Файл: Курс лекций по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 503
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для информационного общества значимым является информационный ресурс, который не рассматривался ранее как экономическая категория.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеки, архивы, фонды, банки данных, другие информационные системы).
Дополнением содержания информационного ресурса является определение документированной информации (документа).
Документированная информация – зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Здесь документ представляет материальный объект с зафиксированными на нем сведениями в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Такие сведения могут называться данными.
Документыи их массивы фиксируют на материальном носителе информацию и знания, созданные для общественного использования и распространения. Такие информационные ресурсы общества, как знания, отчуждены от их создателей и материализованы в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки и т.д.
Известно, что термин «информационный ресурс» за рубежом впервые был введен в 1963 г., а в отечественной практике используется с конца 1960-х гг., хотя в то время это не дало ничего нового ни для развития теории, ни для практики. Одна из причин такого положения состояла в недостаточной разработанности методологии и механизмов измерения этого вида ресурса. Следует отметить, что проблема количественной оценки информационных ресурсов до сих пор не получила адекватного решения, хотя подобные попытки предпринимались неоднократно. В настоящее время существуют два подхода в трактовке рассматриваемого понятия.
-
Информационные ресурсысоставляют только информационные фонды документов (архивы, библиотеки, базы данных, депозитарии). При этом активными информационными ресурсами называют ту часть национальных информационных ресурсов, которую составляет информация, доступная для автоматизированного поиска, хранения и обработки. Вместе с тем все большее распространение в последние годы получает расширенный подход к определению данного понятия. -
Информационные ресурсы (согласно расширенному подходу) включают не только информационные фонды документов, но и иные компоненты, например, технические средства (ЭВМ, средства связи, терминалы, средства передачи и обработки данных и т.д.); источники информации (документы, сообщения); людей (пользователи, обслуживающий персонал); данные, зафиксированные на любых носителях, и навыки работы с ними; средства обработки информации, в том числе интеллектуальные возможности человека; программное обеспечение; информационные технологии и др.
Таким образом, информационный ресурс следует рассматривать как комплексную динамическую систему, включающую в себя целый ряд взаимоувязанных компонентов: информационную базу, материально-техническую базу, кадровую составляющую, средства коммуникации, средства обработки информации, финансовые средства.
Ресурсы могут быть классифицированы по ряду признаков:
-
по тематике хранящейся информации (правовая, общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая, медицинская и др.); -
форме собственности (государственная, федеральная, субъекта Федерации, муниципальная, общественных организаций, акционерная, частная); -
доступности информации (открытая, закрытая (конфиденциальная); -
принадлежности к виду информационной системы (библиотечная, архивная, научно-техническая и т.п.); -
источнику информации (официальная, неофициальная, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т.п.); -
назначению и характеру использования информации (массовая, региональная, ведомственная и т.п.); -
форме представления информации (текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная); -
виду носителя информации (бумажный, электронный).
Информационные продукты и услуги
Основой создания информационных продуктов являются информационные ресурсы. Содержаниеинформационного продукта составляет:
-
отражение информационной модели производителя; -
воплощение производителем собственного представления о конкретной предметной области; -
результаты интеллектуальной деятельности человека; -
формы фиксации на любом материальном носителе.
Носителями, обладающими определенными физическими свойствами, являются документы, книги, программы и др. С позиций действующего законодательства содержание понятия информационного продукта относится к документированной информации.
Информационный продукт (продукция) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователя и предназначенная или применяемая для их удовлетворения. Данный продукт является результатом информационной технологии.
Основными характеристиками информационного продукта являются:
-
способность фиксировать информационную модель отражаемого объекта; -
способность воплощать свое собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан; -
необходимость документироваться на материальном носителе любого физического свойства в виде статей, обзоров, программ, книг и т.д.; -
способность распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт.
Независимо от вида физического носителя информационный продукт распространяется с помощью услуг.
Услуга – результат непроизводительной деятельности субъекта (физического, юридического лица), направленной на удовлетворение потребностей человека или организацию использования различных продуктов.
Информационные услуги – действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
Информационные продукты и предоставление информационных услуг лежит в сфере экономики любого государства и характеризуется наличием рынка информационных продуктов и услуг(информационного рынка). Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов. Основные виды информационных услуг, оказываемых информационными системами, могут включать:
-
поиск фактов и документов в массивах информационного ресурса; -
составление обзоров по тематике и перспективным разработкам в той или иной области человеческой деятельности, аннотирование и реферирование документов; -
предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению; -
выдачу результатов библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.); -
фактографический поиск и аналитическую переработку информации (справки, таблицы, фирменное досье); -
организацию научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.); -
выдачу результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки и т.д.).
Информационные услуги предоставляются в режимах информационного обслуживания (по заявкам и запросам потребителя) и информационного обеспечения (по регулярным, заранее оговоренным тематикам).
Результаты информационных услуг могут быть релевантными и пертинентными.
Релевантность – это соответствие содержания документа информационному запросу. Оно отражает субъективное понимание потребителем необходимой ему информации, которое он излагает в запросе.
Пертинентность – это соответствие содержания документа информационной потребности. В нем выражается объективное содержание информации, требуемой для решения проблемы или задачи.
С учетом того, что предоставление информационных услуг связано с формированием и наличием баз данных в информационных системах, построенных на применении вычислительной техники, применяется следующее содержание понятия «база данных».
База данных – совокупность связанных данных, правила и организация которых основана на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных, по содержанию, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. Таким образом, база данных является одной из форм существования и организации информации.
Можно привести классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных представлены множеством видов:
-
справочными, содержащими информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, расписания движения, телефоны магазинов и т.п.; -
полнотекстовыми, содержащими первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.; -
числовыми, содержащими количественные характеристики и параметры объектов и явлений. Это химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.; -
текстово-числовыми, содержащими описания и характеристики промышленной продукции, фирм, стран и т.п.; -
финансовыми, содержащими финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.; -
юридическими, содержащими правовые документы по отраслям, регионам, странам.
3. Общие понятия информационных систем
Как известно, большая часть усилий специалистов, занятых в информационном секторе, направлена на управление людьми и машинами в ходе трудового процесса. Однако усложнение трудового процесса вызывает проблемы в управлении при обработке информации вручную.
Автоматизированная обработка информации с применением средств связи и оргтехники вооружает администрацию и непосредственных исполнителей точными сведениями об объеме работы, проделанной за любой отрезок времени, об использовании трудовых и материальных ресурсов, о себестоимости и трудоемкости отдельных видов продукции и др. Дальнейшая автоматизация управленческого труда служит средством сокращения и удешевления аппарата управления.
Использование современных информационных технологий и их реализация в виде информационных систем в сфере управления обеспечивает повышение качества, точности, объективности, оперативности и своевременности принятия управленческих решений.
Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения и обработки информации в интересах достижения поставленных целей.
Несколько детализировано это понятие в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технология и о защите информации». В нем информационная система представлена как совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
Основное предназначение информационной системы: решение задач обработки данных, автоматизации расчетных задач, автоматизации задач экспертных систем, информационное обеспечение систем управления и др.
Важной чертой ИС является то, что электронно-вычислительная техника (ЭВТ) представляет ее техническую базу и инструмент.
История возникновения ИС может быть отнесена к моменту появления систем счисления и в настоящее время, с учетом использования ЭВМ, насчитывает несколько десятилетий и условно может быть разделена на четыре этапа:
- первый этап (1950-1960 гг.) характеризуется созданием ИС обработки расчетной документации на электромеханических бухгалтерских машинах, обеспечивающих повышение скорости обработки документов и упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты;