Файл: Курс лекций по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 527

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так как обработка информации в них осуществляется многими компонентами, функционирующими параллельно.

Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов и используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования. В качестве объектов в ней выступают пользователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы данных и т.д. Такие подходы характеризуются тем, что в них используются процедуры и данные, которые заменяются понятием объект. Объект – это предмет, событие, явление, которые выполняют определенные функции и являются источником или потребителем информации. На этой основе, например, построена технология связи и компоновки объектов (OLE), разработанная фирмой Microsoft. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет иметь более эффективные решения в системах управления.

Технология управления знаниями позволяет создать не просто автоматизированную систему с единым информационным пространством, а среду, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех.

Интернет-технология основана на объединении информационных сетей в глобальную информационную структуру.

Развитие ИТ все более направлено в область интеллектуальных, наукоемких проблем. Визуализация данных, обработка изображений, создание виртуального пространства позволяют человеку погрузиться в образную среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений.

ИТ могут использоваться в различных организационных режимах. К основным из них относятся сетевой, пакетный, реального времени, разделения времени, интерактивный и диалоговый.

Сетевой режим определяется необходимостью быстрой передачи информации и оперативного взаимодействия пользователей. Любая сеть характеризуется множеством связанных друг с другом систем, узлов, элементов. Распределенная обработка данных заключается в том, что пользователь и его прикладные программы (приложения) получают возможность работать со средствами, расположенными в рассредоточенных узлах сетевой системы.

Обработка данных в пакетном режиме означает, что каждая порция несрочной информации (как правило, в больших объемах) обрабатывается без вмешательства извне, например, формирование отчетных сводок в конце периода.

Режим реального времени
– это технология, которая обеспечивает такую реакцию управления объектом, которая соответствует динамике его производственных процессов. При этом время реакции играет доминирующую роль.

Режим разделения времени – технология, которая предусматривает чередование во времени процессов решения разных задач в одном компьютере.

Интерактивный режим осуществляется в системах реального времени. Он может использоваться для организации диалога (диалоговый режим). Интерактивный режим – это технология выполнения обработки или вычислений, которая может прерываться другими операциями. Такой процесс чаще всего организован как транзакция.

Транзакции – это короткий во времени цикл взаимодействия (объектов, партнеров), включающий запрос, выполнение задания (или обработку сообщения), ответ. Характерным примером транзакции является работа в режиме диалога, например, обращение к базе данных.

Диалоговый режим – технология взаимодействия процессов решения задач со скоростью, достаточной для осмысления и реакции пользователей. Наиболее характерный пример диалога – взаимодействие с базой данных.

Интегрированные технологии представляют собой взаимосвязанную совокупность отдельных технологий, т.е. объединение частей какой-либо системы с развитым информационным взаимодействием между ними. Использование принципа интеграции в компьютерных системах относится к различным аспектам организации технологий: интеграция информации в базах и банках данных; интеграция программ в единые интегрированные пакеты; интеграция распределенных сетевых технологий в целостные системы; интеграция функций управления предприятием в единый управляемый объект и др.

С помощью интегрированных технологий достигается согласованное управление организацией, системой, объектом, координация функций, реализуется доступ многих пользователей к общим информационным ресурсам, тем самым достигается качественно новый уровень управления.

Подводя итог общему обзору современного технологического инструментария, выделим следующие основные виды информационных технологий, которые находят широкое применение и в юридической деятельности:

  • обработки данных;

  • управления;

  • автоматизированных рабочих мест (автоматизация офиса);

  • поддержки принятия решений;

  • экспертных систем.

В заключение еще раз подчеркнем соотнесение ИТ и ИС.



Информационная технология связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. Между ними имеются отличия. ИТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в ЭВТ. Основная цель ИТ – получение пользователем необходимой информации.

ИС является человеко-машинной системой обработки информации, состоящей из компьютеров и их сетей, программных продуктов, базы данных, людей, различного рода технических и программных, средств связи и т.д. Ее основная цель – организация, хранение и передача информации.

Реализация функций ИС невозможна без знания ИТ, ориентированной на нее. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.

Обобщая все вышесказанное, предлагаем несколько более узкие, нежели введенные ранее, определения информационной системы и технологии, реализованные средствами компьютерной техники.

Информационная технология – совокупность четко организованных определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на ЭВМ.

Информационная система – человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

Основными составляющими ИТ являются определение цели; структурирование всех предполагаемых операций и действий, приводящих к достижению цели; выбор необходимого программного инструментария.

