Файл: Тема Оборудование терапевтического кабинета стоматологической клиники. Подготовка рабочего места к приему пациента. Основы эргономики. Работа в четыре руки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЛЕКЦИЯ№ 6

ТЕМА: Оборудование терапевтического кабинета стоматологической клиники. Подготовка рабочего места к приему пациента. Основы эргономики. Работа «в четыре руки».
Эргономика в стоматологии

«Эргономика» – термин, образованный из двух греческих слов: ergon – работа, nomos – закон, был предложен в 1949 году в Англии группой ученых.

В США применяется термин «человеческая инженерия», в Германии – «антропотехника». До сих пор нет твердого определения в эргономике, поэтому некоторые специалисты не видят различия между понятием «эргономика», «научная организация труда» (НОТ), «инженерная психология» и даже «гигиена труда» и др.

В.М. Мунипов (1968) дает следующее определение эргономики: «Эргономика – научная дисциплина, возникающая на стыке технических наук, психологии, физиологии, гигиены. В новой научной дисциплине используются данные из анатомии, токсикологии, антропометрии, биофизики. Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т. е. таких условий, которые, делая труд высокопроизводительным и надежным, в то же время обеспечивают человеку необходимые удобства и сохраняют его силы, здоровье, работоспособность».

Эргономика – комплексная научная дисциплина, опирающаяся на психологию, физиологию, гигиену, использующая данные анатомии, токсикологии, технической науки.

Целью эргономики является создание оптимальных условий труда, обеспечивающих необходимые удобства для работы врача, сохраняя его силы и здоровье, делая труд высокопроизводительным.

Важность и значимость эргономики в стоматологии приобретают в наши дни особое значение в связи с широким использованием в повседневной работе врача новейших достижений науки и техники, физики, химии, физиологии, электроники, биологии, инженерного дела, особенно с внедрением в практику электронной, автоматической и кибернетической аппаратуры. Особое значение в этой связи приобретает влияние различного рода технического оснащения стоматологических лечебных, учреждении на условия труда, здоровье врача, обслуживающего медицинского персонала и пациента.
Роль эргономики
в развитии современной стоматологии


Эргономика исследует влияние различных факторов окружающей среды (состав воздуха, метеорологические условия, радиация, скорость движения человека в среде, перегрузка, шум, вибрация, освещение и т. д.) на функциональное состояние и работоспособность человека, разрабатывает средства эффективной защиты от вредных влияний среды, т.е. определяет «зону комфорта».


Эргономика разрабатывает требования к проектированию рабочих мест, определяет зоны основных и вспомогательных рабочих движений, размещение оборудования в соответствии с антропометрическими данными и характером рабочих положений человека, разрабатывает рекомендации по конструированию различных типов установок (в том числе медицинских) и сидений в зависимости от характера работы и рабочей позы.

Эргономика изучает эффективность различных типов индикаций (зрительной, слуховой и т.д.) в зависимости от абсолютных и индивидуальных порогов ощущения, восприятия и др.

Эргономические задачи в стоматологии следующие:

— обеспечение максимального удобства работы врача (медицинской сестры, зубного техника и др.): создание и использование оборудования, мебели, инструмента и спецодежды с учетом антропометрических измерений и анатомофнзиологических особенностей трудовой деятельности, отвечающих требованиям технической эстетики (дизайн – художественное оформление промышленных изделий) или так называемому художественному конструированию гигиены труда, техники безопасности для медицинского персонала и пациентов;

организация рабочего места стоматолога (медицинской сестры, зубного техника и др.), рациональное размещение оборудования (с учетом антропометрических данных и возможности подгонки индивидуального по росту), в том числе подсобных помещений, например, стерилизационного блока и др.;

— обеспечение комфорта в лечебных кабинетах, палатах, операционных, обслуживающих помещениях, залах ожидания: разработка нормативов по размещению (площадь помещения, высота потолка, кубатура), комфорт воздушного климата, освещение, борьба с шумом и вибрацией, оформление интерьера (полы, стены, потолок, мебель и т.д.) с учетом цветовых гамм и других требований;

