Файл: Безработица в России на национальном и региональном уровне.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
3.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ УРОВНЯ
БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ
В целях снижения безработицы Россия располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы в России, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия вы делим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Макроэкономическая политика:
1. Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Социальная политика:
1. Выплата пособия по безработице признанным безработными;
2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
3. Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости.
Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям.
1. Через государственную поддержку материальных источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи - иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и
вынуждают безработного искать работу;
2. Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способны и проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но прилагал усилия к само обеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность.
Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а также из местного бюджета.
По положениям данного приказа средства направляются, в частности, на:
— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных и др.
Методика определения общенациональной величины пособия по безработице, как и других видов социальных пособии, разрабатывается государственными ведомствами. При этом она дифференцируется по различным группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается на основе минимальной заработной платы. Для уволенных администрацией предприятий по экономическим причинам при расчете пособия основанием служит их средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При этом местные органы власти наделены правом, предоставлять дополнительные пособия для безработных и их иждивенцев в размерах, превышающих национальные стандарты.
Постановлением правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 926 размеры пособия по безработице на 2012 г. были зафиксированы на том же уровне, что и в 2011 г.
Условия страхования по безработице призваны стимулировать поиски работы. Во-первых, пособия предоставляются только на период до 1 2 месяцев. Во-вторых, втечение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной. Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 65%, остальные пять — 45%. В-третьих, условием предоставления пособия является «способность и желание» поступить на имеющееся вакантное место.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
работодателем в течение трех дней со дня направления центром занятости населения;
«О занятости населения в Российской Федерации»).
Общественная помощь в поддержании занятости и в трудоустройстве осуществляется и посредством применения специальных мер, которые являются не универсальными, но избирательными. Они касаются не всех, но лишь некоторых групп населения. Как правило, эти группы отличаются относительно слабой конкурентоспособностью на рынке труда, пониженной или ограниченной трудоспособностью, связанными с их специфическими индивидуальными характеристиками или с особенностями их общественного положения, временными чрезвычайными обстоятельствами, в которых они очутились, и т. д.
К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей.
Одним из направлений деятельности службы занятости Российской федерации является оказание социально-психологической помощи людям находящихся в поиске работы. Им оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.
Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства.
3.2 РЕКОМЕНДАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
Для решения проблемы безработицы нужно усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест, оказывая финансовую помощь службой занятости безработным, обеспечение их более существенными субсидиями для самостоятельного обеспечения занятости, оказания содействия особым категориям граждан, которым наиболее трудно трудоустроиться, повысить качество обучения, обеспечить своевременную переквалификацию кадров, проведение мер по усилению социальной защиты безработных во время прохождения обучения по направлениям служб занятости.
Рассматривая нынешнюю обстановку на российском рынке труда, необходимо сделать более популярным и технические специальности, а также рабочие профессии. Для этого стоит заняться дополнительным развитием средне — специальных учебных заведений, выделять на их развитие больше денежных средств. Еще стоит обратить внимание на помощь молодежи в трудоустройстве после окончания высших учебных заведений, сделать начальную заработную плату более достойной, чтобы молодые люди, выпускники, могли обеспечить хотя бы собственной существование, не говоря уже о семье. Также необходимо организовать возможности бесплатной переквалификации работников не только в новых отраслях производства, но и в уже развитых и налаженных, т. к. они тоже не стоят на месте. Стоит пересмотреть размер пособия по безработице, чтобы люди, даже находясь в поиске работы, могли обеспечить себя и с покойно заниматься поисками рабочего места. После проведения подобных мер можно надеяться на улучшение социально — экономической ситуации в стране.
Государством должны разрабатываться следующие экономические меры по ограничению безработицы.
-политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
- стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
С учетом вышеизложенного и в целях формирования эффективного рынка труда считается целесообразным.
1.Внести изменение в статью 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» об отнесении к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих правовых документов о развитии сельской самозанятости и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.
