Файл: Методичка по социальной сфере.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2021

Просмотров: 316

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.









































УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





Методические указания по изучению

дисциплины для студентов, обучающихся

по направлению 081100.62 «Государственное

и муниципальное управление»


квалификация «Бакалавр»

















Хабаровск 2014





















УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ








Методические указания по изучению

дисциплины для студентов, обучающихся

по направлению 081100.62 «Государственное и

муниципальное управление»


квалификация «Бакалавр»











Хабаровск 2014

ББК

М


Автор составитель:

Шуляева А.В. – канд. социол. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления филиала РАНХиГС


Рецензент:

Осипова А.А. канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедры государственного и муниципального управления Дальневосточного института управления филиала РАНХиГС


Шуляева А.В.

М

Управление социальной сферой в субъекте Российской Федерации: методические указания по изучению дисциплины для студентов очной формы обучения направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», квалификация «Бакалавр» / А.В.Шуляева.Хабаровск : ДВИУфилиал РАНХиГС, 2014.46 с.


Управление социальной сферой в субъекте Российской Федерации дисциплина, предусмотренная для изучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку бакалавров по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

Методические указания содержат основные рекомендации по изучению дисциплины.


ББК








Печатается по решению редакционно-издательского совета

Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС



© Шуляева А.В., 2014.

©ДВИУфилиал РАНХиГС, 2014



Содержание

1

Цели освоения дисциплины……………………………………….

4

2

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины………………………………………………


6

3

Структура дисциплины……………………………………………

7

4

Тематический план практических (семинарских) занятий…..

10

4.1

Модуль 1 Теоретико – методологические основы управления

социальной сферой…………………………………………………..


10

4.2

Модуль 2 Механизмы и средства управления социальной сферой.

13

5

Самостоятельная работа студентов………………………………

20

6

Контроль знаний студентов……………………………………….

21

6.1

Входной контроль…………………………………………………….

21

6.2

Текущий контроль знаний студентов……………………………….

21

6.3

Итоговый контроль …………………………………………………

22

6.4

Тесты для самопроверки …………………………………………….

22

6.5

Технологическая карта по дисциплине ……………………………

37

6.6

Темы для рефератов…………………………………………………

39

6.7

Примерные вопросы к зачету………………………………………

41

7

Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………...


44




1 Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Управление социальной сферой в субъекте Российской Федерации» является освоение теоретических знаний и практических навыков для достижения образовательных результатов ООП подготовки бакалавров, владеющих системой знаний о современных взглядах на содержание процессов управления социальной сферой на уровне государственного управления в субъекте Российской Федерации, обладающих умениями использовать методы управления социальными процессами и компетенциями использования современных методов управления, их динамики под влиянием различных факторов, а также способностью разрабатывать программы социального развития и обеспечивать их реализацию.

Основные задачи дисциплины:

  1. Получение бакалаврами знаний о процессах управления в социальной сфере на уровне региона.

  2. Знание особенностей применения управленческих механизмов в отдельных отраслях социальной сферы.

  3. Владение методологией комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъекта РФ и соответствующих организаций, обеспечивающих управление социальной сферой.

  4. Владение навыками управления реализацией государственных социально направленных программ.

Изучение дисциплины соответствует следующим задачам профессиональной деятельности бакалавра:

  1. Организационно-управленческая:

  • способностью организации исполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • участвовать в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;

  • умением организации взаимодействия с внешними организациями и учреждениями, гражданами.

  1. Информационно-методическая:

  • участвовать в информатизации деятельности соответствующих органов и организаций;

  • умением в защите служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства;

  1. Коммуникативная:

  • способностью в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;

  • умением в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций;

  • умением в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления.

  1. Проектная:

  • способностью в разработке и реализация проектов в области государственного управления;

  • умением проектировать организационные системы;

  • умением оценивать результаты проектной деятельности.

  1. Вспомогательно-технологическая (исполнительская):


  • способностью осуществлять действия, приемы и операции, обеспечивающих оказание услуг физическим и юридическим лицам;

  • способностью вспомогательно обеспечивать исполнения основных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации; государственных организаций, предприятий и учреждений.


2 Компетенции обучающегося, формируемые в

результате освоения дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

А) Общекультурные:

- способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13).

Б) Профессиональными (ПК):

- знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21).

Таблица 1 - Соответствие результатов и компетенций

Дисциплина

Учебные циклы и разделы

Проектируемые результаты освоения циклов и разделов

Код компетенций

Управление социальной сферой в субъекте РФ

Профессиональный цикл

Вариативная часть дисциплины по выбору

Знать:

- сущность процессов управления в социальной сфере на государственном уровне;

- состав и особенности применения управленческих механизмов в отдельных отраслях социальной сферы.

ОК-13, ПК-21.

Уметь:

- использовать современные методы управления социальной политикой на государственном уровне.

