Файл: Цель занятия закрепление знаний об изучении классным руководителем начальной школы результатов и эффективности воспитательной работы, формирование умения применять их. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Внутреннее и внешнее строение мониторинга

Все приведенные определения мониторинга отражают отдельные его стороны.

Вот его внешнее строение:

По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента:

  • контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.

Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.

Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.

Для того чтобы иметь в запасе варианты данных для мониторинга, необходимо тщательно сохранять из года в год результаты контроля и различные текущие документы (материалы анализа, справки).

Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.

Мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам. Поэтому главной задачей является определение индикаторов, источников информации, технологии анализа и представленная информация.

Существующая система контроля предоставит нужные показатели.

Источники информации берутся из системы информации обеспечения технологии анализа, и представление данных является инструментом экспертизы.

Результатом проведенных действий будет компактная и емкая информация (верх пирамиды, на основании которой можно уверенно принять решение о стратегии дальнейших действий).

3. Виды и сущность мониторинга, его задачи

Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:

  • по целям –

                                   (оперативный,

                                    стратегический,

                                   
тактический);

  • по этапам обучения –

                                   (входной или отборочный;

                                    учебный или промежуточный;

                                    выходной или итоговый);

  • по временной зависимости –

                                   (ретроспективный;

                                    предупредительный или опережающий;

                                    текущий);

  • по частоте процедур –

                                  (разовый,

                                   периодический,

                                   систематический);

  • по охвату объекта наблюдений –

                                  (локальный;

                                   выборочный;

                                   сплошной);

  • по организационным формам –

                                  (индивидуальный;

                                   групповой;

                                   фронтальный);

  • по инструментарию –

                                   (матричный;

                                    стандартизованный;

                                    не стандартизованный).

Как же рациональнее организовать мониторинг в школе!

3 этапа

Наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.

Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, шкал.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.

Задачи:

  • непрерывное наблюдение за качеством ЗУН;

  • своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, их вызывающих;

  • предупреждение негативных тенденций;

  • осуществление краткосрочного прогнозирования развития;

  • оценка эффективности.


Объектом мониторинга является класс в течение 4-х лет.

Содержание включает основные показатели, по которым идет сбор информации.

Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий  на всех этапах:

  • анкетирование;

  • тестирование;

  • самооценка;

  • наблюдение;

  • контроль ЗУН учащихся;

  • накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.

II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА. АЛГОРИТМ

1. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся

при проведении мониторинга

При проведении мониторинга учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Под этим термином имеется в виду одна из форм общения учителя и ученика, когда все усилия учитель направляет на выявление у учащихся индивидуальных особенностей, присущих ему свойств нервной системы, обеспечивающих его оптимальное развитие и воспитывающих у него умение находить в разных учебных и жизненных ситуациях свой единственный стиль деятельности.

Для практической деятельности учителя при индивидуальном подходе важны такие понятия как личность, индивидуальность, потребность мотивации ценностной ориентации.

Основное требование личностного подхода:

видеть ребенка как целостную личность с ее интересами, потребностями, знаниями, умениями, навыками.

Одной из наиболее характерных сторон личности является ее индивидуальность с ее характером, темпераментом, особенностями протекания психических процессов, чувствами и мотивами деятельности.

Источником активности личности является ее потребности.

Потребность – это внутреннее состояние личности. Она зависит от внешних конкретных условий деятельности. Потребности постоянно развиваются, перестраиваются и изменяются.

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает ей целенаправленную осмысленность.

Ценностные ориентации формулируются в процессе взаимоотношения с людьми. Каждая личность  стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.


Интерес – эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которые сопровождают стремлением познать их и овладеть ими.

Главная роль в выборе ценностей играют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и потребностей личности.

Учителю необходимо стремиться раскрыть существенные черты личности учащегося, выявить уровень его развития, что дает возможность определить его отношение к учебной работе, к одноклассникам, а также черты характера личностные качества. От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей зависит успех обучения в целом.

Индивидуализация обучения невозможна без индивидуального подхода. Только чуткое внимательное отношение к ученику может помочь учителю в решении такой трудной задачи, как обеспечение всестороннего развития.

1 этап:

  • анкетирование учащихся;

  • выявление ведущих качеств личности;

  • определение уровня заинтересованности;

  • постановка задачи, определение средств и путей повышения активности каждого ученика;

  • организация педагогического воздействия, подбор игровых ситуаций, планирование и распределение ролей.

