Файл: Цель занятия закрепление знаний об изучении классным руководителем начальной школы результатов и эффективности воспитательной работы, формирование умения применять их. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Количественные показатели для удобства фиксируются в таблицу.
После количественного анализа каждый компонент оценивается качественно.
Зрение –
Незначительные дефекты, корректируемые применением очков.
Слух –
8 учащихся имеют незначительные дефекты, корригируемые изменением места в классе.
Дефекты речи –
У 2 школьников имеющиеся дефекты речи снижают темп учебной работы.
Общее состояние здоровья –
У 3 учащихся эпизодические заболевания ведут к снижению состояния.
Физическая работоспособность –
У 7 учащихся – пониженная работоспособность, т.к. в классе учатся дети, имеющие средний и ниже среднего уровни развития, использование усложненных, насыщенных содержательной информацией программ малоэффективно. Такой коллектив нуждается в технологиях, направленных на общее развитие.
Обучение в таком классе строится в традиционной системе, при этом применяется технология В.Н. Зайцева и методика А.М. Кушнир (обучение чтению и письму).
По итогам диагностики определяется оптимальная тактика и стратегия работы учителя, намечаются коррекционные занятия с конкретными учащимися.
По итогам следующих замеров проводится сравнительный анализ результатов развития учащихся.
Если наблюдается положительная динамика, то образовательный процесс можно считать результативным. Если обнаруживаются негативные результаты, то проводится пристальное изучение факторов, влияющих на эти показатели. Этим занимается учитель и вся психологическая служба: психолог, логопед, социолог.
Программа действий мониторинга (алгоритм)
-
Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося. -
Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально). -
Реализация целей (для каждого ученика составляются указания, проводятся индивидуальные занятия). -
Промежуточный контроль. Результаты коррекции сопоставляются с нормами. -
Повторная коррекция. -
Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.). -
Результативность. Сравнение (требуемая степень достижения цели 85%). -
Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного). -
Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны. -
Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется. -
Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%). -
Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).
-
Мониторинг ЗУН на уроках русского языка, математики
Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.
Педагогический мониторинг – это поэлементный анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. В данном случае – это русский язык, математика. Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном случае отслеживалась каждая контрольная работа, контрольное списывание. Конечно, главными были вводные контрольные работы в сентябре, промежуточные – в декабре и итоговые – в мае. Но меня, как учителя, интересовали все контрольные работы, запланированные в практической части программы. Тексты проверочных и срезовых работ брались из методических разработок по предмету. Обращалось внимание на дифференцированный подход. Как минимум предлагалось 3-4 варианта.
Схема анализа включает 11 элементов по русскому языку и 12 элементов по математике. Заполняя схему таблицу, ставлю плюс против фамилии учащихся, не усвоивших данную тему и допустивших ошибку.
Это удобно, т.к. после коррекции знаний учащихся учитель может в этой же таблице поставить плюс другим цветом там, где устранен пробел.
Далее на основании полученных данных строится график, показывающий уровень усвоения материала учащимися.
Если при этом полученные результаты от 90 до 100% - тема усвоена на оптимальном уровне; от 80 до 90% - на достаточном; от 60 до 80% - критический уровень; ниже 60% - недопустимый уровень.
Готовясь к урокам, постоянно обращаюсь к результатам мониторинга. Составляю карточки для детей, которые допустили ошибки в последней работе, намечаю, с кем буду работать у доски, пока дети работают самостоятельно.
Корректировка знаний проводится ежедневно в течение года. Технологические карты выявления качества обучения по русскому, математике, чтению, природоведению используются на всех этапах обучения, они дают объективную оценку знаниям учащихся и работе учителя, направляют усилия учителя на корректировку и ликвидацию пробелов по «западающим» темам.
При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля необходим еще и инструмент отслеживания результатов. Таким инструментом являются технологические карты. Они позволяют сделать выводы о качестве ЗУН, обученности, о характере пробелов в знаниях учащихся.
Каждый учитель должен иметь комплекты технологических карт и тестов, состоящих из 2-х блоков:
-
блока, отражающего содержание образовательного стандарта; -
блока, соответствующего программе углубленного изучения предмета.
