Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 401

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В данном фрагменте педагог применяет различные методы и техники для работы с ребенком с нарушением интеллекта: общение на понятном языке, включение ребенка в процесс подготовки к уроку, напоминание о гигиенических правилах, установление правил и их объяснение, затем проверка знаний и похвала за выполнение с задач. Важно убедиться в том, что ребенок понимает поставленные перед ним задачи и правила.

5. Группу/класс посещает ребенок с нарушением слуха (слабослышащий) (пол, возраст - по выбору студента)

• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением слуха

• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия

• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха

• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)

• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.

• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком

• Выберите 3-4 игры (дидактическая, подвижная, со строительным материалом, сюжетно-ролевая…др.). Смоделируйте ситуацию «Проведение … игры» (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)). Составьте рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка

5.1Характеристика-портрет ребенка с нарушением слуха:

Пол: мужской

Возраст: 8 лет

Диагноз: слабослышащий

Особенности развития и обучения:

- Ребенок имеет ограничения в понимании и продуцировании речи, что усложняет его усвоение учебного материала.

- Не всегда правильно воспринимает речь окружающих, что часто приводит к конфликтам и недопониманию.

- Требует большей индивидуализации обучения и использования разнообразных методов, направленных на усвоение нового материала и на поддержание мотивации.

Особые образовательные потребности и специальные условия:

- Необходимо использование средств по улучшению восприятия звуков и речи (например, слухового аппарата или кохлеарных имплантатов).

- Необходимо обучение чтению с литературной транскрипцией.


- Необходимо использование визуальных средств обучения (иллюстрации, картинки, диаграммы и т.д.).

- Необходимо использование поддержки на всех этапах обучения и работы педагогов-специалистов.

Картотека статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха:

1. Батурина Н.Н. Диагностика восприятия и внимания у слабослышащих детей, обучающихся в общеобразовательных школах. // Дефектология. – 2005. – №2. – С. 17-22.

2. Воротилина Ж.Н., Кравцова Т.Н. Исследование успешности коммуникативной деятельности у слабослышащих детей дошкольного возраста. // Дефектология. – 2008. – №3. – С. 28-36.

3. Смирнова Е.А. Дети со сложными и смешанными нарушениями в развитии: надежная диагностика для эффективной коррекционно-развивающей работы. // Дефектология. – 2013. – №3. – С. 34-43.

4. Троицкая И. Н. Диагностика уровня развития произвольного внимания слабослышащих учащихся. // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 43-48.

Специалисты, которые могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения, в зависимости от конкретных потребностей ребенка:

- Сурдопедагог

- Специалист по дефектологии

- Психолог

- Логопед

- Врач-оториноларинголог

- Специалист по реабилитации слуха

Взаимодействие участников образовательного процесса может осуществляться через::

- Общение и координацию действий между учителем и специалистами-олицетворителями.

- Организацию образовательного процесса, учитывающего потребности ребенка с нарушением слуха.

- Использование аудиотехники и других средств, способствующих обучению, играм и досугу.

Направления коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим нарушение слуха:

1. Развитие речи и коммуникативных способностей;

2. Корректировка нарушенного слухового восприятия и улучшения акустической обработки речи;

3. Усиление концентрации внимания и развивание памяти для звукового материала;

4. Развитие социальной адаптации и самостоятельности.

Методы, приемы и средства, которые может использовать педагог в работе с ребенком, имеющим нарушение слуха:

1. Использование иллюстраций и дополнительного текста, чтобы ребенок мог лучше понимать учебный материал и улучшить словарный запас;

2. Использование наглядных материалов, включая рисунки, фотографии, карты и диаграммы, чтобы помочь ребенку лучше понимать концепции и идеи,

выраженные в учебных материалах;

3. Использование сюжетных и ролевых игр, чтобы помочь ребенку развиваться социально и адаптироваться в коллективе.


Пример использования методики "Использование иллюстраций и дополнительного текста":

Педагог готовит краткий текст, который иллюстрируется соответствующими картинками. Ребенку находится упражнение с заданиями на прочтение текста и ответы на вопросы об иллюстрациях. Педагог проверяет понимание ребенка.

Пример использования методики "Использование наглядных материалов":

Педагог использует презентацию с картинками, диаграммами и рисунками, чтобы ребенок мог лучше понимать учебный материал. Ребенку также предоставляется возможность задавать вопросы и получать ответы.

Пример выбора игры - "Сюжетно-ролевая игра", моделирование ситуации:

Название игры - "В супермаркете". Ребенок представляет продавца в магазине, а педагог представляет покупателя. Ребенку даются карточки с продуктами, которые нужно предложить покупателю. В ходе игры педагог задает вопросы, чтобы помочь ребенку развить социальные навыки и развитие устной речи.

Рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка:

- Предоставить ребенку достаточно времени на знакомство с правилами игры и ведением диалога

6.. Группу/класс посещает ребенок с нарушением зрения (слабовидящий) (пол, возраст - по выбору студента)

• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением зрения

• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия

• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения

• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)

• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.

• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать воспитатель в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком

• Выберите 3-4 игры (дидактическая, подвижная, со строительным материалом, сюжетно-ролевая… и др.). Смоделируйте ситуацию «Проведение … игры» (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)). Составьте рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка


6.1. Характеристика-портрет ребенка со слабым зрением:

Пол: Мальчик;

Возраст: 7 лет;

Характеристика: Ребенок имеет слабое зрение, примерно 30-40% в лучшем глазу. Он может видеть объекты на удалении, но ближний обзор ему сложен. Также он может испытывать трудности с ориентацией в пространстве и оценкой глубины. Ребенок очень активный и любознательный, хочет учиться и развиваться наравне со своими сверстниками.

Особые образовательные потребности и специальные условия:

- Использование увеличительной оптики и других технических средств, позволяющих ребенку лучше видеть учебный материал;

- Изменение освещения в классе, чтобы уменьшить блики и отражения, мешающие зрению;

- Включение в образовательный процесс адаптированного учебного материала для слабовидящих детей.

Картотека статей журнала "Дефектология" для психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения:

1. "Определение уровня зрительной функции у детей с нарушением зрения"

2. "Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с низким зрением в условиях обычной школы"

3. "Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия у детей со слабым зрением"

4. "Психологические особенности развития детей с нарушением зрения".

Специалисты, которые могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения:

- Учителя-логопеды;

- Психологи;

- Офтальмологи;

- Реабилитологи;

- Сурдопедагоги.

Взаимодействие участников образовательного процесса может осуществляться через: организацию координации действий каждого специалиста, общение между специалистами и учителем, использованием средств обучения, способствующих обучению и досугу.

Направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком:

1. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия;

2. Коррекция нарушенного зрительного анализа;

3. Развитие социальной адаптации и самостоятельности.

Методы, приемы и средства, которые может использовать воспитатель:

1. Изготовление картинок и материалов с большим шрифтом, чтобы помочь ребенку лучше различать объекты и учиться распознавать буквы и цифры;

2. Использование аудиозаписей, чтобы помочь ребенку лучше запомнить и понять материал;

3. Использование увеличительной оптики, чтобы помочь ребенку лучше видеть учебный матери