Файл: Цель занятия закрепление знаний об изучении классным руководителем начальной школы результатов и эффективности воспитательной работы, формирование умения применять их. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Внутреннее и внешнее строение мониторинга
Все приведенные определения мониторинга отражают отдельные его стороны.
Вот его внешнее строение:
По своему внутреннему строению мониторинг объединяет три важных управленческих компонента:
-
контроль и экспертиза различных сторон деятельности и система информационного обеспечения управления.
Он основывается на этих компонентах, но не заменяет их, т.к. не может быть ни контролем, ни экспертизой, ни системой информационного обеспечения.
Более того, без существования в школе всех этих систем организация мониторинга невозможна.
Для того чтобы иметь в запасе варианты данных для мониторинга, необходимо тщательно сохранять из года в год результаты контроля и различные текущие документы (материалы анализа, справки).
Таким образом, по своему внутреннему строению мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информации обеспечения управления и экспертизы.
Мониторинг как самоцель имеет мало смысла, он должен отвечать существующим на данный момент информационным запросам. Поэтому главной задачей является определение индикаторов, источников информации, технологии анализа и представленная информация.
Существующая система контроля предоставит нужные показатели.
Источники информации берутся из системы информации обеспечения технологии анализа, и представление данных является инструментом экспертизы.
Результатом проведенных действий будет компактная и емкая информация (верх пирамиды, на основании которой можно уверенно принять решение о стратегии дальнейших действий).
3. Виды и сущность мониторинга, его задачи
Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:
-
по целям –
(оперативный,
стратегический,
тактический);
-
по этапам обучения –
(входной или отборочный;
учебный или промежуточный;
выходной или итоговый);
-
по временной зависимости –
(ретроспективный;
предупредительный или опережающий;
текущий);
-
по частоте процедур –
(разовый,
периодический,
систематический);
-
по охвату объекта наблюдений –
(локальный;
выборочный;
сплошной);
-
по организационным формам –
(индивидуальный;
групповой;
фронтальный);
-
по инструментарию –
(матричный;
стандартизованный;
не стандартизованный).
Как же рациональнее организовать мониторинг в школе!
3 этапа
Наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. К нему надо хорошо подготовиться, он предполагает разнообразие видов деятельности.
Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, шкал.
Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.
При осуществлении мониторинга учитель обладает надежной и достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга.
Задачи:
-
непрерывное наблюдение за качеством ЗУН; -
своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, их вызывающих; -
предупреждение негативных тенденций; -
осуществление краткосрочного прогнозирования развития; -
оценка эффективности.
Объектом мониторинга является класс в течение 4-х лет.
Содержание включает основные показатели, по которым идет сбор информации.
Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий на всех этапах:
-
анкетирование; -
тестирование; -
самооценка; -
наблюдение; -
контроль ЗУН учащихся; -
накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.
II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА. АЛГОРИТМ
1. Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся
при проведении мониторинга
При проведении мониторинга учитель осуществляет индивидуальный подход к учащимся. Под этим термином имеется в виду одна из форм общения учителя и ученика, когда все усилия учитель направляет на выявление у учащихся индивидуальных особенностей, присущих ему свойств нервной системы, обеспечивающих его оптимальное развитие и воспитывающих у него умение находить в разных учебных и жизненных ситуациях свой единственный стиль деятельности.
Для практической деятельности учителя при индивидуальном подходе важны такие понятия как личность, индивидуальность, потребность мотивации ценностной ориентации.
Основное требование личностного подхода:
– видеть ребенка как целостную личность с ее интересами, потребностями, знаниями, умениями, навыками.
Одной из наиболее характерных сторон личности является ее индивидуальность с ее характером, темпераментом, особенностями протекания психических процессов, чувствами и мотивами деятельности.
Источником активности личности является ее потребности.
Потребность – это внутреннее состояние личности. Она зависит от внешних конкретных условий деятельности. Потребности постоянно развиваются, перестраиваются и изменяются.
Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности и придает ей целенаправленную осмысленность.
Ценностные ориентации формулируются в процессе взаимоотношения с людьми. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам.
Интерес – эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которые сопровождают стремлением познать их и овладеть ими.
