ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2021
Просмотров: 316
Скачиваний: 3
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические указания по изучению
дисциплины для студентов, обучающихся
по направлению 081100.62 «Государственное
и муниципальное управление»
квалификация «Бакалавр»
Хабаровск 2014
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические указания по изучению
дисциплины для студентов, обучающихся
по направлению 081100.62 «Государственное и
муниципальное управление»
квалификация «Бакалавр»
Хабаровск 2014
ББК
М
Автор составитель:
Шуляева А.В. – канд. социол. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления –филиала РАНХиГС
Рецензент:
Осипова А.А.– канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС
Шуляева А.В.
М |
Управление социальной сферой в субъекте Российской Федерации: методические указания по изучению дисциплины для студентов очной формы обучения направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Бакалавр» / А.В.Шуляева. – Хабаровск : ДВИУ– филиал РАНХиГС, 2014. – 46 с.
|
Управление социальной сферой в субъекте Российской Федерации – дисциплина, предусмотренная для изучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».
Методические указания содержат основные рекомендации по изучению дисциплины.
ББК
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС
© Шуляева А.В., 2014.
©ДВИУ–филиал РАНХиГС, 2014
Содержание
1 |
Цели освоения дисциплины………………………………………. |
4 |
2 |
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины……………………………………………… |
6 |
3 |
Структура дисциплины…………………………………………… |
7 |
4 |
Тематический план практических (семинарских) занятий….. |
10 |
4.1 |
Модуль 1 Теоретико – методологические основы управления социальной сферой………………………………………………….. |
10 |
4.2 |
Модуль 2 Механизмы и средства управления социальной сферой. |
13 |
5 |
Самостоятельная работа студентов……………………………… |
20 |
6 |
Контроль знаний студентов………………………………………. |
21 |
6.1 |
Входной контроль……………………………………………………. |
21 |
6.2 |
Текущий контроль знаний студентов………………………………. |
21 |
6.3 |
Итоговый контроль ………………………………………………… |
22 |
6.4 |
Тесты для самопроверки ……………………………………………. |
22 |
6.5 |
Технологическая карта по дисциплине …………………………… |
37 |
6.6 |
Темы для рефератов………………………………………………… |
39 |
6.7 |
Примерные вопросы к зачету……………………………………… |
41 |
7 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………... |
44 |
1 Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Управление социальной сферой в субъекте Российской Федерации» является освоение теоретических знаний и практических навыков для достижения образовательных результатов ООП подготовки бакалавров, владеющих системой знаний о современных взглядах на содержание процессов управления социальной сферой на уровне государственного управления в субъекте Российской Федерации, обладающих умениями использовать методы управления социальными процессами и компетенциями использования современных методов управления, их динамики под влиянием различных факторов, а также способностью разрабатывать программы социального развития и обеспечивать их реализацию.
Основные задачи дисциплины:
-
Получение бакалаврами знаний о процессах управления в социальной сфере на уровне региона.
-
Знание особенностей применения управленческих механизмов в отдельных отраслях социальной сферы.
-
Владение методологией комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ и соответствующих организаций, обеспечивающих управление социальной сферой.
-
Владение навыками управления реализацией государственных социально направленных программ.
Изучение дисциплины соответствует следующим задачам профессиональной деятельности бакалавра:
-
Организационно-управленческая:
-
способностью организации исполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
-
участвовать в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;
-
умением организации взаимодействия с внешними организациями и учреждениями, гражданами.
-
Информационно-методическая:
-
участвовать в информатизации деятельности соответствующих органов и организаций;
-
умением в защите служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства;
-
Коммуникативная:
-
способностью в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;
-
умением в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций;
-
умением в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления.
-
Проектная:
-
способностью в разработке и реализация проектов в области государственного управления;
-
умением проектировать организационные системы;
-
умением оценивать результаты проектной деятельности.
-
Вспомогательно-технологическая (исполнительская):
-
способностью осуществлять действия, приемы и операции, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам;
-
способностью вспомогательно обеспечивать исполнения основных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации; государственных организаций, предприятий и учреждений.
2 Компетенции обучающегося, формируемые в
результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
А) Общекультурные:
- способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13).
Б) Профессиональными (ПК):
- знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21).
Таблица 1 - Соответствие результатов и компетенций
Дисциплина |
Учебные циклы и разделы |
Проектируемые результаты освоения циклов и разделов |
Код компетенций |
Управление социальной сферой в субъекте РФ |
Профессиональный цикл Вариативная часть дисциплины по выбору |
Знать: - сущность процессов управления в социальной сфере на государственном уровне; - состав и особенности применения управленческих механизмов в отдельных отраслях социальной сферы. |
ОК-13, ПК-21. |
Уметь: - использовать современные методы управления социальной политикой на государственном уровне. |
|||
Владеть: - методологией комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и соответствующих организаций, обеспечивающих управление социальной сферой. - навыками управления реализацией государственных социально направленных программ. |
3 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа в том числе:
- аудиторные занятия составляют 36 часов, в том числе активных и интерактивных занятий – 6 часов, лекций – 18 часов, практических занятий – 18 часов.
- самостоятельная работа составляет 36 часов.
Таблица 2- Структура дисциплины
№ п/п |
Раздел дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
Л |
Групповые занятия, в том числе КСР |
СРС |
||||||
С |
ПЗ |
|||||||
Модуль 1 Теоретико-методологические основы управления социальной сферой |
5 |
1-6 |
6 |
4 |
2 |
12 |
Итоговый контроль по модулю – тест |
|
1.1 |
Методологические основы управления социальной сферой субъекта РФ |
5 |
1,2 |
2 |
2 |
- |
4 |
Собеседование |
1.2 |
Социальная политика в субъекте РФ |
5 |
3,4 |
2 |
2 |
|
4 |
Контрольная работа. Дискуссия по результатам выполненного практического задания |
1.3 |
Социальная работа в субъекте РФ. Система региональных органов социального обслуживания |
5 |
5,6 |
2 |
- |
2 |
4 |
Тестирование |
Модуль 2 Механизмы и средства управления социальной сферой субъекта Российской Федерации |
5 |
7-18 |
12 |
8 |
4 |
24 |
Итоговый контроль по модулю – тест |
|
2.1 |
Управление системой здравоохранения в субъекте РФ |
5 |
7,8 |
2 |
2 |
- |
4 |
Учебная дискуссия |
2.2 |
Управление системой образования в субъекте РФ |
5 |
9, 10 |
2 |
- |
2 |
4 |
Контрольная работа. Собеседование |
2.3 |
Управление процессами занятости и социальная защита от безработицы в регионе. |
5 |
11, 12 |
2 |
2 |
- |
4 |
Тестирование |
2.4 |
Социальное страхование как механизм социальной защиты. |
5 |
13, 14 |
2 |
2 |
- |
4 |
Собеседование |
2.5 |
Система органов и организация государственного управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания. |
5 |
15,16 |
2 |
2 |
- |
4 |
Контрольная работа. Учебная дискуссия |
2.6 |
Региональное управление сферами культуры, туризма, физической культуры и спорта. |
5 |
17,18 |
2 |
- |
2 |
4 |
Тестирование |
Общая трудоемкость, часы |
72* |
18 |
18 |
12 |
6 |
36 |
зачет |
|
Общая трудоемкость, ЗЕ |
2 |
- |
- |
|
|
- |
- |
* В том числе – для подготовки к зачёту.
4 Тематический план практических
(семинарских) занятий
4.1 Модуль 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
Тема 1.1 Методологические основы управления в социальной сферой субъекта РФ.
Цели занятия: рассмотреть вопросы теории и методологии дисциплины «Управление социальной сферой в субъекте РФ», ее содержание, особенности процесса управления; раскрыть роль и значение социальной политики, определить цели и задачи социальной политики, основные инструменты и механизмы реализации социальной политики, показатели оценки ее эффективности.
Продолжительность: 2 часа
Форма занятия: семинар.
Вопросы для обсуждения:
-
Определение понятия «управление».
-
Определение понятия «социальная сфера».
-
Социальная сфера и социальная инфраструктура.
-
Факторы, влияющие на развитие отраслей социальной сферы.
-
Предмет и объект управления в социальной сфере.
-
Место и взаимосвязь дисциплины «Управление социальной сферой в субъекте РФ» в структуре социальных наук.
-
Закономерности управления в социальной сфере.
-
Основные принципы управления социальной сферой.
Образовательные технологии: семинарское занятие в виде дискуссии.
Методические указания студентам по изучению темы: изучение данной темы опирается на понятийный аппарат. Необходимо раскрыть факторы, влияющие на развитие отраслей социальной сферы. В вязи с этим обратить внимание на исторические закономерности в управлении этой сферой. Исследуя понятия и закономерности в управлении необходимо определить основные принципы управления (указать нормативно-правовые акты, в которых об этом говорится).
Индивидуальные задания: студенты готовят самостоятельно, а результаты демонстрируют на занятии. В качестве индивидуального задания необходимо составить таблицу и определить место и взаимосвязь дисциплины «Управление социальной сферой в субъекте РФ» в структуре социальных наук.
Предшествующие науки |
Взаимосвязанные науки |
Последующие науки |
|
|
|
Тема 1.2 Социальная политика в субъекте РФ.
Цели занятия: рассмотреть стратегические цели социальной политики; раскрыть цели и задачи социальной политики на региональном уровне; изучить формирование социальной политики; определить функции, инструменты и механизмы социальной политики.
Продолжительность: 2 часа
Форма занятия: семинар
-
Стратегические цели социальной политики.
-
Цели и задачи социальной политики на региональном уровне.
-
Формирование социальной политики, выбор приоритетов, направлений.
-
Функции социальной политики.
-
Инструменты и механизмы социальной политики.
-
Эффективность социальной политики.
Образовательные технологии: семинарское занятие в виде дискуссии.
Методические указания студентам по изучению темы: при подготовке к занятию следует обратить внимание на сущность и содержание социальной политики на федеральном уровне. Определить особенности управления социальной сферой в субъекте РФ. Следует провести анализ эффективности социальной политики, для этого необходимо рассмотреть её инструменты и механизмы.