Файл: Влияние мотивации на эффективность учебной деятельности младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2. Возрастные особенности младших школьников



В психолого-педагогической литературе считается, что младший школьный возраст довольно сложный период, т. к. в этот возрастной пери­од происходит как бурное развитие ребенка, представленное такими ново­образованиями возраста, как развитие произвольности всех психических процессов, а также внутреннего плана действий и рефлексии. Происходит на данном этапе резкая смена ситуации развития: ребенок идет в школу, где основополагающим является обучение, успешность которого обеспе­чивается положительной школьной мотивацией.

В младшем школьном возрасте происходит становления личности ре­бенка, наблюдаются позитивные изменения и преобразования в ее форми­ровании [24].

B. А. Сухомлинский отмечал необходимость почувствовать ребенку радость познания, которая позволяет приобрести умение учиться, дружить, обрести уверенность в себе, своих способностях и возможностях, без нее сделать это будет значительно труднее и потребует неизмеримо более вы­соких душевных и физических затрат [28].

Младший школьный возраст ассо­циируется с началом системати­ческого обучения, которое вносит не­оценимый вклад в становление субъ­ектности растущего человека. Как известно из работ Б.Г. Анань­ева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др., для младшего школьника ведущим видом деятель­ности следует считать учебную дея­тельность, в результате которой про­исходят изменения в самом ученике. Иными словами, в недрах учения зарождается субъектность ребёнка. В учебной работе младший школьник проявляет способность ставить учеб­ные задачи и корректировать их; обу­чается самостоятельно выстраивать действия в соответствии с задуман­ным; может контролировать и оцени­вать свою работу в рамках выполня­емых заданий [1]. В целом ребёнок впервые осознанно выступает деяте­лем и несёт ответственность за ре­зультаты своего труда перед общест­вом и самим собой.

Общеизвестно, что учебная дея­тельность, способствующая становле­нию субъектности, не складывается в одночасье с поступлением ребёнка в 1-й класс - она разворачивается по­степенно, открывая новые грани для развития личности младшего школь­ника. И это во многом зависит от ди­намики формирования учебной мо­тивации как исходного звена учения, поскольку именно мотивы опреде­ляют, какие варианты деятельности будут предпочитаться учеником и ка­кие - отклоняться.


К 6-7 годам на фоне разных жела­ний и потребностей дошкольники на­чинают более дифференцированно под­ходить к деятельности и выбирать именно то дело, которое для них при­влекательно. Д.Б. Эльконин по этому поводу писал: «В качестве мотивов мо­гут выступать содержание самой дея­тельности, её общественное значение, успех или неуспех в её проведении, личностные достижения (самооцен­ка)» [3, с. 159]. К концу дошкольно­го возраста возникает соподчинение мотивов - иными словами, ребёнок способен выделять ведущий мотив сре­ди многих других. Более того, направ­ленность мотивации кристаллизуется: для детей становятся привлекательны­ми исполнение роли ученика, достиже­ние признания со стороны взрослых, предметное общение и взаимодействие со сверстниками.

Таким образом, у будущих перво­классников складываются отдельные мотивы, определяющие характер учебной деятельности, - познаватель­ные мотивы, позволяющие заглянуть в сущность мироздания, и социаль­ные мотивы, создающие основу для совместной учебной работы. Между тем эти мотивы слабо связаны между собой, ситуативны, неустойчивы.

Дети, поступившие в 1-й класс, сначала стремятся занять новое зна­чимое место в обществе - стать школьниками. Здесь основой стано­вятся такие мотивы, как «буду хо­дить в школу - буду взрослым и са­мостоятельным», «получу хорошую отметку - и мама (папа) меня похва­лят», «буду хорошо вести себя на уро­ке - и учитель меня заметит и одоб­рит моё поведение». И вчерашние дошкольники старательно выполня­ют задания учителя, пытаясь соответ­ствовать школьным требованиям и получать только «пятёрки». Но уже к концу 1-го класса становится ясно, что успешны в учебе не те, кто горит желанием «быть школьником», а те, для кого учёба является увлекатель­ным занятием. Делается очевидным закономерный переход от решающей роли социальных мотивов в учении первоклассников в первые месяцы пребывания в школе к повышению значения познавательного интереса к концу учебного года. При этом соци­альные мотивы необходимо рассмат­ривать как отправную точку зарожде­ния учения - деятельности по самоизменению субъекта учения.

