ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 1127
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «Государственное устройство России»
РАЗДЕЛ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тема 4. Идеалы, нормы и ценности науки
Тема: «Хабаровский край» (32 часа).
Тема: «Экологические проблемы» (32 часа).
а) не более 5000 ед.; б) 500 ед.; в) 6000 ед.;
Практические задания.
1. Как Вы считаете, основная масса покупателей ориентируется (осознанно или неосознанно) на новизну товара или же на традиции. Можно ли сказать, что покупатели в основном консервативная масса? Дайте психологическое объяснение своей точки зрения.
2. Проведите среди своих коллег или знакомых мини-опрос по следующей анкете, которая предлагает Вам представить свои радостные ощущения в связи с покупкой нужного Вам товара. Как распределяются радостные эмоции между тремя уровнями:
А) на стадии ожидания покупки (предвкушение),
Б) в момент приобретения,
В) сразу после приобретения.
Обобщите результаты, связывая их с данными по возрасту, полу, социальному положению. Сделайте письменное резюме.
Тема 5. Психологические основы эффективного межличностного взаимодействия в коммерческих переговорах и конфликтах.
Вопросы для повторения и самопроверки:
1. Психологические основы управления конфликтом
2.Транзакционные издержки недоверия
3.Модели (правила) взаимодействия устраняющие заинтересованность в манипулировании информацией
4.Моделирование «справедливых» правил распределения общих выигрышей средствами теории кооперативных игр.
Литература:
1. Белянин, А. Даниэл Канеман и Вернон Смит: экономический анализ человеческого поведения: (Нобелевская премия за чувство реальности) // Вопр. экономики. - М., 2003. - N 1. - С. 4-23.
2. Д.Канеман, А.Тверски Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. № 4. С. 31-42.
3. Лебон Г. «Психология народов и масс». М.: Терра – Книжный клуб, 2008.
4. Шелкопляс Е.В. Деньги, собственность и массовая психология. Иваново: Ивановская государственная мед. академия, 1996.
Тема 6. Социально-психологические и институциональные аспекты формирования и функциионирования мезоэкономических структур.
Основные вопросы темы:
1.Современные представления о социогенезе и социодинамики. Социальные группы: виды, структура, особенности функционирования. Социальные роли и ролевое поведение в группах. Психологические аспекты генезиса институтов: прецедент, традиция, институт.
2 Кооперативное поведение экономических агентов: возможные формы его проявления и необходимые предпосылки. Условия и принципы справедливости: социально-психологическое понимание справедливости, психологическая интерпретация «справедливости» в теории кооперативных игр.
3. Методы проектирование проектных команд и управление их развитием. Методы распределения вознаграждений основе алгоритмов социометрии и процедур теории игр (вектор Банзафа, вектор Шепли).
Литература:
Экономическая психология:
1.Экономическая психология. Социокультурный подход/ Под ред. проф. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000.
2.Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.
3.Соколинский Б.М. Психологические основы экономики. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
4.Райзберг Б.А. Психологическая экономика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.
Тема 7. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование.
Основные вопросы для самостоятельного изучения:
1. Психология предпринимательства (Работы М.Вебера о предпринимательском духе, и В.Зомбарта, давшего психологические портреты типов предпринимателей, Й.Шумпетера определяющего предпринимателя как субъекта особого вида экономической деятельности, Д.Макклеланда, выявившего более высокий уровень мотивации достижения у предпринимателей).
2. Психологические портреты предпринимателей.
3. Бизнес-консультирование, не единственная форма оказания поддержки предпринимателям. Групповые тренинги, семинары. Решение ситуативных задач развивают поведенческую гибкость, учат управлять собою.
Литература:
1. Журавлев А.Л., Поздняков В.П. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. – М.: 1995.
2. Поздняков В.П. Новая социальная группа: признаки, мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. – 1992. - № 4-5.
Тема 8. Структура личности; индивидуальное и массовое сознание в психике человека.
Основные вопросы для самостоятельного изучения:
1.Дать определение личности в отличие от индивида, индивидуальности, субъекта.
2. Выделить системообразующие свойства личности.
3. Рассмотреть понятие «массового сознания» с выделением
рациональной и эмоциональной составляющих, осознаваемых, что обеспечивает совмещение индивидуальных и массовых компонентов, а также уровни массового сознания: когнитивный, аффективный и уровни бессознательно массового сознания от 3 до 7, как массовое бессознательное.
Показать психологическую специфику каждого из уровней и выделить основные психологические методы их исследования.
Литература:
1.Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической социологии. М.: «Дело», 2006.
2. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. Мн.: «Харвет», 2000, - С. 58-69.
Тема 9. Психологические аспекты экономической политики.
Разобрать основные вопросы:
1. Психология сознания: государство в сознании граждан.
2. Психологические основы разработки курса экономической политики.
3. Использование психологических знаний в практической экономической политике.
Литература:
1. Бунина М.К.. Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Дело и сервис», 1998 , - 400 с.
2. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М.: Дело», 1999.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Лекции |
Семинары |
СРС |
Всего |
|
Модуль 1. Предмет и метод экономической теории |
|
|
|
|
1 |
Предмет экономической теории. Фундаментальные проблемы экономики |
- |
- |
18 |
18 |
2 |
Кругооборот продукта и дохода в экономике |
1 |
- |
24 |
25 |
|
Модуль 2. Рыночная экономика: система рынков и цен |
|
|
|
|
3 |
Теория цены: спрос, предложение и рыночное равновесие |
1 |
- |
19 |
20 |
4 |
Эластичность спроса и предложения |
1 |
2 |
22 |
25 |
|
Модуль 3. Основы макроэкономического анализа |
|
|
|
|
5 |
Основные макроэкономические величины |
1 |
- |
21 |
20 |
6 |
Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция |
2 |
2 |
20 |
24 |
|
Модуль 4. Теория потребительского выбора |
|
|
|
|
7 |
Полезность и спрос |
- |
2 |
23 |
25 |
8 |
Анализ потребительского поведения |
- |
2 |
23 |
25 |
|
Модуль 5. Теория производства. Издержки |
|
|
|
|
9 |
Теория производства |
- |
- |
25 |
25 |
10 |
Издержки производства |
- |
- |
25 |
25 |
|
Модуль 6. Рыночная организация и модели функционирования рынка |
|
|
|
|
11 |
Несовершенная конкуренция. Монополия и монопольная власть на рынке |
- |
1 |
21 |
22 |
12 |
Рынок факторов производства. Экономическая теория труда и заработной платы |
- |
1 |
24 |
25 |
Экзамен |
- |
- |
- |
9 |
|
Итого |
6 |
10 |
263 |
288 |
Тематический план практических (семинарских) занятий
№ тем |
Наименование модулей и тем |
Краткое содержание (вопросы) Семинарского (практического) занятия |
Коли-чество часов |
1 |
Эластичность спроса и предложения |
Построение графиков спроса и предложения. Анализ изменения спроса и предложения, равновесной цены в результате изменения неценовых факторов. Расчет ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность. Расчет эластичности предложения. Исследование рыночных ситуаций с использованием данных об эластичности спроса и предложения.
|
2 |
2 |
Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция
|
1. Цикличность экономического развития. Общая характеристика экономических циклов. 2. Безработица: сущность, виды, измерение. 3. Инфляция: причины, виды, последствия. |
2 |
3 |
Полезность и спрос |
1.Кардиналистская и ординалистская версии теории потребительского поведения. 2 Полезность благ. Законы Госсена. 3.Аксиомы ординалистской теории. 4.Правило максимизации полезности. Оптимум потребителя. Эффект замещения. Эффект дохода. Практическое занятие Изучение функций общей и предельной полезности. Построение кривых безразличия и графика бюджетных ограничений. Определение равновесия потребителя в кардиналистской и ординалистской концепциях. |
1 |
4 |
Анализ потребительского поведения |
Практическое занятие Изучение функций общей и предельной полезности. Построение кривых безразличия и графика бюджетных ограничений. Определение равновесия потребителя в кардиналистской и ординалистской концепциях. Построение кривой «доход- потребление». Построение кривой « цена-потребление». Построение рыночной цены спроса. Изучение и графическая интерпретация эффекта дохода и эффекта замещения. Величина рыночного спроса. |
2 |
5 |
Несовершенная конкуренция. |
Практическое занятие Характеристика монопольных рынков. Расчет общего, среднего и предельного дохода при монопольной власти. Расчет максимальной чистой прибыли. Изучение ценообразования на олигопольных рынках. Изучение максимизации прибыли в условиях ценовой дискриминации. Изучение способов ценовой дискриминации. Изучение потерь от несовершенной конкуренции. |
1 |
6 |
Рынок факторов производства. |
Практическое занятие Построение кривых предельной доходности ресурса и предельных издержек на ресурс. Определение объема спроса фирмы на ресурс. Расчет предложения труда. Построение кривых «труд-спрос». Построение кривых предложения труда. Рынок капитала. Равновесие на рынке капитала. Рынок земли. Особенности ценообразования на природные ресурсы. Цена земли. Земельная рента. |
1 |
|
Итого: |
|
10 |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Задание 1. Ответьте на вопросы теста
-
Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
-
Эффективное использование ресурсов;
-
Неограниченные производственные ресурсы;
-
Максимальное удовлетворение потребностей;
-
Материальные и духовные потребности;
-
Редкость блага.
-
-
Экономическая модель не является:
-
Идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать;
-
Инструментом для экономических прогнозов;
-
Комплексом экономических принципов;
-
Объяснением как функционирует экономика и её отдельные сектора.
-
-
Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:
-
Описательным;
-
Гипотетическим;
-
Дедуктивным;
-
Индуктивным.
-
-
Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:
-
Микроэкономический;
-
Макроэкономический;
-
Позитивный;
-
Нормативный
-
-
Позитивная экономическая теория изучает:
-
«Что есть»;
-
«Что должно быть»;
-
положительные тенденции в экономическом развитии;
-
Оценочные суждения.
-
6. Проблема «что производить» не стоит, если;
-
Предложение ресурсов настолько ограничено, что они должны быть использованы только для производства предметов потребления;
-
Экономика не достигла стадии, когда начинает действовать закон убывающей производительности факторов производства;
-
Предложение ресурсов достаточно для того, чтобы производить предметы роскоши;
-
Каждый производственный ресурс специфичен, т.е. может быть использован для производства только одного конкретного товара.
7. Проблема «как производить» не существует:
-
Если количество произведенных ресурсов строго фиксировано и привязано к конкретным товарам;
-
Если экономика не испытывает действия закона убывающей доходности факторов производства;
-
При условии ограниченности запасов производственных ресурсов по отношению к наличной рабочей силе.
-
В технически развитом обществе, где эта проблема становится чисто технической.
8. Экономика эффективна, если в ней достигнуты:
-
Полная занятость;
-
Полное использование производственных ресурсов;
-
Или полная занятость или полное использование ресурсов;
-
И полная занятость, и полное использование других производственных ресурсов.
9. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:
-
Инвестиции;
-
Производство;
-
Потребление;
-
Редкость.
10. Если в обществе объем производственных ресурсов увеличился, то:
-
Будет произведено больше товаров и услуг;
-
Экономика в состоянии производить больше товаров и услуг;
-
Улучшилась технология производства;
-
Повысился стандарт жизненного уровня.
Задание 2. Выполните упражнение. Представьте графическую интерпритацию.
-
На острове с тропическим климатом живут 5 человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов, либо 10 черепаховых яиц.
-
Начертите кривую производственных возможностей экономики этого острова;
-
Предположим, что на остров завезена техника, с помощью которой каждый из пяти его жителей ежедневно может собрать 28 кокосов. Покажите на графике, как сдвинулась кривая производственных возможностей экономике этого острова.
-
Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
Задание 1. Ответьте на вопросы теста
-
Дайте современное определение собственности:
-
Совокупность материальных благ, принадлежащих одному человеку или группе лиц;
-
Процесс владения и распоряжения принадлежащими материальными благами;
-
Экономическая основа присвоения продукта производства.
-
-
В командной экономике товары и услуги производятся:
-
Людьми, желающими получить доход;
-
Традиционными методами;
-
С помощью экономических планов;
-
В соответствии с условиями спроса и предложения.
-
-
Люди и предприятия влияют на производство:
-
В рыночной экономике;
-
В традиционной экономике;
-
В централизованной экономике;
-
Во всех экономических системах.
-
-
Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономике:
-
Традиционная;
-
Командная;
-
Рыночная;
-
Смешанная.
-
-
Хозяйства каких стран с преобладанием государственного регулирования можно отнести к административно-командной системе:
-
СССР 30-80-х гг.;
-
Древнего Египта;
-
Германии (1933-1945 гг.);
-
Китая (1644-1911 гг.).
-
-
К числу преимуществ командной системы относится:
-
Мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях;
-
Слабо выраженная социальная ориентация;
-
Устойчивый дефицит ресурсов, включая потребительские товары и услуги;
-
Запрет на ограничение частного предпринимательства.
-
-
Определите, в какой экономической системе действует право использовать частные экономические ресурсы по своему выбору, самостоятельно выбирать сферу деятельности и определять её масштабы:
-
Традиционной;
-
Командной;
-
Рыночной экономике свободной конкуренции;
-
Современной рыночной экономике.
-
Задание 2. На основании данных, приведенных в таблице, определите:
-
Величину М1;
-
Величину М2;
-
Величину М3;
Небольшие срочные вклады |
1630 млрд. д. |
Крупные срочные вклады |
645 млрд. д. |
Чековые вклады |
448 млрд. д. |
Бесчековые сберегательные вклады |
300 млрд. д. |
Наличные деньги |
170 млрд. д. |
Тема 3. Рыночная экономика: система рынков и цен
Задание 1. В таблице 1 приведены данные, характеризующие различные ситуации на рынке консервированных овощей.
Цена, руб. |
Объем спроса (млн. банок в год) |
Объем предложения (млн. банок в год) |
8 |
70 |
10 |
16 |
60 |
30 |
24 |
50 |
50 |
32 |
40 |
70 |
40 |
30 |
90 |