Файл: Курс лекций по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для информационного общества значимым является информационный ресурс, который не рассматривался ранее как экономическая категория.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, другие информационные системы).

Дополнением содержания информационного ресурса является определение документированной информации (документа).

Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Здесь документ представляет материальный объект с зафиксированными на нем сведениями в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Такие сведения могут называться данными.

Документыи их массивы фиксируют на материальном носителе информацию и знания, созданные для общественного использования и распространения. Такие информационные ресурсы общества, как знания, отчуждены от их создателей и материализованы в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки и т.д.

Известно, что термин «информационный ресурс» за рубежом впервые был введен в 1963 г., а в отечественной практике используется с конца 1960-х гг., хотя в то время это не дало ничего нового ни для развития теории, ни для практики. Одна из причин такого положения состояла в недостаточной разработанности методологии и механизмов измерения этого вида ресурса. Следует отметить, что проблема количественной оценки информационных ресурсов до сих пор не получила адекватного решения, хотя подобные попытки предпринимались неоднократно. В настоящее время существуют два подхода в трактовке рассматриваемого понятия.

  1. Информационные ресурсысоставляют только информационные фонды документов (архивы, библиотеки, базы данных, депозитарии). При этом активными информационными ресурсами называют ту часть национальных информационных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки. Вместе с тем все большее распространение в последние годы получает расширенный подход к определению данного понятия.

  2. Информационные ресурсы (согласно расширенному подходу) включают не только информационные фонды документов, но и иные компоненты, например, технические средства (ЭВМ, средства связи, терминалы, средства передачи и обработки данных и т.д.); источники информации (документы, сообщения); людей (пользователи, обслуживающий персонал); данные, зафиксированные на любых носителях, и навыки работы с ними; средства обработки информации, в том числе интеллектуальные возможности человека; программное обеспечение; информационные технологии и др.


Таким образом, информационный ресурс следует рассматривать как комплексную динамическую систему, включающую в себя целый ряд взаимоувязанных компонентов: информационную базу, материально-техническую базу, кадровую составляющую, средства коммуникации, средства обработки информации, финансовые средства.

Ресурсы могут быть классифицированы по ряду признаков:

  • по тематике хранящейся информации (правовая, общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и др.);

  • форме собственности (государственная, федеральная, субъекта Федерации, муниципальная, общественных организаций, акционерная, частная);

  • доступности информации (открытая, закрытая (конфиденциальная);

  • принадлежности к виду информационной системы (библиотечная, архивная, научно-техническая и т.п.);

  • источнику информации (официальная, неофициальная, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п.);

  • назначению и характеру использования информации (массовая, региональная, ведомственная и т.п.);

  • форме представления информации (текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная);

  • виду носителя информации (бумажный, электронный).

Информационные продукты и услуги

Основой создания информационных продуктов являются информационные ресурсы. Содержаниеинформационного продукта составляет:

  • отражение информационной модели производителя;

  • воплощение производителем собственного представления о конкретной предметной области;

  • результаты интеллектуальной деятельности человека;

  • формы фиксации на любом материальном носителе.

Носителями, обладающими определенными физическими свойствами, являются документы, книги, программы и др. С позиций действующего законодательства содержание понятия информационного продукта относится к документированной информации.

Информационный продукт (продукция) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователя и предназначенная или применяемая для их удовлетворения. Данный продукт является результатом информационной технологии.

Основными характеристиками информационного продукта являются:

  • способность фиксировать информационную модель отражаемого объекта;

  • способность воплощать свое собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан;

  • необходимость документироваться на материальном носителе любого физического свойства в виде статей, обзоров, программ, книг и т.д.;

  • способность распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт.


Независимо от вида физического носителя информационный продукт распространяется с помощью услуг.

Услуга – результат непроизводительной деятельности субъекта (физического, юридического лица), направленной на удовлетворение потребностей человека или организацию использования различных продуктов.

Информационные услуги – действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.

Информационные продукты и предоставление информационных услуг лежит в сфере экономики любого государства и характеризуется наличием рынка информационных продуктов и услуг(информационного рынка). Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов. Основные виды информационных услуг, оказываемых информационными системами, могут включать:

  • поиск фактов и документов в массивах информационного ресурса;

  • составление обзоров по тематике и перспективным разработкам в той или иной области человеческой деятельности, аннотирование и реферирование документов;

  • предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

  • выдачу результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.);

  • фактографический поиск и аналитическую переработку информации (справки, таблицы, фирменное досье);

  • организацию научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.);

  • выдачу результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).

Информационные услуги предоставляются в режимах информационного обслуживания (по заявкам и запросам потребителя) и информационного обеспечения (по регулярным, заранее оговоренным тематикам).

Результаты информационных услуг могут быть релевантными и пертинентными.

Релевантность – это соответствие содержания документа информационному запросу. Оно отражает субъективное понимание потребителем необходимой ему информации, которое он излагает в запросе.

Пертинентность – это соответствие содержания документа информационной потребности. В нем выражается объективное содержание информации, требуемой для решения проблемы или задачи.


С учетом того, что предоставление информационных услуг связано с формированием и наличием баз данных в информационных системах, построенных на применении вычислительной техники, применяется следующее содержание понятия «база данных».

База данных – совокупность связанных данных, правила и организация которых основана на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.

Базы данных, по содержанию, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. Таким образом, база данных является одной из форм существования и организации информации.

Можно привести классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.

Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.

Небиблиографические базы данных представлены множеством видов:

  • справочными, содержащими информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.;

  • полнотекстовыми, содержащими первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;

  • числовыми, содержащими количественные характеристики и параметры объектов и явлений. Это химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;

  • текстово-числовыми, содержащими описания и характеристики промышленной продукции, фирм, стран и т.п.;

  • финансовыми, содержащими финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;

  • юридическими, содержащими правовые документы по отраслям, регионам, странам.



3. Общие понятия информационных систем

Как известно, большая часть усилий специалистов, занятых в информационном секторе, направлена на управление людьми и машинами в ходе трудового процесса. Однако усложнение трудового процесса вызывает проблемы в управлении при обработке информации вручную.

Автоматизированная обработка информации с применением средств связи и оргтехники вооружает администрацию и непосредственных исполнителей точными сведениями об объеме работы, проделанной за любой отрезок времени, об использовании трудовых и материальных ресурсов, о себестоимости и трудоемкости отдельных видов продукции и др. Дальнейшая автоматизация управленческого труда служит средством сокращения и удешевления аппарата управления.

Использование современных информационных технологий и их реализация в виде информационных систем в сфере управления обеспечивает повышение качества, точности, объективности, оперативности и своевременности принятия управленческих решений.

Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения и обработки информации в интересах достижения поставленных целей.

Несколько детализировано это понятие в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технология и о защите информации». В нем информационная система представлена как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Основное предназначение информационной системы: решение задач обработки данных, автоматизации расчетных задач, автоматизации задач экспертных систем, информационное обеспечение систем управления и др.

Важной чертой ИС является то, что электронно-вычислительная техника (ЭВТ) представляет ее техническую базу и инструмент.

История возникновения ИС может быть отнесена к моменту появления систем счисления и в настоящее время, с учетом использования ЭВМ, насчитывает несколько десятилетий и условно может быть разделена на четыре этапа:

- первый этап (1950-1960 гг.) характеризуется созданием ИС обработки расчетной документации на электромеханических бухгалтерских машинах, обеспечивающих повышение скорости обработки документов и упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты;