Файл: Курсовая работа по дисциплине Логистика направление 38. 03. 02 Менеджмент.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт дистанционного и дополнительного образования
Курсовая работа по дисциплине «Логистика»
направление 38.03.02 «Менеджмент»
выполнил студент 4 курса
В.А.Тюгаев
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Сущность понятия «цепь поставок» и основные бизнес-процессы цепи поставок………........................................................................................................5
1.1. Понятие «цепь поставок» и бизнес-процессы цепи поставок …….….......5
1.2. Реализация процесса контроллинга………………………………………..10
2. Основные методики контроллинга цепей поставок…………………….….21
2.1. Система сбалансированных показателей………………………………….21
2.2. Референтная модель поставок………………………………………...........24
Заключение…………………………………………………………………….…28
Список используемой литературы……………………………………………...30
ВВЕДЕНИЕ
При планировании и реализации управления цепями поставок необходимо проводить оценку и анализ эффективности цепей поставок. Важным инструментом оценки и анализа эффективности цепей поставок является контроллинг. Контроллинг цепей поставок направлен на оценку и анализ эффективности цепей поставок с различных точек зрения: цепи поставок в целом, отдельных участков цепи поставок и отдельных служб предприятия. Оценка и анализ производятся на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях.
Контроллинг охватывает определение целей, планирование, инструменты поддержки принятия решения, регулирование текущей и оперативной деятельности в зависимости от результатов оценки показателей функционирования фирмы (системы KPI).
В настоящее время существует несколько методик контроллинга цепей поставок, к основным из которых относят: BSC (Balanced Score Card –система сбалансированных показателей).
Актуальность и значимость темы курсовой работы заключается в том, что контроллинг имеет очень большое значение для организации, более того, неправильно организованная работа по контролю может создавать трудности в работе организации и даже наносить ей вред. Необходимо отметить то, что контроллинг в целом и в конечном итоге имеет целью рост конкурентоспособности и развитие потенциала предприятия в долгосрочной перспективе в условиях неопределенности и изменчивости внешней среды.
Объектом исследования в курсовой работе выступает сам контроллинг. Предметом исследования является организация контроллинга в логистике.
Целью курсовой работы является изучение сущности, содержания и порядка реализации контроллинга логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Курсовая работа предусматривает решение следующих задач:
-
понять сущность определения «цепь поставок» и основные бизнес-процессы цепи поставок; -
изучить порядок реализации процесса контроллинга логистических бизнес-процессов в цепях поставок; -
рассмотреть суть методологии системы сбалансированных показателей и референтной модели поставок.
Информационной основой для написания курсовой работы послужила учебная литература В.В. Дыбской, конспект лекций MBA и др., а так же интернет ресурсы.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ
ПОНЯТИЯ «ЦЕПЬ ПОСТАВОК» И ОСНОВНЫЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ ЦЕПИ ПОСТАВОК
-
Понятие «цепь поставок» и бизнес-процессы цепи поставок
Цепь поставок - это глобальная сеть, используемая для доставки продукции или услуг от источников сырья и материалов до конечного потребителя посредством потоков информации, физического распределения и денежных средств.1
В ряде зарубежных словарей, возникших в конце 90-х годов, цепь поставок рассматривалась уже как объединение бизнес-процессов, необходимых для удовлетворения спроса на продукцию, начинающихся от момента получения исходного сырья, до доставки продукта потребителю.
Бизнес-процессы представляют собой множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющей его по стоимости, качеству и сервису.
В любой организации существуют как основные, так и вспомогательные процессы. Основные – это процессы текущей деятельности компании, результатом которых является производство выходов, требуемых внешним клиентом. Вспомогательные процессы обеспечивают существование основных процессов. Примером может служить ресторан, где основным процессом является поставка качественной пищи на стол клиента. Вспомогательные процессы могут включать уборку столов и мытье посуды, выписку счета и прием денег и т. д.
Помимо этого, процессы управления удобно делить на стратегические
, тактические и оперативные. Из этой классификации следует, что процессы могут отличаться масштабом.
Существуют различные подходы к описанию бизнес-процессов. Наиболее распространенной является модель, разработанная Дж. Стоком и Д. Ламбертом, в которой управление цепями поставок рассматривается как интеграция восьми ключевых бизнес-процессов:
1) управление взаимоотношениями с потребителями;
2) обслуживание потребителей;
3) управление спросом;
4) управление выполнением заказов;
5) управление производством/операциями;
6) управление снабжением;
7) разработка продукта и доведение его до коммерческого
использования;
8) управление возвратными материальными потоками.
Управление взаимоотношениями с потребителями. Первый шаг к созданию интегрированного управления цепочками поставок – установление того, кто является ключевыми потребителями или ключевыми потребительскими группами, т.е. теми, кто оказывает критическое влияние на успех бизнеса любой организации. Взаимодействие с новым потребителем повышает качество коммуникаций и позволяет лучше прогнозировать потребительский спрос, что, в свою очередь, приводит к повышению качества обслуживания потребителей в целом.