1.3. Специфика формирования мотивации учения младших школьников



Мотивация обозначает внутреннюю психологическую характеристи­ку личности, выражаемую во внешних проявлениях

, в отношении к окру­жающему миру, видам деятельности. Деятельность, не может реализовы­ваться без мотива или со слабым мотивом, или является неустойчивой. Это говорит о том, что процесс обучения должен вызвать у младшего школьника интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряжен­ному умственному труду [29].

В литературе можно увидеть три типа отношения к учению - поло­жительное, безразличное и отрицательное [5]. Положительное отношение к учению предполагает активность младших школьников в учебном про­цессе, умение определять перспективные цели, предугадывать результат учебной деятельности, справляться с возникающими трудностями на пути достижения цели. Отрицательное отношение младших школьников к уче­нию проявляется в отсутствии желания учиться, недостаточной заинтере­сованности в успехах, нацеленности на отметку, неумении устанавливать цели, справляться с трудностями, негативном отношении к школе и учи­телям [27].

У младших школьников большое место в мотивации отводится отмет­ке. В то же время не все младшие школьники осознают объективную роль отметки. Отметка отражает оценку знаний школьников и общественное мнение о них. В связи с вышесказанным младшие школьники стремятся получить оценку не ради знаний, а с целью сохранения и повышения сво­его престижа [34].

Нередко учащиеся начальных классов могут использовать неприем­лемые пути для получения желаемых отметок, переоценивают свои ре­зультаты. Ш. А. Амонашвили отмечал, что 78 % детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме оценки «отлично»), недовольны и по­лагают, что им должны были поставить более высокую оценку, а учителя занизили их. Другие школьники привыкают к своим неудачам, теряя веру в собственные силы, у них появляется чувство безразличия к получаемым отметкам [32]. В виду того, что младшие школьники отводят такую роль отметке, она должна иметь другой смысл, для того, чтобы дети восприни­мали оценку как показатель уровня знаний и умений [9].

Для учения свойственен полимотивированный характер - это говорит о том, что учиться младшего школьника побуждает не один, а различные мотивы. Такие одновременно функционирующие мотивы различного свойства реализуются не изолированно, а во взаимодействии [35].

Анализу видов учебной мотивации посвящены исследования А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейна, П. М. Якобсона, Г. Розенфельда и др. [18].


Мотив учения отражает направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Так, если активность младшего школь­ника нацелена на работу с самим изучаемым объектом (биологическим, лингвистическим, математическим и др.), то говорят о наличии познава­тельных мотивов [16]. В случае, если активность учащегося начальных классов в ходе учения ставит целью взаимоотношения с другими учащимися, то это говорит о социальных мотивах. Таким образом, одних младших школьников мотивирует процесс познания в процессе учения, иных - взаимоотношения с окружающими [19].



Выводы по первой главе



Большинство исследователей рассматривают мотивацию (от лат. movere) как побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Неоценимый вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о ведущей учебной деятельности обучающегося на начальной ступени образования и о динамике отношения к учению на данной ступени - нарастание интереса к результату и снижение познавательного интереса.

При положительном, но аморфном, нерасчлененном отношении к учению обучающегося на первой ступени образования в мотивации наблюдаются неустойчивые переживания всего нового, любознательности, повышенного интереса и широкие социальные мотивы долга.

Мотивация характеризуется тремя обязательными моментами: 1)положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, то есть радостью познавания и познания; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений).

Анализ теоретической литературы дал основание утверждать, что под мотивами понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать определенные поступки, а также отношение обучающегося к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. Мотивы детей очень разнообразны, поэтому, в настоящее время, нет их однозначной классификации.



Глава 2. Психолого-педагогические условия и средства формирования мотивации учения младших школьников

2.1. Средства формирования мотивации учения младших школьников



Методика диагностики школьной мотивации у детей младшего школьного возраста (методика Н. Г. Лускановой) показала наличие разных уровней учебной мотивации, наглядное количество каждого уровня представлено на диаграмме - рис. 1.