Файл: Влияние мотивации на эффективность учебной деятельности младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 233

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 1. Результаты методики диагностики мотивации к учебе у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе (методика Н. Г. Лускановой), %
Сделав вывод можно видеть, что высокий уровень школьной мотивации присущ только 14% школьников. У них имеется познавательный мотив, стремление успешно выполнять все требования школы. 2-й уровень школьной мотивации (хорошая школьная мотивация) присущ так же 14%. Аналогичные показатели имеет большая часть учащихся начальных классов, успешно справляющаяся с учебной деятельностью. 3-й уровень школьной мотивации составляет 21% детей они выражают положительное отношение к школе, но привлекает их лишь внеурочная деятельность. 4-й уровень школьной мотивации (низкая школьная мотивация) имеют 30 % из опрошенных детей. Ребята посещают школу неохотно, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. 5-й уровень школьной мотивации (критическое отношение к школе) имеют 21 % школьников.

Результаты методики изучения мотивов учебной деятельности младших школьников на диагностическом этапе эксперимента имеют не однозначный характер. Результаты представлены на рис. 2.



Рис. 2. Результаты методики изучения мотивов учебной деятельности младших школьников (М.Р. Гинзбург), %
Таким образом, используя методику изучения мотивов учебной деятельности по М.Р. Гинзбургу, нами было выявлено, что на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 21,43% (6 учеников) выбрали социальный мотив, основанный на осознании общественной важности обучения. 14,29% (6 учеников) выбрали оценочный мотив, желание получить одобрение взрослого. 14,29% (4 ученика) выбрали учебно-познавательный мотив, заинтересованность в новых знаниях. 21,43% (6 учеников) выбрали игровой мотив. 14,29% (4 ученика) выбрали позиционный мотив, основанный на интересе школьника. 21,43 % (6 учеников) выбрали внешний мотив, связанный с подчинением требованию взрослого. Учебная мотивация на констатирующем этапе соответствовала по 32 ребятам - 15 детей (50%) от общего числа испытуемых.


После проведения разработанной программы развития интереса к учебе у учащихся нами было выполнено повторное исследование.

Методика диагностики школьной мотивации у детей младшего школьного возраста (методика Н. Г. Лускановой) показала наличие увеличения уровней учебной мотивации, наглядное количество каждого уровня представлено на диаграмме - рис. 4.



Рис. 4. Результаты методики диагностики мотивации к учебе у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе (методика Н. Г. Лускановой), %
Как видно из рис. 4 1-й уровень школьной активности (высокий уровень школьной мотивации) присущ 21% школьников. У которых есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять требования школы. 2­й уровень школьной мотивации имеется у 36%. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой. 3-й уровень школьной мотивации имеют 29% детей, которые выражают положительное отношение к школе однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. 4-й уровень школьной мотивации имеют 7 % из опрошенных детей. Учащиеся нехотя ходят в школу. 5-й уровень школьной мотивации (негативное отношение к школе) имеют 7 % школьников. Дети испытывают сложности в учебной деятельности, наблюдаются проблемы в общении с одноклассниками.

Далее приведем сравнение результатов диагностики школьной мотивации у детей младшего школьного возраста (методика Н. Г. Лускановой) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, который представлен рис. 5.



Рис. 5. Результаты методики диагностики мотивации к учебе у детей младшего школьного возраста на контрольном и констатирующем этапах эксперимента (методика Н. Г. Лускановой), %
Из рис. 5 видно, что результаты методики диагностики мотивации к учебе у детей младшего школьного возраста на контрольном и констатирующем этапах эксперимента отличны между собой. На контрольном этапе эксперимента выявлено, что интерес к процессу обучения значительно возрос. Самый высокий первый уровень школьной мотивации достиг уровня 21% с показателя на констатирующем этапе 14%, являющийся так же высоким уровнем учебной школьной мотивации - второй уровень достиг уровня 36% с показателя 21%. Показатели слабой учебной школьной мотивации значительно сократились на контрольном этапе эксперимента, что говорит о высокой эффективности проведенной работы.



Результаты методики изучения мотивов учебной деятельности младших школьников на контрольном этапе эксперимента представлены на рис. 6.



Рис. 6. Результаты методики изучения мотивов учебной деятельности младших школьников (М.Р. Гинзбург) на контрольном этапе, %
Таким образом, используя методику изучения мотивов учебной деятельности по М.Р. Гинзбургу, было выявлено, что на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы 14,29% (4 ученика) выбрали социальный мотив; 7,14% (3 ученика) выбрали оценочный мотив; 50% (15 учеников) выбрали учебно-познавательный мотив (интерес к новым знаниям). 14,29% (4 ученика) выбрали игровой мотив. 7,14% (3 ученика) выбрали позиционный мотив, 7,14% (3 ученика) выбрали внешний мотив. Учебная мотивация на контрольном этапе соответствовала по 28 ребятам - 32 детей (78,57%) от общего числа испытуемых. На рис. 7 приведены данные результатов диагностики по методике М.Р. Гинзбурга на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.



