Файл: Цель занятия закрепление знаний об изучении классным руководителем начальной школы результатов и эффективности воспитательной работы, формирование умения применять их. Задание 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для формирования действия списывания нужна штора, которая в нужный момент прикрывает текст. Первый раз штора закрывает текст после того, как учащиеся прочитали его, чтобы запомнить. Затем штора раздвигается. Во время записи предложения, когда дети диктуют себе орфографически, текст снова закрывают и т.д.

Узки рамки урока, а после уроков не все учителя могут, а дети хотят учиться. Чтобы наметить конкретную программу действий и не занимать много времени на индивидуальную работу на уроке, и нужны рекомендации мониторинга по «западающим» темам. С кем, по какой теме и как долго работать, чтобы добиться оптимальных результатов.

Ну, например, в сентябре, проведя вводный контроль по русскому языку, я увидела, что «Безударные гласные, не проверяемые ударением» и «Замена и пропуск букв» находятся на критическом уровне.

Сразу отметила, кто из детей требует поддержки, а кто контроля, приготовила карточки – помощницы алгоритм работы над ошибками, алгоритм списывания.

Вот как идет коррекционная работа над ошибками, допущенными в словарных словах (слова записаны в детских словарях по темам под номерами, так когда-то рекомендовала Лысенкова С.Н.).

Понедельник –

Даются новые слова по теме «Овощи» - под № 10.

картόфель

капýста

помидóр

огурèц

горóх

óвощи

огорóд

Дети записывают их в свои словари с доски с таблички.

Слова проговариваются орфографически и орфоэтически.

Разбирается смысловое значение слов, устно составляются предложения, а дома после домашнего упражнения записываются с красной строки.

Вторник –

В начале урока дети записывают эти слова под диктовку вразброс, имея возможность подглядеть их написание с таблички с доски.

А дома после упражнения пишут словарь № 9.

Среда –

Учитель читает загадку про каждый овощ, дети пишут отгадки, а потом проверяют написанное с доски.

Дома пишут словарь № 8.

Четверг –

Слова пишут по памяти, проверяют по словарю (самопроверка).


Дома – словарь № 7.

Пятница –

Словарный диктант (тема № 10 -  взаимопроверка).

Кто ошибся, пишут слова правильно.

На субботу задание – доучить словарь № 10 и повторить слова с 1 по 9 темы. (Родители приучены контролировать знание словарных слов).

В понедельник – словарный диктант из темы № 10 (на оценку). Кто допустил ошибки – индивидуальная работа.

Даются слова из темы № 11.

Благодаря такому контролируемому круговороту мониторинг снимает проблему. За неделю дети успевают усвоить тему слов.

Сложнее с заменой и пропуском букв.

Эта проблема связана с навыками самоконтроля и самопроверки, а также с усвоением алгоритма списывания. Что касается навыков самоконтроля. Начиная с первых уроков обучения грамоте, дети постоянно проверяют себя. Все диктанты пишем, диктуя себе вслух, обозначая слияния, подчеркивая знакомые орфограммы (большую букву, жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк). Так продолжается весь первый класс.

Во втором классе диктуем шепотом, отмечая слияния, контролируя при проверке пропуск и запуск, отмечая слияния, контролируя при проверке пропуск и запуск букв.

Если в начале года 24% учащихся допустили ошибки на пропуск и замену букв, то в середине мая только 9%, хотя эта цифра в течение года была непостоянной.

Проблема написания безударных гласных в корне появится в 3 классе, поэтому, начиная со 2 класса, вводится алгоритм проверки безударных гласных в корне слов. Детям нетрудно запомнить его ступеньки, поэтому к концу 2 класса они работают с ним осознанно.

Алгоритм проверки безударных гласных в корне слов

  1. Прочитай слово с ударением:  см . ла.

  2. Обозначь ударением сильную позицию:  см . лá.

  3. Найди слабую позицию, подчеркни ее:  см_лá.

  4. Измени слово по числу:  см_лá – смóлы.

  5. Выдели сильную позицию в проверочном слове.

  6. Напиши гласную в сильной позиции на месте слабой:  

     смола – смóлы.

  1. Выдели корень. Корень должен быть одинаковым:

смолá – смóлы                      Молодец!

Рассуждай так:

  1. см . лá – ударение падает на  а.

  2. Слабая позиция в корне, то ли   о,  то ли  а.

  3. Изменяю по числу:  см . лá  - смóлы.

  4. В сильной позиции о, значит и в слабой тоже  о.

  5. Корень смол.

Проиллюстрировать систему работы над ошибками можно на примере организации учебно-коррекционного занятия.



При работе по выявлению причин своих ошибок ребенок учится с 1 класса выстраивать целую систему последовательных операций.

  1. Осознание (воспроизведение собственных действий), которые привели к ошибочному решению.

  2. Построение (восстановление) эталонного варианта общего способа действия (его операционный состав) по решению подобных задач.

  3. Сравнение собственных действий с эталоном (алгоритмом) и выявление дефектов в нем (потеря отдельных операций.

  4. Вывод о причинах ошибки.

Восстановить способ действия можно за счет специально разработанных заданий, направленных на выявление ошибок с помощью разных вариантов разворачивания способа действия.

