Файл: Влияние мотивации на эффективность учебной деятельности младших школьников.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации учения младших школьников
1.1. Понятие мотивации в научной литературе
1.2. Возрастные особенности младших школьников
1.3. Специфика формирования мотивации учения младших школьников
2.1. Средства формирования мотивации учения младших школьников
2.2. Условия формирования мотивации учения младших школьников
1.2. Возрастные особенности младших школьников
В психолого-педагогической литературе считается, что младший школьный возраст довольно сложный период, т. к. в этот возрастной период происходит как бурное развитие ребенка, представленное такими новообразованиями возраста, как развитие произвольности всех психических процессов, а также внутреннего плана действий и рефлексии. Происходит на данном этапе резкая смена ситуации развития: ребенок идет в школу, где основополагающим является обучение, успешность которого обеспечивается положительной школьной мотивацией.
В младшем школьном возрасте происходит становления личности ребенка, наблюдаются позитивные изменения и преобразования в ее формировании [24].
B. А. Сухомлинский отмечал необходимость почувствовать ребенку радость познания, которая позволяет приобрести умение учиться, дружить, обрести уверенность в себе, своих способностях и возможностях, без нее сделать это будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [28].
Младший школьный возраст ассоциируется с началом систематического обучения, которое вносит неоценимый вклад в становление субъектности растущего человека. Как известно из работ Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., для младшего школьника ведущим видом деятельности следует считать учебную деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Иными словами, в недрах учения зарождается субъектность ребёнка. В учебной работе младший школьник проявляет способность ставить учебные задачи и корректировать их; обучается самостоятельно выстраивать действия в соответствии с задуманным; может контролировать и оценивать свою работу в рамках выполняемых заданий [1]. В целом ребёнок впервые осознанно выступает деятелем и несёт ответственность за результаты своего труда перед обществом и самим собой.
Общеизвестно, что учебная деятельность, способствующая становлению субъектности, не складывается в одночасье с поступлением ребёнка в 1-й класс - она разворачивается постепенно, открывая новые грани для развития личности младшего школьника. И это во многом зависит от динамики формирования учебной мотивации как исходного звена учения, поскольку именно мотивы определяют, какие варианты деятельности будут предпочитаться учеником и какие - отклоняться.
К 6-7 годам на фоне разных желаний и потребностей дошкольники начинают более дифференцированно подходить к деятельности и выбирать именно то дело, которое для них привлекательно. Д.Б. Эльконин по этому поводу писал: «В качестве мотивов могут выступать содержание самой деятельности, её общественное значение, успех или неуспех в её проведении, личностные достижения (самооценка)» [3, с. 159]. К концу дошкольного возраста возникает соподчинение мотивов - иными словами, ребёнок способен выделять ведущий мотив среди многих других. Более того, направленность мотивации кристаллизуется: для детей становятся привлекательными исполнение роли ученика, достижение признания со стороны взрослых, предметное общение и взаимодействие со сверстниками.
Таким образом, у будущих первоклассников складываются отдельные мотивы, определяющие характер учебной деятельности, - познавательные мотивы, позволяющие заглянуть в сущность мироздания, и социальные мотивы, создающие основу для совместной учебной работы. Между тем эти мотивы слабо связаны между собой, ситуативны, неустойчивы.
Дети, поступившие в 1-й класс, сначала стремятся занять новое значимое место в обществе - стать школьниками. Здесь основой становятся такие мотивы, как «буду ходить в школу - буду взрослым и самостоятельным», «получу хорошую отметку - и мама (папа) меня похвалят», «буду хорошо вести себя на уроке - и учитель меня заметит и одобрит моё поведение». И вчерашние дошкольники старательно выполняют задания учителя, пытаясь соответствовать школьным требованиям и получать только «пятёрки». Но уже к концу 1-го класса становится ясно, что успешны в учебе не те, кто горит желанием «быть школьником», а те, для кого учёба является увлекательным занятием. Делается очевидным закономерный переход от решающей роли социальных мотивов в учении первоклассников в первые месяцы пребывания в школе к повышению значения познавательного интереса к концу учебного года. При этом социальные мотивы необходимо рассматривать как отправную точку зарождения учения - деятельности по самоизменению субъекта учения.
