Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Консультативная помощь: это форма помощи, при которой специалисты (коррекционные педагоги, психологи, логопеды и др.) консультируют учителей, родителей и других специалистов, работающих с ребенком.
13. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса включают в себя различные материалы, методы и техники, которые помогают реализовать коррекционные и образовательные цели для детей с особыми образовательными потребностями. Вот некоторые из них:
Специализированные учебные материалы: это материалы, разработанные специально для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Они могут включать в себя адаптированные учебники, рабочие тетради, игры, компьютерные программы и другие материалы, которые помогают учащимся справиться с трудностями и развивать навыки.
Адаптивные технологии: это технологические решения, которые помогают детям с особыми образовательными потребностями учиться и коммуницировать. Например, это могут быть программы для чтения и записи текста, программы для обучения математике, специальные устройства для улучшения моторики и многое другое.
Индивидуализированный подход: Важным средством обеспечения коррекционно-образовательного процесса является индивидуализация обучения. Это означает адаптацию учебного материала, методов и заданий под индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. Индивидуализация может включать изменение уровня сложности, использование разных моделей обучения, дифференциацию заданий и т.д.
Коррекционно-развивающие методы и техники: это методы и техники, направленные на коррекцию и развитие определенных навыков и умений у детей с особыми образовательными потребностями. Например, это могут быть методы речевой терапии, сенсорная интеграция, массаж, работа с манипулятивными материалами и другие специальные подходы.
Партнерство с родителями и другими специалистами: Взаимодействие с родителями и другими специалистами является важным средством обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
14. Современная система специальных образовательных услуг.
Современная система специальных образовательных услуг стремится обеспечить инклюзивное образование и полноценное участие детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Вот некоторые особенности современной системы специальных образовательных услуг:
Индивидуализация подхода: Система специальных образовательных услуг учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Она стремится предоставить индивидуальные программы и поддержку, учитывая уровень развития, интересы и потребности каждого ребенка.
Инклюзия: Принцип инклюзии является основополагающим в современной системе специальных образовательных услуг. Он подразумевает включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные классы, а не изоляцию в специальных учреждениях. Система предоставляет необходимые адаптивные условия, ресурсы и поддержку для успешного обучения и социализации в инклюзивной среде.
Разнообразие специалистов: В современной системе специальных образовательных услуг задействованы различные специалисты, такие как коррекционные педагоги, психологи, логопеды, речевые терапевты, специалисты по работе с детьми с аутизмом и другими специфическими особенностями. Эти специалисты сотрудничают с учителями и родителями для обеспечения индивидуальной поддержки и развития ребенка.
Адаптивные учебные материалы и технологии: Система специальных образовательных услуг предоставляет адаптированные учебные материалы, технологии и инструменты для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это может включать специальные учебники, программное обеспечение, коммуникационные устройства и другие средства, способствующие развитию и обучению.
Работа в команде и партнерство: Система специальных образовательных услуг основывается на работе в команде и партнерстве между различными участниками, включая учителей, специалистов, родителей и других заинтересованных лиц. Вот некоторые аспекты работы в команде и партнерстве в рамках современной системы специальных образовательных услуг:
Команда специалистов: В системе специальных образовательных услуг работает команда специалистов, включающая учителей, коррекционных педагогов, психологов, логопедов и других специалистов. Они сотрудничают между собой, обмениваются информацией, опытом и экспертизой, чтобы разработать и реализовать индивидуальные программы и поддержку для каждого ребенка.
Родительское партнерство: Взаимодействие с родителями является важной частью современной системы специальных образовательных услуг. Родители приглашаются к участию в образовательном процессе, их мнение и обратная связь учитываются при разработке индивидуальных программ и принятии решений. Родители также могут получать консультации и поддержку от специалистов системы специального образования.
Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями: Система специальных образовательных услуг стимулирует сотрудничество и партнерство с общеобразовательными учреждениями. Это может включать совместные мероприятия, обмен опытом, обучение учителей по вопросам инклюзии и специального образования, а также поддержку инклюзивного обучения в общеобразовательной среде.
Междисциплинарное сотрудничество: Система специальных образовательных услуг способствует междисциплинарному сотрудничеству, где специалисты разных областей объединяют свои усилия для достижения общих целей. Это позволяет более полноценно подходить к потребностям детей и обеспечивать комплексную поддержку.
15. Комплексный подход к организации помощи детям с особенностями развития
Комплексный подход к организации помощи детям с особенностями развития предполагает интеграцию различных аспектов и ресурсов для обеспечения всесторонней поддержки и развития ребенка. Он основывается на понимании, что дети с особенностями развития нуждаются в комплексном воздействии на разных уровнях. Вот некоторые основные принципы комплексного подхода:
Индивидуальное планирование: Каждому ребенку с особенностями развития требуется индивидуальный подход. В комплексном подходе разрабатывается индивидуальный план поддержки и развития, учитывающий уникальные потребности и возможности ребенка. План включает в себя цели, стратегии, методы и ожидаемые результаты.