2.На уровне субъектов Российской Федерации иметь программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.
3.На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях.
Все проблемы безработицы в России и пути их решения представлены в Приложении 2.
Таким образом, все это создаст дополнительные благоприятные условия для проведения политики занятости населения и ее регулирования в условиях совершенствования разграничения полномочий, улучшит правовое и материальное положение безработного как человека и гражданина российского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно подвести итоги. В данной работе мы попыталась дать анализ современного рынка труда в РФ. Можно сказать, что рынок труда в свою очередь очень важен в нашем современном мире, так как он является не только источником дохода, но и самоутверждением человека. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы. За благосостоянием населения страны, отвечает занятость населения, которая оказывать содействие формированию и развитию профессиональных возможностей любого гражданина страны, а так же способствует становлению и раскрытию личности.
3.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ УРОВНЯ
БЕЗРАБОТИЦЫ В РФ
В целях снижения безработицы Россия располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы в России, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия вы делим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.
Макроэкономическая политика:
1. Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Социальная политика:
1. Выплата пособия по безработице признанным безработными;
2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих;
3. Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана в 1991 году на основе закона «О занятости населения» Государственная служба занятости.
Помощь государственной службы занятости осуществляется преимущественно по двум направлениям.
1. Через государственную поддержку материальных источников существования безработных с тем, чтобы обеспечить безработному и членам его семьи - иждивенцам элементарные условия для выживания. Такая помощь по своей сути пассивна. Она ограничена по времени. В принципе материальная поддержка должна предоставляться в таких узких пределах, которые не позволяют жить безбедно и
вынуждают безработного искать работу;
2. Через трудоустройство тех безработных, которые к этому способны и проявляют желание участвовать в общественном производстве. Такая поддержка, будучи по своей сути более конструктивной и активной, перемещает центр тяжести на поощрение инициативы безработного в поисках работы, чтобы он не уповал только на получение материальной помощи от общества, но прилагал усилия к само обеспечению. Смысл активной поддержки заключается в том, чтобы, создавая благоприятные условия, стимулировать в максимальной степени включение безработного в трудовую деятельность.
Деятельность органов службы занятости осуществляется на основе приказа №57 от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета», а также из местного бюджета.
По положениям данного приказа средства направляются, в частности, на:
-
мероприятия по профориентации, переподготовке и переподготовке безработных; -
организацию общественных работ; -
выплаты пособий по безработице, компенсацию материальных затрат безработным в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также тем безработным, которые потеряли право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты;
— мероприятия по сохранению, созданию новых рабочих мест, а также специализированных рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите (инвалиды беженцы и пр.), по развитию предпринимательской деятельности безработных и др.
Методика определения общенациональной величины пособия по безработице, как и других видов социальных пособии, разрабатывается государственными ведомствами. При этом она дифференцируется по различным группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается на основе минимальной заработной платы. Для уволенных администрацией предприятий по экономическим причинам при расчете пособия основанием служит их средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При этом местные органы власти наделены правом, предоставлять дополнительные пособия для безработных и их иждивенцев в размерах, превышающих национальные стандарты.
Постановлением правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 926 размеры пособия по безработице на 2012 г. были зафиксированы на том же уровне, что и в 2011 г.
-
минимальный размер пособия — 850 руб. в месяц; -
максимальный — 4900 руб. в месяц.
Условия страхования по безработице призваны стимулировать поиски работы. Во-первых, пособия предоставляются только на период до 1 2 месяцев. Во-вторых, втечение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной. Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 65%, остальные пять — 45%. В-третьих, условием предоставления пособия является «способность и желание» поступить на имеющееся вакантное место.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:
-
неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с
работодателем в течение трех дней со дня направления центром занятости населения;
-
отказа без уважительных причин явиться в центр занятости населения для получения направления на работу (учебу) (п. 5 ст. 35 Закона РФ
«О занятости населения в Российской Федерации»).
