Файл: Цель, задачи и содержание врачебного контроля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 525

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При растирании на лице придерживаются направ­ления массажных линий (рис. 10.6). Однако массаж­ные движения могут проводиться не только по ходу лимфатических и кровеносных сосудов, но и против тока крови и лимфы. Растирание проводят одной и обеими руками продольно, поперечно (в зависимости от расположения рубцов и спаек) и кругообразно (пальцы совершают движение по часовой стрелке с медленным продвижением вдоль массажных линий). После растирания совершают несколько поглаживаю­щих движений и приступают к разминанию.

Разминание (рис. 10.7) используют в основном для воздействия на круговую мышцу рта и мышцы щеч­ной области с целью усиления сократительной спо­собности и ликвидации их функциональной недоста­точности. Усиление под влиянием разминания крово­снабжения массируемой области способствует улуч­шению питания тканей и повышает регенеративно-репаративные процессы.

Основные требования к технике выполнения раз­минания на лице: максимальное расслабление масси­руемых мышц; разминание выполняется в направле­нии- мышечных волокон плавно, ритмично, медленно и безболезненно; при разминании захваченная кожная складка сдавливается и прижимается к лицевым кос-


Рис. 10.7. Прием масса­жа: разминание.



тям, (движение напоминает выдавливание косточки из зрелой сливы); разминание выполняют кончиками ука­зательного и большого пальца, избегая оттягивания кожной складки.

Наряду с разминанием мягких тканей лица исполь­зуют и такие вспомогательные приемы, как надавли­вание и подергивание.

Надавливание при массаже мимических мыщц проводят кончиками I и II пальцев, а также ладон­ными и тыльными поверхностями сложенных вместе последних четырех пальцев. Прерывистое давление совершают в темпе 40 — 45 раз/мин.

Подергивание кожи лица применяют для стимуляций мимических мышц и повышения тургора кожи. Движения выполняют большим и указатель­ным пальцами, захватывая и оттягивая ткани (как при подергивании струн гитары), в темпе 100— 120 раз/мин. Выполнять основные и вспомогательные приемы разминания нужно очень осторожно.

Разминание завершают поглаживанием, а затем приступают к вибрации или поколачиванию.

Вибрация (рис. 10,8) улучшает трофику тканей, уменьшает срок заживления ран, улучшает деятель­ность мышц, активизирует регенеративные процессы.


Массаж слизистой оболочки рта. Особое место в комплексном лечении больных стоматологического профиля занимает массаж слизистой оболочки рта.


Рис. 10.8. Прием масса­жа: вибрация.


Благодаря дозированному механическому воздей­ствию на ткани рта улучшается циркуляция крови й лимфы, ускоряется рассасывание воспалительных процессов.

Наиболее широко применяют массаж слизистой оболочки рта при пародонтозе и пародонтопатии. Механическое раздражение рецепторного аппарата пародонта способствует нормализации нейрососудис-той регуляции и усилению клеточного обмена за счет стимуляции кровообращения.

Массаж может осуществляться самим больным (ручной самомассаж) или при помощи специальных аппаратов. При самомассаже применяют поглажива­ние, растирание и прерывистое давление (выполняют одним или двумя пальцами).

Перед началом процедуры следует тщательно про­полоскать рот теплой водой, раствором гидрокарбо­ната натрия (1 чайная ложка на стакан воды) или слабым раствором перманганата калия. Пальцы, которыми выполняют массаж, нужно смазать вазели­новым маслом или глицерином.

Начинают и заканчивают пальцевой массаж по­глаживанием десен в направлении от шейки к вер­хушке корня зуба. Растирание выполняют круговыми движениями по горизонтали вдоль альвеолярного от­ростка, чередуя с легким прерывистым давлением на десну. Процедура не должна вызывать боли.

Массаж проводят поочередно на всем протяжении десны в течение 3 — 5 мин 2 — 3 раза в день.

