ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 520
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для терапевтического действий средств физической культуры непосредственно на морфологические проявления патологического процесса очень важно трофическое действие, т. е. действие дозированной мышечной работы на интимные процессы трофики,
обеспечивающие влияние физических упражнений на регенерацию, репарацию, ликвидацию воспалительных изменений, восстановление нормальной структуры тканей и т. д. В основе трофического действия лежит генетически обусловленная связь функции и структуры, в частности мышечной функции и структурных процессов в мышцах и сопряженных с ними образованиях. Наиболее отчетливо трофическое действие физических упражнений проявляется у больных с поражением опорно-двигательного аппарата, например, развитие «мышечного корсета» при сколиотической нестабильности позвоночника. Трофическое действие физических упражнений широко используется при ликвидации воспаления любой локализации. Главный принцип при этом — вовлечь в работу мышцы, кровоснабжение которых имеет анатомическую и функциональную связь с пораженным органом. Например, для ускорения репаративных Процессов в легочной ткани используют физические упражнения для дыхательных мышц, мышц грудной клетки и пояса верхних конечностей.
В лечебной практике с успехом используется механизм компенсаторного действия, когда под влиянием физических упражнений (и других средств ЛФК) происходит перестройка возникающих в ходе болезни приспособительных реакций с усилением их компенсаторного эффекта. Такое компенсаторное действие физических упражнений легко объяснимо, ибо в процессе эволюции приспособление физиологических функций к потребностям мышечной работы генетически закреплено, обусловливая перестройку вновь возникающей компенсаторной реакции по уже имеющемуся стереотипу. Так, приспособление внешнего дыхания к потребностям мышечной работы идет не только за счет гипервентиляции, но преимущественно за счет увеличения эффективности вентиляции путем его углубления и повышения коэффициента использования О2. При патологических же процессах в легких приспособительная реакция к недостаточному поступлению кислорода в виде одышки — гипервентиляции при поверхностном дыхании — не обеспечивает необходимой компенсации. В этом случае включение специальных упражнений может быстро привести к выгодной для организма перестройке приспособительной реакции, обеспечить углубление дыхания с увеличением альвеолярной вентиляции. Происходящее одновременно с этим урежение дыхания еще более усиливает компенсаторный эффект, так как снижает потребление Ог на работу дыхания.
Врачу важно знать, что в любом случае использования физических упражнений с целью компенсации он должен хорошо представлять природу развивающейся недостаточности и клиническую физиологию пораженной функциональной системы. Тогда ему будет ясно, на какие именно звенья данной системы он будет воздействовать с помощью средств ЛФК.
Определив показания к применению лечебной физкультуры, исходя из механизмов лечебного действия ЛФК в сопоставлении с лечебными задачами, врач-педиатр одновременно решает, какими средствами обеспечить преимущественное действие средств в нужном направлении. Так, при недостаточности кровообращения сердечного происхождения показанием к назначению ЛФК является задача компенсации имеющейся недостаточности, исходя из механизма компенсаторного действия. Исходя из представлений о функциональной системе кровообращения, такими свойствами будут обладать пассивные гимнастические упражнения: они активизируют мышечный фактор кровообращения, не предъявляя дополнительных требований к сердцу. Для этой же цели подойдут и дыхательные упражнения, обеспечивающие работу диафрагмального насоса и присасывающее действие грудной клетки.
Схематически тактика врачебных действий при назначении ЛФК больному ребенку представляется следующим образом: 1) определение диагноза заболевания (травмы); 2) постановка лечебных задач на данном этапе терапевтических вмешательств с учетом прогнозируемых результатов лечения и реабилитационного потенциала; 3) определение показаний к ЛФК, оценка факторов риска; 4) уточнение лечебных задач, решение которых возможно с использованием средств ЛФК; 5) подбор конкретных средств ЛФК в соответствии с намеченными лечебными задачами; 6) анализ подобранных средств, исходя из степени соответствия психомоторного развития и двигательного опыта возрастным (физиологическим) показателям; 7) выбор оптимальных форм ЛФК; 8) определение лечебной дозировки физической нагрузки; 9) формулировка и
запись назначений по лечебной физкультуре; 10) врачебная оценка эффективности применяемой в комплексном лечении ЛФК, в частности, на основании врачебных наблюдений за влиянием однократно проведенных занятий; 11) коррекция назначений по ЛФК при недостаточной эффективности или в связи с изменением состояния больного и новыми лечебными задачами.
П.2. ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ПЕДИАТРИИ
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Методика ЛФК — это совокупность практических приемов применения средств физической культуры, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач. ЛФК в детском возрасте, представляя собой сочетание медицинского, педагогического и психологического воздействия на больного ребенка, использует методику физического воспитания ребенка применительно к особенностям больного организма. Методика ЛФК определяется прежде всего целями и задачами лечения, лишь после уточнения которых приступают к подбору средств, выбору оптимальной формы их применения, определению дозировки физической нагрузки и т. д.
Методика определяет понятия, терминологию, характер связи ЛФК с другими медицинскими и педагогическими средствами. Теоретической ее основой является общая дидактика с учетом особенностей больного ребенка, возраста и клиники заболеваний и травм.
Задачи ЛФК. Если лечебные задачи можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния, то задачи ЛФК — та их часть, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. Задачи лечения (и лечебной физкультуры в частности) определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы. Так, например, при развитии дыхательной недостаточности у больного пневмонией ребенка в остром периоде болезни ведущей задачей лечения будет компенсация дыхательной недостаточности. При бронхиальной астме характерные для заболевания изменения внешнего дыхания на первый план выдвигают задачу улучшения бронхиальной проходимости, снятия явлений бронхоспазма, эвакуации патологического содержимого бронхов и т. п.
В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, характерными для основного процесса, а развивающейся индивидуальной картиной болезни и изменениями других органов и систем. Для примера можно привести задачу предупреждения деформаций опорно-двигательного аппарата у больного пневмонией ребенка раннего возраста с сопутствующим рахитом. В качестве лечебных задач нередко могут выступать лечебно-воспитательные, например нормализация психомоторного развития, восстановление утраченных двигательных навыков, восстановление нормальной структуры движения после травмы и т. д.
Подбор средств лечебной физкультуры. Показанием к назначению средств ЛФК в комплексной терапии является совпадение механизма их лечебного действия с требуемым по лечебным целям воздействием на пораженный орган или функциональную систему. Подбор же конкретных средств ЛФК при каждой нозологической форме составляет основу ее частной методики. В общем виде такой подбор осуществляется в соответствии с лечебными задачами, с учетом возраста больного ребенка и особенностей его психомоторного развития.
Подбор средств ЛФК в соответствии с лечебными задачами. По своей направленности лечебные задачи могут быть разделены на специальные, характерные только для данного вида патологии и общие, связанные с изменениями защитных сил, реактивности, характера роста и развития, эмоциональной сферы и т. д., встречающиеся, как правило, при многих заболеваниях ребенка.
Для решения общих лечебных задан преимущественное значение имеют механизмы стимулирующего и нормализующего действия. Чаще всего используют физические упражнения общеразвивающего характера, массаж, подвижные игры, подбираемые в соответствии с лечебно-охранительным режимом, средства закаливания с учетом особенностей лечебно-профилакти чес к ого учреждения. Для методики ЛФК в детском возрасте характерно и специфично сочетание общего и местного действия; лечебный эффект очень мал или вовсе отсутствует при изолированном применении специальных средств. Нередко приходится наблюдать, как специальные упражнения для увеличения подвижности пораженных суставов при инфекционных артритах, назначаемые вне ЛФК, для «разработки», приводят к болевым контрактурам и ухудшению подвижности.