Обслуживание потребителей. Обслуживание потребителей помогает сторонам передавать и получать информацию о планируемых датах поставки продукции, о ее наличии и об операциях, проводимых в ходе производства и дистрибьюции. Управление обслуживанием потребителей требует наличия системы, работающей в режиме реального времени и позволяющей предоставлять информацию о продукции и ценах по запросам потребителей и помогать в размещении заказов.
Управление спросом. К категории наиболее важных источников нестабильности относится потребительский спрос, для которого характерны нерегулярные размещения заказов. Учитывая нестабильность заказов потребителей, управление спросом является ключом к эффективному процессу управления цепями поставок. Регулирование потребительских запросов должно проходить в ходе процесса управления спросом. Управление спросом частично включает действия, направленные на то, чтобы определить, что и когда купят потребители. Хорошая система управления спросом использует для этого данные по точкам продаж и «ключевым» потребителям, что помогает снизить неопределенность и обеспечить эффективные потоки по всем цепочкам поставок. Современные системы управления цепями поставок позволяют синхронизировать потребительский спрос с темпами производства и управлять запасами в глобальном масштабе.
Управление выполнением заказов. Еще одним ключом к достижению эффективного управления цепочками поставок является удовлетворение потребностей потребителей к «требуемой дате». Организации крайне важно добиться высоких показателей выполнения заказов либо по выделенной продуктовой линейке, либо по конкретному заказу. Успешное выполнение заказа требует обязательной интеграции планов по производству, дистрибьюции и транспортировке внутри компании. Для этого следует развивать партнерские отношения с ключевыми участниками цепочек поставок и перевозчиками, что помогает полнее удовлетворять требования потребителей и сокращать общие затраты на доставку продукции потребителям. Цель здесь формулируется следующим образом: разработать непрерывный процесс, начинающийся от поставщика в направлении организации и заканчивающийся в различных потребительских сегментах.
Управление производством/операциями. Логистический подход к процессу управления производством позволяет перемещать продукцию по предприятию в режиме «вытягивания», мотором которого выступают запросы потребителей. Чтобы реагировать на изменения рынка, производственные процессы должны быть гибкими. Приоритеты производства задаются необходимыми сроками поставки продукции, а изменения в потоке производства позволяют сократить время исполнения заказа, что дает возможность более оперативно реагировать на запросы потребителей.
Управление снабжением. Чтобы обеспечить согласование процесса управления производственным потоком с процессом создания новых продуктов, компании разрабатывают свои стратегические планы совместно с поставщиками. Для этого поставщиков относят к тем или иным стратегическим категориям – в зависимости от важности их вклада в деятельность организации. С небольшой группой ключевых поставщиков устанавливаются долгосрочные партнерские отношения. Привлечение ключевого поставщика на ранних этапах разработки продукции может помочь резко сократить общее время разработки новых продуктов. Получив от поставщика нужную информацию в самом начале процесса разработки, компания может сократить время проектирования за счет лучшей координации инженерных работ, закупок и взаимодействия с поставщиком еще до завершения работы над проектом.
Разработка продукта и доведение его до коммерческого использования. Если новые виды продукции крайне важны для роста корпорации, то их разработка становится в ней приоритетным направлением. Чтобы
сократить время выхода на рынок с новой продукцией, необходимо включить в процесс ее разработки потребителей и поставщиков. Сейчас жизненные циклы продукции становятся все более короткими, поэтому разрабатывать необходимые рынку виды продукции и успешно их запускать нужно за все более короткие время, так как только в этом случае организация сможет оставаться конкурентоспособной.
Для этого необходимо:
• тесно координировать свою работу с потребителями, и получать от них выраженные в виде общих намерений запросы;
• выбирать материалы и поставщиков в координации с отделом материально-технического снабжения;
• разрабатывать технологию производства и формировать производственный поток с учетом удобства изготовления продукции и возможности ее интеграции в поток в лучших для данной комбинации продукта и рынка цепочках поставок.
Управление возвратными материальными потоками. Основными направлениями деятельности, относящимися к управлению возвратными потоками, являются: недопущение возврата продукции, сокращение объема материальных перемещений в прямом направлении с целью снижения потока и в обратном направлении, обеспечение повторного использования и повторной переработки материалов. Возврат оказывает влияние в той или иной степени на всех участников цепи и зависит от того, кто является инициатором процесса: конечный потребитель, оптовик, ритейлер или производитель, а также от назначения возвращаемых материалов (используются они в упаковке или в самом продукте). Традиционный взгляд исходит из того, что возвратная логистика не добавляет ценности цепи поставок и оказывает на рителейров и производителей дополнительное финансовое давление. Однако управление каналом возвратных потоков как одним из бизнес-процессов, если рассматривать его в обшей перспективе, предоставляет организации столь же большие возможности достижения устойчивого конкурентного преимущества, как и управление цепочками поставок в прямом направлении. Эффективное управление каналом возвратных потоков помогает выявить возможности повышения производительности и осуществить принципиально новые проекты «прорывного» уровня.
Реализация процесса контроллинга
В рамках администрирования логистических систем ведущая роль принадлежит процедурам контроллинга.
Под контроллингом понимают сферу деятельности топ- менеджмента компании, которая включает в себя процесс обработки данных (сбор, подготовка, переадресация производственной, финансовой и другой учетной информации), планирование, ориентированное на общую цель, а также контроль достижения цели и принятие управленческих решений.