Междисциплинарная команда: Важным аспектом комплексного подхода является сотрудничество различных специалистов. Междисциплинарная команда включает педагогов, психологов, медицинских работников, родителей и других профессионалов, которые объединяют свои знания и навыки для обеспечения комплексной поддержки ребенка.
Раннее вмешательство: Комплексный подход акцентирует важность раннего вмешательства. Он подразумевает выявление потребностей и оказание поддержки на ранних этапах развития ребенка. Раннее вмешательство может включать различные формы поддержки, такие как специализированные программы, раннюю реабилитацию, консультации родителям и другим участникам.
Инклюзия и социализация: Комплексный подход стремится обеспечить инклюзивное образование и социализацию детей с особенностями развития. Он поддерживает участие ребенка в общественной жизни, развитие коммуникативных навыков
, взаимодействие с окружающими и создание благоприятной среды для развития социальных компетенций.
Непрерывность и согласованность являются важными принципами комплексного подхода к организации помощи детям с особенностями развития. Они означают, что поддержка и обслуживание ребенка должны быть непрерывными и согласованными на всех уровнях. Вот некоторые аспекты непрерывности и согласованности в комплексном подходе:
Переходы между ступенями образования: В комплексном подходе уделяется особое внимание переходам между различными ступенями образования, например, из раннего детства в дошкольное образование, из дошкольного образования в начальную школу и т.д. Важно обеспечить непрерывность поддержки и развития ребенка во время этих переходов и согласовать планы и стратегии работы с разными учреждениями.
Сотрудничество между участниками: Комплексный подход подразумевает активное сотрудничество и обмен информацией между различными участниками, такими как педагоги, специалисты, родители и другие заинтересованные лица. Важно создать механизмы для согласованной работы и обмена информацией, чтобы каждый участник был в курсе потребностей и прогресса ребенка.
Континуум услуг: Комплексный подход стремится обеспечить континуум услуг, то есть непрерывный спектр поддержки и услуг для ребенка с особенностями развития. Это может включать раннюю интервенцию, образовательные программы, реабилитацию, терапию, консультации и другие формы поддержки. Важно, чтобы эти услуги были согласованы и предоставлялись последовательно и своевременно.
Мониторинг и оценка: В комплексном подходе осуществляется постоянный мониторинг и оценка прогресса ребенка. Это позволяет регулярно оценивать эффективность предоставляемой поддержки и вносить необходимые корректировки в планы и стратегии работы.
16. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Медико-педагогический патронаж. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с различными отклонениями в развитии.
Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь — это область медицины и социального обслуживания, которая направлена на предотвращение заболеваний, поддержание и улучшение здоровья населения, а также обеспечение комплексной помощи в раннем возрасте.
Медико-социальная профилактика включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний и раннюю выявление рисковых факторов. Это может включать проведение профилактических медицинских осмотров, вакцинацию, обучение о здоровом образе жизни, санитарно-гигиеническое просвещение и т.д.
Ранняя комплексная помощь направлена на поддержку развития и здоровья детей в раннем возрасте. Она включает в себя медицинский и психологический патронаж, обеспечение режима дня и рационального питания, игровую терапию, речевую и физическую реабилитацию, консультирование родителей и многое другое. Целью ранней комплексной помощи является обеспечение оптимальных условий для полноценного физического, психического и социального развития ребенка.
Медико-педагогический патронаж представляет собой совместную работу медицинских и педагогических специалистов с целью комплексного сопровождения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями или ограниченными возможностями. Этот вид патронажа включает в себя оценку развития ребенка, разработку индивидуальной программы поддержки, организацию специального обучения и реабилитации, консультации родителей и образовательных учреждений.
Все эти мероприятия направлены на предотвращение заболеваний, обеспечение ранней диагностики и помощи, а также на создание оптимальных условий для полноценного развития детей.
Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с различными отклонениями в развитии является важным аспектом работы с такими людьми. Эта помощь направлена на обеспечение социальной интеграции, поддержку и развитие их способностей, а также на содействие созданию условий для полноценной жизни в обществе.
Социально-педагогическая помощь включает в себя широкий спектр мероприятий и подходов, адаптированных к индивидуальным потребностям и особенностям каждого человека. Вот некоторые из них:
Индивидуальное консультирование и поддержка: социальные и педагогические специалисты работают с отдельными людьми, оказывая им эмоциональную поддержку, помогая в решении проблем, сопровождая в процессе адаптации и обеспечивая необходимую информацию.
Развитие социальных навыков: программы и тренинги направлены на развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с другими людьми, умения приспосабливаться к новым ситуациям, а также на повышение самооценки и самостоятельности.
Обучение жизненным навыкам: людям с отклонениями в развитии могут потребоваться дополнительные знания и навыки для самостоятельной жизни, такие как умение планировать свой день, осуществлять самообслуживание, управлять финансами и др. Социально-педагогические специалисты могут предоставить необходимое обучение и поддержку в этой области.