Наоборот, решение некоторых частных, специальных задач может быть достигнуто благодаря применению средств ЛФК, вызывающих общефизиологический эффект. Так, нормализация некоторых показателей дыхания происходит под влиянием систематически применяемой физической нагрузки возрастающего характера.
Подбор средств ЛФК в соответствии с возрастными особенностями больного— важнейшее псэложение методики ЛФК в детской клинике. Эти средства позволяют предупредить возможную задержку в развитии движений ребенка, обеспечить соответствие ЛФК важнейшему дидактическому принципу доступности. По возрасту ребенка должны подбираться не только общеразвивающие упражнения, подвижные игры, но и специальные упражнения. Выбор средств ЛФК основывается на данных возрастной физиологии, и прежде всего физиологии движений. Отобранные для достижения лечебных целей физические упражнение, массаж, подвижные игры анализируют по их соответствию возрасту ребенка и дополняют упражнениями, необходимыми для тренировки имеющихся двигательных навыков (для детей раннего возраста — ползания, поворотов, изменений положения туловища и т. д.; для детей старших возрастов — навыка осанки, ходьбы, бега, метания и т. п.), если они адекватны назначенному ребенку режиму.
Подбор средств ЛФК с учетом психомоторного развития необходим, потому что больной ребенок нередко отстает от возрастной нормы. При этом не только исключают ранее намеченные средства из-за неподготовленности отстающего в развитии ребенка к их применению, но и намечают последовательность восстановления отстающего двнгательного навыка. Например, назначение ходьбы или циклического упражнения для ребенка 2 лет, отстающего в психомоторном развитии, заменяется назначением ползания на четвереньках. Ползание также представляет собой движение циклического типа, но дает возможность подготовки опорно-двигательного аппарата к ходьбе, укрепляя соответствующие мышечные группы. В дальнейшем ребенку в качестве подготовительных к ходьбе упражнений могут быть назначены физические упражнения из исходного положения стоя. Добившись восстановления хорошей опорной реакции, назначают ходьбу с поддержкой и, наконец, самостоятельные упражнения в ходьбе.
П.З. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЛФК в терапии любых заболеваний у детей применяется не только для решения лечебных задач, обус-. ловленных патологическим процессом, но и как ведущее средство предупреждений осложнений с нарушением психомоторного развития, снижением сопротивляемости детского организма.
При этом подбор средств ЛФК — гимнастических упражнений, массажа и др.— Видоизменяется в зависимости от имеющегося уровня психомоторного развития, который у больного ребенка часто отличается от нормального, физиологического. ЛФК в первую очередь ориентируется на возраст больного ребенка, что определяет методику и средства восстановления как уровня развития двигательной сферы в соответствии с физиологической нормой, так и возможности оптимальной адаптации к условиям жизни.
Исследование больного ребенка позволяет врачу, а в дальнейшем и инструктору лечебной физкультуры получить точное представление об особенностях развития его моторики, сравнить имеющееся психомоторное развитие с физиологической нормой и определить уровень отставания, а также конкретные элементы моторики, отсутствующие у него. Такой анализ необходим для уточнения средств ЛФК, адекватных возможностям больного ребенка. Так, при задержке психомоторного развития у больного гипотрофией ребенка могут даже во втором полугодии жизни наблюдаться врожденные безусловные двигательные рефлексы, при нормальном развитии исчезающие на 3-м месяце жизни. В связи с этим показано назначение рефлекторных гимнастических упражнений.
Индивидуальный выбор средств ЛФК для решения лечебных задач проводится сначала путем сопоставления теоретических представлений о генезе развития патологических симптомов или синдромов и возможных путей их ликвидации с представлениями о механизме лечебного действия тех или иных упражнений и приемов массажа. Отбор намеченных по лечебному действию упражнений и массажа продолжается на основе анализа индивидуального развития ребенка и его реакции на применяемые средства.
Например, для решения лечебной задачи улучшения и восстановления функции внешнего дыхания при пневмонии целесообразно использование дыхательных упражнений, активных гимнастических упражнений для всех мышечных групп в возрастающей дозировке при сочетании упражнений с дыханием. У больного ребенка 4 — б месяцев дыхательные упражнения невозможно использовать, так как они могут выполняться только активно. Подбор же общеразвивающих упражнений ограничивается имеющимися у ребенка активными движениями в виде поворотов туловища, приподнимания головы и плеч из положения лежа на животе, движений конечностей, стимулируемых игрушками. Их физиологический, лечебный эффект возможно усилить при включении предшествующего упражнениям массажа соответствующих мышечных групп (приемы поглаживания, растирания и разминания).
При отставании в развитии определенных движений подбирают средства стимуляции этих движений. Например, при отсутствии активных поворотов туловища — упражнения в поворотах при потягивании за ручку или путем поворота таза. Если движение не может быть реализовано из-за недостаточной мышечной силы, применяются избирательный массаж соответствующих мышечных групп, пассивные упражнения с включением этих же мышц, стимуляция их работы, затем гимнастические активные упражнения с помощью и т. д.
Наиболее распространенной формой ЛФК в этом возрасте является занятие, проводимое индивидуальным способом. Лишь при наличии хорошо обученного персонала и оборудованного для занятий с маленькими детьми кабинета возможно проведение малогрупповых занятий ЛФК. При этих же условиях следует назначать и утреннюю гимнастику, которая для детей раннего возраста проводится в виде коротенького сюжетного двигательного рассказа.
ЛФК показана для решения многих лечебных задач при заболеваниях пищеварительного тракта, хронических расстройствах питания, заболеваниях моче-выводящих путей, при эндокринной патологии, болезнях органов дыхания и многих других.
Частную методику ее применения рассмотрим на примере наиболее распространенных в раннем возрасте заболеваний.
11.3.1. Рахит
Задачи ЛФК: нормализация обмена веществ; предупреждение отставания и восстановление психомоторного развития ребенка; улучшение и нормализация функций пораженных при рахите органов и систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.); предупреждение возникновения деформаций опорно-двигательного аппарата и коррекция уже имеющихся.
В период разгара заболевания применение гимнастических упражнений способствует улучшению обмена веществ и компенсации его нарушений.
Методической особенностью применения упражнений является их подбор соответственно характеру двигательных нарушений. При вялости ребенка, отсутствии активных движений применяют пассивные упражнения в горизонтальных исходных положениях с предшествующим плоскостным поверхностным поглаживанием, добиваясь полного успокоения ребенка. Упражнения проводят осторожно, с максимальным щажением ребенка, обращение с которым должно предупреждать малейшие неприятные ощущения: Темп упражнений — медленный. При хорошем контакте с ребенком и наличии активных движений конечностей и туловища добавляют простые активные гимнастические упражнения или активные упражнения с помощью.
Благоприятный эффект оказывает поглаживающий массаж; он успокаивает ребенка, рефлекторно способствует нормализации дыхания, улучшает состояние кожи и мышц. В этот период другие приемы массажа (растирание, разминание, вибрация) могут вызвать неприятное ощущение в связи с часто выраженной гиперестезией. Поглаживающий массаж проводят в области живота, спины и конечностей. Массаж необходимо чередовать с гимнастическими упражнениями, начинать и заканчивать занятие приемами поглаживания.
В период реконвалесценции для достижения лечебного эффекта задачи ЛФК и средства их решения расширяются.
Для улучшения и нормализации некоторых видов обмена веществ используются гимнастические упражнения в соответствии с уровнем развития моторики и состоянием ребенка. Это преимущественно активные упражнения для конечностей с увеличивающимся числом повторений, упражнения с использованием сохранившихся у ребенка элементов двигательных навыков. Трофическое действие физических упражнений усиливается за счет массажа (поглаживание, растирание, разминание, вибрация).