Главная роль в выборе ценностей играют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и потребностей личности.
Учителю необходимо стремиться раскрыть существенные черты личности учащегося, выявить уровень его развития, что дает возможность определить его отношение к учебной работе, к одноклассникам, а также черты характера личностные качества. От того, насколько удалось поставить ученика в условия, которые заставляют его работать в полную меру своих возможностей зависит успех обучения в целом.
Индивидуализация обучения невозможна без индивидуального подхода. Только чуткое внимательное отношение к ученику может помочь учителю в решении такой трудной задачи, как обеспечение всестороннего развития.
1 этап:
-
анкетирование учащихся; -
выявление ведущих качеств личности; -
определение уровня заинтересованности; -
постановка задачи, определение средств и путей повышения активности каждого ученика; -
организация педагогического воздействия, подбор игровых ситуаций, планирование и распределение ролей.
2 этап:
-
непосредственное осуществление индивидуально-дифференцирован-ного подхода к учащемуся с целью поддержания высокого уровня их активности; -
внесение корректив; -
педагогический поиск.
3 этап
-
подведение и определение достигнутых результатов.
При проведении мониторинга позволяется каждому ученику сравнивать свои достижения и недостатки с общим уровнем.
2. Мониторинг учебных возможностей младших школьников
В качестве системной модели, включающей выделенные параметры выбрана «Оптимальная программа» изучения учебных возможностей школьника, разработанная под руководством Ю.К. Бабанского. В ней отражено единство внутренних и внешних условий, определяющих потенциал школьника в области учебной деятельности.
-
Измерение биологических особенностей:
а) физическое развитие – медработник;
б) анализ анамнеза по данным медицинской карты ребенка;
в) общий терапевтический осмотр – врачи;
г) оценка остроты зрения, слуха, речевого развития – логопед, медработник;
д) оценка физической работоспособности – учитель по методике Бурдона.
-
Измерение интеллектуальных особенностей (психолог по методике Л.А. Венгер). -
Оценка навыков учебного труда (учитель по методике
В.Н. Зайцева). -
Основные отношения (психолог по методике Н.Г. Лускановой «Отношение к школе» и социометрии Дж. Морено). -
Бытовые влияния (учитель по методике А.К. Макаровой). -
Некоторые морально-волевые качества оценивает учитель.
Так как мониторинг предполагает четко определенную по времени частоту измерений, остановились на 2 разовых замерах (ноябрь и конец апреля). Первые два учебных месяца дети адаптируются после отдыха, поэтому ноябрь – наиболее оптимальный месяц замера.
Критерии | Количество учащихся по уровням | | | |
| высокий | средний | ниже средн. | низкий |
I. Биологические особенности:
Общая: % | 16 15 16 4 7 11,6 50,5 | 7 8 5 16 9 9,2 39,0 | - - 2 3 7 2,4 10,5 | - - - - - - - |
II. Интеллектуальные особенности:
Общая: % | - - - 10 10 - 9 1 2 3 4 5 4 3,7 16,0 | 9 12 9 7 7 14 10 10 12 10 9 8 9 10 42,0 | 9 9 14 5 5 7 4 11 9 10 10 10 10 8,3 37,8 | 5 2 - 1 1 2 - 1 - - - - - 1 4,3 |
III. Навыки учебного труда:
Общая: % | 3 5 5 10 8 9 5 6,4 28,0 | 20 14 11 11 10 8 10 12 52,2 | - 4 7 2 5 6 5 5 18,0 | - - - - - - 3 0,4 2,0 |
IV. Основные отношения:
Общая: % | 5 4 - 11 5 22,0 | 14 19 23 17 17 74,0 | 4 - - 1 1 4,3 | - - - - - - |
V. Бытовые условия:
Общая: % | 14 15 9 - 9,5 41,3 | 9 8 10 23 12,5 54,3 | - - 4 - 1 4,3 | - - - - - - |
VI. Некоторые морально-волевые качества:
Общая: % | 5 3 6 6 10 6 26,0 | 9 12 13 13 10 10,8 47,0 | 9 8 4 4 3 6 24,4 | - - - - - - - |