Проблема быстрой проверки и оценки результатов проверочных работ - наиболее трудна в технологическом подходе к конструированию учебного процесса в целом и во внедрении мониторинга как составной части этого подхода в частности.
И тут на помощь приходят «учебные пакеты; которые представляют собой комплект дидактических материалов, рассчитанных на изучение конкретных разделов учебного материала.
«Учебные пакеты» состоят из:
-
учебных разделов, тем как эталонов усвоения учебного материала всеми учениками в классе; -
системы проверочных работ (дидактических тестов) и их быстрой проверки; -
перфокарты; -
системы итоговых контрольных работ.
4. Коррекционная работа
Фрагмент системы работы над ошибками.
Одно дело выяснить, что ученик знает и умеет в рамках предмета и совершенно другое – выяснить, каким путем он этого достигает. Одно дело – оценить уровень новых достижений ученика в усвоении ЗУН, другое дело – установить уровень отношения к данному предмету. Поэтому контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин и затруднений детей. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки.
Таким образом, диагностика не может быть самоцелью в учебном процессе или быть связана с контролем, оценкой и коррекцией учебной деятельности учащихся.
Следовательно, диагностика включается непосредственно в систему педагогических действий учителя и направлена на коррекцию способов действий (отдельных операций, входящих в состав способа действия) учащегося.
К концу 4 класса учитель обязан передать учащимся инструмент самодиагностики.
Начиная с 1 класса, дети знакомятся с алгоритмом списывания. Именно он закладывает фундамент безошибочного списывания. Вот откуда ошибки на пропуск и замену букв. Этот алгоритм содержит 7 ступенек, пропуская одну из них, ребенок делает ошибку. Алгоритм списывания должен быть доведен до автоматизма. Учитель обязан обеспечить неукоснительную отработку этапов списывания (алгоритм списывания).
Умение списывать формируется как последовательность четко обозначенных операций списывать. По этому плану учитель учит только в классе, а когда навык сформирован – дома.
Порядок списывания
-
Прочитать предложение; -
Повторить, не глядя в текст; -
Выделить орфограммы в тексте (подчеркнуть); -
Прочитать предложение так, как оно написано; (как будешь себе диктовать во время записи); -
Повтори, не глядя в текст так, как будешь диктовать во время письма; -
Записать, диктуя себе; -
Повторить написанное:
а) прочитать слово за словом, отмечая дужками слоги;
б) подчеркнуть орфограммы в написанном предложении;
в) сверить каждую орфограмму с исходным текстом.
Первая операция нужна для того, чтобы исключить механическое копирование. Главное, чтобы возникла связь между значением языковой единицы и ее орфографическим портретом.
Выполняя вторую операцию, ученик учится одним взглядом схватывать смысловую единицу текста и запоминать ее.
Третья операция является не чем иным как собственно активным орфографическим анализом текста. По мере ознакомления детей с конкретными орфограммами (большая буква, гласные после шипящих), они подчеркивают все больше мест, которые на письме не устанавливаются на слух. Не следует забывать, что еще до знакомства со слабыми позициями они непременно должны обозначать ударение в словах.
Невозможно переоценить значение четвертой операции – орфографического проговаривания списываемого текста. Если предыдущая операция являлась постановкой орфографической задачи, то данный этап является ее решением. Правда, решение это достигается практическим путем приведения в соответствие зрительного и слухового образа слова.
Обучение орфографическому проговариванию необходимо начинать одновременно с обучением орфографическому чтению.
Пятая операция (повторное орфографическое проговаривание) нужна для того, чтобы закрепить в памяти буквенный образ слова. При повторном проговаривании текст должен быть закрыт.
В классе стоит шум, когда дети пишут под диктовку. Это нормально. Учитель должен следить, чтобы каждый ученик диктовал вслух, особенно те, кто склонен к формальному отношению к списыванию.
Пристальное внимание следует уделить проверке написанного. Требуя от ученика подчеркнуть орфограммы, мы даем ему ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.