Сочетание этих приемов массажа с ЛГ позволяет добиться быстрого восстановления тонуса и сократительной способности гипотонических мышц больного рахитом ребенка. В периоде реконвалесценции не только решается задача предупреждения дальнейших деформаций опорно-двигательного аппарата, но и возможна их коррекция. Предупреждению деформаций способствует сохранение режима ортопедической профилактики — горизонтальное положение ребенка, исключение однообразных положений и статических нагрузок, в том числе и связанных с длительным сохранением позы сидения и стояния.
Восстановление мышечного тонуса и повышение силовой выносливости в первую очередь должно быть достигнуто для крупных мышц, наиболее пораженных при рахите. Для этого применяют все приемы массажа избирательно на область спины, живота, ягодиц. В сочетании с массажем используют упражнения для мышц спины, брюшного пресса и ягодичных. При уже выявившихся деформациях позвоночника и грудной клетки коррекция достигается подбором упражнений с участием мышц, действующих в противоположном деформации направлении. Так, при рахитическом кифозе уменьшение деформации достигается при работе мышц — разгибателей спины.
Задача предупреждения отставания в психомоторном развитии может быть решена лишь с помощью физических упражнений, подбор которых должен точно соответствовать сохранившимся у ребенка движениям. Эти упражнения проводятся не только во время спе-' циальных занятий, но и в периоды бодрствования.
В период остаточных явлений должны быть полностью решены все лечебные задачи и обеспечена реабилитация больного ребенка. Роль ЛФК в этом периоде лечения становится ведущей. В процессе применения активных гимнастических упражнений восстанавливается нарушенная ранее адаптация к физической нагрузке, что в свою очередь обеспечивает нормализацию обмена. Гимнастические упражнения общеразвивающего характера выполняются из всех исходных положений для всех мышечных групп с возрастающим числом повторений.
Весьма важно использование средств ЛФК для решения специальных задач: коррекции деформаций опорно-двигательного аппарата, ликвидации отставания и диспропорций психомоторного развития. Корригирующие упражнения применяют, исходя из биомеханических особенностей упражнений и характера анатомического дефекта. Важным условием успеха коррекции является нормализация трофических процессов в костной ткани, суставно-связоч-ных образованиях и мышцах, т. е. успешное решение задач восстановления и нормализации обмена веществ при рахите.
Исходные положения для коррекции деформаций позвоночника — лежа на животе с валиком под грудью, лежа на уменьшенной опоре. Для коррекции деформаций грудной клетки — лежа на спине и на боку.
Непосредственно корригирующий эффект обеспечивают специальные упражнения, действующие на деформированный сегмент опорно-двигательного аппарата. Таковы упражнения для прямых и косых мышц живота при деформации грудной клетки, упражнения для пояснично-подвздошных мышц с помощью и самостоятельно (при согнутом под углом 90° тазобедренном суставе). Сложнее решается вопрос коррекции искривлений конечностей, ибо в большинстве случаев они не могут быть устранены физическими упражнениями, так как деформации возникают во фронтальной плоскости, а тяга мышц осуществляется в сагиттальной. Однако и в этом случае коррекция может быть достигнута систематическим применением массажа и физических упражнений за счет восстановления анатомической структуры и эластичности суставно-связочного аппарата. При нормальной двигательной активности по мере роста ребенка в значительной степени восстанавливается нормальная ось конечности: В тяжелых случаях изменений шеечпо-диафизарных углов бедра, саблевидной деформации бедра и голени консервативные способы коррекции оказываются несостоятельными, что еще более важной делает задачу предупреждения деформаций в периодах разгара и репараций.
Восстановление психомоторного развития ребенка — серьезная лечебная задача, требующая от врача и персонала отделения ЛФК скрупулезной и длительной работы. На основании анализа имеющегося уровня развития врач устанавливает, какие именно двигательные навыки нарушены, а также уточняются конкретные причины нарушений. К ним 'относится атрофия либо недостаточная сила мышц, обеспечивающих движение или позу; отсутствие активной двигательной реакции; дискоординация отдельных звеньев движения; патологические компенсации.
С помощью гимнастических упражнений и массажа восстанавливается нормальная деятельность атрофированных мышц, повышается их тонус и силовая выносливость. Следующим этапом восстановления или развития движения является воссоздание рефлекторного двигательного кольца произвольного движения за счет пассивных упражнений соответствующего сегмента конечности. При этом проприорецепторная импульсация обеспечивает необходимые нейрорефлек-торные условия для траектории будущего активного движения. При правильной методике выполнения упражнений и их стереотипном характере через 3— 4 дня, иногда раньше, возникают активные движения. С этого момента упражнения выполняются активно, с помощью, за счет чего сохраняется требуемая траектория движения. Как только с помощью элементарных упражнений восстановлены отдельные звенья будущего движения, переходят к упражнению в стимуляции такого движения.
Например, при отсутствии ползания па четвереньках обследованием установлена несостоятельность ягодичных мышц, их атрофия и патологическая гипотония. Последовательность развития навыка ползания в рамках занятий лечебной физкультурой будет следующей: избирательный массаж ягодичных мышц, все приемы; пассивные упражнения для ягодичной группы мышц в сочетании с массажем; упражнения в удержании отведенных назад бедер — из облегчающих исходных положений и с помощью инструктора; упражнения активные и активные с помощью для нижних конечностей из и. п. лежа на животе, на спине, на боку; упражнения в стимуляции ползания на четвереньках; упражнения в ползании на четвереньках.
В период остаточных явлений рахита решаются с помощью преимущественно общеразвивающих упражнений и подвижных игр такие задачи лечения, как повышение неспецифической сопротивляемости организма ребенка и нормализация его психоэмоциональной сферы.
Из форм ЛФК при рахите рекомендуются специальные занятия, элементы лечебной физкультуры, которые должны включаться в режим жизни ребенка, обеспечивать его достаточную двигательную активность и профилактику осложнений заболевания.
Методика ЛФК должна строиться с учетом возрастных особенностей организма, клиники рахита, нарушений психомоторного развития.
Занятия с ребенком в период разгара должны включать физические упражнения (30 — 40% времени) в чередовании с массажем (60 — 70% времени). Общая длительность занятий 10—12 мин. При необходимости занятия проводятся дважды.
Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа — лежа. Категорически исключаются статические нагрузки на конечности и позвоночник. Для профилактики деформаций опорно-двигательного аппарата ребенка врач и методист должны обеспечить правильное устройство кроватки ребенка, которая должна представлять собой многоточечную опору, не дающую возможности прогибания и деформации скелета ребенка. Лучше всего этим требованиям соответствует плоский матрац из поролона с гигиеническим покрытием. Следует избегать длительного нахождения ребенка в однообразной позе в кроватке или на руках. Обязательна частая смена положения, а при начальных стадиях деформаций — использование для укладки ребенка различных валиков, подушечек и прокладок. Способ проведения занятий — индивидуальный.
В период реконвалесценции общая длительность занятия 13—15 мин. Помимо специальных занятий, во время бодрствования ребенка должны включаться индивидуальные назначения: для выполнения родителями или персоналом выкладывания на живот на жесткой опоре, с валиком, без валика, стимуляции ползания и подползания. Метод занятий индивидуальный.
В период остаточных явлений в занятие включаются гимнастические упражнения из всех исходных положений, упражнения по развитию отстающих двигательных навыков. Для поддержания положительного эмоционального тонуса применяются яркие игрушки, пособия. Метод проведения занятий индивидуальный.
