ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 525
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При растирании на лице придерживаются направления массажных линий (рис. 10.6). Однако массажные движения могут проводиться не только по ходу лимфатических и кровеносных сосудов, но и против тока крови и лимфы. Растирание проводят одной и обеими руками продольно, поперечно (в зависимости от расположения рубцов и спаек) и кругообразно (пальцы совершают движение по часовой стрелке с медленным продвижением вдоль массажных линий). После растирания совершают несколько поглаживающих движений и приступают к разминанию.
Разминание (рис. 10.7) используют в основном для воздействия на круговую мышцу рта и мышцы щечной области с целью усиления сократительной способности и ликвидации их функциональной недостаточности. Усиление под влиянием разминания кровоснабжения массируемой области способствует улучшению питания тканей и повышает регенеративно-репаративные процессы.
Основные требования к технике выполнения разминания на лице: максимальное расслабление массируемых мышц; разминание выполняется в направлении- мышечных волокон плавно, ритмично, медленно и безболезненно; при разминании захваченная кожная складка сдавливается и прижимается к лицевым кос-
Рис. 10.7. Прием массажа: разминание.
тям, (движение напоминает выдавливание косточки из зрелой сливы); разминание выполняют кончиками указательного и большого пальца, избегая оттягивания кожной складки.
Наряду с разминанием мягких тканей лица используют и такие вспомогательные приемы, как надавливание и подергивание.
Надавливание при массаже мимических мыщц проводят кончиками I и II пальцев, а также ладонными и тыльными поверхностями сложенных вместе последних четырех пальцев. Прерывистое давление совершают в темпе 40 — 45 раз/мин.
Подергивание кожи лица применяют для стимуляций мимических мышц и повышения тургора кожи. Движения выполняют большим и указательным пальцами, захватывая и оттягивая ткани (как при подергивании струн гитары), в темпе 100— 120 раз/мин. Выполнять основные и вспомогательные приемы разминания нужно очень осторожно.
Разминание завершают поглаживанием, а затем приступают к вибрации или поколачиванию.
Вибрация (рис. 10,8) улучшает трофику тканей, уменьшает срок заживления ран, улучшает деятельность мышц, активизирует регенеративные процессы.
Массаж слизистой оболочки рта. Особое место в комплексном лечении больных стоматологического профиля занимает массаж слизистой оболочки рта.
Рис. 10.8. Прием массажа: вибрация.
Благодаря дозированному механическому воздействию на ткани рта улучшается циркуляция крови й лимфы, ускоряется рассасывание воспалительных процессов.
Наиболее широко применяют массаж слизистой оболочки рта при пародонтозе и пародонтопатии. Механическое раздражение рецепторного аппарата пародонта способствует нормализации нейрососудис-той регуляции и усилению клеточного обмена за счет стимуляции кровообращения.
Массаж может осуществляться самим больным (ручной самомассаж) или при помощи специальных аппаратов. При самомассаже применяют поглаживание, растирание и прерывистое давление (выполняют одним или двумя пальцами).
Перед началом процедуры следует тщательно прополоскать рот теплой водой, раствором гидрокарбоната натрия (1 чайная ложка на стакан воды) или слабым раствором перманганата калия. Пальцы, которыми выполняют массаж, нужно смазать вазелиновым маслом или глицерином.
Начинают и заканчивают пальцевой массаж поглаживанием десен в направлении от шейки к верхушке корня зуба. Растирание выполняют круговыми движениями по горизонтали вдоль альвеолярного отростка, чередуя с легким прерывистым давлением на десну. Процедура не должна вызывать боли.
Массаж проводят поочередно на всем протяжении десны в течение 3 — 5 мин 2 — 3 раза в день.
Противопоказания к назначению пальцевого массажа слизистой оболочки рта: осложнения пародонтоза (например, абсцедирование), нарушение целости слизистой оболочки; геморрагический диатез и гемофилия; новообразования.
Наиболее эффективен пальцевой массаж десен на заключительном этапе лечения пародонтоза.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. Больной К., 42 года. Диагноз: обширный дефект области нижней губы и подбородка. Нарушены функции приема пищи, речи, мимики.
Общее состояние больного удовлетворительное. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. Больной готовится к пластической операции.
1. Определите показания к назначению ЛФК.
2. Какой двигательный режим показан больному в пред- и
послеоперационном периодах?
3. Каковы общие и частные задачи ЛФК?
Задача 2. Больной С, 39 лет. Диагноз: отсутствие участков круговой мышцы рта, щечной мышцы и мышц, поднимающих и опускающих верхнюю губу и нижнюю. Поступил в отделение челюстно-лицевой хирургии для восстановительной операции. Общее состояние больного удовлетворительное, со стороны внутренних органов патологии не выявлено. 8 дней назад проведена пластическая операция. Послеоперационный период протекал благоприятно.
1. Определите двигательный режим и задачи ЛФК в послеоперационном периоде.
2. Какие средства и, формы ЛФК показаны больному?
3. Назовите 5 — 6 специальных упражнений для мимической
мускулатуры лица.
Задача 3. Больной С, 37 лет. Диагноз: дефект подглазничной области и нижнего века. Поступил в клинику для восстановительной операции.
Общее состояние больного удовлетворительное. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено.
1. Каковы задачи ЛФК у данного больного?
2. Какие именно формы ее применения и методы проведения
используют в послеоперационном периоде?
Задача 4. Больной 3., 21 год. Диагноз: перелом ветви нижней челюсти слева. Поступил в челюстно-лицевое хирургическое отделение с жалобами на резкие боли при открывании рта. Накануне получил удар в подбородок. Диагноз подтвержден рентгенологически.