Рис. 7. Результаты диагностики по методике М.Р. Гинзбурга на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, %
Как видно из рис. 7 данные результатов диагностики по методике М.Р. Гинзбурга на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показывают, что учебная мотивация на контрольном этапе достигла уровня 78,57% от общего числа испытуемых, что по сравнению с констатирующем этапом больше на 57,14%.

Таким образом, анализ результатов диагностического эксперимента показал, что на констатирующем этапе эксперимента познавательные интересы в исследуемом классе были развиты на недостаточно высоком уровне для продуктивного обучения. Повторное исследование по представленным методикам подчеркивает положительную динамику учебной мотивации детей младшего школьного возраста и доказывает эффективность проведенного плана работ по развитию учебной мотивации у детей.


2.2. Условия формирования мотивации учения младших школьников



Формирование в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, которого в свете его собственная дея­тельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, явля­ется крайне необходимым, без него дальнейшая учеба школьника может ока­заться просто невозможной. Важно обеспечить такое формирование мотивации, которое поддержало бы плодотворную учебную работу каждого школьника на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его само­обучения и самосовершенствования в будущем.

В психологии проблема мотивации достаточно широко исследуется. Но проблему этой темы невозможно считать до конца решенной во многих аспектах. Формирование мотивации на практике сейчас идет тихо, не является предметом специальной целенаправленной систематической работы. В.С. Мерлин подчер­кивает, что необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний». И действительно, если не управлять мотиваци­онной сферой учения, то может произойти регресс мотивации, снижение её уровня, мотивы могут потерять действенность.

У младших школьников при благоприятных условиях возникают и развива­ются потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений, потребность в рефлексии и самооценке. Стремление учиться заложено в природе человека - это главный тезис, от кото­рого следует отталкиваться.

Активизация учебно-познавательной деятельности осуществляется в разных формах учебной работы: занимательные аб­страктные игра и задачи («Найди лишнее?», «Собери грибы для ёжика», «Логи­ческая змейка» и т. д.).

Дидактические игры «Назови предмет и его свойства», «Что изменилось?». Цель: проверить умения детей ориентироваться в пространстве; закрепить уме­ния чтения про себя, быть внимательным. «Нерешенные задачи людей». Цель: побуждать детей решать некоторые общечеловеческие проблемы и представ­лять, каким будет общество, если эти проблемы не решать.

Творческие задания. Ролевые игры: «Лесное собрание» (медведь, заяц, бу­рундук, дятел, жук и другие выбирают «председателя», затем каждый рассказы­вает другим, как он готовится к зиме, как будет проводит зиму. Остальные сове­туют, возражают, задают вопросы). «Спор животных», «В парикмахерской», «Прием у врача», «Игры-сочинялки» (Растут рядом ель, березка, ива, ромашка. Стало им скучно стоять. Прилетела однажды к ним ворона. И стали они разгова­ривать...)


Самооценка

Совместное планирование урока. Перед каждым этапом учитель с помощью самих обучающихся ставит цель. В конце урока ребята обсуждают, удалось ли им выполнить поставленный план в начале урока, какая работа понравилась, на что еще следует обратить внимание.

Анализ собственной деятельности, оценивание её, сопоставляя результаты с учебными задачами, имеет огромное значение в становлении мотивации учеб­ной деятельности. Дети могут составить перечень того, что должны знать и уметь.

Влияние коллективных форм учебной деятельности на мотивацию учения

Ученик, работая в группе, наблюдает какой большой интерес, вызывает де­ятельность у товарищей, какую ценность представляет для них работа, то он сам начинает её ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. Это приводит к становлению мотивации учения, спо­собствует включению ребенка в активную работу.

Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений обучающихся

Похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается ему как достаточно трудное, и в поощрении школьник «прочиты­вает» высокую оценку своих возможностей и способностей. И напротив, похвала учителя за легкое задание может снижать мотивацию ребенка, ибо он будет скло­нен думать, что педагог невысоко оценивает его возможности.

Безотметочное оценивание

Оценка работы ученика должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие было оценено отдельно. Работа ученика оценивается в сравнении не с его сверстниками, а самим с собой. Оценке учителя предшествует само­оценка ребенка, тогда оценочное отношение перестанут быть односторонними.

Продуктивное развитие личности в младшем школьном возрасте возможно на основе реализации концепции личностно-ориентированного образования, опирающейся на закономерности возрастного и индивидуального развития ребенка, особенности его мотивационно-потребностной сферы. Одним из важных критериев продуктивного личностного развития младшего школьника является мотивированность, а показателями - сформированность мотивов учебной деятельности и адекватность самооценки.

В младшем школьном возрасте дети выполняют многие виды деятельности, но ведущей и главной среди них является учебная, она определяет возникновение центральных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, развитие их личности. Важным условием формирования учебной деятельности является мотивация. Мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, но не возраст как стадия созревания определяет содержание мотивации, а характер деятельности ребенка и система его взаимодействий с окружающими людьми в этом возрасте. Формирование мотивации учения немыслимо у ученика вообще, вне возраста и его специфических психологических характеристик.