Файл: Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева (Сибгау).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При рассмотрении рисунка 6 наглядно можно увидеть прирост показателей
деятельности организации в сравнении 2012 года с 2013 годом.
Рисунок 6 – Анализ динамики финансовых результатов, тыс.руб.
Из таблицы видно, что чистая прибыль за отчетный период возросла на 26745 тыс. руб. На это оказали влияние некоторое положительные факторы:
-
рост выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг на 598975 тыс. руб.; -
рост валовой прибыли на 228565 тыс. руб.; -
рост прибыли от продаж на 42035 тыс.руб.; -
рост прибыли до налогообложения на 84761 тыс.руб.;
В то же время на чистую прибыль оказали влияние негативные факторы:
-
рост себестоимости на 370410 тыс.руб., но надо отметить тот положительный факт, что темпы прироста выручки опережают темпы прироста себестоимости. Это говорит о том, что рост себестоимости прежде всего связан с увеличением объемов производства и продаж предприятия; -
рост коммерческих расходов на 100812 тыс.руб., что также связано с ростом продаж; -
рост управленческих расходов на 85718 тыс. руб.; -
увеличение налога на прибыль и иные обязательные платежи (что связано с ростом прибыли до налогообложения) на 35505 тыс. руб.
Предприятию следует сделать подробный анализ всех видов расходов, так как их снижение является одним из основных путей увеличения чистой прибыли, а также рассмотреть пути оптимизации налога на прибыль и других аналогичных обязательных платежей из прибыли.
Результат анализ состава и динамики прибыли до налогообложения и
представлены данные в таблице 20.
Таблица 20 – Анализ состава и динамики прибыли до налогообложения
№ п/п | Показатели | 2011 год тыс.руб. | 2012 год тыс.руб. | 2013 год тыс.руб. | Влияние на прибыль до налогообложения 2012/2013 | |
тыс.руб. | % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Прибыль от продаж в том числе: | 2443555 | 1430493 | 1845588 | 415095 | 1,2 |
1.1 | валовая прибыль | 1636640 | 1001832 | 1230397 | 228565 | |
1.2 | коммерческие расходы | 383978 | 145747 | 246559 | 100812 | |
1.3 | управленческие расходы | 422937 | 282914 | 368632 | 85718 | |
2 | Сальдо прочих доходов и расходов | 1115883 | 214941 | 247347 | 32406 | -1,2 |
2.1 | проценты к получению | 102765 | 48657 | 55774 | 7117 | |
2.2 | проценты к уплате | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2.3 | доходы от участия в других организациях | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2.4 | прочие доходы | 40316 | 43343 | 73792 | 30449 | |
2.5 | прочие расходы | 95574 | 122941 | 117781 | -5160 | |
3 | Итого прибыль до налогообложения | 877228 | 1645434 | 2092935 | 447501 | |
Как видно из данных анализа состава и динамики прибыли до налогообложения, сумма прибыли до налогообложения ООО «Графика-Н» на 31.12.2013 г. составила 2092935 тыс. руб. Она увеличилась по сравнению с аналогичной датой предыдущего года на 447501 тыс. руб. или 27,2%.
Анализ структуры прибыли до налогообложения позволил установить, что главным фактором, обусловившим увеличение прибыли до налогообложения, явилось существенное увеличение прибыли от продаж, которая увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 415095 тыс. руб. или 29,0%.
Структура прибыли до налогообложения изменилась следующим образом: доля прочих расходов уменьшилась на 5 160 тыс.руб. за счет увеличения коммерческих и управленческих расходов.
Проведенный анализ состава и динамики прибыли до налогообложения ООО «Графика-Н» за 2012-2013 гг. показал, что основным источником ее формирования на рассматриваемом предприятии является прибыль от продаж.
Но выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры и цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.
Чтобы узнать объем продаж при котором предприятие может покрыть все свои расходы, не получая прибыли необходимо рассчитать порог рентабельности (точку безубыточности) продаж и запас финансовой прочности. Результат анализа
представлен в таблице 21.
Таблица 21 – Расчет порога рентабельности продаж и запаса финансовой прочности
Показатели | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Изменение 2011/2012, ± | Изменение 2012/2013, ± |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка от продаж продукции, товаров, работ, услуг, тыс.руб. | 5410530 | 4782743 | 5381718 | -627787 | 598975 |
Условно-переменные затраты в себестоимости проданной продукции, тыс.руб. | 3773900 | 3780911 | 4151321 | 7011 | 370410 |
| | | | | |
Окончание таблицы 21 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Условно-постоянные затраты в себестоимости проданной продукции, тыс.руб. | 806915 | 428661 | 615191 | -378254 | 186530 |
Себестоимость продаж, тыс.руб. | 4580815 | 4209572 | 4766512 | -371243 | 556940 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 829721 | 573171 | 615206 | -256550 | 42035 |
Валовая прибыль (маржинальный доход), тыс.руб. | 1636640 | 1001832 | 1230397 | -634808 | 228565 |
Удельный вес валовой прибыли в выручке, % | 30,25 | 20,95 | 22,86 | -9,30 | 1,92 |
Порог рентабельности (точка безубыточности) продаж, тыс.руб. | 2667561,48 | 2046426,34 | 2690826,20 | -621135,13 | 644399,85 |
Запас финансовой прочности: | |||||
в тыс.руб | 2742968,52 | 2736316,66 | 2690891,80 | -6651,87 | -45424,85 |
в % к выручке | 50,70 | 57,21 | 50,00 | 6,52 | -7,21 |
Запас финансовой прочности в 2012 году был равен 2736316,66 тыс.руб. и в 2013 году снизился на 45424,85 тыс.руб. Данный показатель показывает, насколько предприятие может снизить свою выручки и не войти в зону убыточности.