Примеры можно найти в «Рабочей тетради по русскому языку 1-2-3-й классы» Романеевой М.П., Суховериной А.А., М., МОИПК 1997 год.

Например:

  1. Определи, в какой части слова допущены ошибки:

а) если в корне – проверяй по сильной позиции. Изменяй по числу, падежу, если существительное  к . зá – кóзы;

б) если глагол:   изменяй по лицу, числу, времени. Корень пиши одинаково;

в) если в приставке, суффиксе (вспомни, как они пишутся);

г) с окончаниями труднее.

  1. Определи склонение, вспомни проверочное слово с сильной позицией в окончании:

I

к мáме

к стенé

II

в пóл

в окнé

III

у матер

у ржú

а) если прилагательное, а орфограмма в окончании

     красив . е   платье

     злóе

     или по вопросу   какоé

б) если глагол:

  1. это исключение? Если нет, то

  2. спряжение.

I

ать, оть, еть, ять, уть

в окончании  е

ут – ют в 3 лице множественного    
           числа


II

  кроме брить плюс 12 глаголов – исключений в окончании  и

  – ат – ят – в 3 лице множественного
                   числа


Если дети будут действовать осознанно, а этому учат с 1 класса, они смогут восстановить способ действия (алгоритм) и уберечь себя от ошибок.

А это ох как трудно!

Вот система упражнений для развития орфографической зоркости – один из путей предупреждения и коррекции знаний учащихся.


Виды упражнений по развитию орфографической зоркости 

на уроках грамматики и правописания.

Чтобы добиться результатов в формировании навыков грамотного письма, необходимо работать в определенной системе.

С чего начать?

Во-первых, необходимо научить учащихся слышать звуки, определять их последовательность в словах, различать гласные и согласные, ставить ударение. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы.

Во-вторых, вырабатывать орфографическую зоркость. Учитель должен научить слышать и видеть орфограммы. Этот навык формируется в результате многократных действий.

В-третьих, научить самоконтролю. Всю эту работу нужно вести не поэтапно, а одновременно.

Еще в период обучения грамоте появляются первые орфограммы, а, значит и

Помогут в этом следующие методические приемы и пособия:

  1. «Домик» - пособие при обучении грамоте.

Каждое слово анализируется, собирается его звуковая модель, ставится ударение.

МАК        -  это предмет



                                          –  дается  характеристика каждому звуку

       М   ạ   К          МММАК    МАААК    МАККК  -

слово записывается печатными, а потом письменными буквами.

2. Самоконтролю помогает         «волшебный квадрат» (сторона 5 см).

Этот квадрат лежит в тетради ученика и обладает «волшебной» силой. Он возвращает на место все пропущенные буквы. Двигая квадрат по слову, ученик как бы тормозит движение глаз, проверяет 1 слог, 2 слог, заставляет глаз быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.

3. По мере изучения новых тем и правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Например, при изучении сочетаний жи-ши предлагается списать упражнение и найти  5 слов с  жи  и   3 – с  ши.

По мере изучения новых орфограмм на доске могут быть такие задания:


Найти 3 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с разделительным  ь  знаком, 1 слово с сочетанием  ча  и т.д.

4. Когда в  упражнении дается задание, вставить пропущенную букву, учитель на доске записывает эти слова и закрывает занавеской. Когда ученики заканчивают упражнение, учитель открывает одно слово и просит прочитать слово по слогам. Дети находят слово в упражнении и проверяют его.

  1. При изучении какой-либо темы учитель ежедневно дает задание подчеркнуть изучаемую орфограмму. Например:

дуб  –  дубы,    столы  –  стóл

и т.д., заостряя внимание ребят на орфограммах.

  1. На доске:

     2 слова на безударную гласную,

     2 слова на парную согласную,

     2 слова на непроизносимую согласную,

     2 слова с непроверяемой безударной гласной,

     2 слова с удвоенной согласной.

Задание:

Выписать слова с непроверяемыми безударными гласными.

Эти постоянные упражнения формируют орфографическую зоркость.

7. Написать 5 слов с непроизносимыми согласными и подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимые согласные, то ему нечего будет подчеркивать после того, как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написано 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивая орфограмму. Это упражнение можно использовать при изучении любой орфограммы.

8. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огонек». На доске дописано упражнение. Ученики зажигают огоньки под изучаемыми орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а потом записывают в тетрадь.

  1. Письмо с проговариванием.

Артикуляция является составной частью в процессе письма. Необходимо при диктовке произносить слово орфографически. Ученик диктует слово по слогам, называя гласные, четко проговаривая каждое слово.

  1. Письмо с комментированием.

Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа ведется с 1 класса.

  1. Перед диктантом, изложением, сочинением следует выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая. Дети читают их хором, индивидуально, орфографически, орфоэтически, объясняют написание орфограмм, составляют предложения. Это дает возможность предупредить ошибки.

  2. После проведения диктанта учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых ученики допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором. А затем учитель составляет из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. Диктанты проверяют, а ошибки, т.е. слова с ошибками опять выписывают на доску. Дети анализируют их устно, затем дается диктант из этих слов, и так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

  3. Диктант с постукиванием, (но не контрольный).