Заведующий кабинетом (отделением) ЛФК больницы, врач по ЛФК разрабатывают схемы занятий по лечебной физкультуре для каждого периода рахита. Схема используется инструкторами ЛФК для составления индивидуальных конспектов по лечебной физкультуре на основании врачебных назначений.
11.3.2. Гипотрофия
Гипотрофия — хроническое расстройство питания у детей. В патогенезе гипотрофии основную роль играет голодание при количественном недоедании, качественно неполноценном питании, а также при неспособности использовать принятую пищу. Под влиянием голодания развиваются функциональные и морфологические изменения в пищеварительных органах (снижение моторики, секреции), в системах кровообращения и дыхания, извращается обмен веществ, существенно нарушается нервная деятельность. В мышечной системе под влиянием нарушенного обмена веществ и изменений нервной деятельности происходит истончение мышечных волокон, нарушение их сократительной способности. Характерно отставание в психомоторном развитии (отставание развития двигательных навыков, неравномерное нервно-психическое развитие). Все это приводит к задержке и нарушению физического развития ребенка, к значительному снижению его защитных сил.
В комплексном лечении больных гипотрофией ЛФК используется как средство патогенетической и стимулирующей терапии.
Задачи ЛФК: улучшение и нормализация обмена веществ; нормализация и стимуляция основных нервных процессов; улучшение и нормализация функции пищеварительного аппарата; улучшение и нормализация функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем; предупреждение и ликвидация отставания в психомоторном развитии; повышение уровня неспецифической сопротивляемости организма ребенка.
Для решения поставленных задач используются рефлекторные, пассивные, а затем и активные физические упражнения в соответствии с уровнем развития моторики. Повышение лечебного эффекта упражнений при их малой дозировке достигается широким использованием массажа.
При гипотрофии I степени гимнастические упражнения и массаж применяются в соответствии с индивидуальными особенностями заболевания, с уровнем психомоторного развития ребенка по методике, близкой к физическому воспитанию детей соответствующего физиологического возраста с большей дозировкой массажа. Гимнастические упражнения рефлекторные, а при возникновении активных движений — активные с небольшим числом повторений. Ведущее место в занятиях занимает общий поглаживающий массаж туловища и конечностей.
С уменьшением повышенного тонуса мышц-сгибателей вводят пассивные гимнастические упражнения для конечностей с предшествующим поглаживающим массажем.
При гипотрофии II и III степени в связи с глубокими функциональными и морфологическими нарушениями резко задержано психомоторное развитие ребенка, активные движения в большинстве случаев отсутствуют. Для решения лечебных задач возможно использование поглаживающего массажа, некоторых рефлекторных упражнений. Применение пассивных упражнений противопоказано.
Из форм ЛФК при гипотрофии рекомендуются индивидуальные занятия ЛФК, содержание которых строится в соответствии с лечебными задачами. При этом необходимо строго соблюдать принципы постепенности увеличения физической нагрузки, последовательности физических упражнений и приемов массажа. Следует учитывать, что дети, страдающие гипотрофией, быстро утомляются, в связи с чем особенно важно соблюдать принцип рассеянной нагрузки.
При гипотрофии терморегуляция нарушена, дети легко переохлаждаются, поэтому при проведении ЛГ и массажа следует обнажать ребенка не полностью и соблюдать температурный режим в помещении. Снижение иммунологических свойств больного гипотрофией ребенка, сопротивляемости его организма к внешним воздействиям вызывает опасность инфицирования кожных покровов при массаже, поэтому следует особо строго соблюдать правила гигиены при занятиях ЛФК с такими детьми.
Длительность занятий при гипотрофии III степени — 5 — 8 мин; II степени — 8 — 15 мин; I степени — 15 — 18 мин.
Об эффективности применения ЛФК можно судить по положительной динамике клинической картины, улучшению физического развития, включая восстановление двигательных навыков, их соответствие возрасту, улучшению субъективной реакции ребенка на занятия ЛФК-
П.4. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
11.4.1. Бронхолегочные болезни
Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка.
При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют в особых условиях, обеспечивающих потребность организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы недостаточны.
При заболеваниях органов дыхания нарушается тонкий приспособительный механизм, обеспечивающий адекватное включение многочисленных звеньев функциональной системы дыхания и предупреждающий нарушения гомеостаза.
ЛФК обеспечивает восстановление нейрогумораль-ной регуляции дыхания, приспособительную перестройку его в целях обеспечения жизнеспособности детского организма, восстанавливает согласованную работу дыхательной мускулатуры, устраняет дискоордииацию основных и вспомогательных дыхательных мышц, возникающую при нарушениях произвольной регуляции дыхания. Произвольное изменение дыхания во время выполнения упражнений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе словесных раздражителей. Чем раньше включаются дыхательные упражнения в методику занятий, тем больше их эффект. Приспособительная перестройка дыхания, компенсация развивающейся дыхательной недостаточности под влиянием средств ЛФК используется в острой стадии дыхательных расстройств. Необходимо учитывать и непосредственное влияние мышечной работы на вентиляцию и газообмен,, проявляющиеся в улучшении альвеолярной вентиляции, повышении коэффициента использования кислорода и т. д. Важнейшую роль в лечебном эффекте физических упражнений и массажа играет их трофическое действие, изменение условий лимфо- и кровоснабжения легочной ткани, улучшение репаративных процессов в трахее, бронхах и бронхиолах, уменьшение застойных явлений и отека, рассасывание патологических инфильтратов и т. д. Средства ЛФК способствуют восстановлению равномерности вентиляции, улучшают альвеоло-капил-лярные взаимоотношения, восстанавливают соответствие легочной вентиляции и легочного кровотока, приводят к улучшению диффузии газов в легких.
Физические упражнения, адекватные возможностям больного ребенка, вызывают некоторое улучшение бронхиальной проходимости, особенно усиливающееся под воздействием специальных упражнений. Ряд средств ЛФК при особой методике их применения вызывает улучшение дренажной функции бронхов и эвакуацию патологического содержимого.
ЛФК при пневмонии у детей раннего возраста. В разгаре клинических проявлений ведущей задачей ЛФК является компенсация дыхательной недостаточности и улучшение эмоционального тонуса, успокоение ребенка. С этой целью применяют общий массаж туловища и конечностей (прием поглаживания) с принятием мер против охлаждения ребенка. Положение во время процедуры лежа на спине и на боку, обнажается только массируемый участок тела. Массажные движения производят плавно, в медленном темпе. Кроме поглаживания, урсжению и углублению дыхания и нормализации его ритма способствуют пассивные гимнастические упражнения для ног и рук в медленном темпе. Снятию метеоризма, улучшению функции кишечника и уменьшению беспокойства ребенка способствует также массаж живота, включающий приемы поглаживания и поверхностного плоскостного растирания.
В периоде обратного развития ЛФК имеет целью обеспечение стойкой компенсации дыхательной недостаточности и постепенного восстановления функции внешнего дыхания, ускорение рассасывания патологических очагов в легких, улучшение других систем, нарушенных пневмоническим процессом (сердечнососудистой, пищеварительной), а также постепенное восстановление психомоторной сферы больного. Занятия проводят индивидуально, включают избирательный массаж грудной клетки (все приемы), активные и с помощью упражнения для мышц пояса верхних конечностей и грудной клетки, активные гимнастические упражнения в соответствии с уровнем психомоторного развития ребенка, а также упражнения и приемы стимуляции и тренировки утраченных или отстающих в развитии двигательных навыков. Длительность занятий с 5—8 мин в остром периоде увеличивается до 10—12 мин.
В периоде остаточных явлений ЛФК проводится интенсивно и длительно. Включают упражнения в целостных движениях, соответственно умениям ребенка (ползание, переход в положение сидя и стоя, ходьба, бросание). Для активизации репаративных процессов в легких — избирательный массаж грудной клетки и упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки. Длительность занятий — 15—20 мин.