На основании расчета запаса финансовой устойчивости можно сделать следующий вывод.
ООО «Графика-Н» имеет запас финансовой устойчивости, позволяющий ему сохранить прибыль и не понести убытков даже в случае снижения выручки. Данная организация, стремиться в своей деятельности максимально увеличить запас финансовой устойчивости, так как это дает возможность ООО «Графика-Н» рентабельно функционировать даже в условиях неблагоприятной экономической обстановки или кризиса. Это особенно важно учитывая специфику деятельности ООО «Графика-Н». Рекламная деятельность достаточно нестабильный бизнес. Спрос на товары может колебаться под действием множества различных экономических и социальных факторов. Даже такой фактор как погодные условия в районах крайнего Севера имеет влияние на выручку предприятия. Хороший запас финансовой устойчивости – это залог успеха любого субъекта хозяйствования и ООО «Графика-Н» не исключение.
Оценка запаса финансовой устойчивости показывает, что чем выше данный показатель, тем более устойчиво положение предприятие.
Основываясь на рассчитанном показателе можно сделать вывод, что ООО «Графика-Н» в 2013году находиться в зоне рентабельности в том случае, если снижение выручки предприятия не превысит 50,00%. Если же выручка снизиться на большее число процентов, то данный экономический субъект перестанет быть рентабельным и будет приносить убыток.
Проведенный анализ данных показателей позволяет сделать вывод о том, что ООО «Графика-Н» является рентабельным предприятием, приносящим прибыль своим владельцам. Значения показателей находятся на уровне средних по отрасли. Расчет и использование показателей порога рентабельности, запаса финансовой устойчивости, деловой активности организации позволяет сделать управление экономическим субъектом более эффективным, что напрямую сказывается на показателях прибыли.
При анализе хозяйственной деятельности предприятия, во время финансового анализа, для оценки эффективности хозяйственной деятельности и процессов ценообразования применяют коэффициент рентабельности продаж. Результат
анализа показателей рентабельности рассмотрен в таблице 22.
Таблица 22 – Анализ показателей рентабельности продаж
№ п/п | Показатели | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Отклонение 2011/2012 | Отклонение 2012/2013 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Чистая прибыль, тыс.руб. | 698864 | 428613 | 455358 | -270 251 | 26 745 |
2 | Прибыль от продаж, тыс.руб. | 829721 | 573171 | 615206 | -256 550 | 42 035 |
3 | Выручка (нетто) от продажи продукции, тыс.руб. | 5410530 | 4782743 | 5381718 | -627 787 | 598 975 |
4 | Полная себестоимость продукции (включая коммерческие и управленческие расходы), тыс.руб. | 4580815 | 4209572 | 4766512 | -371 243 | 556 940 |
5 | Чистая рентабельность продаж, % | 12,9 | 9,0 | 8,5 | -3,96 | 0,50 |
6 | Рентабельность продаж, % | 15,3 | 12,0 | 11,4 | -3,35 | 0,55 |
7 | Рентабельность затрат, % | 15,3 | 10,2 | 9,6 | -5,07 | 0,63 |
По данным таблицы видно, что рентабельность продаж немного снизилась на 0,6% и способствовало этому увеличение себестоимости, следовательно, резервом роста рентабельности продаж является сокращение себестоимости продукции.
При увеличении процента прибыли объем доходов организации увеличился, и чистая прибыль деятельности и благосостояние организации и ее собственников только возрастает. Относительный характер показателя рентабельности на данном предприятии приводит к информационному парадоксу: Рентабельность деятельности фирмы падает, а благосостояние компании и ее собственников в результате этой деятельности растет.
В процессе анализа рентабельности производится оценка всего капитала, собственных средств ООО «Графика-Н». Коэффициент рентабельности можно исчислить не только по всему объему средств организации, но и по ресурсам отдельных видов (в частности, основным средствам). Результат анализа представлен
в таблице 23.
Таблица 23 – Систематизированный перечень коэффициентов рентабельности
(%)
Показатель | 2011г | 2012г | 2013г | Отклонение 2011/ 2012 | Отклонение 2012/ 2013 | Пояснения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рентабельность продаж (маржа прибыли) | 15,34 | 11,98 | 11,43 | -3,35 | -0,55 | Сколько прибыли приходится на единицу продукции |
Рентабельность собственного капитала | 23,48 | 13,19 | 13,77 | -10,29 | 0,58 | Показывает эффективность использования собственного капитала |
Рентабельность активов (экономическая рентабельность) | 22,10 | 12,35 | 12,66 | -9,75 | 0,31 | Эффективность исполь-зования всего имущества организации |
Фондорентабельность | 56,62 | 108,45 | 209,00 | 51,83 | 100,55 | Эффективность исполь-зования основных средств и прочих внеоборотных активов |
Рентабельность основной деятельности | 0,18 | 13,62 | 12,91 | 13,43 | -0,71 | Показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат |
Рентабельность перманентного капитала | 23,44 | 13,18 | 13,49 | -10,26 | 0,31 | Эффективность исполь-зования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок |
Можно сделать вывод, что организации нужно провести грамотный анализ финансовых результатов, что позволит повысить обоснованность