контроль за мытьем рук.
1б. Не управляет собой. Не реагирует на требования соблюдения санитарно-гигиенических правил ухода за собой. Возможна привычка грызть ногти.
Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина
Методика предназначена для оценки уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.
Проведение исследования
Для проведения методики необходимы геометрическая мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.
В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. В пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это будут дети малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой. Взрослый говорит им: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте, мы по этой картинке сложим узор.
«Попробуйте!».
Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того, как взрослый видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составите вот этот рисунок».
Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся между детьми поровну.
Для проведения исследования обычно достаточно двух-трех картинок (не считая тренировочной картинки-образца).
Во время выполнения задания детьми задача взрослого лишь фиксировать в протоколе поведение детей.
Обработка данных
При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяют в 4 комплексных параметра (симптомокомплекса):
1. Отрицательная нравственная направленность личности:
-
Забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности данного признака). -
На забирание у себя фигурок реагирует негативно (от 0 до 2 баллов). -
Пытается регулировать поведение партнера, оценивая его действия (реплики типа: «Давай, делай!», «Ты что, совсем?») (от 0 до 2 баллов). -
Использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0 – 1 балл). -
Не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, используя только свои фигурки (0 – 2 балла). -
Работает один (0 – 1 балл).
2. Положительная нравственная направленность личности:
-
Помогает партнеру, советует (0 – 2 балла). -
Отдает свои фигурки, передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на стороне партнера (0 – 2 балла). -
Использует в речи личные местоимения множественного числа типа «нас», «мы» (0 – 1 балл). -
Сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0 – 2 балл). -
Работает вместе с партером (0 – 1 балл).
3.Общительность, контактность ребенка:
-
Речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов). -
Речь, обращенная к взрослому (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов). -
Реагирует действием на советы партнера (0 – 2 балла).
4. Заинтересованность в предложенной деятельности:
-
Строит сам или вместе с партнером, то есть активно выполняет задание (0 – 2 балла). -
Следит за работой партнера (0 – 2 балла).
Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.
Задание 2. Напишите реферат на тему «Организация мониторинга воспитательной работы классного руководителя начальной школы».
При написании реферата придерживайтесь следующего плана:
1. Введение. Актуальность мониторинга воспитательной работы в начальной школе.
2. Сущность и виды мониторинга воспитательной работы в начальной школе.
3. Содержание и структура программы мониторинга воспитательной работы.
4. Заключение. Значение мониторинга для повышения эффективности воспитательной работы в начальной школе.
Ответ: Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания что такое отметка, не позволяет объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Цель мониторинга:
-
проанализировать и оценить результативность обучения; -
оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования; -
проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей нашего контингента; -
обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Эта работа – попытка показать учителям, что система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны. Нам и раньше все время приходилось накапливать информационный материал, а при анализе работы класса, начальной школы все время сравнивать результаты, полученные по классам с государственными стандартами программы. 20 лет назад, чертя графики, мы и не подозревали, что занимаемся мониторингом.
Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы, намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.
Мало выявить проблемы в знаниях, нужно умело строить коррекционную работу индивидуально с каждым учащимся, используя тесты, анкеты при выявлении индивидуальных особенностей детей.
Опыт собирался по крупицам в течение лет, было много прочитано литературы, рекомендаций и, наконец, выбрана, как нам кажется оптимальная система мониторинга ЗУН учащихся.
При проведении мониторинга учитываем:
-
Учебные возможности младших школьников; -
Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении; -
Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм списывания, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА
1. Понятие «Мониторинг»
Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Однако далеко не все хорошо представляют, что же это собственно такое.
Под мониторингом понимают:
-
Непрерывное длительное наблюдение за состоянием среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных критических или недопустимых ситуаций.
В.М. Полонский (Словарь-справочник) М., «Новая школа», 1995 год.
-
Мониторинг – это процесс непрерывного научно-обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовавшихся целей, задач и средств их решения.
А.С. Белкин «Основы педагогических технологий» (Краткий толковый словарь), Екатеринбург, 1995 год.
«По мнению других авторов под мониторингом следует понимать самостоятельную функцию управления, в которой проводится выявление и оценивание педагогических действий, при этом обеспечивая обратную связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям».
Шишов С.Е., Кальней В.А. «Мониторинг качества образования в школе». М., «Рос.пед.агентство», 1998 год.
«Мониторинг определяет и как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза».
Г.В. Осипова «Социально энциклопедический словарь».
«И как научно обоснованную систему периодического сбора, обобщения и анализа социальной информации и предоставления полученных данных для принятия решения».
Ильенкова С.Д. «Социальный менеджмент», М., 1998 год.