Файл: Влияние мотивации на эффективность учебной деятельности младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возрастные особенности школьников надо не только учитывать, а из возрастных особенностей надо исходить с самого начала (А.К. Маркова). Иными словами, не следует считать, что какому-либо возрасту могут быть неизбежно присущи какие-то устойчивые и определенные мотивы и что возраст может жестко лимитировать, ограничивать развитие интересов и мотивов. Каждый возраст имеет свои ресурсы развития мотивации, хотя они, конечно, не безграничны и не беспредельны, а связаны с психическим, интеллектуальным и социальным статусом ребенка. Поэтому, анализируя особенности мотивации учения младшего школьника, мы будем исходить из того, что не возраст сам по себе, а тип деятельности (учения) определяет в этом возрасте особенности мотивации.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, это возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами. Основная особенность учебной деятельности, по мнению Д.Б. Эльконина, заключается в том, что «это деятельность по самоизменению, ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте». Связующим звеном между обучением и развитием человека выступает деятельность учения, содержание которой на разных этапах меняется. Учение как субъективная характеристика обучения реализуется при организации последнего в форме учебной деятельности.

Первый год обучения должен рассматриваться как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, выполняющий важнейшее предназначение в дальнейшей жизни и учении ребенка:

- на этом этапе закрепляется, преобразуется начальная мотивация;

- осуществляется самосознание и самооценка ребенком себя как субъекта новой для него деятельности - учения, своего статуса «Я-ученик», формируются качества психики, определяющие его общий характер и поведение;

- формируется учебно-познавательная деятельность как база всего последующего обучения, происходит развитие и обогащение речевой деятельности и речевой практики;

- складываются умения сотрудничества в учебной деятельности, опыт общения с детьми и с учителем.

Для школьного возраста характерно в структуре мотивации наличие иерархии с преобладанием некоторых ведущих мотивов, которые меняются от возраста к возрасту (Божович Л.И.; Маркова А.К.; Матюхина М.В. и др.). К той или иной деятельности личность далеко не всегда побуждается определенным единственным мотивом, мотивов может быть и несколько, тогда деятельность выступает как полимотивированная. Однако среди этих мотивов всегда есть доминирующие, которые возглавляют иерархическую структуру мотивационной сферы личности и определяют направленность деятельности и ее результаты. В учении - это социальные, познавательные мотивы. Каждый мотив, выполняя побудительную функцию, занимает определенное место в иерархии мотивов.
Интенсивность мотивации, ее структура определяют активность субъекта в овладении знаниями, умениями, навыками.

Учебные мотивы, конкретизирующие потребность в учебной деятельности, побуждают школьников к усвоению способов воспроизводства знаний (Божович Л.И.). Широкие социальные мотивы учения - долг, ответственность, необходимость получить образование («быть умным», как говорят дети) - осознаются младшими школьниками, придают определенный смысл их учебной работе, но остаются только «знаемыми». Абстрактное для ребенка понятие долга или далекая перспектива продолжить образование не может непосредственно побуждать его к учебной работе. Чаще всего только желание получить высокую оценку побуждает первоклассника немедленно приступить к выполнению задания. И этот мотив для него в этот период будет реально действующим.

Однако социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника и как подтвердило наше исследование, у хорошо успевающих школьников уже с первого года обучения достаточно полно представлены в их мотивационной сфере. Удержание интереса ребенка в учебном содержании ведет к формированию учебной деятельности, приводит к личной заинтересованности ребенка.

Необходимо, чтобы ученик руководствовался в своей деятельности мотивами интереса (желания) и долженствования (обязанности). Нужно, чтобы социальная необходимость учебной деятельности осознавалась непосредственно «изнутри», а не навязывались извне (Эльконин Д.Б.). Только тогда обучение может соответствовать выдвигаемому в настоящее время требованию - воспитать бескорыстную жажду познания и творчества (Ильясов И.И.).