1.3. Специфика формирования мотивации учения младших школьников
Мотивация обозначает внутреннюю психологическую характеристику личности, выражаемую во внешних проявлениях
, в отношении к окружающему миру, видам деятельности. Деятельность, не может реализовываться без мотива или со слабым мотивом, или является неустойчивой. Это говорит о том, что процесс обучения должен вызвать у младшего школьника интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду [29].
В литературе можно увидеть три типа отношения к учению - положительное, безразличное и отрицательное [5]. Положительное отношение к учению предполагает активность младших школьников в учебном процессе, умение определять перспективные цели, предугадывать результат учебной деятельности, справляться с возникающими трудностями на пути достижения цели. Отрицательное отношение младших школьников к учению проявляется в отсутствии желания учиться, недостаточной заинтересованности в успехах, нацеленности на отметку, неумении устанавливать цели, справляться с трудностями, негативном отношении к школе и учителям [27].
У младших школьников большое место в мотивации отводится отметке. В то же время не все младшие школьники осознают объективную роль отметки. Отметка отражает оценку знаний школьников и общественное мнение о них. В связи с вышесказанным младшие школьники стремятся получить оценку не ради знаний, а с целью сохранения и повышения своего престижа [34].
Нередко учащиеся начальных классов могут использовать неприемлемые пути для получения желаемых отметок, переоценивают свои результаты. Ш. А. Амонашвили отмечал, что 78 % детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме оценки «отлично»), недовольны и полагают, что им должны были поставить более высокую оценку, а учителя занизили их. Другие школьники привыкают к своим неудачам, теряя веру в собственные силы, у них появляется чувство безразличия к получаемым отметкам [32]. В виду того, что младшие школьники отводят такую роль отметке, она должна иметь другой смысл, для того, чтобы дети воспринимали оценку как показатель уровня знаний и умений [9].
Для учения свойственен полимотивированный характер - это говорит о том, что учиться младшего школьника побуждает не один, а различные мотивы. Такие одновременно функционирующие мотивы различного свойства реализуются не изолированно, а во взаимодействии [35].
Анализу видов учебной мотивации посвящены исследования А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна, П. М. Якобсона, Г. Розенфельда и др. [18].
Мотив учения отражает направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Так, если активность младшего школьника нацелена на работу с самим изучаемым объектом (биологическим, лингвистическим, математическим и др.), то говорят о наличии познавательных мотивов [16]. В случае, если активность учащегося начальных классов в ходе учения ставит целью взаимоотношения с другими учащимися, то это говорит о социальных мотивах. Таким образом, одних младших школьников мотивирует процесс познания в процессе учения, иных - взаимоотношения с окружающими [19].
Выводы по первой главе
Большинство исследователей рассматривают мотивацию (от лат. movere) как побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Неоценимый вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о ведущей учебной деятельности обучающегося на начальной ступени образования и о динамике отношения к учению на данной ступени - нарастание интереса к результату и снижение познавательного интереса.
При положительном, но аморфном, нерасчлененном отношении к учению обучающегося на первой ступени образования в мотивации наблюдаются неустойчивые переживания всего нового, любознательности, повышенного интереса и широкие социальные мотивы долга.
Мотивация характеризуется тремя обязательными моментами: 1)положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, то есть радостью познавания и познания; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).
Анализ теоретической литературы дал основание утверждать, что под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать определенные поступки, а также отношение обучающегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. Мотивы детей очень разнообразны, поэтому, в настоящее время, нет их однозначной классификации.
Глава 2. Психолого-педагогические условия и средства формирования мотивации учения младших школьников
2.1. Средства формирования мотивации учения младших школьников
Методика диагностики школьной мотивации у детей младшего школьного возраста (методика Н. Г. Лускановой) показала наличие разных уровней учебной мотивации, наглядное количество каждого уровня представлено на диаграмме - рис. 1.