Лечебная физкультура при пневмониях у детей дошкольного и школьного возраста. Назначается с первых дней заболевания. Методика строится в соответствии с лечебными задачами на основе назначенного лечебно-охранительного режима.
В разгаре клинических проявлений, на постельном режиме ведущими задачами ЛФК являются уменьшение и компенсация дыхательной недостаточности, уменьшение застойных явлений в легких, нормализация эмоционального тонуса ребенка и активизация его защитных сил. Специальными средствами ЛФК являются простые гимнастические упражнения для средних мышечных групп, выполняемые в медленном темпе и из облегчающих исходных положений. Эти упражнения приводят к преобразованию ритма дыхательных движений, углублению и урежению дыхания. Тем самым увеличивается компенсаторный эффект защитной реакции детского организма — одышки, при которой гипервентиляция идет преимущественно за счет учащения дыхания, не сопровождаясь увеличением альвеолярной вентиляции. Кроме того, при одышке вовлекается в работу дыхания большое количество вспомогательных мышц, резко увеличивая потребление кислорода па дыхание. Перестройка дыхательных движений под влиянием физических упражнений не только увеличивает эффективность дыхания, но и уменьшает излишний расход энергии на дыхательный акт. Кроме того, включение упражнений позволяет использовать в лечебных целях тесную физиологическую связь моторики и дыхания, вызывающую улучшение дыхания на всех уровнях — более равномерную и эффективную вентиляцию, улучшение и восстановление нарушенных патологическим процессом взаимоотношений диффузии газов в легких, увеличение артериовенозной разницы за счет усиления поглощения кислорода тканями, улучшение транспорта газов кровью.
При значительных нарушениях дыхания могут использоваться пассивные гимнастические упражнения в медленном темпе, выполняемые инструктором. При дыхательной недостаточности I и II степени, если ребенок может согласовывать движения с дыханием, эффективно раннее включение в методику занятий дыхательных упражнений. На постельном режиме используют дыхательные упражнения в медленном темпе, без сопротивления дыханию и его форсирования, статического и динамического (с включением малых и средних мышц) характера. Улучшение кровоснабжения легких и уменьшение застойных явлений достигается как за счет всех видов применяемых на постельном режиме упражнений, так и за счет
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 20
преимущественно связанных с лимфо- и кровоснабжением легких упражнений для мышц верхних конечностей и грудной клетки. Для решения указанных задач можно также использовать массаж туловища и конечностей, массаж грудной клетки. Исходные положения для большинства упражнений лежа и сидя. Длительность занятий не превышает 12—15 мин, физическая нагрузка — слабая и ниже средней.
В периоде обратного развития ведущими задачами ЛФК являются закрепление достигнутого компенсаторного эффекта, улучшение показателей внешнего дыхания и расширение его резервных возможностей, ускорение рассасывания воспалительных инфильтратов в легочной ткани, нормализация функции сердечно-сосудистой системы, восстановление и улучшение двигательных навыков больного ребенка, приспособление организма к физическим нагрузкам в пределах палатного режима.
Применяют общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения прикладные, игры средней подвижности, выполняемые из всех исходных положений. В качестве специальных используются все варианты дыхательных упражнений, в том числе и дыхание с сопротивлением, упражнения для мышц пояса верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения (рис. 11.1). Важную роль играют исходные положения, способствующие активизации дыхания в пораженном сегменте и доле легкого. Интенсивность физической нагрузки в занятиях ЛФК на палатном режиме — средняя. Кроме занятий, используются и такие формы ЛФК, как утренняя гигиеническая гимнастика, элементы лечебной физкультуры во время прогулок (дозированная ходьба, подвижные игры), для детей школьного возраста — самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения.
В периоде остаточных явлений и выздоровления за дачами ЛФК являются полное восстановление и нормализация внешнего дыхания, увеличение* резервов дыхания, достаточное для обеспечения любых нагрузок домашнего и школьного режима, восстановление двигательной сферы в соответствии с возрастными особенностями, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма, восстановление нормальной физической работоспособности.
Ведущую роль в методике ЛФК играют общераз-вивающие упражнения для всех мышечных групп из всех исходных положений, частично заимствуемые из возрастных программ физического воспитания, упражнения прикладного и спортивного характера, игры средней и большой подвижности. Использование специальных видов гимнастических упражнений — дыхательных, в расслаблении, дренажных — проводится для закрепления достигнутого эффекта нормализации дыхательного акта, а также для устранения остаточных явлений воспалительного процесса в бронхах. Интенсивность физической нагрузки в занятиях и при проведении других форм ЛФК — средняя и выше средней. Это достигается не только увеличением длительности выполнения упражнений, их подбором, но и включением отягощения, сопротивления. Допускается выполнение упражнений из исходных положений, затрудняющих дыхание: лежа на животе, в упоре на руки и т. д. Длительность специальных занятий ЛФК для детей школьного возраста достигает 35 — 40 мин, для дошкольников 25 — 30 мин.
Контроль за эффективностью применяемой ЛФК проводится на всех этапах лечения по динамике клинической картины, изменениям функциональных показателей внешнего дыхания в покое, по результатам наблюдений во время занятий ЛФК. В последнем случае оценивается индивидуальная переносимость физической нагрузки, изменение отдельных показателей дыхания до и после занятий, скорость восстановления и т. д.
Данные таких наблюдений позволяют своевременно вносить коррективы в содержание занятий.
Реконвалесцеиты после острой пневмонии в случае,
если они не направляются в отделения реабилитации или местный санаторий, проходят восстановительное лечение в поликлинике. Важнейшей стороной такого лечения является ЛФК. Занятия, проводимые в кабинете ЛФК не реже трех раз в неделю и сочетаемые с домашним выполнением заданий врача по индивидуальной методике, обеспечивают восстановление всех показателей дыхания до возрастной нормы, полную адаптацию к обычным условиям жизни, учебы и занятий физкультурой и спортом, восстановление двигательных навыков и умений, нормализацию других функциональных систем, т. е. полную медицинскую реабилитацию ребенка. Методика занятий постепенно приближается к методике физического воспитания здорового ребенка, основное содержание занятий составляют общеразвивающие упражнения, упражнения прикладного характера, упражнения с предметами и на снарядах. Решение поставленных задач возможно лишь при постоянном тренирующем воздействии физической нагрузки, поэтому она поддерживается на уровне средней и выше средней с учетом возрастающей адаптации организма ребенка.
11.4.2. Бронхиальная астма
Задачи ЛФК: снижение повышенного тонуса гладкой мускулатуры бронхов, уменьшение отечности и набухлости слизистой, уменьшение проявлений дискри-нии, т. е. устраняются основные патофизиологические моменты нарушения бронхиальной проходимости. Существующий опыт использования ЛФК при бронхиальной астме у детей и клинико-физиологический анализ применяющихся средств позволяют считать, что она может назначаться для решения следующих лечебных задач: а) улучшения и нормализации бронхиальной проходимости; б) улучшения эвакуаторной функции бронхиального дерева; в) улучшения и нормализации внешнего дыхания; г) десенсибилизации организма ребенка; д) нормализации основных нервных процессов; е) предупреждения деформаций опорно-двигательного аппарата; ж) повышения неспецифической сопротивляемости.