Владеть:

- методологией комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и соответствующих организаций, обеспечивающих управление социальной сферой.

- навыками управления реализацией государственных социально направленных программ.


3 Структура дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа в том числе:

- аудиторные занятия составляют 36 часов, в том числе активных и интерактивных занятий – 6 часов, лекций – 18 часов, практических занятий – 18 часов.

- самостоятельная работа составляет 36 часов.



Таблица 2- Структура дисциплины

п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Л

Групповые занятия, в том числе КСР

СРС

С

ПЗ

Модуль 1

Теоретико-методологические основы управления социальной сферой

5

1-6

6

4

2

12

Итоговый контроль по модулю – тест

1.1

Методологические основы управления социальной сферой субъекта РФ

5

1,2

2

2

-

4

Собеседование

1.2

Социальная политика в субъекте РФ

5

3,4

2

2


4

Контрольная работа. Дискуссия по результатам выполненного практического задания

1.3

Социальная работа в субъекте РФ. Система региональных органов социального обслуживания

5

5,6

2

-

2

4

Тестирование

Модуль 2

Механизмы и средства управления социальной сферой субъекта Российской Федерации

5

7-18

12

8

4

24

Итоговый контроль по модулю – тест

2.1

Управление системой здравоохранения в субъекте РФ

5

7,8

2

2

-

4

Учебная дискуссия

2.2

Управление системой образования в субъекте РФ

5

9, 10

2

-

2

4

Контрольная работа. Собеседование

2.3

Управление процессами занятости и социальная защита от безработицы в регионе.

5

11, 12

2

2

-

4

Тестирование

2.4

Социальное страхование как механизм социальной защиты.

5

13, 14

2

2

-

4

Собеседование

2.5

Система органов и организация государственного управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

5

15,16

2

2

-

4

Контрольная работа. Учебная дискуссия

2.6

Региональное управление сферами культуры, туризма, физической культуры и спорта.

5

17,18

2

-

2

4

Тестирование

Общая трудоемкость, часы

72*

18

18

12

6

36

зачет

Общая трудоемкость, ЗЕ

2

-

-



-

-


* В том числе – для подготовки к зачёту.



4 Тематический план практических

(семинарских) занятий

4.1 Модуль 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ


Тема 1.1 Методологические основы управления в социальной сферой субъекта РФ.

Цели занятия: рассмотреть вопросы теории и методологии дисциплины «Управление социальной сферой в субъекте РФ», ее содержание, особенности процесса управления; раскрыть роль и значение социальной политики, определить цели и задачи социальной политики, основные инструменты и механизмы реализации социальной политики, показатели оценки ее эффективности.

Продолжительность: 2 часа

Форма занятия: семинар.

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение понятия «управление».

  2. Определение понятия «социальная сфера».

  3. Социальная сфера и социальная инфраструктура.

  4. Факторы, влияющие на развитие отраслей социальной сферы.

  5. Предмет и объект управления в социальной сфере.

  6. Место и взаимосвязь дисциплины «Управление социальной сферой в субъекте РФ» в структуре социальных наук.

  7. Закономерности управления в социальной сфере.

  8. Основные принципы управления социальной сферой.

Образовательные технологии: семинарское занятие в виде дискуссии.

Методические указания студентам по изучению темы: изучение данной темы опирается на понятийный аппарат. Необходимо раскрыть факторы, влияющие на развитие отраслей социальной сферы. В вязи с этим обратить внимание на исторические закономерности в управлении этой сферой. Исследуя понятия и закономерности в управлении необходимо определить основные принципы управления (указать нормативно-правовые акты, в которых об этом говорится).

Индивидуальные задания: студенты готовят самостоятельно, а результаты демонстрируют на занятии. В качестве индивидуального задания необходимо составить таблицу и определить место и взаимосвязь дисциплины «Управление социальной сферой в субъекте РФ» в структуре социальных наук.

Предшествующие науки

Взаимосвязанные науки

Последующие

науки





Тема 1.2 Социальная политика в субъекте РФ.

Цели занятия: рассмотреть стратегические цели социальной политики; раскрыть цели и задачи социальной политики на региональном уровне; изучить формирование социальной политики; определить функции, инструменты и механизмы социальной политики.

Продолжительность: 2 часа

Форма занятия: семинар

  1. Стратегические цели социальной политики.

  2. Цели и задачи социальной политики на региональном уровне.

  3. Формирование социальной политики, выбор приоритетов, направлений.

  4. Функции социальной политики.

  5. Инструменты и механизмы социальной политики.

  6. Эффективность социальной политики.

Образовательные технологии: семинарское занятие в виде дискуссии.

Методические указания студентам по изучению темы: при подготовке к занятию следует обратить внимание на сущность и содержание социальной политики на федеральном уровне. Определить особенности управления социальной сферой в субъекте РФ. Следует провести анализ эффективности социальной политики, для этого необходимо рассмотреть её инструменты и механизмы.