Файл: Влияние мотивации на эффективность учебной деятельности младших школьников.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации учения младших школьников
1.1. Понятие мотивации в научной литературе
1.2. Возрастные особенности младших школьников
1.3. Специфика формирования мотивации учения младших школьников
2.1. Средства формирования мотивации учения младших школьников
2.2. Условия формирования мотивации учения младших школьников
Возрастные особенности школьников надо не только учитывать, а из возрастных особенностей надо исходить с самого начала (А.К. Маркова). Иными словами, не следует считать, что какому-либо возрасту могут быть неизбежно присущи какие-то устойчивые и определенные мотивы и что возраст может жестко лимитировать, ограничивать развитие интересов и мотивов. Каждый возраст имеет свои ресурсы развития мотивации, хотя они, конечно, не безграничны и не беспредельны, а связаны с психическим, интеллектуальным и социальным статусом ребенка. Поэтому, анализируя особенности мотивации учения младшего школьника, мы будем исходить из того, что не возраст сам по себе, а тип деятельности (учения) определяет в этом возрасте особенности мотивации.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, это возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами. Основная особенность учебной деятельности, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в том, что «это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте». Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения, содержание которой на разных этапах меняется. Учение как субъективная характеристика обучения реализуется при организации последнего в форме учебной деятельности.
Первый год обучения должен рассматриваться как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, выполняющий важнейшее предназначение в дальнейшей жизни и учении ребенка:
- на этом этапе закрепляется, преобразуется начальная мотивация;
- осуществляется самосознание и самооценка ребенком себя как субъекта новой для него деятельности - учения, своего статуса «Я-ученик», формируются качества психики, определяющие его общий характер и поведение;
- формируется учебно-познавательная деятельность как база всего последующего обучения, происходит развитие и обогащение речевой деятельности и речевой практики;
- складываются умения сотрудничества в учебной деятельности, опыт общения с детьми и с учителем.
Для школьного возраста характерно в структуре мотивации наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту (Божович Л.И.; Маркова А.К.; Матюхина М.В. и др.). К той или иной деятельности личность далеко не всегда побуждается определенным единственным мотивом, мотивов может быть и несколько, тогда деятельность выступает как полимотивированная. Однако среди этих мотивов всегда есть доминирующие, которые возглавляют иерархическую структуру мотивационной сферы личности и определяют направленность деятельности и ее результаты. В учении - это социальные, познавательные мотивы. Каждый мотив, выполняя побудительную функцию, занимает определенное место в иерархии мотивов.
Интенсивность мотивации, ее структура определяют активность субъекта в овладении знаниями, умениями, навыками.
Учебные мотивы, конкретизирующие потребность в учебной деятельности, побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства знаний (Божович Л.И.). Широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование («быть умным», как говорят дети) - осознаются младшими школьниками, придают определенный смысл их учебной работе, но остаются только «знаемыми». Абстрактное для ребенка понятие долга или далекая перспектива продолжить образование не может непосредственно побуждать его к учебной работе. Чаще всего только желание получить высокую оценку побуждает первоклассника немедленно приступить к выполнению задания. И этот мотив для него в этот период будет реально действующим.
Однако социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника и как подтвердило наше исследование, у хорошо успевающих школьников уже с первого года обучения достаточно полно представлены в их мотивационной сфере. Удержание интереса ребенка в учебном содержании ведет к формированию учебной деятельности, приводит к личной заинтересованности ребенка.
Необходимо, чтобы ученик руководствовался в своей деятельности мотивами интереса (желания) и долженствования (обязанности). Нужно, чтобы социальная необходимость учебной деятельности осознавалась непосредственно «изнутри», а не навязывались извне (Эльконин Д.Б.). Только тогда обучение может соответствовать выдвигаемому в настоящее время требованию - воспитать бескорыстную жажду познания и творчества (Ильясов И.И.).
Возможно также, что в ходе учебной деятельности возникнут первоначально отсутствовавшие смыслообразующие мотивы, связанные с учением. Как правило, установка на максимальную учебную активность возникает лишь тогда, когда побуждением к учению выступает не внешний по отношению к действительности стимулмотив, а поднятый до личностного смысла содержательный познавательный интерес. Только в этом случае можно говорить о собственно учебной деятельности, то есть о той активности, когда предмет, на который она направлена, совпадает с тем объектом, что побуждает субъект к данной деятельности
, то есть мотивом. Такая содержательная мотивация может возникнуть лишь в ходе самого учения, если при этом возникает познавательная потребность и приобретается опыт ее удовлетворения (Цукерман Г.А.).
Проявлением мотивационного процесса является интеллектуальная активность школьника: стремление к умственной деятельности, творческой деятельности и выполнению трудных заданий. Самый значимый аспект познавательной мотивации и мотивации учения в целом - учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Для младших школьников характерна нестабильность ориентации на способ или результат учебной деятельности.
Для значительной части младших школьников характерен интерес к изучению различных предметов, и по мере взросления у них происходит осознание дифференциации учебных предметов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей.
Важным видом учебной мотивации младших школьников является мотивация достижения. Данная мотивация в любой деятельности состоит из двух мотивационных тенденций - мотивации достижения успеха и избегания неудачи. Всегда та или иная тенденция преобладает. В начальных классах мотивация достижения нередко становится доминирующей. Особенно это имеет место у детей с высокой успеваемостью - желание хорошо, правильно выполнять задания. Хотя эта мотивация сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий, независимо от этой внешней оценки, тем самым, способствуя формированию саморегуляции.
При формировании мотивов, связанных с процессом обучения, учитель должен, прежде всего, стимулировать и поощрять интеллектуальный поиск и творческую активность ученика.
Л.В.Занков подчеркивал, что обучение не может сделать всех школьников одинаковыми. Главное - это добиться того, чтобы каждый достиг максимума в своем развитии. У каждого ребенка имеется индивидуальный путь развития. С.Г.Шевченко также отмечала, что при выборе оптимальных психолого-педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально-типологические особенности, так и возрастные этапы развития.
Выводы по второй главе
Успешность учения зависит от дидактического мастерства учителя и находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам (Эльконин Д.Б.). Однако максимальный эффект может быть достигнут лишь при наличии у учащегося внутренних побуждений к усвоению соответствующих знаний, а также мотивов.
Разработка В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным своей концепции учебной деятельности, раскрытие ими природы, определения компонентов этой деятельности - все это значительно повлияло не только на активизацию интереса ученых к проблеме мотивации учения, но и на сам теоретический подход к изучению мотивации. Д.Б. Эльконин ставит учебнопознавательные мотивы на первое место в структуре учебной деятельности и прямо указывает, что "полноценное формирование учебной деятельности в младших классах возможно только при условии воспитания полноценных мотивов".
В ходе учебной деятельности развивается непосредственная мотивация учения. На мотивацию учения влияют содержание знаний, методика преподавания, эмоциональная форма изложения, объем содержания, новизна материала, личность учителя, взаимоотношения с одноклассниками, результаты в учении. Сила и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него ученик.
Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Специфика эмоций, отмечал А.Н. Леонтьев, состоит в том, что «они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов».
Заключение
Реальный источник мотивации любого человека находится в нём самом - во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы младший школьник сам захотел что - то создать, что-то сделать. Именно поэтому решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).