Средства ЛФК для решения специальных задач: дыхательные упражнения с удлиненным выдохом, двигательные упражнения со ступенчато-удлиненным выдохом, т. е. «саккадированнос дыхание», дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физиологический вибрационный* массаж, вызывающий снижение тонуса гладкой мускулатуры), упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и мышц грудной клетки, дренажные упражнения, корригирующие упражнения. Для решения специальных задач при бронхиальной астме, особенно у детей раннего возраста, эффективно применение избирательного массажа грудной клетки (приемов поглаживания и вибрации). Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых определяется периодом заболевания, возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями и переносимостью физических нагрузок.
Методика ЛФК строится в зависимости от назначенного лечебно-охранительного режима и периода заболевания.
Во время приступа бронхиальной астмы и при астматическом состоянии занятия проводят индивидуально, при отсутствии противопоказаний (тяжелое состояние, сердечная недостаточность, резко негативное отношение ребенка к ЛФК). Положение — лежа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, что обеспечивает свободную экскурсию грудной клетки. Применяются знакомые ребенку приемы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с удлиненным выдохом и «звуковая гимнастика», приемы вибрационного и поглаживающего массажа.
В постприступном периоде ЛФК проводят в форме индивидуальных или малогрупповых занятий с использованием общеразвивающих упражнений с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лежа, сидя и стоя, упражнений для мышц верхнего пояса конечностей и грудной клетки, упражнений в расслаблении, всех вариантов дыхательных специальных упражнений. Вводят игры малой подвижности. Занятия проводят на положительном эмоциональном фоне. Упражнения со сложной координацией движений исключают. Уровень физической нагрузки — ниже среднего; длительность занятий от 10 до 15 мин.
У детей раннего возраста при явлениях астматического бронхита занятия включают общий поглаживающий массаж туловища и конечностей, активные гимнастические упражнения в соответствии с уровнем двигательных умений ребенка с увеличением числа повторений упражнений для рук, мышц грудной клетки, массаж грудной клетки, с использованием всех приемов, с акцентом на вибрацию и поглаживание.
В межприступном периоде ЛФК применяют в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых ребенком индивидуальных назначений. Из средств ЛФК применяются разнообразные гимнастические упражнения из всех исходных положений, обеспечивающие планомерное увеличение физической нагрузки, физические упражнения прикладного типа, подвижные игры. Специальные упражнения обеспечивают закрепление достигнутого лечебного эффекта, их доля относительно уменьшается. Применяют упражнения для обучения навыку полного дыхания, дыхательные упражнения динамические, упражнения в расслаблении. Занятия ЛФК проводят систематически, после выписки из стационара они продолжаются в санатории, в кабинете ЛФК поликлиники. При возобновлении занятий в школе дети, состоящие на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы, занимаются физкультурой в специальной медицинской группе.
Углубленная разработка ЛФК при бронхиальной астме привела к появлению методик с применением увеличенных физических нагрузок, направленных не только на решение специальных задач, но и на повышение толерантности к физической нагрузке и увеличение физической работоспособности. При их применении в детской клинике следует учитывать такой специфический для бронхиальной астмы феномен, как посленагрузочный бронхоспазм.
11.4.3. Хронические заболевания органов дыхания
К хроническим заболеваниям органов дыхания у детей относятся те формы, которые имеют в основе необратимые изменения в бронхолегочном аппарате Главное место среди них занимает хронический бронхит и хроническая пневмония, пороки развития, хроннческис легочные нагноения, муковисцидоз, поражение легких при системных заболеваниях.
В фазе выраженного обострения больным назначают постельный, реже полупостельный режим. З'анятия ЛФК проводят индивидуальным или малогрупповым способом. В соответствии с ведущими лечебными задачами в занятия включают упражнения для мышц грудной клетки и пояса верхних конечностей; дыхательные упражнения; дренажные упражнения из исходных положений соответственно локализации поражения бронхов; общеразвивающие упражнения и подвижные игры соответственно возрасту ребенка и двигательному режиму. Важную роли играет включение упражнений в расслаблении и обучение правильному дыханию (при отсутствии анатомических препятствий). У больных обструктивные нарушения бронхиальной проходимости приводят к усиленной деятельности основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры, что приводит к дискоординации в работе дыхания и еще большим нарушениям механики дыхательного акта. Расслабление, достигаемое произвольно или с помощью приемов массажа (поглаживание, вибрация), дает возможность до некоторой степени снять повышенную возбудимость дыхательного центра, способствует нормализации тонуса дыхательных мышц, создает выгодные условия для их тренировки во время последующих дыхательных упражнений. Учитывая значительное снижение физической работоспособности у таких детей, низкие адаптивные способности организма и поражение внутренних органов, занятая ЛФК проводят при слабой физической нагрузке, длительностью не более 10—15 мин, по 2—3 раза в день, что позволяет добиться требуемого лечебного эффекта.
В фазе стихания обострения задачи ЛФК дополняются необходимостью перестройки внешнего дыхания для стойкой компенсации дыхательной недостаточности, а затем увеличения резервных возможностей аппарата дыхания. Используется стимулирующее действие на организм больного общеразви-вающих упражнений, способствующих нормализации его реактивности, десенсибилизации, повышению неспецифических защитных реакций, сочетаемое со специальными средствами физкультуры, обеспечивающими восстановление бронхиальной проходимости,
эвакуацию патологического содержимого бронхов, расширение функциональных возможностей дыхания. Уменьшение воспалительного процесса в бронхах достигается разнообразными дыхательными упражнениями, гимнастическими упражнениями для сегмен-тарно связанных с легочным кровообращением мышц.
В этой фазе шире используют дыхательные упражнения по звуковой методике с удлиненным выдохом, с умеренным сопротивлением дыханию. Дренажные упражнения проводят одновременно с постуральным дренажем, либо изолированно. Обеспечивается частая смена исходных положений, выполнение дренажных упражнений с усиленным выдохом и кашлевыми толчками. Для коррекции отклонений осанки включают упражнения для развития мышечного корсета и корригирующие. Физическая нагрузка во время занятий — средняя. Кроме занятий, ЛФК проводится в форме утренней гимнастики, самостоятельно выполняемых индивидуальных назначений. Адаптация к физической нагрузке дыхательной системы и всего организма обеспечивается расширением двигательного режима, удлинением времени проведения занятий до 25— 30 мин и постепенным увеличением физической нагрузки.
В фазе начала ремиссии ЛФК проводится во всех возможных в стационарных условиях формах: утренней гимнастики, специальных занятий, самостоятельно выполняемых заданий и элементов ЛФК в режиме дня. Ведущими ее задачами являются восстановление адаптации организма ребенка к нагрузкам домашнего режима, закрепление достигнутой компенсации дыхательной функции, увеличение резервных возможностей дыхания, повышение неспецифической сопротивляемости, а также нормализация его реактивности, двигательной сферы, других пораженных органов. Из средств ЛФК используют разнообразные физические упражнения, преимущественно для средних и крупных мышц, упражнения прикладного характера, ходьбу, бег, прыжки, бросание и метание, лазание, гимнастические упражнения со снарядами и пособиями, игры средней и большой подвижности, в том числе и с элементами спортивных игр. Доля специальных упражнений относительно уменьшается, но они используются в методике ЛФК, обеспечивая лечебное воздействие на дыхательную функцию, бронхиальную проходимость, лимфо- и кровоснабжение легочной ткани, поддерживая достигнутый на предыдущих этапах эффект. Уровень физической нагрузки — средний и выше среднего.