Общественная помощь в поддержании занятости и в трудоустройстве осуществляется и посредством применения специальных мер, которые являются не универсальными, но избирательными. Они касаются не всех, но лишь некоторых групп населения. Как правило, эти группы отличаются относительно слабой конкурентоспособностью на рынке труда, пониженной или ограниченной трудоспособностью, связанными с их специфическими индивидуальными характеристиками или с особенностями их общественного положения, временными чрезвычайными обстоятельствами, в которых они очутились, и т. д.
К таким группам относятся молодежь, впервые поступающая на рынок труда, женщины, прежде всего имеющие малолетних детей, инвалиды, демобилизованные кадровые военные, иммигранты и вынужденные переселенцы и т. п. Все они испытывают особенно большие трудности с трудоустройством. Привлечение представителей этих групп к общественному производству осуществляется дифференцированным образом в зависимости от их характера, склонностей и возможностей.
Одним из направлений деятельности службы занятости Российской федерации является оказание социально-психологической помощи людям находящихся в поиске работы. Им оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.
Таким образом, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) - это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства.
3.2 РЕКОМЕНДАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ
Для решения проблемы безработицы нужно усилить работу по созданию и сохранению рабочих мест, оказывая финансовую помощь службой занятости безработным, обеспечение их более существенными субсидиями для самостоятельного обеспечения занятости, оказания содействия особым категориям граждан, которым наиболее трудно трудоустроиться, повысить качество обучения, обеспечить своевременную переквалификацию кадров, проведение мер по усилению социальной защиты безработных во время прохождения обучения по направлениям служб занятости.
Рассматривая нынешнюю обстановку на российском рынке труда, необходимо сделать более популярным и технические специальности, а также рабочие профессии. Для этого стоит заняться дополнительным развитием средне — специальных учебных заведений, выделять на их развитие больше денежных средств. Еще стоит обратить внимание на помощь молодежи в трудоустройстве после окончания высших учебных заведений, сделать начальную заработную плату более достойной, чтобы молодые люди, выпускники, могли обеспечить хотя бы собственной существование, не говоря уже о семье. Также необходимо организовать возможности бесплатной переквалификации работников не только в новых отраслях производства, но и в уже развитых и налаженных, т. к. они тоже не стоят на месте. Стоит пересмотреть размер пособия по безработице, чтобы люди, даже находясь в поиске работы, могли обеспечить себя и с покойно заниматься поисками рабочего места. После проведения подобных мер можно надеяться на улучшение социально — экономической ситуации в стране.
Государством должны разрабатываться следующие экономические меры по ограничению безработицы.
-политика государства по стимулированию роста занятости увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и т.д.;
- стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
-
расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников; -
разрешение трудовой эмиграции; -
активное применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.
С учетом вышеизложенного и в целях формирования эффективного рынка труда считается целесообразным.
1.Внести изменение в статью 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» об отнесении к занятому населению граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для чего ускорить принятие соответствующих правовых документов о развитии сельской самозанятости и определении порядка зачисления трудового стажа, социальных пособий и назначении пенсий этим гражданам.
2.На уровне субъектов Российской Федерации иметь программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.
3.На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях.
Все проблемы безработицы в России и пути их решения представлены в Приложении 2.
Таким образом, все это создаст дополнительные благоприятные условия для проведения политики занятости населения и ее регулирования в условиях совершенствования разграничения полномочий, улучшит правовое и материальное положение безработного как человека и гражданина российского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно подвести итоги. В данной работе мы попыталась дать анализ современного рынка труда в РФ. Можно сказать, что рынок труда в свою очередь очень важен в нашем современном мире, так как он является не только источником дохода, но и самоутверждением человека. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений с согласованными интересами работодателей и наемной рабочей силы. Его составляющими элементами являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы. За благосостоянием населения страны, отвечает занятость населения, которая оказывать содействие формированию и развитию профессиональных возможностей любого гражданина страны, а так же способствует становлению и раскрытию личности.