Прошло 10 дней после одночелюстпого шинирования. Состояние больного удовлетворительное. Жалобы на нарушение акта жевания. Больной находится па палатном режиме.
Определите задачи ЛФК.
Назовите средства и формы ЛФК.
3. Укажите особенности методики Л Г.
Задача 5. Больной П., 42 года. Диагноз: двусторонний перелом тела нижней челюсти. При автомобильной катастрофе получил травму головы. Проведены фиксация отломков нижней челюсти и двустороннее шинирование.
На третий день нахождения в стационаре состояние больного удовлетворительное. Жалуется на небольшой кашель, затруднение в питании, запоры.
Определите больному двигательный режим.
Перечислите показания к назначению ЛФК.
Каковы основные задачи ЛФК?
4. Назовите 5 — 6 специальных упражнений, применяемых при
двустороннем переломе тела нижней челюсти.
Глава 11
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В ПЕДИАТРИИ
ИЛ. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЛЕЧЕНИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ
В педиатрической практике широкое использование ЛФК связано как с особенностями растущего организма, для которого двигательная деятельность, мышечная работа являются важным биологическим фактором развития, так и с необходимостью воздействия с помощью физических упражнений и других средств ЛФК на некоторые патогенетические механизмы болезни.
Характер влияния механизма лечебного действия средств ЛФК на организм больного ребенка лишь в общих чертах напоминает таковой у взрослого. Для его понимания врач-педиатр должен представлять особенности возрастной физиологии, биохимии и морфологии мышечной работы. Условно разделяя все многообразие процессов, вызываемых в больном организме мышечной работой, на механизмы так называемого стимулирующего, трофического, нормализующего и компенсаторного действия, врач должен понимать схематичность такого разделения, ибо в целостном организме больного ребенка физическое упражнение, как и любое другое средство, оказывает разнонаправленное действие. Искусство врачевания заключается в умении преимущественного использования требуемого в терапевтических целях действия.
Механизм стимулирующего действия связан с обеспечением мышечной работы ведущими физиологическими системами: кровообращения, дыхания, выделения, а также регуляцией физиологических процессов нервной и эндокринной системами. Степень количественного включения этих систем определяется при прочих равных условиях количеством мышечной работы. Иными словами, чем больше расход энергии при такой работе, тем больше приток крови к работающим мышцам, тем выше газообмен, уровень окислительно-восстановительных процессов й т. д. Для растущего организма ребенка стимулирующее действие физических упражнений и мышечной работы проявляется не только в этих количественных сдвигах кровообращения, дыхания и т. п., но и в создании необходимых условий избыточного анаболизма, без которого невозможен рост протоплазменной массы. То есть для организма ребенка стимулирующее действие мышечной работы и физических упражнений, как ее разновидности, обязательное условие роста и развития. Стимулирующее или тонизирующее действие физические упражнений зависит в первую очередь от количества выполненной мышечной работы, от ее дозировки, не будучи связано с тем, какие именно мышцы эту работу произвели. Благодаря этому требуемый стимулирующий эффект может быть достигнут, даже если часть двигательного аппарата исключена из активной деятельности, например при иммобилизации.
Важной стороной влияния средств ЛФК на больг ного ребенка является механизм нормализующего дей* ствия. Он заключается в том, что под влиянием систематически применяемых упражнений постепенно расширяется диапазон функциональных возможностей пораженного патологическим процессом органа или системы. Так, под влиянием физических упражнений увеличивается и достигает нормы амплитуда движений в суставах при некоторых видах контрактуры, восстанавливается до физиологической нормы опоро-способность при травмах нижних конечностей и т. д. Но особенно ярко нормализующее действие проявляется по отношению к пораженным внутренним органам, функция которых оказывается значительно сниженной и извращенной. Так, при воспалении легких функция внешнего дыхания долго остается измененной даже при отсутствии клинических признаков дыхательной недостаточности. Снижен коэффициент использования кислорода, нарушена равномерность вентиляции, повышена работа дыхания на единицу потребляемого кислорода и т. д. Восстановление и нормализация внешнего дыхания в процессе занятий ЛФК происходят под влиянием биологических закономерностей адаптации к мышечной работе. При этом постепенно происходит экономизация функции дыхания в покое, т. е. снижается имеющаяся гипервентиляция, а максимальные возможности дыхания — его резервы — возрастают.
При нормализации функции внутренних органов под влиянием ЛФК мы получаем целенаправленный эффект от частного случая тренировки, когда тренирующее действие физических упражнений начинается не от уровня нормы как при спортивной тренировке, а от патологически пониженного уровня функции, доводя его до физиологической нормы. Направленное изменение функции внутренних органов происходит не только под влиянием адаптации к мышечной работе, но и благодаря эффекту улучшения нервно-эмоциональной сферы больного ребенка, восстановлению нарушенных ранее взаимоотношений между возбудительным и тормозным процессом, улучшению и нормализации регуляторных процессов в целом.
Незаменим и не может быть обеспечен никакими другими средствами лечения положительный эмоциональный эффект воздействия средств ЛФК. Эту сторону действия физических упражнений высоко ценил великий И. П. Павлов. Влияние физкультурных занятий связано не только с определенным количеством мышечной работы, но и с педагогическим процессом, с психотерапевтическим действием лечебной физкультуры, с радостно-оптимистической обстановкой кабинета или зала, музыкальным сопровождением и т. д. Исследования показали, что лечебный эффект одинаковой по интенсивности и подбору упражнений мышечной работы резко отличается при различном эмоциональном состоянии больных детей. Положительные эмоции многократно усиливают эффект физических упражнений.