— снижение психологической и эмоциональной нагрузок на врача и обслуживающий персонал (с учетом профиля работы), в частности разработка рациональных форм во взаимоотношениях «врач – пациент», стабилизация всего лечебного процесса (прием больных), обеспечение безопасности работы с техническим оснащением, автоматизация системы контроля и надежность работы оборудования и др.;

— снижение физиологической нагрузки на врача (медицинской сестры, зубного техника и др.) путем правильной организации рабочего места, выбор правильных поз (основных и вспомогательных), рациональных рабочих движений, механизация и автоматизация лечебного оборудования, выбор и правильное размещение органов управления и сигнализации (например, на стоматологических установках и других приборах), максимальное упрощение оформления медицинской документации и др.;



— правильная организация труда и отдыха, изучение профессиональных вредностей и разработка методов предупреждения профессиональных заболеваний (в том числе конструирование инструментов, стационарного оборудования, машин, приборов, аппаратов на основе эргономических разработок);

— разработка методов профессионального отбора врачей и медицинского персонала в зависимости от профиля лечебных и лабораторных работ, определение медицинских и других показаний и противопоказаний к отбору абитуриентов, поступающих в учебные заведения стоматологического профиля (зрение, слух, физическое развитие, мануальные особенности и др.), определение методов профессионального обучения, повышения квалификации и инструктаж по освоению новой техники и ее эксплуатации.

Для четкой организации лечебной работы необходима правильная расстановка медицинской мебели и стоматологической установки. Это позволяет сократить время передвижения персонала и упорядочить рабочее пространство. "Отцом" европейской эргономики в стоматологии общепризнан проф. Шан, который в деталях разработал методы работы врача-стоматолога с ассистентом. В настоящее время этот метод называется "работа в четыре руки". Врач и ассистент должны сидеть в физиологически удобных позах, что снижает нагрузку на позвоночник. Рабочее положение врача и ассистента является идеальным, если конструкция сиденья позволяет прямую посадку и имеет упор для спины, бедра находятся горизонтально, ноги — на полу; у ассистента посадка чуть выше, чем у врача, и ноги опираются на нижнюю планку сиденья. При "работе в четыре руки" пациент находится в положении лежа, при этом подголовник кресла располагается на уровне коленей врача. Внедрению элементов эргономики в стоматологию, кардинальному изменению искривленного и нефизиологичного положения врача способствовала новая концепция конструкции стоматологических установок. До 1970 г. установки конструировались по принципу стоящего врача и сидящего пациента (рис. 5). Позже начали появляться новые установки, разработанные для сидячего положения врача и лежащего пациента.

Впервые в России В.А. Качесов (1998) провел исследования общепринятой позы врача-стоматолога, сидящего справа от пациента, находящегося в кресле. Результаты этой работы показали, что длительное напряжение мышц в течение рабочего дня (5 часов и более) приводит к «винтообразному» искривлению позвоночника в грудном и поясничном отделе, а также к быстрому формированию S-образного сколиоза у таких врачей, что было подтверждено данными рентгенологических исследований. Он также отмечал, что у врачей, работающих в указанной позе, наблюдались периодически возникавшие головные боли, явления плечелопаточного периартрита, боли в шее с затруднением вращения в шейном отделе вокруг вертикальной оси, «хруст» при поворотах головы. С течением времени развивается типичная для всех стоматологов поза и осанка. Этой позе В.А. Качесов дал название «поза стоматолога».


В настоящее время согласно рекомендациям ВОЗ предложено несколько позиций работы врача у кресла по принципу движения часовой стрелки. Положение врача относительно пациента можно рассматривать на примере часового циферблата (рис. 3):

1) 12 часов — рекомендуется при лечении передней группы зубов (нижней и верхней челюсти). Для проведения большинства процедур в этой позиции врачу необходимо применять зубоврачебное зеркало, чтобы не допускать сильного изгиба спины и шеи;

2) 11 часов — считается самой универсальной позицией, при которой обеспечивается доступ ко всем зубам, за исключением нижних правых жевательных зубов;

3) 9 или 7 часов — наиболее удобная позиция при лечении нижних правых жевательных зубов;

4) пациента располагают в кресле в полулежачем или лежачем положении (на спине) таким образом, чтобы он находился в положении над коленями врача и на высоте его локтя (рис. 4).