2 этап:

  • непосредственное осуществление индивидуально-дифференцирован-ного подхода к учащемуся с целью поддержания высокого уровня их активности;

  • внесение корректив;

  • педагогический поиск.

3 этап

  • подведение и определение достигнутых результатов.

При проведении мониторинга позволяется каждому ученику сравнивать свои достижения и недостатки с общим уровнем.

2. Мониторинг учебных возможностей младших школьников

В качестве системной модели, включающей выделенные параметры выбрана «Оптимальная программа» изучения учебных возможностей школьника, разработанная под руководством Ю.К. Бабанского. В ней отражено единство внутренних и внешних условий, определяющих потенциал школьника в области учебной деятельности.

  1. Измерение биологических особенностей:


а) физическое развитие – медработник;

б) анализ анамнеза по данным медицинской карты ребенка;

в) общий терапевтический осмотр – врачи;

г) оценка остроты зрения, слуха, речевого развития – логопед, медработник;

д) оценка физической работоспособности – учитель по методике Бурдона.

  1. Измерение интеллектуальных особенностей (психолог по методике Л.А. Венгер).

  2. Оценка навыков учебного труда (учитель по методике
    В.Н. Зайцева).


  3. Основные отношения (психолог по методике Н.Г. Лускановой «Отношение к школе» и социометрии Дж. Морено).

  4. Бытовые влияния (учитель по методике А.К. Макаровой).

  5. Некоторые морально-волевые качества оценивает учитель.

Так как мониторинг предполагает четко определенную по времени частоту измерений, остановились на 2 разовых замерах (ноябрь и конец апреля). Первые два учебных месяца дети адаптируются после отдыха, поэтому ноябрь – наиболее оптимальный месяц замера.

Критерии

Количество учащихся по уровням













высокий

средний

ниже средн.

низкий

I. Биологические особенности:

  1. Зрение

  2. Слух

  3. Дефекты речи

  4. Общее состояние здоровья

  5. Физическая работоспособность

                                Общая:

                                         %

16

15

16

4

7

11,6

50,5

7

8

5

16

9

9,2

39,0

-

-

2

3

7

2,4

10,5

-

-

-

-

-

-

-

II. Интеллектуальные особенности:

  1. Внимание

  2. Память

  3. Наблюдательность

  4. Анализ

  5. Синтез

  6. Сравнение

  7. Обобщение

  8. Выделение существенного

  9. Самостоятельное мышление

  10. Гибкость мышления

  11. Критичность мышления

  12. Логичность речи

  13. Темп мышления

Общая:

         %

-

-

-

10

10

-

9

1

2

3

4

5

4

3,7

16,0

9

12

9

7

7

14

10

10

12

10

9

8

9

10

42,0

9

9

14

5

5

7

4

11

9

10

10

10

10

8,3

37,8

5

2

-

1

1

2

-

1

-

-

-

-

-

1

4,3

III. Навыки учебного труда:

  1. Соблюдение режима дня

  2. Умение планировать домашнее задание

  3. Самоконтроль

  4. Организованность на уроке

  5. Темп чтения

  6. Темп письма

  7. Темп вычитания

  8. Темп выполнения заданий

Общая:

         %

3

5

5

10

8

9

5

6,4

28,0

20

14

11

11

10

8

10

12

52,2

-

4

7

2

5

6

5

5

18,0

-

-

-

-

-

-

3

0,4

2,0

IV. Основные отношения:

  1. Отношение к учению

  2. К учителю

  3. К коллективу

  4. К родителям

Общая:

       %

5

4

-

11

5

22,0

14

19

23

17

17

74,0

4

-

-

1

1

4,3

-

-

-

-

-

-

V. Бытовые условия:

  1. Материально-бытовые

  2. Воспитательное влияние в семье

  3. Образовательное влияние в семье

  4. Влияние сверстников

Общая:

        %

14

15

9

-

9,5

41,3

9

8

10

23

12,5

54,3

-

-

4

-

1

4,3

-

-

-

-

-

-

VI. Некоторые морально-волевые качества:

  1. Выполнение общественных поручений

  2. Участие в ОПТ

  3. Прилежание

  4. Настойчивость в учении

  5. Сознательная дисциплина

Общая:

         %

5

3

6

6

10

6

26,0

9

12

13

13

10

10,8

47,0

9

8

4

4

3

6

24,4

-

-

-

-

-

-

-