В периоде ремиссии хронических заболеваний ЛФК проводится во всех лечебных и лечебно-профилактических учреждениях соответственно этапам медицинской реабилитации больных детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями. ЛФК является одним из ведущих средств, предупреждающих обострение процесса, решая следующие задачи: повышение неспецифической сопротивляемости организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды, нормализация его реактивности, десенсибилизации, повышение физической работоспособности, адаптация к физическим нагрузкам домашнего, школьного характера, в том числе физкультурным и спортивным занятиям. Специальными задачами в периоде ремиссии являются поддержание функциональных резервов дыхания на достаточном для обеспечения обычных возрастных нагрузок уровне, предупреждение развития ателектазов, нарушений бронхиальной проходимости, сохранение достигнутых компенсаций. Наиболее эффективно проведение реабилитации больных в специализированном центре.
Этапность проводимых мероприятий отражается прежде всего на двигательном лечебно-охранительном режиме, являющемся основой всех других реабилитационных мероприятий. На тренирующем режиме, назначаемом при благоприятной клинической и функциональной динамике, проводятся все формы ЛФК. Используют общеразвивающие и прикладные упражнения в пределах режима, средства физической культуры, заимствуемые из соответствующих возрастных программ физического воспитания, отрабатывают технику выполнения основных движений, воспитывают и закрепляют навык правильной осанки. Нагрузка постепенно повышается, оставаясь на уровне средней за счет возрастающей физической работоспособности. Упражнения соревновательного характера и сдача норм исключаются, как связанные с предельными напряжениями. Это не исключает возрастания нагрузок при улучшении адаптивных возможностей организма, для чего применяют упражнения со снарядами и пособиями, различного рода отягощения, упражнения спортивного характера и т. д. Специальные упражнения, описанные в методике ЛФК при обострении, входят в содержание всех форм ЛФК, обеспечивая решение специальных лечебных и реабилитационных задач. Хорошее тренирующее действие на организм ребенка оказывают пешие походы увеличивающейся продолжительности, ходьба на лыжах, катание на коньках.
На щадящем режиме, назначаемом детям с тяжелыми распространенными поражениями легких, ЛФК по своему характеру и содержанию приближается к описанной в фазе начала ремиссии. У таких больных соблюдается строгая постепенность в возрастании нагрузок с учетом индивидуальной переносимости, чаще осуществляются функциональные исследования дыхания в процессе занятий, чтобы подобрать оптимальное соотношение специальных и общеразвивающих упражнений. Ограничено применение спортивных упражнении, осваивается техника спортивных движений. В то же время ЛФК строится таким образом, чтобы повысить эмоциональный тонус больных, выработать у них настойчивое и упорное желание выздоровления. Сочетание ЛФК с лечебной педагогикой и психотерапией позволяет резко увеличить эффективность занятий. В содержание последних, помимо общеразвивающих и прикладных, включаются подвижные игры, которые могут быть подобраны и для решения специальных задач (исправление осанки, обучение правильному дыханию). Дыхательные, дренажные, в расслаблении и другие специальные упражнения выполняют не только во время занятий, но и включают в другие формы ЛФК. В режиме дня предусматривают проведение постурального дренажа в сочетании с дыхательными и дренажными упражнениями.
Достигнутые в санатории или реабилитационном центре результаты лечения закрепляются в детской поликлинике, где дети с хроническими бронхолегочны-ми заболеваниями находятся под диспансерным наблюдением.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. Больной В., 8 лет. Находится на стационарном лечении i;o поводу левосторонней полисегментарной пневмонии. Болен 4-й день. Состояние средней тяжести, температура субфебрильная.
Дыхание ритмичное, 46 в 1 минуту. Аускультативно слева выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы, дыхание ослабленное. Перкуторно — притупление слева под лопаткой. Тоны сердца несколько приглушены, шумы не выслушиваются. Пульс 120 уд/мнн, ритмичный. Рентгенологически — усиление легочного рисунка, слева участок инфильтрации, сливающийся с тенью сердца. Диафрагма подвижна. В анализе крови — умеренный нейтрофильный лейкоцитоз, СОЭ 20 мм в час. Спирография — МОД — 4200, МВЛ — 24 л, ЖЕЛ — 1200 мл.
Сформулируйте основные лечебные задачи.
Какие из этих задач могут быть решены средствами ЛФК?
Подберите средства ЛФК для каждой из намеченных задач.
Сформулируйте назначения по ЛФК для данного больного.
Укажите факторы риска для назначения и проведения ЛФК. Задача 2. Больной Е., 9 мес. Родители обратились к участковому
педиатру после выписки из стационара, где ребенок находился в течение 3 нед по поводу обструктивного бронхита. Заболел впервые. В анамнезе в 4-месячном возрасте при введении прикорма — аллергический дерматоз. Находится на естественном вскармливании.
Состояние ребенка удовлетворительное. Отмечаются слабо выраженные проявления дерматоза в области щек. Развернута нижняя апертура грудной клетки, увеличен живот. Тонус мышц понижен. Со стороны внутренних органов без особенностей. Дыхание жестковатое, 32 в 1 минуту, чистое. Психомоторное развитие — ребенок хорошо ползает на животе, поворачивается самостоятельно с живота на спину и со спины на живот.
1. Каков предположительный диагноз основного и сопутствую-
щего заболевания?
2. Сформулируйте ведущие лечебные задачи.
Назначьте ЛФК данному ребенку с учетом степени отставания в развитии, имеющихся «фоновых» состояний (рахит, гипотрофия, анемия, аллергия и т. д.).
Какие упражнения показаны для нормализации психомоторного развития на данном этапе лечения?
Какие средства ЛФК могут обеспечить нормализацию бронхиальной проходимости?
Каким образом можно определить эффективность назначенной ЛФК?
И.5. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
ЛФК на всех этапах лечения сердечно-сосудистых заболеваний у детей позволяет обеспечить постепенное приспособление системы кровообращения и организма ребенка в целом к возрастающим физическим нагрузкам, сначала в соответствии с расширяющимся двигательным лечебно-охранительным режимом, а потом и применительно к требованиям детского учреждения или домашних условий. Тактика врачебных действий и методика ЛФК при каждом из заболеваний сердечнососудистой системы у детей определяется клиническими особенностями болезни, патогенезом и индивидуальными возрастными особенностями больного ребенка.
11.5.1. Ревматизм
Больным детям назначается лечебно-охранительный режим, исходя из состояния, активности процесса, характера и глубины поражения, индивидуальных особенностей ребенка. Наиболее распространены строгий постельный — 1а, постельный — 16, полу постельный — Па, палатный — Пб, общий — III режимы.
ЛФК в активной фазе ревматизма направлена на решение перечисленных задач, адекватных особенностям метода. Компенсация недостаточности кровообращения обеспечивается за счет активации экстракардн-альных факторов кровообращения с помощью средств ЛФК. Такое действие оказывают дыхательные упражнения, увеличивающие присасывающее действие грудной клетки по отношению к венозному кровотоку, физические упражнения, осуществляющие участие в кровообращении мышечного фактора. Под влиянием физических упражнений улучшается кровоснабжение миокарда, улучшается обмен веществ, обеспечиваются наилучшие условия для репаративных процессов.
В неактивной фазе ревматизма дети состоят на диспансерном учете кардиоревматологического кабинета поликлиники. В большинстве случаев дети после стационара направляются в местный кардиоревматоло-гический санаторий. Задачи этого этапа: полная ликвидация активности ревматического процесса; нормализация функции сердечно-сосудистой системы, а при образовании порока — стойкая его компенсация; повышение неспецифической сопротивляемости и нормализация реактивности больного; нормализация физического развития; адаптация к предстоящим физиг ческим и психическим нагрузкам. В условиях санатория основное средство реабилитации — лечебно-охранительный режим, включающий не только регламентируемые двигательные нагрузки, но и широкое использование естественных факторов природы, школьные занятия, экскурсии, туризм и т. д. Таких режимов три — тонизирующий, щадящий и индивидуальный. Ведущим средством реабилитации остается ЛФК, проводимая в разнообразных формах. Утренняя гимнастика и специальные ежедневные занятия желательно проводить в музыкальном сопровождении. Подбор средств ЛФК определяется возрастными особенностями детей, а дозировка физической нагрузки — достигнутым ранее уровнем адаптации к ней. На тонизирующем режиме могут использоваться спортивные виды физических упражнений, ограниченные во времени и нагрузках спортивные игры, ближний туризм.
