Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В данном фрагменте педагог применяет различные методы и техники для работы с ребенком с нарушением интеллекта: общение на понятном языке, включение ребенка в процесс подготовки к уроку, напоминание о гигиенических правилах, установление правил и их объяснение, затем проверка знаний и похвала за выполнение с задач. Важно убедиться в том, что ребенок понимает поставленные перед ним задачи и правила.
5. Группу/класс посещает ребенок с нарушением слуха (слабослышащий) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением слуха
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать педагог в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Выберите 3-4 игры (дидактическая, подвижная, со строительным материалом, сюжетно-ролевая…др.). Смоделируйте ситуацию «Проведение … игры» (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)). Составьте рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка
5.1Характеристика-портрет ребенка с нарушением слуха:
Пол: мужской
Возраст: 8 лет
Диагноз: слабослышащий
Особенности развития и обучения:
- Ребенок имеет ограничения в понимании и продуцировании речи, что усложняет его усвоение учебного материала.
- Не всегда правильно воспринимает речь окружающих, что часто приводит к конфликтам и недопониманию.
- Требует большей индивидуализации обучения и использования разнообразных методов, направленных на усвоение нового материала и на поддержание мотивации.
Особые образовательные потребности и специальные условия:
- Необходимо использование средств по улучшению восприятия звуков и речи (например, слухового аппарата или кохлеарных имплантатов).
- Необходимо обучение чтению с литературной транскрипцией.
- Необходимо использование визуальных средств обучения (иллюстрации, картинки, диаграммы и т.д.).
- Необходимо использование поддержки на всех этапах обучения и работы педагогов-специалистов.
Картотека статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением слуха:
1. Батурина Н.Н. Диагностика восприятия и внимания у слабослышащих детей, обучающихся в общеобразовательных школах. // Дефектология. – 2005. – №2. – С. 17-22.
2. Воротилина Ж.Н., Кравцова Т.Н. Исследование успешности коммуникативной деятельности у слабослышащих детей дошкольного возраста. // Дефектология. – 2008. – №3. – С. 28-36.
3. Смирнова Е.А. Дети со сложными и смешанными нарушениями в развитии: надежная диагностика для эффективной коррекционно-развивающей работы. // Дефектология. – 2013. – №3. – С. 34-43.
4. Троицкая И. Н. Диагностика уровня развития произвольного внимания слабослышащих учащихся. // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 43-48.
Специалисты, которые могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения, в зависимости от конкретных потребностей ребенка:
- Сурдопедагог
- Специалист по дефектологии
- Психолог
- Логопед
- Врач-оториноларинголог
- Специалист по реабилитации слуха
Взаимодействие участников образовательного процесса может осуществляться через::
- Общение и координацию действий между учителем и специалистами-олицетворителями.
- Организацию образовательного процесса, учитывающего потребности ребенка с нарушением слуха.
- Использование аудиотехники и других средств, способствующих обучению, играм и досугу.
Направления коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим нарушение слуха:
1. Развитие речи и коммуникативных способностей;
2. Корректировка нарушенного слухового восприятия и улучшения акустической обработки речи;
3. Усиление концентрации внимания и развивание памяти для звукового материала;
4. Развитие социальной адаптации и самостоятельности.
Методы, приемы и средства, которые может использовать педагог в работе с ребенком, имеющим нарушение слуха:
1. Использование иллюстраций и дополнительного текста, чтобы ребенок мог лучше понимать учебный материал и улучшить словарный запас;
2. Использование наглядных материалов, включая рисунки, фотографии, карты и диаграммы, чтобы помочь ребенку лучше понимать концепции и идеи,
выраженные в учебных материалах;
3. Использование сюжетных и ролевых игр, чтобы помочь ребенку развиваться социально и адаптироваться в коллективе.
Пример использования методики "Использование иллюстраций и дополнительного текста":
Педагог готовит краткий текст, который иллюстрируется соответствующими картинками. Ребенку находится упражнение с заданиями на прочтение текста и ответы на вопросы об иллюстрациях. Педагог проверяет понимание ребенка.
Пример использования методики "Использование наглядных материалов":
Педагог использует презентацию с картинками, диаграммами и рисунками, чтобы ребенок мог лучше понимать учебный материал. Ребенку также предоставляется возможность задавать вопросы и получать ответы.
Пример выбора игры - "Сюжетно-ролевая игра", моделирование ситуации:
Название игры - "В супермаркете". Ребенок представляет продавца в магазине, а педагог представляет покупателя. Ребенку даются карточки с продуктами, которые нужно предложить покупателю. В ходе игры педагог задает вопросы, чтобы помочь ребенку развить социальные навыки и развитие устной речи.
Рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка:
- Предоставить ребенку достаточно времени на знакомство с правилами игры и ведением диалога
6.. Группу/класс посещает ребенок с нарушением зрения (слабовидящий) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением зрения
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать воспитатель в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Выберите 3-4 игры (дидактическая, подвижная, со строительным материалом, сюжетно-ролевая… и др.). Смоделируйте ситуацию «Проведение … игры» (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)). Составьте рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка
6.1. Характеристика-портрет ребенка со слабым зрением:
Пол: Мальчик;
Возраст: 7 лет;
Характеристика: Ребенок имеет слабое зрение, примерно 30-40% в лучшем глазу. Он может видеть объекты на удалении, но ближний обзор ему сложен. Также он может испытывать трудности с ориентацией в пространстве и оценкой глубины. Ребенок очень активный и любознательный, хочет учиться и развиваться наравне со своими сверстниками.
Особые образовательные потребности и специальные условия:
- Использование увеличительной оптики и других технических средств, позволяющих ребенку лучше видеть учебный материал;
- Изменение освещения в классе, чтобы уменьшить блики и отражения, мешающие зрению;
- Включение в образовательный процесс адаптированного учебного материала для слабовидящих детей.
Картотека статей журнала "Дефектология" для психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения:
1. "Определение уровня зрительной функции у детей с нарушением зрения"
2. "Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с низким зрением в условиях обычной школы"
3. "Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия у детей со слабым зрением"
4. "Психологические особенности развития детей с нарушением зрения".
Специалисты, которые могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения:
- Учителя-логопеды;
- Психологи;
- Офтальмологи;
- Реабилитологи;
- Сурдопедагоги.
Взаимодействие участников образовательного процесса может осуществляться через: организацию координации действий каждого специалиста, общение между специалистами и учителем, использованием средств обучения, способствующих обучению и досугу.
Направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком:
1. Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия;
2. Коррекция нарушенного зрительного анализа;
3. Развитие социальной адаптации и самостоятельности.
Методы, приемы и средства, которые может использовать воспитатель:
1. Изготовление картинок и материалов с большим шрифтом, чтобы помочь ребенку лучше различать объекты и учиться распознавать буквы и цифры;
2. Использование аудиозаписей, чтобы помочь ребенку лучше запомнить и понять материал;
3. Использование увеличительной оптики, чтобы помочь ребенку лучше видеть учебный матери