Файл: Безработица в России на национальном и региональном уровне.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Центр занятости активно борется с данной проблемой: будущих работников из числа молодежи направляют на профориентацию, а людей с невостребованными профессиями отправляют на переобучение от самой организации. Кроме того, психологи центра занятости социально адаптируют ту категорию граждан, которые не особо рвутся к труду, а хотят только получать пособие по безработице.

В настоящее время биржа труда Норильска готова предложить обратившимся порядка 1800 вакансий. Среди которых более половины, это рабочие профессии, аоставшаяся часть делится между инженерно-техническими работниками и специалистами.

В Норильске зарегистрирован самый низкий уровень безработицы в Красноярском крае. Данные по безработице представлены на рисунке 7.



Рис.7 Сравнение безработицы в городе Норильск и Красноярском крае

В городе этот показатель составляет 1,7%, тогда как в целом по краю он достигает 3,1%. Такие цифры озвучены в ходе заседания круглого стола «О состоянии занятости населения в районах Крайнего Севера Красноярского края».

Участники обсудили ситуацию на рынке труда в Норильске, Таймырском, Эвенкийском, Северо-Енисейском и Туруханском районах. Как отметили представители Севера региона, одной из главных северных проблем является моно зависимость экономики, которая становится причиной возникновения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. Помимо этого на встрече также обсудили вопросы занятости молодежи, что за последние 3 года в Норильске в 2,5 раза сократилось количество обращений в службу занятости выпускников учебных заведений.

Представители Таймыра и Эвенкии обозначили, что к разряду наболевших проблем севера относится безработица среди коренных малочисленных народов. Общая доля КМНС в числе безработных граждан края доходит до 30%, в связи, с чем просто необходимо заниматься возрождением промысловых хозяйств или факторий для развития традиционных видов деятельности коренных народов, таких как: рыболовство, оленеводство, переработки сельхозпродукции, художественных промыслов.

В процессе круглого стола представители территорий внесли свои предложения по улучшению законодательной базы Красноярского края в сфере занятости. В частности, правительству региона рекомендовано рассмотреть возможность принятия комплексной программы по привлечению квалифицированных кадров в районы Крайнего Севера.

2.3 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ РОССИИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Рассмотрим теперь уровень безработицы в Российской Федерации в региональном аспекте. Самый высокий уровень занятости населения (66,3% и 65,3%) и самый низкий уровень безработицы (6,2% и 4,7%) по данным обследований населения по проблемам занятости отмечается в Северо - Западном и Центральном федеральных округах.

Самый высокий уровень безработицы, соответствующей критериям Международной организации труда, (17,1 %) и самый низкий уровень занятости (53,2%) - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 8).



Рис. 8 Уровень занятости и уровень безработицы по федеральным округам в 2019 году, %

В 2019 г.снижение уровня безработицы, соответствующей критериям Международной организации труда, по сравнению с 2018 г. отмечается в 67 субъектах Российской Федерации.

Рассмотрим численность безработицы в отдельных областях России в 2016-2019 гг.

Сравнительно низкий уровень безработицы в 20 l9 r. сложился в Москве — 1,7% (в 2018г. — 2,7%), Санкт-Петербурге - 2,6% (в 201 8г.. — 4,1%), в Московской области - 3,3% (в 2018г. — 4,9%), а также в Республике Мордовия, Липецкой, Ленинградской, Белгородской, Новгородской, Самарской, Магаданской, Тульской областях, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Самые высокие показатели по уровню безработицы наблюдались в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан.

В 2019r. было отмечено увеличение размеров межрегиональной трудовой миграции. По данным обследования населения по проблемам занятости, численность занятых, которые работали за пределами своего субъекта, составила в среднем за 2019г. 1,6 млн. человек против 1,0 млн. человек в 2018 году. В 2019г., вследствие снижения общей потребности в рабочей силе, объемы внутренней трудовой миграции уменьшились до 1,4 млн. человек в среднем за год.

В 2019 г. размеры выезда на работу за пределы своего субъекта вновь увеличились. При этом, если в январе—феврале 2019 г. они составляли 1,5 млн. человек (2,4% численности занятого населения), то, начиная с марта 2019 г., стали постепенно увеличиваться и к декабрю 2019г. достигли 2,3 млн. человек, или 3,3% численности занятого населения. В среднем за 2019г. численность населения, работающего за пределами своего субъекта, составила 1,8 млн. человек, или 2,6% от общей численности занятого населения (рис. 9).




Рис.9 Занятые по месту работы и месту постоянного проживания, млн. чел

В численности занятого населения, работающего за пределами своего субъекта, три четверти составляют мужчины, две трети — городские жители.

В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским AO. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собираются. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10%o - максимальный показатель по России).

Вторая группа — регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся вадминистративных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 1 5% соответственно.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансииский AO, Ямало—Ненецкий AO, Якутия, Магаданская область, Чукотский AO. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область.
С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.

Согласно Федеральному закону «О занятости населения в РФ», минимальный размер пособия по безработице (850 рублей в месяц) выплачивается гражданам:

-впервые ищущим работу (ранее не работавший);

-стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва.

В остальных случаях размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального и не выше максимального размера пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента (в районах, где они применяются).

  • первые 3 месяца (после признания безработным) — в размере 75% среднемесячного заработка, но не более 4900 руб.;

  • последующие четыре месяца — в размере 60% среднемесячного заработка, но не более 4900 руб.;

-с 8-гo по 12-и месяц - в размере 45% среднемесячного заработка, но не менее 850 руб. и не более 4900 руб.

  • с 13-гопо 24 —й месяц выплаты — в размере 850 руб. (минимальный размер пособия по безработице).

Министерство Финансов Российской Федерации ежегодно представляет доклад об основных результатах и направлениях бюджетной политики. В декабре 2014 года был представлен такой доклад на 2015 год и период до 2018 года. Рассмотрим прогнозный уровень безработицы, который в нем представлен (рис. 10)



2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 10 Прогнозный уровень безработицы в России до 2018 года, %

В 2018 году было завершено софинансирование Российской Федерацией региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Учитывая позитивную практику, сложившуюся при реализации в 2014 – 2018 гг. дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2020 году предполагается продолжить осуществление аналогичных мероприятий в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Кроме того, в 2020 году в Российской Федерации планируется осуществить мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей — инвалидов, многодетных родителей на оборудованных (оснащенные) для них рабочие места. На реализацию вышеназванных мероприятий предусмотрены субсидии в сумме 1,5 млрд. рублей.


В связи с переводом с 1 января 2016 г. финансового обеспечения полиции на федеральный уровень полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, по осуществлению активной политики в области содействия занятости населения, а также по материально—техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, предлагается передать на региональный уровень.

В связи с передачей вышеназванных полномочий расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий в об. Части содействия занятости населения сократились на 20,1 млрд. рублей в 2016 году, на 21,2 млрд. рублей в 2017году и на 22,3 млрд. рублей в 2018 году. Таким образом, в 2020 году согласно докладу Министерства финансов уровень безработицы должен повыситься до 5,5%, в 2021 году он снизится до 5,3%.