В качестве варианта технологического процесса переработки информации можно представить иерархическую многоуровневую структуру:

1-й уровень – этапы, реализующие сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций (этапы создания постоянной части формы в виде текстов и таблиц, кадра; создания переменной части формы, защита и сохранение формы);

2-й уровень – операции, обеспечивающие создание конкретного объекта в выбранном первом уровне программной среды (операции создания, настройки кадра и внедрения в него рисунка);

3-й уровень – действия – совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели (установка курсора в кадре, выполнение команды «вставка», «рисунок», «таблица» и др.);


4-й уровень – элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой.

лекция 1.2 аппаратное обеспечение информационных технологий
1. История развития вычислительной техники

1.1 Создание первых вычислительных приборов

Человечество тысячелетиями вынашивало идею о создании специальных машин, которые бы осуществляли помощь в творческой, умственной деятельности человека, а именно: в обработке информации и выполнении задач, с которыми традиционно справлялся только человек. Такое стремление было вполне обоснованным и крайне необходимым. Действительно, с момента первоначальной деятельности в качестве социального объекта, человек затрачивал массу энергии на поиски, изобретение, создание различных орудий труда, которые бы помогали ему в каждодневной жизни, ускоряли бы производительность типичных и специфических операций.

Создание вычислительной техники было продиктовано необходимостью осуществления различных расчетных задач, причем, при наличии жестких требований по времени или скорости осуществления этих расчетов.

Например, фараон Хеопс поставил перед своими мудрецами задачу: когда он сможет уйти в царство теней? Ответ был связан с расчетами времени окончания постройки великой пирамиды, дающей возможность, по верованиям Древнего Египта, спокойно умереть фараону. Выполнить подобные расчеты с помощью известной к тому времени технологии счета на пальцах было невозможной задачей.

Мудрецы Египта успешно справились с задачей, подарив миру созданную ими АРИФМЕТИКУ - науку о числах (АРИФМО означает число) и первый на Земле вычислительный прибор - абак.

Абак в переводе означает «пыль», «мелкий песок». На специальной доске раскладывали в определенном порядке камешки и, чтобы они не скатывались, доску посыпали песком. Таким был первый вычислительный прибор всего древнего мира. Так, знаменитый древнегреческий математик Пифагор считал счет на абаке обязательным разделом математики.

Постепенно человек усовершенствовал абак. Косточки для счета нанизали на нити. Получившиеся «бусы» натянули на рамку - так создали счеты. У современных счет вместо нитей установлены металлические спицы. Развитие общественных и информационных отношений заставляло и дальше совершенствовать вычислительную технику, которая от первоначальных вариантов перешла в область специализированных механических устройств.

Первую счетную машину, которая называлась АРИФМОМЕТР, изобрел в XVII веке замечательный французский ученый Паскаль. Она выполняла любые арифметические операции. Умножение в ней производилось многократным сложением, деление - многократным вычитанием.


Машина эта производила на современников неизгладимое впечатление. О ней писались поэмы, слагали легенды, потому что впервые машина делала операции, посильные еще совсем недавно только человеку.

Главным недостатком всех арифмометров было то, что передвигать колесики, устанавливать цифры, запоминать промежуточные результаты - все это должен был делать человек. Он управлял процессом вычислений, а также сам держал в памяти последовательность действий.

Однако жизнь ставила все новые, более сложные задачи: астрономия и экономика государства, мореплавание и научные исследования, строительство мостов и тоннелей, обработка результатов переписи населения. Если бы пришлось решать все эти задачи на арифмометрах, то для этой работы не хватило бы людей на всей планете.

Кроме расчетных задач на механические устройства пытались возложить и простые функции обработки информации, в частности сортировки данных. Так, для обработки результатов переписи населения США в конце XIX века (первая была в 1870 - обрабатывалась 7,5 лет; вторая - 10 лет) служащий бюро ценза Герман Холлерит предложил и использовал механический табулятор.

Счетная машина-табулятор Холлерита - одно из самых первых изделий фирмы, которую он в 1911 г. совместно с Томасом Лодсоном преобразовал в маленькую фирму - IBM - International Business Machins (что сейчас обозначает данная аббревиатура - давно известно всему миру).

Идея же использования программного управления для построения устройства, автоматически выполняющего арифметические вычисления, была впервые высказана английским математиком Чарльзом Бэббиджем в начале XIX века. К 1833 году после 10 лет работы была построена лишь часть данной машины (но действующая часть), которая должна была интегрировать уравнения в конечных разностях для задач составления астрономических, навигационных и других жизненно необходимых математических таблиц.

В целом аналитическая машина Бэббиджа должна была содержать, наряду с арифметическим устройством, внутреннюю память, внутреннее устройство управления и программироваться с помощью перфокарт. Однако его попытки построить механическое вычислительное устройство в полном варианте не увенчались успехом.

Идея аналитической машины Бэббиджа легла в основу подготовки первой ЭВМ, но была реализована лишь спустя 100 лет.

1.2 Основные предпосылки создания ЭВМ в XX веке