Противопоказания к назначению пальцевого массажа слизистой оболочки рта: осложнения пародон­тоза (например, абсцедирование), нарушение целости слизистой оболочки; геморрагический диатез и гемо­филия; новообразования.

Наиболее эффективен пальцевой массаж десен на заключительном этапе лечения пародонтоза.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. Больной К., 42 года. Диагноз: обширный дефект области нижней губы и подбородка. Нарушены функции приема пищи, речи, мимики.

Общее состояние больного удовлетворительное. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено. Больной готовится к пластической операции.

1. Определите показания к назначению ЛФК.

2. Какой двигательный режим показан больному в пред- и


послеоперационном периодах?

3. Каковы общие и частные задачи ЛФК?

Задача 2. Больной С, 39 лет. Диагноз: отсутствие участков круговой мышцы рта, щечной мышцы и мышц, поднимающих и опускающих верхнюю губу и нижнюю. Поступил в отделение челюстно-лицевой хирургии для восстановительной операции. Общее состояние больного удовлетворительное, со стороны внутрен­них органов патологии не выявлено. 8 дней назад проведена пластическая операция. Послеоперационный период протекал благо­приятно.

1. Определите двигательный режим и задачи ЛФК в после­операционном периоде.

2. Какие средства и, формы ЛФК показаны больному?

3. Назовите 5 — 6 специальных упражнений для мимической
мускулатуры лица.

Задача 3. Больной С, 37 лет. Диагноз: дефект подглазничной области и нижнего века. Поступил в клинику для восстановитель­ной операции.

Общее состояние больного удовлетворительное. Со стороны внутренних органов патологии не выявлено.

1. Каковы задачи ЛФК у данного больного?

2. Какие именно формы ее применения и методы проведения
используют в послеоперационном периоде?

Задача 4. Больной 3., 21 год. Диагноз: перелом ветви нижней челюсти слева. Поступил в челюстно-лицевое хирургическое отде­ление с жалобами на резкие боли при открывании рта. Накануне получил удар в подбородок. Диагноз подтвержден рентгенологи­чески.

Прошло 10 дней после одночелюстпого шинирования. Состояние больного удовлетворительное. Жалобы на нарушение акта жевания. Больной находится па палатном режиме.

Определите задачи ЛФК.

Назовите средства и формы ЛФК.

3. Укажите особенности методики Л Г.

Задача 5. Больной П., 42 года. Диагноз: двусторонний перелом тела нижней челюсти. При автомобильной катастрофе получил травму головы. Проведены фиксация отломков нижней челюсти и двустороннее шинирование.

На третий день нахождения в стационаре состояние больного удовлетворительное. Жалуется на небольшой кашель, затруднение в питании, запоры.

Определите больному двигательный режим.

Перечислите показания к назначению ЛФК.

Каковы основные задачи ЛФК?

4. Назовите 5 — 6 специальных упражнений, применяемых при
двустороннем переломе тела нижней челюсти.

Глава 11

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА В ПЕДИАТРИИ
ИЛ. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЛЕЧЕНИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

В педиатрической практике широкое использование ЛФК связано как с особенностями растущего организ­ма, для которого двигательная деятельность, мышеч­ная работа являются важным биологическим факто­ром развития, так и с необходимостью воздействия с помощью физических упражнений и других средств ЛФК на некоторые патогенетические механизмы бо­лезни.

Характер влияния механизма лечебного действия средств ЛФК на организм больного ребенка лишь в общих чертах напоминает таковой у взрослого. Для его понимания врач-педиатр должен представлять особенности возрастной физиологии, биохимии и мор­фологии мышечной работы. Условно разделяя все многообразие процессов, вызываемых в больном орга­низме мышечной работой, на механизмы так называе­мого стимулирующего, трофического, нормализующего и компенсаторного действия, врач должен понимать схематичность такого разделения, ибо в целостном ор­ганизме больного ребенка физическое упражнение, как и любое другое средство, оказывает разнонаправлен­ное действие. Искусство врачевания заключается в умении преимущественного использования требуемого в терапевтических целях действия.