Возможно также, что в ходе учебной деятельности возникнут первоначально отсутствовавшие смыслообразующие мотивы, связанные с учением. Как правило, установка на максимальную учебную активность возникает лишь тогда, когда побуждением к учению выступает не внешний по отношению к действительности стимул­мотив, а поднятый до личностного смысла содержательный познавательный интерес. Только в этом случае можно говорить о собственно учебной деятельности, то есть о той активности, когда предмет, на который она направлена, совпадает с тем объектом, что побуждает субъект к данной деятельности

, то есть мотивом. Такая содержательная мотивация может возникнуть лишь в ходе самого учения, если при этом возникает познавательная потребность и приобретается опыт ее удовлетворения (Цукерман Г.А.).

Проявлением мотивационного процесса является интеллектуальная активность школьника: стремление к умственной деятельности, творческой деятельности и выполнению трудных заданий. Самый значимый аспект познавательной мотивации и мотивации учения в целом - учебно-познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, значит, у него развивается мотивация, адекватная структуре учебной деятельности. Для младших школьников характерна нестабильность ориентации на способ или результат учебной деятельности.

Для значительной части младших школьников характерен интерес к изучению различных предметов, и по мере взросления у них происходит осознание дифференциации учебных предметов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей.

Важным видом учебной мотивации младших школьников является мотивация достижения. Данная мотивация в любой деятельности состоит из двух мотивационных тенденций - мотивации достижения успеха и избегания неудачи. Всегда та или иная тенденция преобладает. В начальных классах мотивация достижения нередко становится доминирующей. Особенно это имеет место у детей с высокой успеваемостью - желание хорошо, правильно выполнять задания. Хотя эта мотивация сочетается с мотивом получения высокой оценки своей работы (отметки и одобрения взрослых), все же ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий, независимо от этой внешней оценки, тем самым, способствуя формированию саморегуляции.

При формировании мотивов, связанных с процессом обучения, учитель должен, прежде всего, стимулировать и поощрять интеллектуальный поиск и творческую активность ученика.

Л.В.Занков подчеркивал, что обучение не может сделать всех школьников одинаковыми. Главное - это добиться того, чтобы каждый достиг максимума в своем развитии. У каждого ребенка имеется индивидуальный путь развития. С.Г.Шевченко также отмечала, что при выборе оптимальных психолого-педагогических условий для учащихся важно учитывать как индивидуально-типологические особенности, так и возрастные этапы развития.





Выводы по второй главе



Успешность учения зависит от дидактического мастерства учителя и находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, т.е. каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения поставленных целей, к себе, учителю и соученикам (Эльконин Д.Б.). Однако максимальный эффект может быть достигнут лишь при наличии у учащегося внутренних побуждений к усвоению соответствующих знаний, а также мотивов.

Разработка В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным своей концепции учебной деятельности, раскрытие ими природы, определения компонентов этой деятельности - все это значительно повлияло не только на активизацию интереса ученых к проблеме мотивации учения, но и на сам теоретический подход к изучению мотивации. Д.Б. Эльконин ставит учебно­познавательные мотивы на первое место в структуре учебной деятельности и прямо указывает, что "полноценное формирование учебной деятельности в младших классах возможно только при условии воспитания полноценных мотивов".

В ходе учебной деятельности развивается непосредственная мотивация учения. На мотивацию учения влияют содержание знаний, методика преподавания, эмоциональная форма изложения, объем содержания, новизна материала, личность учителя, взаимоотношения с одноклассниками, результаты в учении. Сила и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него ученик.

Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Специфика эмоций, отмечал А.Н. Леонтьев, состоит в том, что «они отражают отношение между мотивами и возможностью успеха деятельности по реализации этих мотивов».


Заключение



Реальный источник мотивации любого человека находится в нём самом - во внутренних мотивах. Необходимо, чтобы младший школьник сам захотел что - то создать, что-то сделать. Именно поэтому решающее значение придаётся не мотивам обучения (внешнему нажиму), а мотивам учения (внутренним побудительным силам).