При возобновлении занятий в школе или посещении детского учреждения состоящие на диспансерном учете дети занимаются ЛФК в поликлинике. В школе их направляют в подготовительную медицинскую группу, а при наличии сформировавшегося порока сердца — в специальную группу.
11.6. ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ЛФК при заболеваниях органов пищеварения у детей является важным средством терапии, обеспечивающим решение как патогенетических, так и обще-стимулирующих задач.
11.6.1. Хронический гастрит
Задачи ЛФК: уменьшение воспалительных изменений, активизация репаративных процессов, восстановление ферментативной активности. Увеличение секреторной функции достигается умеренной физической нагрузкой, назначаемой за 1,5—2 ч до или после приема пищи; угнетение — при назначении физических упражнений в период действия пищевой доминанты, т. е. непосредственно перед и сразу после приема пищи. Повышенная секреторная и двигательная активность снижается при выполнении физических упражнений в медленном темпе, при монотонном характере движений. Наоборот, эмоционально насыщенные физические упражнения стимулируют функцию желудка.
Средства и формы ЛФК. Методика ЛФК при хронических гастритах с пониженной секреторной функцией складывается из общеразвивающих упражнений в соответствии с возрастными особенностями и двигательным режимом, проводимыми частично по игровой методике, с яркими пособиями, с небольшим числом повторений, игр малой и средней подвижности.
Специальные упражнения — для мышц бр-юшного пресса (количество этих упражнений повышается по мере наступления ремиссии), дыхательные упражнения статические и динамические, медленная ходьба. Исходные положения имеют значение не только для регулирования нагрузки, которая должна оставаться умеренной, но и для воздействия на внутрибрюшное давление. При выраженных клинических явлениях гастрита — лежа на спине, полулежа, сидя. При стихании болей и уменьшении диспепсических расстройств — лежа на спине и на боку, сидя, стоя, в ходьбе. В начале ремиссии возможно осторожное повышение внутри-брюшного давления и включение исходного положения лежа на животе. Время проведения специальных занятий — за 2 ч до приема пищи, других форм ЛФК — через 1,5—2 ч после еды. В сочетании с физическими упражнениями или в форме самостоятельной процедуры проводится массаж передней брюшной стенки, включающий приемы поглаживания, растирания и разминания.
При гастритах с сохраненной или повышенной секреторной функцией занятия ЛФК проводят на среднем уровне физической нагрузки, а при достаточной подготовленности больных — при нагрузке выше средней интенсивности, заканчиваясь непосредственно перед приемом пищи. Содержание занятий и других форм ЛФК составляют упражнения для крупных и средних мышечных групп с большим числом повторений, маховые движения, упражнения со снарядами. В процессе проведения курса ЛФК допускают постепенную смену упражнений. Для воздействия на секреторную и моторную функции желудка и трофические процессы включают, кроме общеразвивающих, специальные упражнения в диафрагмальном дыхании, в расслаблении. Упражнения для мышц брюшного пресса при болевом синдроме исключают, затем их вводят в содержание занятий в постепенно нарастающем количестве.
11.6.2. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
Язвенная болезнь встречается у детей преимущественно школьного возраста. ЛФК играет существенную роль в этиопатогенетической терапии, способствуя решению таких общих задач, как нормализация деятельности ЦНС, восстановление нарушенных кортико-висцеральных связей, нормализация эмоционального тонуса, стимуляция трофических процессов, а также таких специальных задач, как снижение интенсивности агрессивных факторов, уменьшение и ликвидация воспалительных местных явлений, стимуляция репара-тивных процессов, устранение дискинезии желудочно-кишечного тракта. Клинико-физиологическим основанием применения ЛФК является возможность воздействия на кислотообразующую и пептическую функцию желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью как специально подобранных физических упражнений, так и за счет физической нагрузки, а также изменение условий лимфо- и кровоснабжения органов брюшной полости под влиянием некоторых упражнений.
Занятия ЛФК начинают в соответствии с фазой заболевания (обострение, начало ремиссии, ремиссия). На постельном режиме, при отсутствии противопоказаний в виде кровотечения, резкого сужения привратника, занятия ЛФК проводят индивидуально в медленном темпе при малой нагрузке длительностью 12— 15 мин. Используют легкие для выполнения, простые гимнастические упражнения для малых и средних мышечных групп с небольшим числом повторений, упражнения для крупных мышц из облегчающих исходных положений. Исключают упражнения для мышц брюшного пресса и любые упражнения, приводящие к повышению внутрибрюшного давления. Достижению лечебной цели — успокоения, снятия болевых ощущений, нормализации моторики, уменьшения секреторных нарушений — способствует выполнение упражнений в исходном положении лежа, в монотонном ритме, сочетание общеразвивающих упражнений с дыхательными и в расслаблении. При улучшении состояния больного, наличии признаков затухания обострения и переводе на палатный режим ЛФК проводится в форме утренней гимнастики и специальных групповых или малогрупповых занятий, длительность которых увеличивается до 20 мин. В содержание занятий, помимо общеразвивающих из различных исходных положений, включаются упражнения дыхательные, в расслаблении, ходьба. Упражнения для мышц брюшного пресса проводят без натуживания, с небольшим числом повторений, избегая повышения внутрибрюшного давления. Переход в положение сидя, стоя, на четвереньки — со щажением мышц брюшного пресса. Сохраняется монотонный ритм занятий — медленный и средний, движения плавные, без рывков. Упражнения для конечностей — с уменьшенной амплитудой. Исключают упражнения с подниманием рук выше уровня плеч, полные разгибания туловища (повороты и наклоны в стороны, поднятие и отведение прямых ног, приводящие к повышению внутрибрюшного давления. В фазе неполной ремиссии и ремиссии занятия ЛФК продолжают с постепенным увеличением нагрузки до среднего уровня; проводят и другие формы ЛФК — утреннюю гимнастику, самостоятельно выполняемые назначения. Общеразвивающие упражнения становятся более разнообразными, увеличивается число их повторений. Упражнения для мышц брюшного пресса в сочетании с дыхательными назначают в большем количестве с последующим расслаблением; включают ходьбу, спокойные игры и эстафеты.
В поликлинике и санатории в фазе ремиссии интенсивность нагрузки при проведении различных форм ЛФК сохраняется на среднем уровне. Вводят упражнения прикладного характера, спортивные и со снарядами. Важную роль играют включаемые в режим дня спортивные развлечения в виде пешеходных прогулок, катайия на лыжах, коньках, санках, плавания и т. д., позволяющие повысить эмоциональный уровень больных, восстановить нормальную адаптацию к физической нагрузке.
11.6.3. Болезни печени и желчных путей
Средства ЛФК могут использоваться в терапии болезней печени и желчных путей прежде всего в связи с трофическим действием физических упражнений.
ЛФК в комплексном лечении заболеваний билиар-ного тракта является одним из средств патогенетической терапии в связи с возможностью воздействия на условия лимфо- и кровоснабжения органов брюшной полости, на тонус гладкой мускулатуры стенок желчного протока и пузыря. Вместе с тем исходные положения на левом боку и на четвереньках, при которых облегчается отток желчи из пузыря в двенадцатиперстную кишку, в сочетании с повышением внутри-