Большую часть манипуляций врач выполняет в положении 8—10 часов. Иногда врач работает в положении 12 часов, в этом случае он находится за головой пациента.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ наиболее благоприятным считается прямое положение спины врача с опорой на спинку стула, ступни ног плотно прилегают к полу, ноги расслаблены, бедра располагаются параллельно полу, руки (по возможности) находятся в естественном положении, слегка согнуты в локтях. Расстояние от глаз врача до операционного поля при правильном положении тела сохраняется в пределах от 35 до 45 см. Эта позиция обеспечивает оптимальные условия доступа к операционному полю и лучший обзор, а также способствует удобной позиции врача-стоматолога, что позволяет ему работать без физического напряжения, даже в течение длительного времени.

В зависимости от характера лечебного вмешательства врач-стоматолог может работать в положении сидя либо стоя или чередовать эти позы в течение рабочего дня. Большую часть рабочего времени врач должен работать сидя. Сидя выполняются манипуляции, требующие длительных и точных движений. Стоя проводятся кратковременные операции, требующие значительных физических усилий

Наиболее правильным следует считать «динамическое» рабочее положение, когда врач 60 % времени работает сидя, а 40 % — стоя и перемещаясь по кабинету.

Необходимо уделять внимание обуви, в которой работает врач. Она должна быть сменной, свободной и иметь широкий устойчивый каблук высотой не более 3 см. Нельзя работать в обуви, лишенной каблука, т.е. в тапочках, поскольку это приводит к развитию плоскостопия. Нельзя работать и в обуви на высоком каблуке, так как она быстрее вызывает утомление и патологические нарушения, обусловленные работой стоя, появляются раньше.



Рис. 3. Позиции врача.
Ротовая полость пациента рассматривается как инфицированное пространство, поэтому при приеме пациента врач и ассистент должны использовать индивидуальные средства защиты от инфекции (медицинский халат, перчатки, маска, очки или защитный экран) (рис. 6). Большое значение для профилактики инфицирования помещений имеет использование вакуумного оборудования (трубка для отсасывания жидкости и мелких пылевых частиц из ротовой полости). Использование принципов эргономики в лечебной работе позволяет повысить производительность труда, предупредить возникновение профессиональных заболеваний и способствует профессиональному долголетию.



Рис. 4. Положение врача при работе с пациентом (а) и в соответствии с циферблатом часов (8-12) (б).



Рис. 5. Неправильное положение врача у кресла больного, при работе сидя (а) и стоя (б).
Стоматологические поликлиники, отделения, кабинеты следует размещать в отдельно стоящих типовых стоматологических или общих поликлиниках. Допускаются размещение стоматологических кабинетов в приспособленных помещениях, встроенных в жилые дома, при условии соблюдения «Правил устройства и эксплуатации стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов и зуботехнических лабораторий № 469-64».

Стоматологические кабинеты и отделения организуются также в общих помещениях (амбулаториях), больницах, санаториях, школах, детских садах и т. п.

Основным помещением терапевтического отделения являются кабинеты терапевтической стоматологии площадью 14 кв. м на основное стоматологическое кресло и по 7 кв. м на каждое дополнительное. Высота помещения 3,3 м, глубина кабинета не должна превышать 6 м. Расстояние между креслами – 1.5 м. Существенную роль играет освещение кабинета. Поэтому кресла располагают напротив окон, желательно в один ряд. Окна должны быть большого размера и не загораживаться стенами соседних построек. Необходимо дополнительное искусственное освещение рабочего поля, которое обеспечивается с помощью светильника, обеспечивающего освещенность центра не менее 10000 лк с расстояния 850 мм.