Механизм стимулирующего действия связан с обес­печением мышечной работы ведущими физиологиче­скими системами: кровообращения, дыхания, выделе­ния, а также регуляцией физиологических процессов нервной и эндокринной системами. Степень количест­венного включения этих систем определяется при прочих равных условиях количеством мышечной рабо­ты. Иными словами, чем больше расход энергии при такой работе, тем больше приток крови к работающим мышцам, тем выше газообмен, уровень окислительно-восстановительных процессов й т. д. Для растущего организма ребенка стимулирующее действие физиче­ских упражнений и мышечной работы проявляется не только в этих количественных сдвигах кровообраще­ния, дыхания и т. п., но и в создании необходимых условий избыточного анаболизма, без которого невоз­можен рост протоплазменной массы. То есть для ор­ганизма ребенка стимулирующее действие мышечной работы и физических упражнений, как ее разновид­ности, обязательное условие роста и развития. Стиму­лирующее или тонизирующее действие физические уп­ражнений зависит в первую очередь от количества выполненной мышечной работы, от ее дозировки, не будучи связано с тем, какие именно мышцы эту работу произвели. Благодаря этому требуемый стимулирую­щий эффект может быть достигнут, даже если часть двигательного аппарата исключена из активной дея­тельности, например при иммобилизации.


Важной стороной влияния средств ЛФК на больг ного ребенка является механизм нормализующего дей* ствия. Он заключается в том, что под влиянием си­стематически применяемых упражнений постепенно расширяется диапазон функциональных возможностей пораженного патологическим процессом органа или системы. Так, под влиянием физических упражнений увеличивается и достигает нормы амплитуда движе­ний в суставах при некоторых видах контрактуры, восстанавливается до физиологической нормы опоро-способность при травмах нижних конечностей и т. д. Но особенно ярко нормализующее действие проявля­ется по отношению к пораженным внутренним орга­нам, функция которых оказывается значительно сни­женной и извращенной. Так, при воспалении легких функция внешнего дыхания долго остается измененной даже при отсутствии клинических признаков дыха­тельной недостаточности. Снижен коэффициент ис­пользования кислорода, нарушена равномерность вентиляции, повышена работа дыхания на единицу потребляемого кислорода и т. д. Восстановление и нормализация внешнего дыхания в процессе занятий ЛФК происходят под влиянием биологических законо­мерностей адаптации к мышечной работе. При этом постепенно происходит экономизация функции дыха­ния в покое, т. е. снижается имеющаяся гипервенти­ляция, а максимальные возможности дыхания — его резервы — возрастают.

При нормализации функции внутренних органов под влиянием ЛФК мы получаем целенаправленный эффект от частного случая тренировки, когда трени­рующее действие физических упражнений начинается не от уровня нормы как при спортивной тренировке, а от патологически пониженного уровня функции, до­водя его до физиологической нормы. Направленное изменение функции внутренних органов происходит не только под влиянием адаптации к мышечной работе, но и благодаря эффекту улучшения нервно-эмоцио­нальной сферы больного ребенка, восстановлению нарушенных ранее взаимоотношений между возбуди­тельным и тормозным процессом, улучшению и норма­лизации регуляторных процессов в целом.

Незаменим и не может быть обеспечен никакими другими средствами лечения положительный эмоцио­нальный эффект воздействия средств ЛФК. Эту сто­рону действия физических упражнений высоко ценил великий И. П. Павлов. Влияние физкультурных заня­тий связано не только с определенным количеством мышечной работы, но и с педагогическим процессом, с психотерапевтическим действием лечебной физкуль­туры, с радостно-оптимистической обстановкой каби­нета или зала, музыкальным сопровождением и т. д. Исследования показали, что лечебный эффект одина­ковой по интенсивности и подбору упражнений мы­шечной работы резко отличается при различном эмо­циональном состоянии больных детей. Положительные эмоции многократно усиливают эффект физических упражнений.